Интегрированный курс Истории России и мира в 20 веке 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2013) и авторских программ - Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран» и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2013). Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ni_ir_9_klass_integ.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»
"Утверждаю" Директор школы ___________ П.В.Кичаев Приказ №______ от "_____"__________2013 г. | "Согласовано" Заместитель директора по УВР _________________ О.А.Забатурина | Рассмотрена на заседании МО Протокол №______ от "_____" ___________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
В 9 КЛАССЕ
(интегративный вариант курса)
Разработал:
учитель истории и обществознания
Кичаев П.В.
2013 -2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2013) и авторских программ - Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран» и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2013). Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».
Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Рабочая программа для 9 класса ориентирована на использование следующих учебников:
- А.А. Данилов, Л. Г. Косулина , М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс» / - М: Просвещение, 2012;
- О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая истории. Новейшая история 9 класс»/М. «Просвещение», 2013
•дополнительных пособий для учителя:
Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХХ век» / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2007;
О.В.Арсланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России. (XX- начало XXI века) : 9 класс.- М.: «Вако»,2008.
С.В.Парецкоа, И.И.Варакина . Новейшая история зарубежных стран.XX-началоXXI века. 9класс: поурочные планы по учебнику О.С.Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы .-Волгоград: Учитель,2007
• для учащихся:
Данилов, А. А. История России. XX век - начало XXI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2013.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: на изучение истории России 44 учебных часа, на изучение Всеобщей истории 24 часов; всего 68 часов. Из них 3 часа запланированы на проведение административных контрольных работ: на начало года, по итогам I полугодия и на конец учебного года. При разработке программы учтены особенности концентрической системы обучения.
Часы, отведенных для изучения исторических событий родного края включены непосредственно в календарно-тематический план к конкретному уроку -2 часа и 1 час выделен отдельным уроком для изучения военной истории края в годы Великой отечественной войны (выделены курсивным шрифтом)
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «История Отечества 882-1917», «История России. XX век», «Репетитор-2010 по истории Кирилла и Мефодия», видеофильмы «Крушение царизма», «Двоевластие», «В дни октября», «Цвет войны», «Обыкновенный фашизм», «Сталинградская битва».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач
Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.
Основные понятия курса
I. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. протекторат, модернизация, индустриальное общество, политическая система, гражданское общество, Порт-Артур, Портсмутский мир, агрессия, Маньчжурия,революция,, парламент, конституционная монархия, отруб, хутор, артель, кооперация,ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм? Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, «тайная дипломатия», «14 пунктов» Вильсона, репарации, Лига Наций
II. Великая российская революция.
альтернатива, амнистия, коалиционное правительство, декрет, ВЦИК, СНК, сепаратный мир,
национализация, аннулирование, интервенция, гражданская война, анархисты, эскалация, военный
коммунизм, продразверстка, красный террор, демократическая контрреволюция, денационализация,
III. СССР и мир в 1920-1930гг.
НЭП, продовольственный налог, концессии, рентабельный, «Командные высоты»
федерализм, автономия, саботаж, Коминтерн, Генуэзская конференция, Рапалльский договор,
«мирное сосуществование» ,Номенклатура, тоталитаризм, репрессии, культ личности,
оппозиция, Мировой экономический кризис, Коллективизация, индустриализация
система коллективной безопасности, фашизм, Лига Наций, политика умиротворения,
анафема, атеизм, конструктивизм, идеология, социалистический реализм, «культурная революция», геополитические интересы
IV.Вторая мировая война. Великая Отечественная война. пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, превентивный, Вермахт, блицкриг, ГКО, «Тайфун»
демилитаризация, «Багратион», Уран», «Цитадель», плацдарм, эвакуация, антигитлеровская коалиция, «молниеносная война», закон о ленд-лизе, Тройственный пакт,
V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия
репарации, репатриация, национальное богатство, ВПК, железный занавес, ГУЛАГ, космополитизм,
Карибский кризис, мирное сосуществование, мораторий«холодная война», десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм, доктрина Трумэна, план Маршалла, СЭВ, НАТО
VI. СССР в 1965-1991 гг.
коррупция,«теневая экономика», диссидент, экстенсивная экономика, диссидент
пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева», суверенитет, кооперация, ускорение, инфляция, приватизация, консенсус, плюрализм, разделение властей, «гласность», ускорение
«новое мышление», биполярная система международных отношений
VII. Мир во второй половине 20 в.
Солдатский билль о правах, законы Вагнера и Тафта-Хартли, шпиономания импичмент, СОИ,
«английская болезнь», Британское содружество, ирландская проблема, «железная леди»
ФРГ, бундестаг и бундесрат, федеральный канцлер, СДПГ, « обновление социализма», «железный занавес», «шоковая терапия», СНГ, национал-реформизм, военная хунта, политика «к югу от Рио-Гранде», ЮЗА, «белая революция», исламский фундаментализм, ИНК, ЮВА, ЮА, КНР, «прагматики», хунвейбины,
VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.
