Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.
статья (история) по теме
В статье размещены эксцитативные приемы , используемые на уроках истории для воспитания патриотизма и гражданственности у современных подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
,,,
Тема: Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.
Учитель истории и обществознания
МБОУСОШ с углубленным изучением отдельных предметов №2 г.Волжского Волгоградской области
Соколова Т.Н.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Важнейшими задачами изучения истории являются:
-развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству -многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Для воспитания нравственного, ' ответственного, инициативного и компетентного гражданина России необходимо кроме усвоения системы знаний, умений и компетенций формирование у обучающихся духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей как основных составляющих личности человека.
Воспитательные задачи должны быть направлены на получение результата по основным направлениям развития личности:
-личностная культура;
-социальная культура;
-семейная культура.
Личностная культура подразумевает:
-понимание смысла своей жизни, способность и готовность к нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
-способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, настойчивость в достижении успеха.
-осознание ценности других людей(ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности и т.д.
Семейная культура включает осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.
Социальная культура - это осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей и т.д.
Воспитание, социализация, формирование личности подрастающего поколения через государственные образовательные учреждения имеют завершающую стадию - формирование гражданственности и патриотизма. Формирование патриотизма - это объективный и неизбежный процесс детского развития, поскольку любовь к Родине сначала проявляется как любовь к родителям, окружающим ребенка людям, затем как любовь к малой Родине(природе, истории, культуре того места, где он проживает), только потом как любовь к большой Родине в форме осознанного социального чувства. Патриотизм как социально-нравственная категория обуславливает ценностное отношение человека к Отечеству,
побуждающее его к патриотически направленной деятельности, целостное его мировоззрение, духовность, нравственные идеалы.
Эксцитативные приемы - это приемы воздействия на чувства человека, вызывающие душевный и эмоциональный отклик. Именно они помогают мне в педагогической практике при изучении истории и обществознания не просто наполнить обучающихся объемом знаний о прошлом и настоящем, но и воздействовать на сознание детей; помогают школьникам абстрагироваться в разные эпохи, учат сопереживать участникам событий, формируют личностное к ним отношение, способность понимать значимость событий и роль не только великих людей, но и каждого человека в жизни и истории своей страны. Эксцитативные приемы, воздействуя на эмоционально-чувственную сферу, вовлекая подростков в практическую осознанную деятельность, оказывают влияние на развитие духовно-нравственных, семейных и социальных ценностей личности, формируют убеждения, установки, общественно-значимое поведение в направлении гражданственности и патриотизма. Таким образом, эксцитативные приемы являются наиболее действенными и результативными для решения целей и задач, особенно воспитательных, современной системы общего образования.
Например... История. 9 класс.
В представленном материале отражены только используемые мною на уроках эксцитативные приемы, а не разработки уроков истории в полном объеме. Материал дается с опорой на параграфы учебника «История России 20- начало 21 века» для 9 класса авторов А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта.
1 .Тема: Начало Великой Отечественной войны. §29.
В процессе освещения темы для акцентирования внимания на событиях начала войны и героизма советских солдат и офицеров показываю отрывок из художественного фильма
«Брестская крепость» или из документального фильма Николая Озерова.
-Как вы думаете, страшно было воевать в полном окружении защитникам крепости?
-Стоять насмерть-это приказ командования или добровольный выбор бойцов? - Почему солдаты и офицеры Бреста не отступили, не сдались в плен? - Почему защитников Брестской крепости называют героями? В чем состоял их подвиг?
Д/3: §29. 1. «Ребята, спросите своих родных, знакомых, бабушек и дедушек прочитайте воспоминания современников о первых месяцах Великой Отечественной войны. Что им казалось самым страшным и тяжелым? А чем они гордятся?
2.Напишите письмо от имени одного из защитников Брестской
крепости своим родным. О чем могло быть последнее письмо воина, принявшего решение стоять насмерть?
2.Тема: Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.
§30
1.После характеристики ситуации на фронте весной и летом 1942 года
предлагаю прочитать документ в учебнике «Из приказа № 227 от 28 июля 1942г.» и
ответить на вопросы:
-Почему появляется приказ № 227 в июле 1942г.?
-Почему он называется «Ни шагу назад»?
