Католическая церковь
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок19. Сила католической церкви.
Цели урока по линиям развития личности.
1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.
На основании фактов средневековой истории выделить изменения, произошедшие в католической церкви в Х веке. Учить использовать понятия: ересь, еретик, инквизиция
3 ЛР. Историческое мышление.
Выделить проблемы и способы их решения, с которыми столкнулась католическая церковь.
4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания роли Франциска Ассизского и святого Доминика средневековой европейской истории; роли святой инквизиции в борьбе с еретиками.
План урока:
I. Проблема урока: Что поддерживало могущество католической церкви?
II. Поиск решения проблемы:
1. Кто главнее – Папа или император?
Примерный вывод по проблеме: В XII–XIII веках духовная и светская власть Римских Пап над католическим миром значительно возросла.
2. «Инакомыслящие»
Примерный вывод по проблеме: Вопреки господству католической церкви в Европе возникали ереси, с которыми боролась инквизиция.
3. Странствующие монахи
Примерный вывод по проблеме: Католическая церковь во главе с Папой Римским объединяла духовной властью все западноевропейские страны и претендовала на верховную светскую власть над королями. Тем не менее, в Европе распространялись ереси, предлагавшие иной подход к религиозному учению.
Ход урока.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Слайд 1 - напишите в каких значения употребляются слова- Церковь и собор Тема урока Слайд 2 средневековую городскую песню. - Слайд 3. Читаем высказывания Иннокентия 3. Предполагают какая проблема сегодня 1, 2,4 2, 2. | Расписывают значения Тема урока Католическая церковь Проблема урока Какое место средневековая церковь занимала в средневековом обществе. | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
II. Версии. | Слайд 3 Какие у вас есть предположения решения проблемы? 2 | Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная) | |
III. Актуализация знаний. | Вступительная беседа: скажите, какой период истории Средних веков мы изучаем? Какие изменения происходят в Европе в XI-XIII вв.? 2,3 Вспомнить, что такое сословие? Сколько сословий существовало в средневековой Европе? (слайд 2) Роль каждого из этих сословий считалась важной, значительной? Почему? И сегодня. Нам понадобится вспомнить историю одного из европейских государств. Это Священная Римская империя. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде. | (Изменения в хозяйстве: развитие торговли и ремесла, возрождение старых и появление новых городов, изменение структуры общества. Ответы учащихся Выполняют задание, работают с понятиями: Церковь, монахи, Папа Римский, вассал, сеньор, феодальные отношения, христианство | |
IV. Планирование деятельности | – Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать? 2, 3 | Выяснить, какой была церковь, все ли были согласны с действиями папы римского, и как церковь могла влиять на людей. | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Кто главнее – Папа или император? Слайд 7. - Используя первый пункт учебника, работая в парах, определите, как в XI–XIII веках изменились отношения светской и духовной власти? 1, 2, 2, Слайд 8. (РТ стр. 54 задание 1). Скажите, пожалуйста, почему люди могли быть недовольны церковью? Как это влияло на власть Папы Римского? Определи и впиши в схему, какие действия Папы Римского привели к значительному усилению его власти. 1, 2, 2, 3, 4 Какой вывод мы можем сделать по вопросу урока? 2, 6, 2, 3 3. Распад церкви. Слайд 6 . - Как вы думаете, были ли вопросы вероучения и различия в обрядах единственными и главными причинами разрыва между римской и византийской церквями? Какие ещё причины можно назвать? 2. «Инакомыслящие» Слайд 9. Кто такие инакомыслящие? Как мы можем объяснить это слово? Думать по-другому это хорошо или плохо? Но оказывается, в средние века думать по-другому могло быть смертельно опасно. Посмотрите, на слайде вы видите несколько понятий, пожалуйста, объясните каждое из них Слайд 10. Как вы думаете, почему люди стали думать по другом. Что не устраивало их в прежних взглядах? Как церковь относилась к таким людям? Выполните задание, которое вы видите на слайде. Какой вывод можно сделать по основному вопросу урока? Но как вы считаете, можно ли жестокостью справиться с инакомыслием? Что ещё можно предложить использовать церкви, чтобы победить ереси? | Ученики должны указать, что - католическая церковь превращается в крупного феодала, получает огромные доходы, а также служители церкви стали вести себя подобно светским феодалам 6 Ученики должны указать на поведение священников, и то что это ослабляло влияние церкви. Задание выполняется на основе текста п.1 § 14 В XII–XIII веках духовная и светская власть Римских Пап над католическим миром значительно возросла. Вспоминаем как это произошло Ученики могут указать, что это те, кто думает по-другому, отличаются от остальных Ответы должны быть аргументированы Выполнение задания на основе п.2 § 14 Ученики могут указать, что действия священников вызывали раздражение и неприязнь, а также стремление изменить ситуацию. Ученики должны указать, что церковь была недовольна такими действиями и считала этих людей еретиками. Вопреки господству католической церкви в Европе возникали ереси, с которыми боролась инквизиция. Ответы могут быть различны Каждая позиция должна быть аргументирована. Выдвигают разные предположения | |
VI. Выражение решения проблемы. | Как теперь мы можем ответить на проблему урока? 4, 2 | церковь – влиятельная организация, играла важную роль в жизни людей. Чем объяснить большую роль и авторитет церкви и духовенства в обществе? (Религиозность людей и низкий уровень научных знаний!) | |
VIII. Домашнее задание. | - Давайте пролистаем § 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ».6 класс
История средних веков. 6 класс. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.Проверка и закрепление знаний учащихся по ключевым терминам параграфов 11-16Предлагается 2 варианта по 10 заданий в каждом, за правильный отв...
Католическая церковь в XI – XIII веках.
Данный урок лучше провести в рабочих группах. Рабочие материалы, раздаточный материал прилагается. Самое интересное в этом уроке для ребят - это составлять самим индульгенцию. Это понятие ученики ни с...
Разработка урока истории в 6 классе "Католическая церковь:путь к вершине могущества"
Урок посвящён положению католической церкви в XI -XIII- веках. В методической разработке предствлены используемые технологии, их обоснование....
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока по истории по теме Католическая церковь и еретики
Урок был проведен в рамках антикоррупционной пропоганды среди учащихся.Одной из главных целей урока - формирование личностной оценки данного социального явления с опорой на принпип историзма....
Конспект урока "Католическая церковь и ереси"
Конспект урока для 6 класса на тему "Католическая церковь и ереси".По учебнику история Средних веков для 6 кл. Авторы: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской....
Католическая церковь и еретики
Материал можно использовать в курсе изучения истории средних веков...