Мастер-класс "Системно-деятельностный подход в обучении истории"
статья по истории на тему
Системно-деятельностный подход в обучении истории даёт возможность создать на уроке атмосферу поиска , творчества,формирует у обучающихся универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_istorii_litus_m.s._mbou_soshno8.rar | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Системно-деятельностный подход в обучении истории
« Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
Л.Н.Толстой
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ООО, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Социальный заказ общества - формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах
Современный ученик – это не ученик, который готов выполнить любое задание по распоряжению учителя, дословно повторить рассказ учителя или текст учебника. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В каждом классе учатся дети с разными способностями, уровнем развития и уровнем восприятия учебного материала. Учителю необходимо на уроке найти к каждому ребёнку особый индивидуальный подход: мотивировать его к учёбе. Главное задача учителя - развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, определять пути их реализации, контролировать и оценивать свои результаты, другими словами, умение учиться. В условиях информационного общества учитель уже не является единственным носителем информации , поэтому учащиеся должны быть готовы к поиску необходимых знаний, т.е. ученика нужно привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству, самостоятельные в принятии решений.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
Эти задачи помогает реализовать деятельностный метод обучения. «деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»(1).
Системно - деятельностный подход – методологическая основа ФГОС ООО.
Деятельностный подход на уроке обеспечивает включение детей в деятельность:
1) целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;
2) прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний;
3) учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;
4) действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.
Системно-деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность педагогу творить и искать(разноуровневое обучение, дифференцированный подход, проблемное обучение, интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, исследовательский метод обучения, метод проектов и др.).
Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, мотивирует к самообразованию.
Виды учебной деятельности на уроке:
- Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников).
- Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
- Работа с исторической картой позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
- Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, диаграммы, рисунка позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
- Составление биографических справок – характеристик исторических деятелей знакомит обучающихся с биографическими данными исторических личностей, классифицируют информацию по роду их деятельности: политические деятели, деятели культуры, полководцы и т.д .
- Анализ исторических источников - один из основных видов познавательной деятельности обучающихся, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
- Подготовка и оформление сообщения, доклада способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит представлять в письменной форме результаты своих самостоятельных исследований.
- Поисковая и исследовательская работа на основе краеведческого материала; участие в различных конкурсах способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, воспитывает патриотизм и гражданственность.
- Выступление на семинаре, конференции позволяет формировать у учащихся ораторское мастерство, а именно - грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента.
- Интерактивные методы: дискуссии, ролевые игры, дебаты, различные виды групповых работ, деловые игры, турниры знатоков и пр.
- Само- и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности.
Применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ребёнку возможность самореализации, создает условия для развития личностных качеств и способности ориентироваться в потоке социальной информации.
Любой педагог стремится создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.
Работа с аудиторией
1.Практическое занятие (форма учебного занятия, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений обучающиеся решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности) .
Дискуссия Иван IV "за"и "против"
2.Задание на образную реконструкцию исторических фактов:
- изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
(Встреча Г.З.Байера, Г.Ф.Миллера и М.В.Ломоносова )
3.Анализ исторических источников (Тема Культура Древней Руси)
4.Проблемный метод обучения (Почему в Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому?
Учащиеся взаимодействуя с окружающими их людьми, познают мир и самих себя , оценивают поступки , окружающих их людей и ставят себя на их место, анализируя, таким образом и свои действия. Поэтому проблемное и интерактивное обучение способствует развитию самостоятельности в принятии решений, свободу выбора и готовит их к взрослой жизни – это и есть системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход в образовании –это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия , и следовательно , готовить их к взрослой жизни и постоянному самообразованию.
Литература
1.Л.Н. Алексашкина, доктор пед. Наук. Институт содержания и методов обучения РАО. Деятельностный подход в изучении истории в школе. «преподавание истории и обществознания в школе» №9, 2005, стр. 10-20.
2.С.В.Дмитриев Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / с. В. Дмитриев // школьные технологии. - 2003. - n 6. - с. 30-39
3. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-деятельностный подход в обучении истории.
Личностно-деятельностный подход в обучении истории В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной п...
Системно - деятельностный подход в обучении истории
Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личн...
Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.
В статье размещены эксцитативные приемы , используемые на уроках истории для воспитания патриотизма и гражданственности у современных подростков....
Современные подходы в обучении истории
В условиях перехода на стандарты второго поколения доминирующим в обучении является компетентностный подход. К известной дидактической триаде «знания – умения – навыки» добавляются необходимость приоб...
Системно - деятельностный подход в обучении истории.
В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», пр...
«Деятельностный подход в обучении истории через работу с краеведческим материалом».
В настоящее время актуальным является обращение образовательного сообщества к деятельностному и компетентностному подходам в обучении. Это требование в...
Системно - деятельностный подход в обучениии истории
Целью современного образования,задачей государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого,инициативного, компетентного гражданина России. Задача учителя - организовать ур...