Мастер-класс "Системно-деятельностный подход в обучении истории"
статья по истории на тему

Литус Марина Сергеевна

Системно-деятельностный подход в обучении истории даёт возможность создать на уроке атмосферу поиска , творчества,формирует у обучающихся универсальные учебные действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Системно-деятельностный подход в обучении истории

« Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»

 Л.Н.Толстой

        В соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта ООО, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Социальный заказ общества - формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах

Современный ученик  – это не ученик, который готов выполнить любое  задание по распоряжению учителя, дословно повторить рассказ учителя или текст учебника. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В каждом  классе учатся дети с разными способностями, уровнем развития и уровнем  восприятия  учебного материала. Учителю необходимо на уроке найти  к каждому ребёнку особый индивидуальный подход: мотивировать его к учёбе. Главное  задача учителя - развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, определять пути их реализации, контролировать и оценивать свои результаты, другими словами, умение учиться. В условиях информационного общества учитель уже не является единственным носителем информации , поэтому учащиеся должны быть готовы к поиску необходимых знаний, т.е. ученика нужно привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству, самостоятельные в принятии решений.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.

Эти  задачи  помогает реализовать деятельностный метод обучения.  «деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»(1). 

Системно - деятельностный подход – методологическая основа ФГОС ООО.

Деятельностный подход на уроке  обеспечивает включение детей в деятельность:

 1) целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; 

2) прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний; 

3) учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;

4) действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

Системно-деятельностный подход в образовании  включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность педагогу творить и искать(разноуровневое обучение, дифференцированный подход, проблемное обучение, интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, исследовательский метод обучения, метод проектов и др.).

Данный подход позволяет  работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, мотивирует к самообразованию.

Виды учебной деятельности на уроке:

  1. Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников).
  2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
  3. Работа с исторической картой позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
  4. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, диаграммы, рисунка позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
  5. Составление биографических справок – характеристик исторических деятелей знакомит обучающихся с биографическими данными исторических личностей, классифицируют информацию по роду их деятельности: политические деятели, деятели культуры, полководцы и т.д .
  6. Анализ исторических источников - один из   основных видов познавательной деятельности обучающихся, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
  7. Подготовка и оформление сообщения, доклада способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит представлять  в письменной форме результаты своих самостоятельных исследований.
  8. Поисковая и исследовательская работа на основе краеведческого материала; участие в различных конкурсах способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, воспитывает патриотизм и гражданственность.
  9. Выступление на семинаре, конференции позволяет формировать у учащихся ораторское мастерство, а именно - грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента.
  10.      Интерактивные методы: дискуссии, ролевые игры, дебаты, различные виды групповых работ, деловые игры, турниры знатоков и пр.
  11. Само- и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности.

Применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ребёнку возможность самореализации, создает условия для развития личностных качеств и способности ориентироваться в потоке социальной информации.   

        Любой педагог стремится создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.

Работа с аудиторией

1.Практическое занятие (форма учебного занятия, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений обучающиеся решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности) . 

Дискуссия Иван IV "за"и "против"

2.Задание на образную реконструкцию исторических фактов:

  • изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
  • изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

(Встреча Г.З.Байера, Г.Ф.Миллера и М.В.Ломоносова )

3.Анализ исторических источников (Тема Культура Древней Руси)

4.Проблемный метод обучения очему в Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому?

        Учащиеся взаимодействуя с окружающими их людьми, познают мир и самих себя , оценивают поступки , окружающих их людей и ставят себя  на их место, анализируя, таким образом и свои действия. Поэтому проблемное и интерактивное  обучение способствует развитию самостоятельности в принятии решений, свободу выбора и готовит их  к взрослой жизни – это и есть системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход в образовании –это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия , и следовательно , готовить их к взрослой жизни и постоянному самообразованию. 

Литература

1.Л.Н. Алексашкина, доктор пед. Наук. Институт содержания и методов обучения РАО. Деятельностный подход в изучении истории в школе. «преподавание истории и обществознания в школе» №9, 2005, стр. 10-20.

2.С.В.Дмитриев  Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / с. В. Дмитриев // школьные технологии. - 2003. - n 6. - с. 30-39

3. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Http://omczo.org/publ/393-1-0-2468


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-деятельностный подход в обучении истории.

Личностно-деятельностный подход в обучении истории В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной п...

Системно - деятельностный подход в обучении истории

Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личн...

Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.

В статье размещены эксцитативные приемы , используемые на уроках истории для воспитания патриотизма и гражданственности у современных подростков....

Современные подходы в обучении истории

В условиях перехода на стандарты второго поколения доминирующим в обучении является компетентностный подход. К известной дидактической триаде «знания – умения – навыки» добавляются необходимость приоб...

Системно - деятельностный подход в обучении истории.

В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», пр...

«Деятельностный подход в обучении истории через работу с краеведческим материалом».

            В настоящее время актуальным является обращение образовательного сообщества к деятельностному и компетентностному подходам в обучении. Это требование в...

Системно - деятельностный подход в обучениии истории

Целью современного образования,задачей государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого,инициативного, компетентного гражданина России. Задача учителя - организовать ур...