-Почему его помнит каждый фронтовик?
-Дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад».
-Как вы думаете, победа в Сталинградской битве была одержана благодаря приказу №227?Для кого он был необходим?
-Вспомните военные события истории, когда воины ликвидировали пути к отступлению или принимали решение сражаться насмерть(Дмитрий Донской на Куликовом поле; 300 спартанцев Древней Греции и т. д.)
2. Партизанское и подпольное движение.
Кроме материала в учебнике зачитываю сочинение бывшей ученицы о своем двоюродном деде-партизане, которого повесили фашисты. Вопросы:
-Почему люди в годы B.О.В становились партизанами?
-Был ли у них выбор?
-Была ли польза от военной деятельности партизан? Отличалась ли она он деятельности регулярных войск?
-В чем была опасность партизанской борьбы?
-Все ли люди помогали партизанам? Почему?
-Можно ли партизан назвать героями? А тех, кто им помогал?
Посещение школьного музея МОУСОШ №2 .Стенд, посвященный бывшему учителю школы-Е.И. Гегучадзе. Елена Ивановна встретила войну на рассвете 22 июня - была женой пограничника. Потом - партизанский отряд. С ней в отряде воевал пионер-герой Валя Котик. (Воспоминания Е.И. Гегучадзе )
Д/3 :§30 - Изучите литературу о партизанском движении и напишите:
- сообщение о героях-партизанах, подпольщиках;
- сообщения о пионерах и комсомольцах-героях;
- напишите репортаж военного журналиста «Один день из жизни партизанского отряда»;
- оформите стенд «Пионеры - герои Великой Отечественной войны».
- Составьте карту района действий партизанских отрядов
- Подготовьте сообщение о том, как ваши родные, знакомые жили и трудились в тылу в годы В.О.В
3. Теме «Сталинградская битва» обычно посвящаю отдельное занятие.
Школьники обязательно готовят заранее реферат по Сталинградской битве (только
в письменном варианте, а не печатном) Просмотр отрывка документального
фильма - хроники военных действий периода Сталинградской битвы. Особое
внимание уделяю 23 августа 1943 года. Акцентирую внимание на то, что жители
Сталинграда не были эвакуированы и терпели все бедствия Сталинградской битвы -
бомбежки, ранения, болезни, холод, голод, находясь в подвалах, теплотрассах,
блиндажах.
Зачитываю воспоминания, записанные юными журналистами школы при встрече с бывшими детьми военного Сталинграда. По возможности организовываю подобную встречу.
Из воспоминаний:
Иванкова З.Д. «Мне было 5 лет 23 августа 1943 года. Жили в центре Сталинграда. Папа был на фронте. И началась бомбежка. Гудели самолеты, рвались бомбы. Рушились дома. Гул, шум, крики раненых. А мы с мамой бежали к Волге. К переправе. Я, помню, несла в руках шубку. Это мама беспокоилась о будущей зиме. Подбежали, а там вся Волга горит. Нефть из разбитых барж разлились по реке и теперь горела. Над нами постоянно летали огромные самолеты. Вокруг все взрывалось. Очень много людей на берегу, а переправиться невозможно. Паника, суматоха, крики собравшихся, полные ужаса и отчаяния. Так и вернулись обратно, в город. Свою шубку где-то потеряла там, на берегу. Жили в подвале. Помню к нам заходили и наши солдаты, и немцы. Один раз немец дал мне шоколадку. Вот так все время в подвале и прожили. Костром обогревались. Много нас там было в подвале. Так и выжили. Да и после освобождения тоже жили в этом же подвале- все дома были разбиты .Но уже бомбежек не было . И не голодали.»
Д\3 32
1) Напишите письмо - обращение к защитникам Сталинграда? Что вы можете
сегодня им сказать? Что вы можете им пообещать? ( Передаю письма в Общество
ветеранов Великой Отечественной войны )
2) Творческая работа «Война в моей семье» (проекты, сочинения, семейные
летописи, альбома памяти)
4Тема: Советский тыл в Великой Отечественной войне.§31.
Включаю:
- Ребята, расскажите, как жили ваши родные или знакомые люди в годы войны.
- Работа с документом:
«Список мальчиков и, занятых на подсобных работах с/х Сталгрэс в 1943г.