приватизация, ваучер, либерализация экономики, рыночная экономика, валютный коридор,
конвертируемая валюта, Федеральное собрание, спикер, референдум, фракция, электорат,
судебная инстанция, сепаратизм, терроризм
Учебно - тематический план
Содержание образования по учебному предмету | Дата проведения урока | № п/п Тематическое планирование | Цели | Формируемые компетенции учащихся | Контроль (контрольныепроверочные, самостоятельные, практические, лабораторные работы и т.д.) | Проектная деятельность | Используемые средства обучения (ИКТ, ТСО, наглядностьдидактический материал) | Д/З "История России. XX век"А.А. Данилов, Л.Г. Косулина | Д\З О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа "Всеобщая история .Новейшая история" |
О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа "Всеобщая история. Новейшая история" А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век" РАЗДЕЛ I. Россия и Мир на рубеже веков XIX-XX (1900—1916 гг.) | |||||||||
Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая революция. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. | 1-2. Мир в начале XX века. | Показать причины важнейших перемен в экономическом развитии стран Европы в н.XX века, сформулировать основные черты индустриального общества, определить главные идеологические направления политической борьбы, определить признаки «нового империализма», причины его возникновения | Адекватно понимать информацию. Знать понятия: империализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное общество. Характеризовать основные направления социально-экономического и политического Извлекать информацию из различных источников | карта «Мир в начале XX века» | §1-4 | ||||
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Политическое развитие России в начале XX в Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С.Ю.Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский.. Экономическое развитие России в начале XX в. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм: Финансовый капитал. Социальная структура Российской империи начала XX в.. | 3. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века | Рассмотреть особенности развития России на рубежеXIX- XXв, охарактеризовать социальную структуру, политический строй , уровень развития экономики | Давать определения понятиям: геополитика, модернизация, индустриальное общество, самодержавие. Анализировать модернизационные процессы в странах Европы, США и России, объяснить причины отставания отечественной экономики Извлекать информацию из различных источников | задания с кратким ответом по карточкам | карта «Россия в конце 19в.» | §1-3 | |||
Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне. | 4. Внешняя политика. Русско-японская война | Охарактеризовать отношения России со странами Запада и Востока, определить причины русско-японской войны, рассмотреть ход, итоги войны, причины поражения | Знать внешнеполитические приоритеты России в начале XX века. Дискуссия по вопросам о целесообразности «маленькой победоносной войны» и путях выхода из революционного кризиса Работа с исторической картой | блиц-опрос | Мультимедийная презентация | Повторить даты, события, понятия курса истории XIX века | |||
5.Контрольная работа за курс новой истории XIX век | Актуализация необходимых знаний учащихся из курса истории 8 класса, контроль остаточных знаний | Знать основные положения изученного курса за 8 класса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Срезовая административная контрольная работа | §4 | |||||
Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901 —1904 гг. «Зубатовский социализм» Причины революции. Основные революционные события.. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий. Традиционалистские (монархические) партии и организации. Реформы П. А. Столыпина. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. Итоги столыпинской аграрной реформы.. | 6. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа | Рассмотреть причины, ход и итоги революции, охарактеризовать выборы и деятельность Государственной думы., определить сущность и последствия экономических реформ 1906-1914 | Излагать причины, ход и итоги российской революции 1905-1907 гг. Определять влияние Первой российской революции на общественное развитие страны Составление таблицы Давать определения понятиям: отруб, хутор, отрезки, реформа. Характеризовать положительные и отрицательные итоги Столыпинской реформы | Задания с развёрнутым ответом, хронологическая таблица работа с контурной картой | Мультимедийная презентация | §5-6 | |||
III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1907—1914 гг. Обострение внутриполитической ситуации. IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения. | 7. Политическая жизнь России в 1907-1914 гг. | Охарактеризовать изменения в стране после 1907г, деятельность III и IV Госу. думы | Характеризовать деятельность Государственной думы | Задания с развёрнутым ответом, эссе | Мультимедийная презентация | §7 | |||
Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет».Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. «Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа | 8. Серебряный век русской культуры | Рассмотреть достижения русской культуры и показать как в культуре этого времени отразились социально-экономические процессы, происходившие в стране | Сообщения, выступления с докладами | Мультимедийная презентация | §8 | ||||
Июльский (1914г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. | 9.Первая мировая война. | Способствовать формированию целостного представления о масштабах и основных фронтах Первой мировой войны, познакомить с ходом военных действий и итогами войны | Излагать причины, ход, последствия и итоги Первой мировой войны. Составление таблицы. Анализ видеофильма | хронологическая таблица работа с контурной картой | карта «Первая мировая война» | §5 | |||
Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях. | 10. Россия в Первой мировой войне | Рассмотреть причины, ход и итоги войны для России к началу 1917г | Излагать причины, ход, итоги Первой мировой войны. Определять роль России в данной войне. Систематизировать материал, составлять таблицу. Участвовать в дискуссии «Можно ли было европейским странам избежать Первой мировой войны?» Составление таблицы | эссе блиц-опрос зачёт | карта «Россия в Первой мировой войне | §9 | |||
Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников.Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 —1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений. | 11.Версальско-Вашингктонская система. | Изучить систему международных договоров после окончания Первой мировой войны, выяснить причины нестабильности нового мирового устройства | Анализировать статьи Версальского мирного договора. Участвовать в дискуссии «Можно ли было странам Европы избежать Первой мировой войны?» | задания с кратким ответом по карточкам схема | Мультимедийная презентация | §6-7 | |||
Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной Изменения в расстановке политических сил в странах Европы.Раскол в рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил — коммунистических партий. Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. | 12. Страны Европы и США в 20-е годы. | Показать пути восстановления экономики стран в 20-е гг, выделить особенности социально-экономического . Развития стран Европы и США, систематизировать знания о международных отношениях в 20-е г | Знать особенности экономического развития стран Европы и США после I мировой войны. Выявить новые тенденции в развитии европейских стран и США, давать им оценку Составление плана | задания с кратким ответом по карточкам | Мультимедийная презентация | §8-9 | |||
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век" РАЗДЕЛ 2 . Великая российская революция. 1917-1921 | |||||||||
От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие. Отречение Николая II. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Октябрьский переворот в Петрограде. | 13.Свержение монархии и кризис власти. | Определить причины Февральской революции и крушения монархии, охарактеризовать новую систему власти , рассмотреть сущность двоевластия. Рассмотреть развитее политических событий весной-летом 1917 | Характеризовать события февраля-октября 1917 г. Определять сущность «двоевластия». |
| карта «Россия в1917г.» | §10- 11 | |||
Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия. | 14. Становление Советской власти | Рассмотреть причины и ход Октябрьской революции, охарактеризовать первые мероприятия Советской власти Определить первые итоги правления большевиков | Анализировать первые декреты советской власти Составление тезисов | Задания с развёрнутым ответом, задания с кратким ответом по карточкам | Мультимедийная презентация | §12-13 | |||
Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н. Я. Духонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. «Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое Войско Донское атамана П. Л. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно.. Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля. Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных. «Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание. | 15-16. Гражданская война | Определить причины, рассмотреть ход и итоги Гражданской войны и интервенции, определить причины победы красных и поражения белых в Гражданской войне Рассмотреть периодизацию, охарактеризовать руководителей Красной армии и Белого движения Охарактеризовать сущность и результаты политики «военного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве | Знать периодизацию и основные события Гражданской войны. Критически анализировать различные подходы в освещении событий Гражданской войны. Участвовать в разработке проекта «Красный и белый террор» Извлекать информацию из различных источников | Сообщения сравнительная таблица работа с контурной картой план-схема | «Гражданская война и интервенция в России» карта | §14-17 | |||
17. Обобщение по теме «Мир и Россия в 1900-20-х г.г.» | Обобщить знания учащихся по разделу, закрепить умения и навыки работы с источниками | тест зачёт сообщения выступления с докладами защита проектов на тему | Карты, Тесты, сообщения | Творческие задания: презентация, сообщение, понятийный кроссворд | |||||
О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа "Всеобщая история. Новейшая история" А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век" РАЗДЕЛ 3. СССР на путях строительства нового общества. Мир в 20-40 годы. | |||||||||
Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений. | 18. Новая экономическая политика | Рассмотреть причины, основные положения, кризисы и результаты экономической политики, выявить причины свёртывания нэпа | Характеризовать причины перехода к НЭПу, сопоставить НЭП и политику «военного коммунизма». Объяснить противоречия НЭПовской модели и перспективы НЭПа, проводить аналогию с современным рынком Составление таблицы | таблица | Мультимедийная презентация | §18 | |||
Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне.Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна. Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности. | 19. Образование СССР, его внешняя политика. | Рассмотреть предпосылки, планы и ход процесса объединения советских республик в одно государство. Рассмотреть внешнюю политику СССР в 20-е годы, выявить её противоречивость и причины внешнеполитических конфликтов | Знать понятия: Коминтерн, международная изоляция, региональные конфликты. Уметь анализировать документы, различать факт, мнение, доказательство Составление плана | Задания с развёрнутым ответом
схема | Мультимедийная презентация | §19-20 | |||
Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Образование СССР. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина. Политическая система. Определение и основные черты тоталитарного режима и тоталитарного государства. Партия — ядро тоталитарной системы. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Унификация общественной жизни. Репрессии. Принятие Конституции 1936 г. | 20. Политическая система СССР в 20-30-е гг. | Рассмотреть изменения, произошедшие в политической сфере Советского государства, определить причины и результаты внутрипартийной борьбы Рассмотреть причины и этапы складывания тоталитарного режима в СССР под руководством И.В.Сталина | Давать определение понятиям: тоталитаризм, культ личности, репрессии, конституция. Характеризовать основные элементы тоталитаризма, анализировать причины и последствия утверждения тоталитарного режима в стране Составление конспекта | задания с кратким ответом по карточкам | Мультимедийная презентация | §21, 25 | |||
Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. | 21.Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. | Способствовать формированию представления о положении людей в условиях мирового экономического кризиса | Давать определения понятиям: экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика Создание конспекта Характеризовать причины и особенности мирового кризиса. Предлагать пути выхода из кризиса | задания с кратким ответом по карточкам блиц-опрос | карта «Европа после 1-й мировой войны» | §10 | |||
Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель — социальные реформы и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20—30-е гг. XX в. | 22.Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. | Показать особенности кризиса в США и странах Европы пути выхода из него | Знать особенности экономического развития европейских государств и США в 30-е годы. Анализировать политику «Нового курса» Рузвельта и программы реформистских движений в США и Великобритании Составление тезисов | задания с кратким ответом | карта «Европа после 1-й мировой войны» | §11-12 | |||
Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н.И. Бухарина. Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание. | 23.Экономическая политика СССР В 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация | Охарактеризовать планы, ход, особенности и итоги индустриализации и коллективизации, показать связь коллективизации с индустриализацией | Давать определение понятиям: индустриализация, коллективизация, «великий перелом», колхоз. Анализировать последствия индустриализации и коллективизации, давать оценку сталинскому «Великому перелому» Извлекать информацию из исторических документов и схем | Задания с развёрнутым ответом, эссе | Мультимедийная презентация | §23-24 | |||
Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Начало создания «новой интеллигенции». Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг. Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Культурная революция и ее итоги. Родной край в первой трети XX в. | 24.Духовная жизнь: достижения и потери | Определить направления культурной политики советской власти, рассмотреть достижения и потери российской культуры 20-30-х гг | Называть выдающихся деятелей и достижения отечественной науки и культуры начала XX века. Систематизировать материал, составлять таблицу. Подготовить сообщение о выдающемся представителе отечественной науки и культуры начала XX века Поиск и выбор нужной информации | сообщения выступления с докладами защита проектов на тему | Мультимедийная презентация | §22,26 | |||
Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР | 25.Внешняя политика СССР в 30-е годы. | Рассмотреть изменения внешнеполитического курса СССР в 30-е гг, охарактеризовать причины сближения СССР и Германии | Указывать основные направления внешней политики СССР в 30-е годы. Давать оценку «нового курса» советской дипломатии, анализировать советско-германские соглашения 1939 г. Составление плана | тест | карта | §27 | |||
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации. внешней экспансии. Особенности итальянского фашизма. Кризис Веймарской республики в Германии. Нацистская партия на пути к власти. Этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. | 26.Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. | Показать связь между внутриполитическим состоянием общества и распространением идеологии тоталитаризма, выявит особенности фашистских режимов в Италии, Германии, Испании | Давать определения понятиям: тоталитаризм, фашизм, милитаризм. Находить и объяснять сходные черты и различия итальянского, германского и испанского фашизма. Участвовать в разработке проекта «Фашизм в современном мире» Работа с историческими справочниками и словарями | таблица | карта «Европа после 1-й мировой войны» | §13-14 | |||
Положение в странах Востока в первой половине XX в. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии. Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. | 27. Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века. | Сопоставить и обобщить основные факторы исторического развития и особенности модернизации традиционного общества | Адекватно понимать информацию. Давать определения понятия: экспансия, модернизация, реформы. Объяснить особенности экономического и политического развития стран Востока Извлекать информацию из различных источников | задания с кратким ответом по карточкам | карта мира | §15, §16, §17 | |||
Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности. | 28. Международные отношения в 30-е годы. | Раскрыть причины нарастания международной напряжённости, определить сущность политики умиротворения, анализировать причины бессилия Лиги Наций и демократических стран Европы и США | Анализировать основные события на Восточном и Западном фронтах. | таблица | карта мира | §19 | |||
Периодизация, фронты, участники. Основные военные операции. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг. Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. [Холокост.] Движение Сопротивления и его герои. Создание антигитлеровской коалиции. Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США Нюрнбергский процесс (1945—1946 гг.) | 29. Вторая мировая война. | Раскрыть характер Второй мировой войны, изучит ход военных действий , подвести к выводу о решающей роли Восточного фронта и СССР в борьбе с фашистскими силами | Участвовать в дискуссии «Можно ли было избежать Второй мировой войны?» | хронологическая таблица | карта «Вторая мировая война» | §20-21 | |||
30.Административная проверочная контрольная работа по итогам I полугодия | Контроль качества знаний учащихся за курс довоенной истории | Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса истории новейшего времени. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Контрольная работа | ||||||
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век" РАЗДЕЛ 4. Великая Отечественная война. 1941-1945 | |||||||||
СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР. Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой. | 31. Начало Великой Отечественной войны | Рассмотреть внешнюю политику СССР в 1939-1941 гг, ход и итоги реализации советско-германских договорённостей 1939 г. Определить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны, рассмотреть ход военных действий в начале Вов и в период Московской битвы, познакомить с подвигом советских солдат | Излагать причины и итоги Великой Отечественной войны. Знать историческую карту. Систематизировать материал, составлять таблицу. Участвовать в дискуссии по теме «Можно ли было избежать Второй мировой войны?» Составление таблицы. Анализ видеофильма | эссе
хронологическая таблица | Подготовка проекта «Герои Великой Отечественной войны» | Видеофильм «Битва под Москвой» | §28-29 | ||
Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Тыл. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура | 32. Предпосылки коренного перелома. | Рассмотреть планы сторон, ход военных действий в первой половине 1942г , познакомить учащихся с немецко-фашистской политикой на оккупированных территориях и развитием партизанского движения | Излагать планы сторон, ход военных действий в первой половине 1942г Знать историческую карту. Систематизировать материал. Составление хронологической таблицы. Анализ видеофильма | Задания с развёрнутым ответом | Подготовка проекта «Герои Великой Отечественной войны» | Видеофильм «Битва под Москвой» Мультимедийная презентация | §30-31 | ||
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта. | 33. Коренной перелом в ходе войны. | Рассмотреть ход и итоги коренного перелома в Великой Отечественной войне, показать героизм многонационального советского народа, определить причины национальных движений | Излагать ход и итоги коренного перелома в Великой Отечественной войне .Систематизировать материал, составлять таблицу. Участвовать в дискуссии. Составление таблицы. Анализ видеофильма | задания с кратким ответом по карточкам хронологическая таблица | Подготовка проекта «Герои Великой Отечественной войны» | Мультимедийная презентация | §32-33 | ||
Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжур Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. | 34.Заключительный этап войны. | Рассмотреть ход военных действий на завершающем этапе войны в 1944-1945 гг, определить источники и уроки победы, охарактеризовать взаимоотношения союзников | Излагать итоги Великой Отечественной войны. Знать историческую карту. Систематизировать материал, составлять таблицу. Составление таблицы «Военные операции 1944 (Десять сталинских ударов)» Анализ видеофильма | Задания с развёрнутым ответом, задания с хронологическая таблица работа с контурной картой | Подготовка проекта «Герои Великой Отечественной войны» | Мультимедийная презентация | §34 | ||
Мордовский край в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годы. Боевой путь 341 стрелковой дивизии. | 35.Родной край в Великой Отечественной войне | Рассмотреть период развития территории края, вклад Мордовии в дело разгрома фашистов | Знать краеведческий материал , уметь пользоваться архивными данными школьного музея, дополнительной литературой по краеведению | тест сообщения выступления с докладами защита проектов на тему | Подготовка проекта «Герои Великой Отечественной войны» | Мультимедийная презентация | |||
36. Обобщение по теме « Мир и СССР в 30-40- е годы» | Обобщить знания учащихся по истории ВО войны | Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | сообщения выступления уч-ся | Защита проекта «Герои Великой Отечественной войны» | Мультимедийная презентация | Сообщения, презентации, проекты о героях ВОВ, о героях-кантемировцах, о памятных местах посёлка | |||
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век" РАЗДЕЛ 5 . СССР в 1945-1953 | |||||||||
Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы. | 37.Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие | Рассмотреть планы, ход и итоги восстановления хозяйства страны после войны, влияние войны на политические настроения в обществе, причины ужесточения политического режима | Характеризовать состояние советской экономики после войны. Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике, политике, культуре, социальной жизни Составление таблицы | блиц-опрос | Мультимедийная презентация | §35-36 | |||
Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии. | 38. Идеология и культура в послевоенное время | Рассмотреть достижения и потери в культурной жизни СССР | Способность предавать содержание материала в развёрнутом и сжатом виде через оставление опорного конспекта в соответствии с учебной целью. Описывать достижения культуры изучаемого периода; выявлять новые черты развития искусства. | сообщения выступления с докладами защита проектов на тему | Мультимедийная презентация | §37 | |||
О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа "Всеобщая история. Новейшая история" А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век" РАЗДЕЛ 6. Мир и СССР в 1953-середине 60-хгг. XX века | |||||||||
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие | 39.Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война» | Определить изменения в геополитической ситуации послевоенного мира и тенденции его развития | Знать понятия: «холодная война», «гонка вооружений», «военно-политические блоки». На основе анализа документов, объяснить причины и признаки «холодной войны» Работа с историческими документами | план-схема | политическая карта | §22-23 | |||
Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне. | 40. Внешняя политика СССР в послевоенные годы | Рассмотреть причины изменения взаимоотношений между союзниками и начала «холодной войны» | Характеризовать изменения в международном положении СССР после II мировой войны. Объяснить причины и характерные признаки «холодной войны» Составление плана |
план-схема | политическая карта | §38 | |||
Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР. | 41.Внутренняя политика СССР в 1954-х -1964-х годах. Изменения политической системы | Охарактеризовать решения, итоги и значение XX съезда КПСС проанализировать эволюцию национальной политики в 50-60 –е годы | Давать определения понятиям: ротация, реабилитация, «оттепель», расширенное воспроизводство, диссидент, паритет, разоружение, пацифизм. Давать общую оценку экономических реформ Хрущева. Извлекать информацию из различных источников | блиц-опрос | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §39 | ||
Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Особенности социальной политики. Жилищное строительство Развитие науки и образования. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полет в космос Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. | 42.Экономика СССР в 1953-1964 г. «Оттепель» в духовной жизни | Охарактеризовать экономические программы Г.М.Маленкова и и Н.С.Хрущёва Определить новые черты, появившиеся в культуре , рассмотреть влияние политических процессов на культуру | Давать общую оценку экономических реформ Хрущева Извлекать информацию из различных источников, работать с историческими документами | сообщения выступления с докладами защита проектов на тему | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §40-41 | ||
Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социа- | 43.Политика мирного сосуществования | Охарактеризовать направления внешней политики СССР , рассмотреть причины противоречивости внешнеполитической деятельности советского руководства | Характеризовать политику мирного сосуществования. Участвовать в дискуссии по теме «Можно ли считать, что диссидентство выросло из хрущевской «оттепели»?» | схема | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §42 | ||
Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы. | 44.Послевоенное экономическое развитие. | Развивать навыки сравнительного анализа на примере сравнения интенсивного и экстенсивного типов производства | Называть основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ. | Задания с развёрнутым ответом | Подготовка проекта «Человек в истории» | карта мира | §24-25 | ||
Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Неофашизм. | 45.Послевоенное политическое развитие. | Проследить эволюцию и тенденции развития основных политических партий и движений во вт.п.XX в. | Анализировать и выделять отличия постиндустриального общества от индустриального Извлекать информацию на основе анализа рисунков, схем |
| Подготовка проекта «Человек в истории» | карта мира | §26-27 | ||
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век" РАЗДЕЛ 7.СССР в середине 60-х-середине 80-х XX века | |||||||||
Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г. Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики. | 46.Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов. | Выделить особенности политической жизни в ССР во вт п.60-н.80-х и охарактеризовать попытки правительства реорганизовать социалистическую экономику и повысить её производительность | Характеризовать особенности политического и экономического развития страны. Объяснять причины отставания экономики западных стран в 70-80-х гг. | задания с кратким ответом по карточкам | Подготовка проекта «Человек в истории» | хрестоматия, фотографии | §43-44 | ||
Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. | 47.Общество «развитого социализма». | Охарактеризовать черты духовной жизни, рассмотреть противоречия в развитии художественной культуры | Показывать на примерах усиление идеологического контроля в литературе и искусстве, иметь понятие о диссидентском движении и его причинах | задания с кратким ответом по карточкам сообщения выступления с докладами | Подготовка проекта «Человек в истории» | Презентация Мультимедийная презентация | §45 | ||
Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток—Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства. | 48.Политика разрядки: надежды и результаты. | Рассмотреть основные направления внешней политики СССР в 60-80-гг и её противоречия, выявить причины конфронтации, определить последствия Афганской войны | Оценивать характер отношений СССР с другими странами. Написать эссе «Почему у многих людей в наши дни ностальгия по застою?» . Создание письменных высказываний | Задания с развёрнутым ответом | Подготовка проекта «Человек в истории» | политическая карта мира Мультимедийная презентация | §46 | ||
О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа "Всеобщая история. Новейшая история" А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век" РАЗДЕЛ 8.Перестройка в СССР (1985-1991). Мир в 70-80 годы. | |||||||||
Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ. | 49. Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика «гласности». | Определить предпосылки перестройки политической системы , рассмотреть её сущность и реализацию. Определить влияние перестройки на духовную жизнь общества, выделить новые черты, появившиеся в культуре | Объяснять понятия: кадровая революция, перестройка, стратегия ускорения, «новое мышление». Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране. Давать им оценку. Оценивать результаты политики «нового мышления» Извлекать информацию из различных источников |
| Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §47,49 | ||
Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее последствия | 50.Реформа экономики и ее итоги | Охарактеризовать экономическое развитие страны в 1985-1991 г, рассмотреть планы реформ и итоги реализации экономической политики | Знать особенности экономических реформ, их особенности. уметь работать с историческими источниками в поисках необходимой информации | Задания с развёрнутым ответом | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | § 48 | ||
СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне. | 51. Диалектика нового мышления. | Дать характеристику политике «нового мышления», определить направления внешней политики, рассмотреть её итоги | Уметь составлять опорную схему «Внешнеполитический курс Горбачёва», давать сою оценку событиям, знать понятия «биполярная система международных отношений» | схема | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §50 | ||
Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США — сверхдержава в конце XX — начале XXI в. | 52.США во второй половине 20-го в. | Формировать умение анализировать события через исторический портрет политического деятеля страны, развивать навыки сравнения, анализа | Знать особенности экономического и политического развития США, после П мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии США, давать им оценку Составление таблицы | задания с кратким ответом по | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §28 | ||
«Политический маятник» 1950—1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер — «консервативная революция». Э. Блэр — политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Практика сосуществования левых и правых сил у власти — опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. | 53.Великобритания и Франция во второй половине 20-го в. | Систематизировать знания учащихся о послевоенном развитии Англии, Франции, развивать навыки анализа, синтеза | Знать особенности экономического и политического развития Великобритании и Франции после П мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств давать им оценку Составление таблицы | задания с кратким ответом | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §29-30 | ||
Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической системы. Реформа избирательной системы. Особенности социально-экономического развития Италии. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945—1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949—1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.— ФРГ). «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии. | 54.Италия и Германия во второй половине 20-го в. | Систематизировать знания учащихся о послевоенном развитии Италии, Германии развивать навыки анализа, синтеза, давать оценку событиям | Знать причины раскола и объединения Германии. Анализировать основные направления экономического и политического развития современной Германии Составление тезисов | задания с кратким ответом | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §31-32 | ||
Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь). Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Революции 1989—1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX—XXI вв. | 55.Страны Восточной Европы во второй половине 20-го в. | Систематизировать знания учащихся о послевоенном развитии Астран Восточной Европы ,развивать навыки анализа, синтеза | Давать определения понятиям: тоталитарный социализм, «шоковая терапия», выделять причины кризиса тоталитарного социализма. Объяснить главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы, давать им оценку. Дискуссия «Реальный социализм и его место в истории» Извлечение информации из исторических источников карт | задания с кратким ответом по карточкам | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §33 | ||
Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция. Демократизация в латиноамериканских странах — тенденция в конце XX — начале XXI в. | 56.Латинская Америка и Африка во второй половине 20-го в. | Конкретизировать общие представления об основных тенденциях, закономерностях и противоречиях социально-экономического и политического развития общества | Давать определения понятиям: модернизация, реформы, народная революция. Объяснить влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие стран Востока Составление конспекта | задания с кратким ответом по карточкам | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §34-35 | ||
Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в. Гражданская война в Китае (1946—1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949—1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в. Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире. | 57.Страны Азии: Япония, Китай и Индия в современном мире. | Конкретизировать знания об историческом развитии и особенностях модернизации азиатского региона во вт.п.XX | Давать определения понятиям: модернизация, реформы, народная революция. Объяснить влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие стран Востока | блиц-опрос | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §36 | ||
58.Обобщение по теме «СССР и мир во вт.п. XX века» | Обобщить знания учащихся по изученному разделу, закрепить умения и навыки работы с источниками | Знать основные положения изученного курса истории Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
| Подготовка проекта «Человек в истории» | Сообщения, презентации, проекты «Роль личности в истории» | ||||
О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа "Всеобщая история. Новейшая история" А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век" РАЗДЕЛ 9. Россия и Мир в конце XX - начале XXI века | |||||||||
Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг. | 59.Российская экономика на пути к рынку. | Охарактеризовать экономическую политику российского правительства, рассмотреть итоги и определить причины её кризисного состояния в 90-е гг | Давать определения понятиям: «шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика. Давать оценку экономическому развитию страны в 90-е годы, выделить положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики Составление конспекта | Задания с развёрнутым ответом таблица схема | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §51 | ||
Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг. | 60..Политическая система и духовная жизнь современной России | Охарактеризовать общественно-политическую жизнь страны и духовное состояние российского общества в 90-е гг, ,определить его новые черты | Объяснять понятия: Конституция, референдум, многопартийность, фракция. Характеризовать результаты политического развития страны в 90-е годы, определять обозначившиеся проблемы в политической жизни страны Поиск и выбор нужной информации из исторических источников | Задания с развёрнутым ответом | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §52-53 | ||
Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Новая художественная система — от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX — начала XXI в.Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет. | 61.Культура XX - го века. | Познакомить с важнейшими научными открытиями XX века, показать особенности и основные направления художественной культуры, показать влияние важнейших событий на развитие культуры | Способность предавать содержание материала в развёрнутом и сжатом виде через оставление опорного конспекта в соответствии с учебной целью. Описывать достижения культуры изучаемого периода; выявлять новые черты развития искусства. | таблица сообщения выступления с докладами защита | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §18 §38 | ||
Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг. | 62.Строительство обновлённой Федерации | Рассмотреть национальную политику в России в 90-е гг, охарактеризовать взаимоотношения между Центром и национальными субъектами Федерации | Характеризовать основные направления внешней политики страны в 90-е годы. | эссе таблица работа с контурной картой | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §54 | ||
Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия — СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг. | 63.Геополитическое положение и внешняя политика России | Охарактеризовать геополитическую ситуацию страны, рассмотреть основные направления внешней политики | Называть основные социально-экономические и политические преобразования в российском обществе в 2000-2001 гг. | Задания с развёрнутым ответом | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §55 | ||
Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические - реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. | 64.Россия начале 21 в. | Рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики России в 2000-2011 году | Определять положительные результаты и нерешенные проблемы российской внешней политики. Написать эссе: «Какие явления в политике, экономике и культуре говорят о возрождении России?» |
| Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §56 | ||
