Практика применения блочно-модульного обучения на уроках информатики
презентация к уроку

Ермишина Светлана Александровна

Презентация на семинар

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практика применения блочно-модульного обучения на уроках информатики Автор: Ермишина Светлана Александровна, учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ № 1г.Хвалынска Саратовской обл. IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании» «ИТО-Саратов-2017» 2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Слайд 2

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно - модульного представления учебной информации

Слайд 3

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом.

Слайд 4

Поскольку необходима система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебном процессе для сохранения психического и физического здоровья, можно сделать вывод о том, что блочно-модульное обучение позволяет каждому учащемуся достигать запланированных результатов за счет: организации обучения индивидуально, парами и в малых группах; индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебных достижений; организации индивидуальной работы с отдельными учащимися, дозирование индивидуальной помощи; организации оценки по конечному результату, контроль внутри модуля безоценочный , диагностический, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой.

Слайд 5

Блок — серия уроков в рамках одного раздела 1 модуль (теоретический) — выдача теоретического материала учащимся в рамках 1-2 уроков (по сути - это выдача теории в виде лекций). 2 модуль (практический) — решение задач, разбор ситуаций и т.п. Модуль обязательно включает в себя элементы самостоятельной работы. Реализуется в серии из 1-3 уроков. 3 модуль (творческий) — решение поставленных задач на основе творческих подходов. Сочетаются различные формы творческой деятельности: индивидуальная, групповая, смешанная. Реализуется в серии из 1-2 уроков. 4 модуль (оценочный) – оценка знаний на основе различных форм контроля, включая домашний контроль

Слайд 6

Исследование процесса внедрения блочно-модульной системы Исследования проводился с 5 по 7 классы, так как учащиеся данных классов первыми начали заниматься по ФГОС. Уровень обучаемости и качество знаний данного коллектива учащихся соответствовал содержанию и структуре модульного обучения.

Слайд 7

5А и 5Б – начинающие классы ( дополнительные), 6Б – экспериментальный, 7Б – контрольный .

Слайд 8

Таблица 1. Входной контроль (2016-2017 уч.год ) Итоговый контроль (2016-2017 уч.год ) Динамика 5 А класс 73% 71% -2% 5 Б класс 67% 71% +4% 5Б (2015-2016 уч.год ) 6Б (2016-2017 уч.год) Входной контроль Итоговый контроль Динамика Входной контроль Итоговый контроль Динамика 75 % 56 % - 19 % 47% 33% -10% Таблица 2.

Слайд 9

(2014-2015 уч.год ) (2015-2016 уч.год) (2015-2016 уч.год) Динамика Входной контроль Полугодовой контроль Итоговый контроль Входной контроль Полугодовой контроль Итоговый контроль Входной контроль Полугодовой контроль Итоговый контроль 2014-2015 уч.год 2015-2016 уч.год 2016-2017 уч.год 7Б класс 42 % 37 % 71 % 57 % 88 % 63 % 53% 53% 81% + 29 % + 6% + 28 % Таблица 3.

Слайд 10

Исследование проводилось в течение 3-х лет ( с 5-ого класса по 7-ый): 1 этап - 2014/15 учебный год. Он включал в себя работу по подготовке эксперимента (использование элементов модульной технологии на уроках, разработка модулей). В течение 1 триместра проводилась адаптация учеников 5-ого класса к технологии модульного обучения. В учебный процесс постепенно внедрялись элементы модульной технологии: блочная подача учебного материала, составление опорных схем и работа с ними, работа по маршрутным заданиям, самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой, работа по карточкам–инструкциям, взаимопроверка, разработка пограничных проверочных работ. 2 этап– 2015/2016 учебный год. Он включит в себя корректировка модулей и составление балловой шкалы по каждому модулю. Знакомство учащихся с данной технологией, разъяснение цели и задач эксперимента, выяснение желания учащихся участвовать в эксперименте, разработка маршрутных листов, проведение анкетирования «Блочно-модульного обучения». 3 этап – 2016/2017 учебный год. Он включит в себя корректировка модулей и корректировка балловой шкалы по каждому модулю. Выяснение желания учащихся участвовать в эксперименте. Анализ результатов анкетирования. Разработка рекомендаций. Коррекция модульных листов и маршрутных листов.