1.Косенко Н. М.-1929
- Горбаненко О.И..-1927
- Тацкий П. А.-1928-
4.3емлянская М. С-1928
- Фролов Ю. Ф.-1929
- Ларионова А. Р.-1926
И т. д. Всего 49 человек. Архивный отдел администрации Светлоярского муниципального района, ф. 40.Оп.2. Д.8.Л.З.Подлинник. Рукопись. - Сколько лет было этим подросткам?
-Почему эти подростки шли работать в совхоз «Сталгрэс»?-
-Поднимите руки те, кто уже работал летом или подрабатывает сейчас. С какой целью вы пошли работать?
-Сравните причины, побуждающие идти работать подростков во время войны и в наши
- Работа с документом стр. 227 «Из дневников тружеников тыла» :
-Почему после войны многие труженики тыла были награждены медалью «
За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»?
- Рассмотреть медиаиллюстрации на тему труда в годы войны. - Как вы думаете, что такое доблестный труд?
_- Почему люди трудились, превозмогая все тяготы?
-За свой труд люди ожидали какой-нибудь награды?
5) Работа с документами:
A) Приказ №13
По совхозу «Сталгрэс» Кировского района Г. Сталинграда о привлечении к уголовной ответственности от 29 января 1944 г.
За отказ от поездки на курсы шоферов и прогул в течение двух часов рабочую Манышеву Л. П. привлечь к судебной ответственности в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета С СС Р от 26/06.40
Директор с/х: Сергеев
Б) Приказ №18
По Красноармейскому Райпромкомбинату об освобождении от работы.
От 12 марта 1944 г.
За халатное отношение к работе и симуляцию освободить от работы Холодова С. И. Снять со снабжения всю его семью . Директор с/х: Сергеев
Архивный отдел администрации Светлоярского муниципального района. Ф. 71. Оп.2. Д24. Л.5. об. Подлинник.
B) Приказ № 20
По совхозу «Сталгрэс» Кировского района г. Сталинграда «О награждении женщин к празднику 8 марта»
10 марта 1944 г.
В ознаменовании Международного женского дня 8 марта приказываю:
1)3а образцовую работу, премировать как более добросовестных в выполнении производственных заданий и как лучших работников, следующим: -тов.Бахчевникову Ф.- отрезом шелк- подкладка, -тов. Калашникову Г.-летним платьем, -тов.Некипелову А.- отрезом шелк- подкладка, -тов. Сотникову Н.-талоном на промтовары, -тов. Буянову П.- талоном на промтовары.
-Какие выводы вы можете сделать о методах административного воздействия на работников в годы войны?
«Деятели культуры _ фронту»
- Чтение стихов о войне, подготовленных детьми ( 2-3)
- Прослушивание песни Н. Богословского « Темная ночь»
- Какие чувства вызывает у вас эта песня?
- Назовите основные идеи произведений о войне.
- Почему в самые тяжелые времена для страны появились эти произведения?
Д/3 §31, Проиллюстрируйте любое произведение о войне в виде рисунка,
коллажа, схемы опорных слов.
5. Тема: СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.§34.
В разделе урока «Итоги Второй мировой войны» знакомимся с итогами Великой Отечественной войны. Включаю:
- Ребята, поднимите руки те, у кого погибли родственники во время войны.
- Предлагаю рассказать школьникам о воевавших или погибших родственниках,
демонстрация подготовленных материалов.
- -Почему мы должны хранить в семье память об участниках давно прошедшей войны?
-Почему во всем мире помнят о Второй мировой войне? Не пора ли забыть об этой войне?
-Если мир не забыл ужасы Второй мировой войны и фашизма, то почему до сих пор существуют фашистские организации?
-Почему в этих организациях большинство это молодежь?
-Как бы вы поступили, если бы вам предложили стать членом подобной организации
Почему?
Д/3 §34. Нарисуйте плакат, эмблему, буклет, которые будут отражать
ваше отношение:
- к любой войне,
- к фашистским организациям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....
«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»
Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....
Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Обобщение педагогического опыта работы за четыре годо по формированию ключевых компетенций школьников по истории и обществознанию....
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
«Компетентностный подход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»
В работе представлен анализ педагогической деятельности в межаттестационный период, обощен опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся...