Календарно-тематическое планирование интегрированного курса « Истории России. XIX век» и «История Смоленщины» -44ч+17ч=61ч 8 класс
календарно-тематическое планирование (история, 8 класс) по теме

Фроленкова Марина Михайловна

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2008 года по предмету «История»,  авторской программы курса новой истории XIX — начала XX в. ,для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной , авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. 8 класс», программы курса «История Смоленщины» для 6-9 классов  Г.А. Ластовского и А.А. Ильюхова, 1995г

В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса

« Истории России. XIX век» и «История Смоленщины» -44ч+17ч=61ч

8 класс

урока

урока

Тема

урока

Кол-во

ча-

сов

Дата

Элементы содержания

Вид

контроля

Требования к уровню подготовки

Дом.

задание

РАЗДЕЛ 1.  Россия в первой четверти 19 века

1.

Россия на рубеже веков

1

Территория. Население. Религия. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

вопросы

Познакомиться с задачами и предметом курса истории России, уметь характеризовать социально-экономическое развитие России

Стр.4-5

1

Смоленщина на рубеже 18-19 столетий

1

Смоленщина на рубеже 18-19 столетий. Территория. сословия

вопросы

Уметь характеризовать социально-экономическое развитие Смоленского края

§1-2

2.

Внутренняя политика в 1801-1806 гг Александра 1

1

Переворот 11 марта 1801г. и первые преобразования Александр 1. Проект Ф.Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах».

Вопросы

Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I; делать оценочные суждения

§1

3.

Внешняя политика в 1800-1812 гг.

1

Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном.

тест

Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны,

уметь показывать их на карте; давать оценку результативности внешней политики  страны.

§2

4.

Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

1

Реформы М.М.Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов» учреждение Государственного совета.

тест

Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского;

знать  причины их неполной реализации и последствия принятых решений; давать оценку реформам.

§3

5.

Отечественная война 1812 г.

1

Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское сражение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

тест

Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.;

перечислять планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения

§4

2

Нашествие Наполеона на Россию

1

Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение.

вопросы

Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.;

перечислять планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения

§3

3

Изгнание войск Наполеона из России

1

Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

вопросы

§4

4

Народное ополчение и боевые действия партизан 1812г

1

Партизанское сражение

сообщения

§5

5

Смоленщина после Отечественной войны 1812г

1

Последствия Отечественной войны 1812г

вопросы

§6

6.

Заграничный поход русской армии.

1

Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе.

тест

Объяснять цели и результаты заграничного похода 1812-1814 гг.; называть и показывать по карте основные сражения, основные направления внешней политики страны в новых условиях; давать оценку результативности внешней политики страны.

§5

7.

Внутренняя  политика Александра 1

1

Причины изменения внутриполитичес-кого курса Александра 1. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н.Новосильцева. Основные итоги внутренней политики Александра 1.

вопросы

Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.; давать оценку внутренней политики; уметь извлекать нужную информацию для решения познавательных задач дискуссионного типа

§6

8.

Социально-экономическое развитие после 1812 г.

1

Экономический кризис 1812-182-15гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Развитие промышленности и торговли

тест

Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.;

Объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.

§7

9.

Движение декабристов I

1

Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева.

тест

Называть причины возникновения общественного движения; знать определяющие черты, основы идеологии, основные этапы развития движения; давать общую характеристику программным документам, находить общие и отличительные черты в них

§8

10.

 Выступление декабристов.

1

Смерть Александра 1 и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

тест

 результаты деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов; уметь анализировать текст документа, выделять его основные положения

§9

11.

Внутренняя политика Николая I

1

Личность Николая 1. Начало нового царствования. Внутренняя политика.

тест

Знать годы царствования Николая II; называть характерные черты внутренней политики Николая I; уметь делать оценочные суждения, вскрывать причинно-следственные связи; вести диалог и участвовать в дискуссии

§10

12.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.

1

Промышленный переворот. Помещичье и крестьянское хозяйство. Железные дороги. Реформа Е.Ф.Канкрина. Торговля.