Слайд 11

№ п/п Класс Блок 1 Блок 2 Блок 3 1 5 Информация и средства ее обработки Действия с информацией Обработка информации 2 6 Компьютер и информация Человек и информация Алгоритмы и исполнители 3 7 Компьютер и программное обеспечение Технология обработки графической информации Весь учебный материал был разбит на 2-3 блока в зависимости от класса . Каждый блок соответствует теме главы в учебнике. Таблица 4.

Слайд 12

Маршрутный лист для учащихся (5 класс)

Слайд 13

На первом маршрутном листе для учащихся прописываются критерии выставления итоговых оценок: На «3» - выполнения домашнего задания письменно в тетради; На «4» - выполнения домашнего задания письменно в тетради, лабораторных работ, часть творческих заданий; На «5» - выполнения домашнего задания письменно в тетради, лабораторных работ, всех творческих заданий, написание докладов или рефератов или создание презентации .

Слайд 14

В ходе внедрения блочно-модульного обучения были получены данные, позволяющие сделать вывод о влиянии технологии данного обучения на развитие познавательных способностей и на повышение качества знаний учащихся во всех классах. Анализ показал, что гипотеза, выдвинутая в начале эксперимента, в ходе исследования была доказана, практически полностью. Поэтому эксперимент будет продолжаться, а система блочно-модульного обучения совершенствоваться. Формирование общеучебных умений и навыков учащихся на уроках информатики стало более эффективным, так как учебный процесс строился на основе модульного обучения.

Слайд 15

Выводы Технология модульного обучения алгоритмизирует процесс обучения от цели до результата. Деятельность учителя направлена на организацию среды обучения. Одновременно повышаются требования к психологической и педагогической подготовке педагога. Деятельность обучающего направлена на личностное взаимодействие с учащимися. Алгоритм действия, предлагаемый модулем, дает возможность учащемуся действовать самостоятельно. Понимание и принятие целей обучения способствует росту самосознания учебной деятельности. Между результативным и целевым компонентами существует соответствие.

Слайд 16

Рекомендации Процесс формирования знаний учащихся на уроках информатики строится на принципе модульности и открытости. Эффективность влияния модульного обучения на формирование знаний учащихся следует рассматривать с точки зрения включенности личности в этот процесс, в структуре которого выделяется ряд важных моментов деятельности. Предложенная методика использования модульного обучения на уроках позволяет обогатить методическую систему обучения информатике. Использование технологии модульного обучения возможно не только при изучении информатики в школе, но и в преподавании других предметов. Эта технология позволяет сократить время учебного курса на 30% без ущерба для здоровья учащихся. Опыт данной работы может быть интересен для преподавателей, методистов, учащихся .

Слайд 17

Список использованной литературы Жанпеисова , М.М. Модульная технология как средство развития ученика./ Жанпеисова М.М//.-Алматы,2001. Ильин, М.В. Изучаем педагогику: учеб. пособие / М.В.Ильин . – 2-е изд., перераб . и доп. – Мн., 2002. Лернер , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер . – М., 1981. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. В.С.Кукушина . – Ростов н/Д, 2002. Питюков , В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю.Питюков . – М., 1997. Профессиональная педагогика: уч. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д.Столяренко . – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – (Учебники, учебные пособия). Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико –ориентированная монография. /Третьяков П.И., Сенновский И.Б.// – М.: Новая школа, 1997. Фридман, Л.М. Урок? Нет, тема (технология педагогического труда) /Фридман Л.М.//- Народное образование, 1990, №1

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологий продуктивного обучения на уроках информатики

Применение технологий продуктивного обучения на уроке  информатики в 9 классе по теме : « Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур». Учитель: Музыченко Т.Е....

Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка

Данная  технология  базируется на деятельностном и личностно ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.   Модульное занятие позволяет...

Мастер-класс "Повышение качества знаний учащихся посредством применения технологии проблемного обучения на уроках информатики и ИКТ"

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в...

Дидактические возможности применения блочно-модульного обучения на занятиях истории

Данный учебно-методический материал является идеей моей работы над применением современных иновационных технологий в образовательном процессе...

Применение активных методов обучения на уроках информатики

Одним из основных приемов компетентностного подхода в обучении могут служить активные методы, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Активные методы обуч...

Практика применения технологии проектного обучения на уроках физической культуры.

В ситатье представлен опыт применения проектной технологии в физкультурной деятельности на примере урока физической культуры по теме "Гимнастика"....