Системно - деятельностный подход в обучении истории.
статья по истории по теме

Иванина Татьяна Павловна

В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.П. Иванина, учитель истории

 БОУ города Омска «Гимназия № 43»

Системно - деятельностный подход в обучении   истории

 

        В контексте системно - деятельностного подхода, сущностью образования, как ведущего канала социализации, является приобщение  учащегося в процессе осуществления целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории. В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
      В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности. На каждом этапе развития личности ребенка выделяется ведущая деятельность, определяющая индивидуальные особенности личности в конкретном возрасте.

       На прошлых конференциях, я рассказывала о различных приёмах и методах формирования  ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных,  коммуникативных компетенций. Сегодня остановлюсь на использовании на уроках планов – заданий, в условиях сокращение вдвое количества часов в старших классах на базовом уровне. Учащимся предлагаются листы, где в виде различных заданий, используя разнообразные приёмы, методы и средства обучения, прописан алгоритм работы по теме, чаще всего на один – два урока,  решение  которых позволяет выполнить цели урока, наиболее полно изучить содержание материала. Формы организации обучения могут быть индивидуальные, парные, групповые.

Ввести элементы исследования на каждом урок позволяет включение в план – задание познавательных задач. Думается, что наиболее целесообразно использование задач, составленных на основе фрагментов исторических источников: мемуаров, официальных  документов,   статистических  данных. Небольшие фрагменты использую на каждом уроке, включая их в план – задание. Например:

-  «Проанализируйте источники. Какому событию они посвящены? Определите, каково отношение авторов к участникам события. Объясните различия в источниках»;

-  «В. О. Ключевский писал, что к середине XVII в. в высших кругах сложился тип «сильного человека», или «временника», как его тогда называли. «Это — властное лицо, заручившийся льготами землевладелец, светский либо духовный, или приятный при дворе правитель, крепкий верой в свою безнаказанность и достаточно бессовестный, чтобы всегда быть готовым, пользуясь своею мочью и общим бесправием, употребить силу над беззаступным людом, «затеснить и изобидеть многими обидами»... Простой народ относился к этим временщикам с самой задушевной ненавистью». Назовите таких людей в правление Алексея Михайловича. В чем выражалась «задушевная ненависть» народа к ним?»;

- «Проанализируйте информацию. Что свидетельствует о традиционном жизненном укладе москвичей? Какие факты говорят о происходящих в стране экономических изменениях? Какую роль в этом процессе играла Москва?».

Для актуализации проблемы урока   можно обратиться к карте и титулу российского царя, приведенному в грамоте Алексея Михайловича к английскому королю Карлу II. Учащиеся получают задание определить по титулу царя территории, вошедшие в состав России в XVII в., и показать их на карте.

Чаще всего использую познавательные задачи при изучении сложных, насыщенных теоретическим материалом разделов курса, например, при изучении тем: «Смутное время», «Отечественная война 1812 года», «Пореформенное развитие России» и других.

 Работа с задачами на уроке дает эффект при соблюдении нескольких условий. Прежде всего, задачи должны обладать информативностью. Подбирая тексты,  стремлюсь к тому, чтобы условия задач максимально заменяли изложение материала учителем (или текст учебника), помогали формированию умений учащихся, развивали их мышление. Основу знаний учеников  в этом случае составляют сведения, полученные в ходе поиска, самостоятельного разрешения проблемных ситуаций. Использование задач приносит пользу лишь тогда, когда они доступны для учащихся по содержанию и форме. Класс делится на группы, и получают полный комплект всех задач. Успех такого урока возможен, если каждая пара в группе, а лучше каждый ученик располагает полным комплектом задач, что нетрудно сделать при наличии в кабинете множительной техники. 

На основе индивидуального изучения, все группы знакомятся с материалом, а затем коллективно должны ответить на   итоговые вопросы задач своих групп. 

 Закончив разбор задач, группа в своем выступлении дает ответы на каждую из них. Выступление завершается ответом на итоговые вопросы.    Учащиеся, решавшие другие задачи, следят за выступлениями, по своим комплектам заданий, дополняют и уточняют ответы своих товарищей.  Это помогает им взглянуть на тему с разных сторон и расширить свои представления. Последовательное решение задач позволяет подготовить ответы на важнейшие проблемные вопросы, поставленные в начале занятия.  После выступлений всех групп коллективно, под руководством учителя формулируется ответ на итоговый вопрос, который, чаще всего и является выводом по теме урока.

Понятно, что старшеклассников нужно подготовить к такой деятельности. В среднем звене, такие задачи решаются последовательно, причем каждая обсуждается классом под руководством учителя и с его комментариями. По окончании работы над задачами коллективно формулируются ответы на заранее поставленные итоговые вопросы. 

Часто использую подобные задания при повторении материала и контроле знаний.   На основании источника предлагаю определить, о каком времени, событии или исторической личности идет речь. Например, по теме: «Эпоха дворцовых переворотов» десятиклассникам предлагаются двенадцать фрагментов исторических источников и задание к ним: «Определите, о каком правителе говорится, в каком фрагменте», «Определите деятелей российской истории по характеристикам историка».

Часто использую задание «Определи хронологическую последовательность события или одного факта», где предлагается «перепутанный» источник или группа источников: «Составьте рассказ, хронологически правильно расположив отрывки из летописной «Повести о Куликовской битве» (XIV в.). 

  При контроле по теме «Великая Отечественная война» в 11 классе, предлагаю выполнить задание «Узнай период войны или сражение по подвигу героя» и  предлагаю нарезку из фрагментов фильма «Освобождение».  

Среди современных педагогических технологий учитель  отбирает те, которые становятся эффективными в учебно-воспитательном процессе для его учащихся, ориентированы на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий.  

Процесс социализации, осуществляемый посредством включения ребенка в систему целенаправленных деятельностей, приводит к усвоению исторически сформировавшихся социальных норм, ценностей, способностей и способов поведения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в обучении истории

Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личн...

Системно - деятельностный подход в обучениии истории

Целью современного образования,задачей государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого,инициативного, компетентного гражданина России. Задача учителя - организовать ур...

Свидетельство об участии доклада "Системно - деятельностный подход в обучении истории"

Доклад принял участие в конкурсе докладов в рамках 14 - го Всероссийского интернет- педсовета...

Статья по теме: "Работа над понятиями в условиях системно -деятельностного подхода при обучении истории".

Работа над понятиями в условиях системно-деятельностного подхода при обучении истории....

«Кометентностный и системно-деятельностный подход к обучению истории.

Систематизация современных  методов используемых на уроках истории....

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход в обучении истории"

Системно-деятельностный подход в обучении истории даёт возможность создать на уроке атмосферу поиска , творчества,формирует у обучающихся универсальные учебные действия....

Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания

Выступление на школьном методическом объединении....