тест

Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е.В. Канкрина;

уметь приводить примеры из текста, подтверждающие собственную позицию; уметь объяснять позицию одноклассников, авторов учебника, политических деятелей XIX века

§11

13.

Внешняя политика Николая I в 1826-49 гг.

1

Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских отношений. Причины Кавказской войны.

тест

Определять основные направления внешней политики страны; выделять причины кризиса в международных отношениях со странами Запада; давать оценку итогам войн России

§12

14.

Общественное движение в годы правления Николая I

1

Направление русской общественной мысли. Консервативное движение. Либеральное движение. Первые кружки. Западники и славянофилы.

тест

Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений;

делать сравнительный анализ позиций западников и славянофилов; уметь высказывать свою оценку в отношении общественных идей изучаемого периода

§13

15.

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя

1

Обострение восточного вопроса. Причины войны, силы сторон, ход военных действий, Парижский конгресс. Итоги войны.

тест

Знать дату войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора; уметь давать общую оценку ходу войны

§14

16.

Образование и наука  

1

Система образования. Грамотность в России. Развитие наук. Взаимосвязь науки и производства.

тест

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки; уметь делать сообщения; давать оценку работе одноклассников, подготовленным ими сообщениям

§15

17.

Русские первоот-крыватели и пу-тешественники.

1комбинированный

Путешественники и первооткрыватели. Экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Кругосветная экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Освоение Русской Америки.

тест

Называть выдающихся русских путешественников, знать их открытия. уметь делать сообщения; давать оценку работе одноклассников, подготовленным ими сообщениям

§16

18.

Художественная культура

1

Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX в. Литература. Живопись, Архитектура. Музыка. Театр.

тест

Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры; актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме; уметь извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников

§17

19

Быт и обычаи

1

Быт русского народа в 19 веке. Жилище. Одежда. Питание. Досуг и обычаи. Семья и семейные обряды.

тест

актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме; уметь извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников

§18

20.

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Россия в п п 19в»

1

Тестирование по темам «Внутренняя и внешняя политика Александра I

Контроль

ная работа

Владеть всеми необходимыми умениями и навыками, указанными в программе

Повт термины

РАЗДЕЛ 3. Россия во второй половине XIX века

21.

Накануне отмены крепостного права

1

Император Александр 2. Либерализация режима. Крестьянский вопрос. Причины отмены крепостного права. Проекты реформы

тест

Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; вести коммуникативный диалог, делать оценочные суждения

§19

6

Смоляне в движении декабристов

1

Южное и Северное общества. Декабристы смоляне

сообщения

Результаты деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов; уметь анализировать текст документа, выделять его основные положения

§7

7

Сельское хозяйство накануне отмены крепостного права

1

Причины отмены крепостного права

вопросы

Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; вести коммуникативный диалог, делать оценочные суждения

§8

8

Промышленность и торговля в дореформенной России

1

Развитие промышленности и торговле на территории Смоленщины

Называть характерные черты социально-экономического развития

§9

9

Борьба крестьян против крепостного гнета

1

Бесправное положение крепостных. Борьба крестьян против помещиков

вопросы

Называть причины крестьянских выступлений против помещиков

§10

10

Культура и быт края в п п 19в

Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX на Смоленщине

сообщения

Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры на Смоленщине

§11-12

11

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Смоленщина в п п 19в»

Тестирование по теме «Смоленщина в п п 19в»

тест

Владеть всеми необходимыми умениями и навыками, указанными в программе

Повт термины

22.

Крестьянская  реформа 1861 года

1

Подготовка крестьянской реформы. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. Значение отмены крепостного права.

тест

Называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права

§20

23-24.

Либеральные реформы 1860-70-х гг.

2

Внутренняя противоречивость либеральных преобразований. Консервативная корректировка реформ. Политический курс М.Т.Лорис-Меликова. Основные положения его проекта.

