История Средних веков. Итоговое занятие для учащихся 6 классов "Средневековый турнир смекалистых"
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему

Иванова Ирина Владимировна

Игровые формы обучения делают увлекательной и интересной работу учащихся, одним из главных достоинств игры  является повышение интереса  предмету,  процесс обучения становится занимательным и необычным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_turnir_smekalistyhdokument_microsoft_word.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

История Средних веков

Форма занятия:  Средневековый турнир смекалистых

Цели и задачи: обобщить знания учащихся по истории средних веков, прививать интерес к предмету, развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами, логическими задачами, развивать чувство коллективизма.

                                                                             

Учитель:

Сегодня у нас турнир.

Что такое турнир? (ответы детей).

Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка. Вы должны показать знания по истории средних веков, проявить находчивость, смекалку во время проведения конкурсов, а также умение состязаться.

( учитель представляет команды)

1 конкурс

« Историческая разминка»

1. Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов.

2. По какой лестнице никто никогда не ходил.

3. Когда в Европе появилось 3 государства одновременно. Назовите их.

4. Самая длинная в истории война.

5. Что такое шедевр?

6. Назовите одного из самых знаменитых монархов Европы, от имени которого произошло слово « король».

7. Что такое коммуна?

8. Что означает слово « еретик»?

9. Кто такие бюргеры?

10. 1054 год - ?

1. Мелкое производство в средневековом городе, основанное на ручном труде.

2. Когда в истории воевали цветы?

3. Какое государство называли «Золотым мостом» и почему?

4. Какое открытие сделали скандинавы задолго до 15 века?

5. Что такое баллада?

6. «В Европу изделия из этого материала привозили участники крестовых походов. Он ценился на вес золота. Осколки разбитой посуды знатные дамы носили на золотых цепочках в качестве украшений».

7. Что такое индульгенция?

8. Как называлось здание, где заседал городской совет?

9. Что такое мозаика?

10. 1337 - 1453 - ?

2 конкурс

« Крестики - нолики»

( команды получают карточки и заполняют их : крестик - да; нолик - нет)

1. Централизованное государство во Франции образовалось в XV веке? (да)

2. При Карле Смелом произошло объединение Франции  (нет)

3. В централизованном государстве вся страна подчинялась власти короля (да)

4. Борьба между Карлом Смелым и Людовиком XI длилась 30 лет (нет)

5. В централизованном государстве существует единая власть, законы, налоги, постоянная армия, единые органы управления (да)

6. Образование централизованного государства способствовало развитию феодальной раздробленности (нет)

7. Война Алой и Белой розы - это война феодальной знати против короля Англии (да)

8 Централизованное государство во Франции возникло раньше, чем в Англии (нет)

9. Парламент в Англии возник раньше, чем Генеральные штаты во Франции (да)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

+

0

+

0

+

0

+

0

+

3 конкурс

« Человек - загадка»

( команды получают по пять карточек с описанием какого - либо исторического персонажа)

1. Необычайного могущества достиг этот король. Вся Франция ему принадлежала. Побеждены были его враги, стране уже не грозили разорительные междоусобные войны. Франция стала сильнейшим государством Европы. Расчётливый, хитрый, свои намерения и чувства он скрывал даже от своих приближённых и нередко говаривал: « Кто не умеет притворяться - тот не умеет и царствовать; что касается меня, то узнай я, что моя шапка проведала мои мысли, я в ту же минуту бросил бы её в огонь».

                                                                                       Людовик XI

 2. Это римский папа, при котором церковная власть достигла наивысшего могущества. На торжественных приёмах все должны были преклонять перед ним колени и целовать его туфлю. Такими знаками почёта не пользовался ни один король в Европе. Ему принадлежит высказывание: « Мы, папы, призваны господствовать над вами, народами, и царствовать».

                                                                                        Иннокентий III

3. Это бедный английский священник, который резко осуждал продажность королевских судей, жадность епископов. жестокость феодалов. Своим слушателям он любил задавать вопрос: « Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» Крестьян и бедняков он призывал к восстанию.

                                                                                          Джон Болл

4. Любимый герой английских баллад, « добрый разбойник», со своими друзьями ушёл в Шервудский лес и грабил богатых купцов, феодалов, епископов, то есть всех тех, кто обижал бедняков

Бродили вольные стрелки,

У всех лесных дорог

Проедет по лесу богач

Отнимут кошелёк.

Голодным парень помогал

В неурожайный год

Он заступался за вдову

И защищал сирот.

И тех, кто сеял и пахал

Не трогал -----------------

Кто знает долю бедняка

Не грабит бедный люд.

                                                                                          Робин Гуд

5. Эта девушка была убеждена, что ей предназначено Богом спасти родину от врагов. « Никто на свете ….. не спасёт королевство французское и не поможет ему, кроме меня». В XX веке папа римский причислил её к лику святых.

                                                                                           Жанна д, Арк

6. Франкский вождь, король, хитрый и расчётливый. Уничтожив соперников, он притворно жаловался приближённым: « Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем - либо помочь в минуту опасности». Этой хитростью король пытался обнаружить кого-либо из родни, чтобы и над ними учинить расправу.

