«Деятельностный подход в обучении истории через работу с краеведческим материалом».
методическая разработка по истории на тему
В настоящее время актуальным является обращение образовательного сообщества к деятельностному и компетентностному подходам в обучении. Это требование времени, так как развитие нового века будут обеспечивать мобильные люди, умеющие легко ориентироваться в нарастающем объёме информации, владеющие способами действия, социально-активные и нравственно относящиеся к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podkhod.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
« Вы ничему не можете научить человека.
Вы можете только помочь ему открыть это себе »
Г.Галилей.
Тема моей педагогической работы – это «Деятельностный подход в обучении истории через работу с краеведческим материалом».
Как трактуется понятие « деятельностный подход в науке? Есть его различные определения. В определение Л.Н. Алексашкиной, доктора педагогических наук, профессора института содержания и методов обучения РАО - «Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат».
Всякое учение – деятельность. Понимание приоритетности деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет назад. «Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». Об этом писали К.Д. Ушинский и Д.И. Писарев, А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и Л.В. Занков, а также многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Сегодня основные цели современного образования можно сформулировать следующим образом:
- Формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность, и ее результаты (рефлексии);
- Формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах;
- Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик, пассивно, усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются те «способности к самодеятельности», о которых говорил А. Дистервег.
Значит, для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности.
В настоящее время актуальным является обращение образовательного сообщества к деятельностному и компетентностному подходам в обучении. Это требование времени, так как развитие нового века будут обеспечивать мобильные люди, умеющие легко ориентироваться в нарастающем объёме информации, владеющие способами действия, социально-активные и нравственно относящиеся к миру.
Деятельностный подход на практике находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий.
«…Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, и есть главная задача новых образовательных стандартов. Концепция универсальных учебных действий учитывает компетентностного подхода, акцентирует внимание на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Следование этой теории предполагает анализ видов ведущей деятельности, выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. Концепция Фундаментального ядра выделяет допредметный этап и системно - деятельностный подход.
Системно – деятельностный подход на основе достижения обучающимися личностных метапредметных и предметных результатов образования предполагает
- развитию личностного начала в каждом ученике;
- развитию способности к исследованию и творчеству;
формированию коммуникативных умений и социального опыта через пробно- поисковое действие на уроке, а также во внеклассной и внешкольной деятельности.
Внедрение в этих условиях в практику учебно-исследовательские технологии в школе является своевременным. Учебно-исследовательская деятельность предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод учебно-исследовательских задач позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Учебно-исследовательская деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Объектом моего исследования была выбрана школа, где я работаю, МКОУ СОШ с. Новая Смаиль так как в практике данной школы успешно реализуется метод учебно-исследовательской деятельности.
Предметом исследования является сам метод учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В связи с этим была определена цель: изучить учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников, ее виды, формы, на примере опыта работы педагога.
Задачи:
- Определить понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.
- Рассмотреть формы организации учебно-исследовательской работы старшеклассников.
- Проанализировать опыт организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках краеведения.
Гипотеза моего исследования: я предполагаю, что использование метода учебно-исследовательской деятельности способствует реализации творческого потенциала выпускников, формированию их научных взглядов и успешному усвоению истории и обществознания.
В своей работе использовала следующие методы исследования: анализ методической, психолого-педагогической литературы, самоанализ уроков, практическая работа по внедрению учебно-исследовательской деятельности, изучение передового педагогического опыта.
В практической части своей работы приведу исследовательскую работу Морозовой Елены ученицы 11 класса МКОУ СОШ с. Новая Смаиль. С этой работой она выступила на районной научно- практической конференции 2014 года и заняла третье место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-деятельностный подход в обучении истории.
Личностно-деятельностный подход в обучении истории В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной п...
Системно - деятельностный подход в обучении истории
Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личн...
Системно - деятельностный подход в обучении истории.
В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», пр...
Системно - деятельностный подход в обучениии истории
Целью современного образования,задачей государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого,инициативного, компетентного гражданина России. Задача учителя - организовать ур...
Статья по теме: "Работа над понятиями в условиях системно -деятельностного подхода при обучении истории".
Работа над понятиями в условиях системно-деятельностного подхода при обучении истории....
Деятельностный подход при обучении биологии через организацию групповой работы обучающихся
Индивидуально-групповая форма работы способствует повышению активности и самостоятельности обучающихся 5-6 классов.В ходе выполнения заданий предложенных учителем реализуется познавательная цель...
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...