Международные отношения в условиях биполярного мира. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце XX — начале XXI в. Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Глобальные проблемы современности, пути их решения. | 65.Международные отношения. Глобализация. | Формировать целостное и образное представление о развитии международных отношений, способствовать развитию познавательных умений учащихся. Обобщить представления учащихся о глобальных проблемах современности и причинах их возникновения в XX веке | Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставления исторических данных, владение монологической и диалоговой речью , умение вступать в речевое общение, формулировать и доказывать свою точку зрения на решение глобальных проблем современности | сообщения выступления с докладами защита проектов на тему | Подготовка проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | §37 §39 | ||
66. Обобщение по теме «Россия и Мир в XX –начале XXІв.» | Повторение пройденного материала выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками | Знать основные положения изученного курса истории Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | сообщения выступления уч-ся | Защита проекта «Человек в истории» | Мультимедийная презентация | Повторить события, даты, имена за курс истории XX века | |||
67.Итоговая контрольная работа по итогам учебного года | Повторение пройденного материала выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками | Обобщать исторические события и явления; делать выводы. Обобщать и систематизировать изученный материал. | Контрольная работа | ||||||
68.Работа над ошибками. | Коррекция знаний, ликвидация имеющихся пробелов в знаниях | Владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своей деятельности | собеседование |
Тематическое планирование по дисциплине «История, XX век»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
1 | Россия и Мир на рубеже веков XIX-XX (1900—1916 гг.) | 12 | 12 | ||||
2 | Великая российская революция. 1917-1921 | 5 | 4 | 1 | |||
3 | СССР на путях строительства нового общества. Мир в 20-40 годы. | 13 | 12 | 1 | |||
4 | Великая Отечественная война. 1941-1945 | 6 | 5 | 1 | |||
5 | СССР в 1945-1953 | 2 | 2 | ||||
6 | Мир и СССР в 1953-середине 60-хгг. XX века. | 7 | 7 | ||||
7 | СССР в середине 60-х-середине 80-х XX века | 3 | 3 | ||||
8 | Перестройка в СССР (1985-1991). Мир в 70-80 годы. | 10 | 9 | 1 | |||
9 | Россия и Мир в конце XX - начале XXI века | 10 | 8 | 1 | 1 | ||
Итого: | 68 | 62 | 2 | 4 |
Литература
- Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России.— М., 1991.
- Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — Первой половине XIX века.— М., 1994.
- Боханов А.Н. Император Александр III.— М., 1998.
- Боханов А. Н. Николай П.— М., 1997.
- В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988.
- Война 1939—1945: два подхода. М., 1995.
- Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция.— СПб., 1991.
- Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг.— М., 1995.
- Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития.— М., 1990.
- Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах.— М., 1993.
- Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период.— М., 1997.
- Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг.— Л., 1978.
- Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых.— М., 1992
- История России в лицах: V—XX вв. — М., 1997.
- Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.— М., 1997.
- Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856— 1861 гг.— М., 1984.
- Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг.— М., 1993.
- Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». — М., 1988.
- Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация.— М., 1999.
- Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920—1930-е годы.— СПб., 1999.
- Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914 гг.— М., 1995.
- Ляшенко Л. М. Революционные народники.— М., 1989.
- Национальная политика России: история и современность.— М., 1997.
- НЭП: взгляд со стороны.— М., 1991.
- Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М.,
- 1991.
- Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928—1935 гг.—М., 1993.
- Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы.— М., 1997. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945—1991.— М., 1998.
- Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия.— М., 1996.
- Политические партии России: история и современность.— М., 2000.
- Самсонов А. М. Вторая мировая война.— М., 1989.
- Самые знаменитые изобретатели России.— М., 2000.
- Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учебное пособие.— М., 1993.
- Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.— М., 1996.
- Скрынников Р. Г. Царство террора.— СПб., 1992.
- Становление российского парламентаризма начала XX века/Под ред. Н. И. Селунской.— М., 1996.
- Тарновский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX века.— М., 1990.
- Тепцов Н. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20—30-х гг.— М., 1990. Хлевнюк О. Политбюро: Механизмы политической власти.— М., 1997.
- Хлевнюк. О. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество.— М., 1992.
- Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы.— М., 1994.
- Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.— М., 1991.
- Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905—1907 гг.— М., 1997.
- Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917—1928 гг.).— СПб., 1997.
- Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России.— М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по Истории России и мира 10-11 класс
Рабочая программа и КТП составлены на основе авторской программы "История. История России и мира Н.В. Загладина и С.И. Козленко, Х.Т.Загладина. М. "Русское слово". 2007."...
Программа интегрированного курса истории «Россия и мир» для учащихся в 10 -11 классе
Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса « Истории России. XIX век» и «История Смоленщины» -44ч+17ч=61ч 8 класс
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2008 года по предмету «История», авторской программы курса новой ист...
Итоговая контрольная работа по курсу «История России в IX-XVI веках»
Итоговая контрольная работа по курсу «История России в IX-XVI веках»...
Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 6 класс
Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с из...
Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 7 класс
Рабочая программа по истории России для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменени...
Вопросы для итогового повторения курса истории России первой половины ХХ века. 10 класс.
Данный материал можно использовать как для письменной, так и для устной проверки знаний учащихся по истории России первой половины ХХ века....