Современные подходы в обучении истории
статья по истории на тему
В условиях перехода на стандарты второго поколения доминирующим в обучении является компетентностный подход. К известной дидактической триаде «знания – умения – навыки» добавляются необходимость приобретения учеником опыта деятельности. Главное в учебном процессе – научить учиться. В статье утверждается, что эта задача сложна и трудоёмка в нынешних условиях, когда дифференцировано само образование. Поэтому автор усматривает взаимосвязь: компетентстного и дифференцированного подходов в обучении. В статье также приводятся некоторые приёмы реализации дифференцированного подхода на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_v_obuchenii_istorii_milyutkina_g.m.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы в обучении истории.
Новая школа – новые стандарты – новые подходы в обучении. В настоящее время на всех уровнях весьма активно обсуждается компетентностный подход в образовании, который противостоит прежней концепции «усвоения знаний». Цель компетентностного подхода – преодолеть разрыв между знаниями ученика и его практическим опытом. Но компетенции можно приобрести только в процессе деятельности. Следовательно, компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно: каким способом деятельности обучать? В учебных программах деятельностное содержание образования отражено в способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учеником и на учебных достижениях, которые он должен продемонстрировать. Задача сложная и трудоёмкая как для учителя, так и для ученика. Она тем более сложна, что сегодня дифференцировано само образование. Появились лицеи, гимназии, профессиональные школы, в которых вопрос обучения компетенциям стоит не столь остро, потому что, как правило, контингент учеников там тщательно отобран. А что делать нам – учителям обычных, бюджетных общеобразовательных школ? Я работаю в такой школе 29 лет и не понаслышке знаю, сколько усилий приходится затрачивать на закрепление знаний в условиях скрытого, а то и явного нежелания учеников эти знания усваивать (плюс подсознательное ощущение учителя бессмысленности своего труда). В обычной школе, как правило, на параллели только один «сильный» класс, да и в нём обязательно найдётся кластер из 3 – 5 учеников, которые по уровню освоения знаний, умений и навыков значительно отстают от остальных. На основе своего многолетнего опыта работы могу сказать, что без дифференцированного подхода сегодня не обойтись. Методик обучения в нынешних условиях разработано достаточно. Наиболее известны по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Вагин А.А.). Но я уже давно использую классификацию методов, предложенную группой учёных, в том числе В.А. Оганесяном [1].
Если представить процесс обучения в виде модели
Где НЗ – начальные знания; КРО – конечный результат обучения; ПР – промежуточные результаты (или задачи) и пути их достижения (причём эту модель можно применять и к уроку, и к изучению новой темы, и к учебной четверти, и к учебному году), то методика будет выглядеть следующим образом: - объяснительно-иллюстративный метод; - программированный метод; - эвристический метод; - проблемный метод; - модельный метод. [2] Возвращаясь к теме дифференциации обучения, хочу показать, как я использую это на практике.
Вариативность отдельных этапов урока соответственно возможностям класса.
- «Сильный» класс – проблемный метод. Задание: исходя из признаков империализма, докажите, что именно они лежали в основе первой мировой войны.
1? – промежуточный результат 1 (закон неравномерности экономического и политического развития стран в эпоху империализма) 2? – промежуточный результат 2 (в силу действия вышеуказанного закона Германия выходит на первое место) 3? – промежуточный результат 3 (начинается борьба за передел уже поделённого мира) КРО – I мировая война. 1?, 2?, 3? – пути и способы достижения промежуточных результатов учащимся не сообщаются, а если промежуточные результаты и пути их достижения неизвестны, ученик сталкивается с противоречиями между имеющимися знаниями и необходимыми, т.е. попадает в проблемную ситуацию. 2) «Слабый» класс – программированный метод. При решении той же задачи до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто всё остальное.
При таком подходе даже слабый ученик самостоятельно делает пусть небольшое, но «открытие». И это очень важно и для повышения его самооценки, и для стимуляции мотивов его дальнейшей учебной деятельности. В любом классе (даже в «сильном») есть группы учащихся, различающиеся: - по уровню усвоения материала на данный момент; - по уровню работоспособности и темпу работы; - по особенностям восприятия, памяти и мышления; - по степени уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Поэтому так важны составление или подбор дифференцированных заданий, включающих разные приёмы, которые помогают ученикам самостоятельно справиться с заданием или с увеличением объёма и сложности заданий. Необходимо подчеркнуть, что в условиях урока дифференцированный подход реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач, где «посильность» и лёгкость отнюдь не тождественные понятия. Речь идёт о заданиях, предлагаемых с учётом уровня знаний, умений и навыков и предполагающее последовательное усложнение задач. Споры о том, что такое дифференцированный подход, не утихают до сих пор. Теоретики считают, что учеников надо дифференцировать по степени умственного развития и работоспособности, практики – по степени помощи ученику. Я – учитель-практик. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы найти приёмы, технологии, которые помогут мне подтянуть слабого ученика до уровня среднего, среднего – до уровня сильного. Расскажу о некоторых приёмах из моей практики.
Приём упрощения сложных категорий.
При изучении таких явлений и процессов, как войны, революции, некоторым ученикам достаточно трудно усвоить разницу между причинами и поводом. Таким ученикам я объясняю эту разницу с помощью наглядности: заранее готовлю карточку, где нарисована бочка с порохом и поднесённая к ней зажжённая спичка (бочка с порохом символизирует причины, а спичка – повод , в результате чего происходит взрыв – символ войны, революции).
Приём реализации дифференцированного подхода.
На уроке истории в 5 классе при изучении темы: Библейские сказания, разбираем сюжет об Авеле и Каине. Прошу оценить поступок Каина с позиции добра и зла и раздаю карточки с заданием. - Карточка для сильных учеников. Задание: Изучить текст и оценить поступок Каина с позиции добра и зла. - Карточка для средних учеников. Задание: Изучить текст и оценить поступок Каина с позиции добра и зла. Был ли у Каина другой путь? - Карточка для слабых учеников. Задание: Изучить текст и оценить поступок Каина с позиции добра и зла. Был ли у Каина другой путь? Чтобы ответить на вопрос, измени сюжет. Конечно, путь от первичного усвоения до прочно сформированного навыка у разных школьников не одинаков. Отсюда, на мой взгляд, главная задача учителя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных. Поэтому сегодня – дифференцированный подход, чтобы завтра было кого обучать компетенциям.
Источники инфомации:
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М., 1996.
- Методические рекомендации к работе по обобщению педагогического опыта, - Чебоксары, КЛИО, 1998.
НЗ
КРО
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
? – закрыто
! - открыто
НЗ
КРО
1?
2?
3?
3?
2?
1?
НЗ!
КРО!
1!
2!
3!
3?
2?
1?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.
Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....
Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.
В статье размещены эксцитативные приемы , используемые на уроках истории для воспитания патриотизма и гражданственности у современных подростков....
Современные подходы к обучению иностранным языкам
Презентация на тему "Современные подходы к обучению иностранным языкам"...
современные подходы к обучению старших школьников
материал раскрывает рекомендации по организации занятий по русскому языку и литературе в старших классах (10-11х)...
Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.
Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...
Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"
Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....