Конспект урока "Католическая церковь и ереси"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Городилова Юлия Александровна

Конспект урока для 6 класса на тему "Католическая церковь и ереси".По учебнику история Средних веков для 6 кл. Авторы: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории средних веков (6 класс)

Тема урока: Католическая церковь и ереси.

Цель урока: рассмотреть причины зарождения ересей; охарактеризовать формы борьбы католической церкви с ересями.

Задачи урока:

а) образовательные: формирование понятия «ересь»; показать особенности нищенствующих монашеских орденов.

б)    развивающие: продолжить развивать умение отличать повод от причины события; работать с текстом параграфа учебника и документа.

В)     воспитательные: продолжить воспитывать у учащихся веротерпимость.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Учебник история Средних веков для 6 кл. Авторы: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний, объявление новой темы и домашнего задания.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление материала.

 

Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II.Проверка домашнего задания.

Подготовка устного ответа по карточке №1 и №2 .

Учащиеся зачитывают сочинения  на тему «Один день из жизни воинства крестоносцев в период первого крестового похода».

Карточка №1 (задание на 4).

  1. Назовите причины разделения христианской церкви на Западную и Восточную? В каком году произошло разделение христианской церкви? Как по-другому называется Западная церковь, как Восточная?
  2. Какие различия существовали между Западной и Восточной церквами?
  3. Почему католическая церковь была очень богата? Перечислите источники ее богатства.

Карточка №2 (задание на 5).

  1. Кто такие Григорий VII , Генрих IV, Иннокентий III? Чем они известны?
  2. Что такое сословие, индульгенция, десятина, реликвия?
  3. Докажите, что в XI – XIII вв.  в Европе происходило усиление папской власти.

  III.Изучение новой темы.

Ереси.

Запись в тетради: Ересь – вероучение, противоречащее догматике официальной церкви.

Ересь в Средние века – весьма распространенное явление. Причем ереси были очень разнообразные. Одни отрицали наличие в Христе одновременно человеческого и Божественного начала, другие говорили о мире, где происходит вечная борьба между силами добра и зла, третьи настаивали на широких социальных реформах. Давайте прочитаем против чего же в частности выступали еретики. Для этого прочитаем в слух п. 6 стр129.

Вопрос к классу.

 - Почему ереси были так опасны для церкви?

Наиболее влиятельные еретические учения X-XIII в. – катары и вальденсы. Основателем вероучения вальденсов был французский купец Пьер Вальдо. Он утверждал, что спастись можно не через церковь, а через служение Христу и непосредственное следование его учению. Он убеждал своих учеников, что богатство развратило церковь, лишило ее значительной святости. Катары («катар» - по-гречески «чистый») утверждали, что церковь- порождение дьявола. Необходимо было создать новую церковь. Центром этого вероучения был город Альби на юге Франции. Поэтому само движение часто называли альбигойским. Оно было чрезвычайно  влиятельным и пользовалось расположением графа Тулузского.

Борьба церкви против ересей.

На рубеже XII – XIII вв. католическая церковь достигла пика могущества. Папой тогда был Иннокентий III. Это был в высшей степени деятельный и образованный папа. Его превосходство признавали все монархи Западной Европы. Он отлучил от церкви и короля Франции, и короля Англии, и германского императора. И те были вынуждены униженно просить его о прощении. Кстати, именно он инициировал четвертый крестовый поход.

Наиболее же серьезная угроза для церкви – ереси. В 1209 г. пап объявил о начале крестового похода против альбигойцев. Это стало началом альбигойских войн (1209-1229). Альбигойская ересь была жесточайшим образом искоренена. Юг Франции был разорен.

 - Как вы думаете кто преимущественно принимал участие в этом крестовом походе?

 - Какие наказания преследовали еретиков? Самостоятельная работа учеников с п.7 стр.130(первые 2 абзаца).

Во имя дальнейшего искоренения ересей была создана инквизиция, (в переводе с лат. «расследование» изучавшая каждый случай отклонения от канонического вероучения.

Нищенствующие монахи.

Однако церковь в начале XIII в. пошла на коренное обновление, основную роль в котором сыграли два человека – Франциск Ассизский и Святой Доминик. Святой Франциск родился в итальянском городе Ассизи. Он проповедовал идею совершенства всего созданного Господом, а также необходимость искренней любви к Богу. К Святому Франциску стекались многочисленные ученики. Давайте прочитаем отрывок из легенды о святом Франциске, стр.131. Иннокентий III, оценив потенциал нового учения, дал разрешение на организацию нового монашеского ордена – францисканцев.

 - Какой монашеский орден вы знаете?

Францисканцы составляли нищенствующий орден. Это значит, что они не имели ни какого имущества, жили подаянием, следовали апостольскому идеалу поведения, бродили по Европе, проповедуя Слово Божье. Аналогичный орден был создан в 1216 г. Домиником де Гусманом – Святым Домиником. Именно в честь него монахи получили название доминиканцев. Доминиканцы во многом следовали примеру францисканцев. Они тоже были нищенствующими монахами. Однако были и свои особенности. Орден был создан специально для борьбы с ересью. Неслучайно, что именно доминиканцы занимались преподаванием в университетах и активно работали в инквизиционных судах. Они имели незаурядные знания в области богословия.

Закрепление материала.

1)В церковной проповеди приводится пример: крестьянин перед смертью увидел висящий над своей головой раскаленный камень; исповедуясь священнику. Он вспомнил, что перенес его когда-то на соседний участок, чтобы расширить свое владение. В каком грехе был повинен крестьянин?

2)Объясните утверждение церковного писателя6 Богатые созданы для спасения бедных, а бедные – для спасения богатых».

3)Сочините диалог папы и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы своих собеседников.

Подведение итогов урока.

Вывод: Иннокентий III многое сделал для того, чтобы Европа почувствовала себя единым христианским миром, с общими ценностями, с общими цивилизационными установками.

Домашнее задание: пар. 15, вопросы к параграфу с 1 по 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

конспект урока и презентация Власть и церковь 7 класс

конспект урока и презентация  Власть и церковь 7 класс...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

Класс 6а, 6бДата: 08.09.2015Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 векахЦель:  познакомить учащихся с историей возникновения Франкского коро...

Презентация и план-конспект урока по теме: Власть и церковь (7 класс)

Данный материал освещает взаимоотношения светской и церковной власти в процессе централизации страны;раскрывает  сущность и последствия церковного раскола....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...