                                                                                                 Хлодвиг

7. Этот представитель духовенства обещал всем полное прощение грехов. Надо было только «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину. «Земля та течет медом и молоком, - призывал он. Бой против неверных должен в изобилии дать добычу. Кто здесь горестный и бедный, там будет радостный и богатый»

                                                                                                  Урбан II

8. Сельский ремесленник, умный и мужественный человек, среди повстанцев пользовался таким уважением, что они клялись исполнять только изданные им законы. Перед королем он смело прочитал требования восставших: «Пусть не будет никакого другого нового закона о гражданских правах, кроме Винчестерского, установленного государем Эдуардом I. Пусть ни один лорд не будет сеньором над общинами. И не один человек пусть не объявляется вне закона по решению судей.

                                                                                             Уот Тайлер

9. Этот герцог хотел добиться независимости Бургундии. Мечтал стать самым могущественным государем Европы и ее «первым рыцарем». Он призирал интриги, коварство, был храбр до безрассудства, но при этом высокомерен и упрям. Любил повторять: «Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней шесть государей вместо одного».

                                                                                                Карл Смелый

10. Великий ученый, ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке его называли «главой ученых». Особенно он прославился как врач. В своем знаменитом труде «Канон врачебной науки» он писал: «Для каждой болезни надо искать соответствующие лекарства, они должны исправить недостатки, восстановить равновесие соотношений в организме…»

4 конкурс

 «Квартет»

(команды получают россыпь карточек, где написаны даты, имена правителей и события. Победит та команда которая быстрее соберет большее количество «квартетов» за ограниченное время).

1. 1358год, Жакерия, Гильом Каль, крестьянское восстание

2. Мухаммед, 630 год, возникновение ислама, объединение арабов

3. Вильгельм Завоеватель, 1066год, битва при Гастингсе, усиление королевской власти в Англии

4. Карл Великий, 800год, покорение саксов, город Ахен

5. Патриции, бюргеры, «Улица одного человека», ратуша.

6. Урбан II, 1095 год, крестовый поход бедноты, орден тамплиеров

7. Феодальная вотчина, барщина, оброк, крестьянская община

8. Рыцарь, кольчуга, турнир, кодекс рыцарской чести

5 конкурс

«Крылатые выражения»

(команды подходят к столу, тянут карточки и отвечают на вопросы)

1. «Ходить в Каноссу» - унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побежденным.

Германский император в XI веке, выступавший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа.

2. «Бросить перчатку» - это значит вызвать на спор, состязания.

Это выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку, принимал вызов.

3. «С открытым забралом» - не скрывая истинных намерений, открыто.

Забрало - передняя часть шлема, защищавшая лицо от удара. Оно опускалось перед боем. Забрало не опускалось перед знакомыми людьми или перед человеком с добрыми намерениями.

4. «Жить на широкую ногу» - жить пышно, богато, с размахом и щедростью.

Это выражение возникло в средние века, благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми к верху носами. Знатные и богатые люди подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 см.

5. «Круглый стол» - совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.

Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными.

6. «Ломать копья» - бороться за что - либо, с жаром спорить о чём - либо.

В средние века конные рыцари на турнирах сражались на копьях. Противники старались выбить друг друга из седла, ударяя копьём в железные латы. Копья часто ломались. Это яростная борьба, ожесточённая схватка.

7. «Что с возу упало - то пропало» - эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар с воза, он безвозвратно переходил в собственность владельцу земли.

8. «Крестовый поход» - беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или с чем-либо.

Западноевропейские рыцари неоднократно предпринимали крестовые походы с целью освободить от мусульман Иерусалим и другие святые места Палестины, где, по приданию, родился, жил, умер и был погребен Христос. На плащах этих рыцарей были нашиты кресты, что и дало название «крестовые походы». Истинной целью крестоносцев было стремление к добычи в странах Азии и Индии.

6 конкурс

«Знаменитые события и даты»

(команды получают карточки с датами и событиями. Они должны привести их в соответствие).

1. 500г. - возникновение государства франков

2. 630г. - образование Арабского государства

3. 800г. - провозглашение Карла Великого императором.

4. 843г. - Верденский договор о разделе империи Карла Великого

5. 863г. - создание Кириллом и Мефодием славянской письменности

6. 962г. - образование Священной Римской империи

7. 1054г. - разделение христианской церкви на западную и восточную

8. 1066г. - завоевание Англии герцогом Нормандии

9. 1096-1291 - крестовые походы

10. 1099г. - взятие крестоносцами Иерусалима

11. 1204г. - захват крестоносцами Константинополя

12. 1215г. - подписание английский королем Великой хартии вольностей

13. 1265г. - возникновение английского парламента

14. 1302г. - созыв Генеральных штатов во Франции

15. 1337-1453 - Столетняя война

16. 1358г. - Жакерия

7 конкурс

«Исторические задачи»

(команды получают конверты с задачами и решают их)

1. Задача «Обувь»

 Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в XIV - XVвв., родина «носатой обуви». Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни  (до 70 см), родовитым дворянам - в две ступни (60 см), рыцарям - полторы ступни (45см), горожанам - в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни - 15 см. Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристегивали к браслету у колена. А чтобы выгладить импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.