тест

Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; знать реформы в области просвещения; извлекать необходимые знания из основных и дополнительных текстов;

Называть причины проведения либеральных реформ 60-70-х гг.; приводить оценки характера и значения социальных реформ

§21-22

25.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1

Феодальные и капиталистические черты в обществе и экономике пореформенной России. Крестьяне и помещики после реформы. Развитие города после реформы.

тест

Называть отличия капиталистических и феодальных черт экономики;

знать особенности развития пореформенной промышленности и с/х; называть основные направления экономической политики государства

§23

26.

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

Особенности российского либерализма сер. 50-х – нач. 60-х гг. Либералы и консерваторы. Либеральное движение в России.. Земское движение.

тест

Называть существенные черты идеологии практики консерватизма и либерализма; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений; излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений

§24

27

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

Причины роста революционного движе ния в пореформенный период. Теоретики революционного народничества М.А.Ба-кунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв.

тест

Уметь характеризовать взгляды теоретиков народничества, определять их значение для развития революционного направления в общественном движении России во второй половине XIX века

§25

28.

Революционное народничество

второй половины 60-х – начала 80-х гг.XIX в.

1

Народнические организации второй половины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.

«Хождение в народ». «Земля и воля». Раскол «Земли и воли». Первые рабочие организации. Деятельность «Народной воли». Убийство Александра II.

тест

Называть существенные черты идеологии практики радикального общественного движения; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений

§26

29.

Внешняя политика Александра II

1

Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг.XIX в. Расстановка сил в Европе. Триумф российской дипломатии. Политика России  в Средней Азии. Дальневосточ ная политика. Продажа Аляски.

тест

Называть цели и основные направления внешней политики 60-70-х гг.; давать характеристику европейской политики России; характеризовать политику России в Средней Азии; показывать на карте основные направления внешней политики и места военных действий.

§27

30.

Русско-турецкая война 1877-78 гг.

1

Балканский кризис. Предпосылки. Начало русско-турецкой войны. Силы и планы сторон. Ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс.  Значение и причины победы России в войне с Турцией.

тест

Называть причины русско-турецкой войны; выделять особенности этой войны; используя карту, рассказывать о главных сражениях этой войны;

Знать итоги русско-турецкой войны; оценивать реакцию крупнейших европейских держав на успехи русских войск.

§28

12

Отмена крепостного права .Реформы местного самоуправления и суда.

1

Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. Значение отмены крепостного права.

вопросы

Называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права

§13-14

13

Развитие промышленности и транспорта во 2\2 XIX в.

1

Феодальные и капиталистические черты в обществе и экономике пореформенной России.

вопросы

Называть отличия капиталистических и феодальных черт экономики;

§15

14

Сельское хозяйство и крестьянство

1

Крестьяне и помещики после реформы

вопросы

знать особенности развития пореформенной промышленности и с/х;

§16

15

Общественно-политическая жизнь Смоленщины во 2\2 XIX в. Знаменитые революционеры из смолян.

1

Особенности российского либерализма на Смоленщине. Участие молодежи в революционной пропаганде

вопросы

Называть существенные черты идеологии практики радикального общественного движения; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений

§17-18

16

Культурная жизнь Смоленской губернии к концу XIX в. Знатные люди края.

1

Народное образование. Библиотеки. Музеи. М.К.Тенишева.

сообщения

Называть изменения, произошедшие в образе жизни населения

§19-20

17

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Смоленщина в пореформенную эпоху»

1

Тестирование по теме «Смоленщина в пореформенную эпоху»

тест

Владеть всеми необходимыми умениями и навыками, указанными в программе

Повт термины

31.

Начало царствования Александра III

1

Личность Александра III. Противоречии-вый характер начала царствования Александра III.

тест

Давать оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики первого периода правления Александра III

§29-30, с.184-187

32.

Внутренняя политика Александра III

1

Крестьянская политика Александра III. Начало рабочего законодательства. Кон-сервативный поворот. Усиление поли-цейского режима.   Контрреформы.

