Методическая разработка урока по истории по теме Католическая церковь и еретики
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Урок был проведен в рамках антикоррупционной пропоганды среди учащихся.Одной из главных целей урока - формирование личностной оценки данного социального явления с опорой на принпип историзма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_katolicheskaya_tserkov_i_eretiki.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории
в 6 классе по теме:
Католическая церковь и еретики.
Тема урока Католическая церковь и еретики.
Цели: Образовательные:
1. Показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию.
2.Выяснить, как церковь увеличивала свои богатства с помощью обмана и взяточничества.
3.Охарактеризовать средневековые ереси как формы протеста народных масс против гнёта католической церкви.
Развивающие:
1. развивать умение делать самостоятельные выводы;
2. развивать навыки и умения: работать по плану, с учебником, дополнительной литературой;
3.развивать умение анализировать;
Воспитательные:
Воспитание молодежи нравственным нормам, составляющим основу личности, позитивному отношению к антикоррупционным мерам
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Форма проведения урока: рассказ учителя, беседа, индивидуальная и групповая работа.
Основные понятия: исповедь, десятина, мощи, индульгенция, еретик, догматы, инквизиция.
Оборудование:
- схемы: «Сословия средневековой Европы», "Источники богатства католической церкви";
- карточки для работы учащихся
Ход урока
I. Этап урока:
Организационный момент.
Выступление учителя:
В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.
II. Этап урока. Изучение нового материала.
План:
- Сословия средневекового общества.
- Источники богатства церкви.
- Борьба церкви с еретиками.
Учитель:
- Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.
Вопрос классу: - Давайте вспомним, что называется сословием? Учащиеся отвечают.
Учитель: Правильно. Каждый человек от рождения принадлежит, считали тогда, к одному из них. На доске схема "Сословия средневековой Европы".
Перенос схемы в тетради учащихся.
Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом. (Дальше по тексту учебника стр. 124).
Учитель: Давайте найдем ответ на вопрос:
- Чему же учила людей церковь?
- Что проповедовала христианская мораль?
Дальше: и опять по тексту учебника стр. 124 -125 найдите ответ на вопрос:
- Кого же церковь считала образцом, на кого надо было равняться?
Учитель:
- При этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.
Что же являлось источниками обогащения католической церкви? Что её обогащало и делало могущественной?
Немецкий поэт Ганс Сакс (16 век) писал о католической церкви в Германии.
А главное в церквах идет
Продажа индульгенций бойко,
Вот что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна,
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжет мирянам:
За мощи выдав зуб быка,
Он им притронется слегка
К больному – и дань сберет…
Страдает от попов народ,
Не пересчесть ему невзгод:
Зимой и летом он гнет спину,
Чтобы отдать им десятину.
1. Какие источники доходов церкви перечислены в этом стихотворении?
2. О каких настроениях народа свидетельствует это стихотворение?
На доске схема - плакат "Источники обогащения церкви".
Учитель:
- Сейчас работа в группах. Каждая (а всего групп 4) получает задание - карточку: раскрыть один из источников обогащения церкви используя текст учебника стр. 125-126).
I группа - задание: раскрыть как десятина и продажа церковных должностей обогащало церковь;
II группа - продажа индульгенций;
III группа - церковные обряды;
IV группа - священные реликвии.
(на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2 чел.).
Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, почему церковь была не только мощной, но и богатой организацией.
Ребята скажите, можем ли мы назвать методы обогащения церкви коррупцией?
1.Что такое коррупция в вашем понимании?
Составляется схема-кластер
Вымогательство взятка
Коррупция
Продажность подкуп
Беседа с учащимися
2. Что такое взятка?
Денежные средства, полученные незаконно за какую-либо услугу, с использованием служебного положения.
3. Чем отличается взятка от подарка?
Взятка, в отличии от подарка дается за услугу, с использованием служебного положения.
Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего взамен.
5. Из каких источников Вы знаете о коррупции?
Корру́пция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.
И мы с вами увидели, что одним из самых коррумпированных центров того времени стала католическая церковь. Об этом нам сообщает в своем стихотворении средневековый поэт Фрейданк:
Ручьи сокровищ в Рим бегут,
Здесь вечный находя приют.
Но на дыру без дна похож ,
Безбожный Рим не полон все ж.
Ручьи грехов сюда стекают,
И здесь их людям отпускают…
Кто нравы Рима узнает,
Охладевает к вере тот.
Учитель. Христианская мораль основана на Евангельских заповедях (12 заповедей), например, «не убий», «не укради», «почитай отца и мать своих», «возлюби ближнего как самого себя» и.т.д. Церковь и христианская мораль осуждали погоню за богатством. Идеалом добродетели считался святой или монах, который отрекся от земной жизни и посвятил себя служению Богу.
Но мы видим, что сама церковь порой не выполняла этих правил и стремилась к накоплению богатств. Поэтому стали появляться люди, обличающие официальную церковь. Их называли еретиками.
Запись в тетрадь Еретик (греч. «противник») – противник господствующего вероучения церкви.
Еретики считали:
1) церковь «испорчена»;
2) папа – наместник Дьявола, а не Бога.
Они отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения; требовали отмены церковной десятины. Отказа духовенства от земельных владений и богатств.
Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, сильно ли была церковь обеспокоена распространением ересей?
Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.
Учитель: - Давайте послушаем о том, как отлучали от церкви (выступает учащийся с сообщением по теме).
Учитель: - Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию.
Запись в тетрадь: Инквизиция - особый церковный суд для борьбы с еретиками.
Учитель: - Послушаем сообщения о средневековой инквизиции (выступает учащийся с сообщением по теме).
III этап - Подведение итогов урока. Рефлексия. Мониторинг знаний. Домашнее задание.
- А сейчас опять работа в группах.
Подготовка 3 минуты. Отвечаем на вопросы в карточках.
I группа - Что проповедовали еретики? Как католическая церковь с ними боролась?
II группа - Почему христианская церковь раскололась на 2 части?
III группа - Перечислите источники богатств католической церкви.
IV группа - Что такое сословие? Сколько их было в средневековом обществе?
(выступает 1 человек от группы)
Учитель: - Молодцы!
Подведём итог урока. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, с требованиями церкви. Кто же победил? Церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породил страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя по-прежнему долгие столетия оставалось мощной организацией в мире.
Учитель: Домашнее задание параграф 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории на тему: «Завоеватели-германцы» для учащихся 6 классов.
Методическая разработка урока по истории на тему: "Завоеватели-германцы" для учащихся 6 классов....
Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.
Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....
Методическая разработка урока по истории по теме Нашествие персидских войск на Элладу 5 класс
Разработка содержит :1. Презентация урока2. План-урока...
Методическая разработка урока по истории по теме:Гуситское движение в Чехии в 6 классе
Разработка содержит:1. Презентация2. План - урока...
Методическая разработка урока по истории по теме "Великая Отечественная война"
Методическая разработка контрольного урока по истории по теме "Великая Отечественная войа"....
Методическая разработка урока по истории на тему: "Древнейший Рим"
Сформировать преставление о Древнем Риме, как об одном из госудасртв Древнего мира...
Методическая разработка урока по истории по теме "Россия от Февраля к Октябрю - приход большевиков к власти"
Тема расчитана на 90 минут и предполагает самостоятельную практическую деятельность учащихся с использованием историчесикх документов. Ученики на сонве их анализа делают выводы по ключевым моментам те...