Вопрос: предположите для чего еще в данном случае использовали зеркало?

Ответ: Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.

2. Задача «Как доказать»

   Средневековые писцы по заказу своих хозяев не редко изготовляли фальшивые документы - грамоты, которые должны были служить обоснование прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок в некоторых странах в средние века документы о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.

Вопрос: предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа?

Ответ: лист разрезали посередине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе половины документа так, чтобы они точно совпали - только тогда документ признавался подлинным.

8 конкурс

«Люди и события»

(команды получают карточки с событиями и историческими личностями. События должно соответствовать человеку).

1. Династия Тюдоров - Генрих VII

2. Английский парламент - Симон де Монфор

3. Третий Крестовый поход - Фридрих I Барбаросса

4. Орден доминиканцев - Доминик Гусман

5. Багдадский халифат - Халиф Харун ар - Рашид

6. Славянская письменность - Кирилл и Мефодий

7. Борьба англосаксов с датчанами - Альфред Великий

8. Жакерия - Гильом Каль

9. Великая хартия вольностей - Иоанн Безземельный

10. «Король - фальшивомонетчик» - Филипп IV Красивый

11. Мусульманская религия - Мухаммед

12. Византийская империя - Юстиниан

13. Завоевание франками Галлии - Хлодвиг

9 конкурс

«Было или не было»

(команды обмениваются карточками и отвечают на вопросы)

1. Был ли 1453г.

… годом окончания Столетней войны

…годом начала войны Алой и Белой розы

…годом освобождения Орлеана от осады

2. Английский парламент

…существовал в XI веке

…имел две палаты

...возник в Лондоне

3. Арабский халифат

…существовал ли в VI веке нашей эры

…имел ли столицей город Дамаск

…граничил ли с Индией

4. Был ли 1291год

…годом окончания Крестовых походов

…годом правления Филиппа IV Красивого

…годом взятия Иерусалима крестоносцами

5. Генеральные штаты

…существовали в 1305году

…возникли в Испании

…это собрание представителей сословий

6. Верденский договор

…был ли заключен при жизни Карла Великого

…положил ли начало существованию трех государств: Франции, Германии, Италии.

…был ли заключен в 962 году.

10 конкурс

«Историческое путешествие»

(это домашнее задание командам)

1. Представьте, что вы попали в средневековый замок и целый день провели с феодалом - хозяином. Расскажите о замке, о рыцарских турнирах, и обо всем другом, что вам пришлось там увидеть. (Учащиеся демонстрируют сценку «В замке феодала»)

2. Представьте что вы попали в мастерскую средневекового ремесленника в XIII веке и провели там целый день. Опишите мастерскую и работу в ней. Что произвело на вас самое сильное впечатление? (Учащиеся демонстрируют сценку «Мастер и подмастерья»).

11 конкурс

«Историческое сочинение»

(один человек из команды пишет сочинение).

1. «Один день в средневековом городе» - описать внешний вид города, его жизнь с момента открытия ворот и до их закрытия, отразить быт горожан.

2. «Экскурсия в средневековый храм» - описать внешнее и внутреннее убранство храма Святой Софии в Константинополе, отметить архитектурные детали, характерные черты стиля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков истории средних веков.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по истории «Турнир знатоков истории средних веков» предназначена для учащихся 6-х классов и старшеклассников. Цель игры - закрепить знания ...

Рыцарский турнир( по истории средних веков)

Повторительно – обобщающий урок по истории средних веков проводится в игровой форме – в форме  рыцарского турнира. Класс делится на 2 команды по 8 человек, которые проходят 7 туров состязания. В ...

смотр знаний по истории средних веков Рыцарский турнир

Внеклассное мероприятие по истории средних веков для учащихся 6 класса.Игровая форма проведения мероприятия способствует успешной  актуализации знаний учащихся по данной эпохе....

Урок-игра по истории Средних веков (повторительно-обобщающий) «Рыцарский турнир»

На уроках истории и обществознания незаменимыми помощниками являются: ПК, проектор, интерактивная доска, документ-камера. Например, по истории существует ряд тем посвященных культуре и быту в разных и...

Урок в 6 классе по истории средних веков "Рыцарский турнир"

Разработка урока в форме рыцарского турнира. Каждый рыцарь представлял свой костюм, замок, защищал герб, представлял даму сердца, показывал свои навыки в искусстве танца. В конце урока ребята отвечали...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории Средних веков, 6 класс для учащегося VII вида

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по истории Средних веков, 6 класс для учащегося VII вида...

"Своя игра" как проектная деятельность учащихся (6 класс. История Средних веков. Итоговый урок)

В качестве итогового урока для 6 классов по курсу "История Сревних веков" проводится "Своя игра".Цель урока:актуализация, контроль знаний по пройденному курсу,воспитание ответствен...