тест

знать факторы, оказавшие решающее воздействие на внутреннюю политику императора; выделять основные направления внутренней политики императора; давать сравнительные  характеристики внутренней политики разных императоров, находить общие и различные черты

§29-30, с.187-194
«Словарный запас», с.193

33.

Экономическое развитие в годы правления  Александра III

1

С/х после Крестьянской реформы. Промышленность. Деятельность Н.Х. Бунге. Строительство железных дорог. Рабочий вопрос.

тест

Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского; знать экономическую программу С.Ю. Витте; объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте

§31, с.194-200
«Словарный запас», с.200

34.

Положение основных слоев общества:крестьянство и дворянство

1

Сословия и классы в пореформенном

обществе. . Крестьянство. Дворянство

тест

Называть новые группы, появившиеся в российском обществе, указывать причины их появления; характеризовать основные сословия и классы российского общества

§32-33,

с. 200-204

35.

Положение осно-вных слоев об-щества: буржуазия, пролетариат, духовенство, ин-теллигенция, ка-зачество

1

Буржуазия. Пролетариат. Духовенство. Интеллигенция. Казачество.

тест

Называть новые группы, появившиеся в российском обществе, указывать причины их появления

§33-33, с.204-213
«Словарный запас», с.213

36.

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX века

1

Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Распространение марксизма в России. Консервативное движение.

тест

Называть организации и участников общественного движения, существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)

§34, с.214-220
«Словарный запас», с.220

37.

Внешняя политика Александра III

1

Общая характеристика внешней полити-ки.  Ослабление российского влияния на Балканах. Политика России в Европе. Азиатская политика. Обострение русско-японских отношений.

тест

Называть цели и основные направления внешней политики Александра III; характеризовать новые черты внешней политики; комментировать высказывания историков современников Александра III; показывать на карте основные направления внешней политики и места военных действий.

§35

38.

Просвещение и наука

1

Развитие образования. Успехи естествен-ных наук. Развитие географических знаний. Развитие гуманитарных наук.

тест

Понимать особенности системы образования конца XIX века; указывать причины, которыми был обусловлен рывок в развитии отечественной науки; знать о крупных научных открытиях отечественных ученых; знать характерные черты русской литературы XIX века

§36

39.

Литература и изобразительное искусство

1

Литература. Живопись. Скульптура.

тест

Знать характерные черты русской литературы,  живописи XIX века

§37

40.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество

1

Архитектура. Музыка. Театр. Народное творчество.

тест

Уметь характеризовать особенности культуры указанного периода

§38

41.

Быт: новые черты в жизни города и деревни

1

Рост населения. Улучшение качества жизни горожан. Жизнь и быт городских «верхов». Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни..

тест

Называть изменения, произошедшие в образе жизни населения; понимать суть урбанизации;

указывать особенности образа жизни русского человека конца XIX века

§39

42.

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Россия во второй половине XIX века»

1

Тестирование по теме «Россия во вт п 19 в»

Контрольная работа

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Подг к тестированию

43-44

Итоговое повторение

2

Тестирование по темам

Контрольный тест

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Повт термины и даты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России: XX-начало XXI века» и «Новейшая история» в 9 классе 68 ч.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» (6 класс)

Рабочая учебная программа по Истории России с древнейших времен до конца XVI в.(6 класс). Программа составлена на  основе: Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Депа...

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс к учебнику В. П. Дронов и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование интегрированного курса "Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 7 класса

Рабочая программа "Физическая культура, ОБЖ" разработана на основе авторской Комплексной прораммы Физическая культура В.И. Лях, А.А. Зданевич и программы по ОБЖ  А.С. Смирнова.  В рабо...

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса истории ХХ – начала ХХI вв. 9 класс.

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса истории XX-начала XXI вв. 9 класс.Планирование интегрированного курса по истории для 9 класса включает в себя материал по Истории  Росс...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование интегрированного курса " Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 5 класса

Рабочая программа  и календарно  - тематическое планирование  интегрированного  курса " Физическая культура, ОБЖ"  для учащихся 5 класса...