«Кометентностный и системно-деятельностный подход к обучению истории.
статья по истории на тему
Систематизация современных методов используемых на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_istorii_v_svete_fgos.docx | 534.88 КБ |
kompetentnostnyy_podhod.ppt | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение
Учителей истории, обществознания
Клепиковского р-на, Рязанской области
«Кометентностный и системно-деятельностный подход к обучению истории.
Современный урок истории в свете требования ФГОС».
Наш сегоднешний разговор я хотела бы начать с китайской народной мудрости «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю». Пожалуй, это выражение должно стать девизом современного ученика, которого необходимо научить быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, выбирать способ действия, отвечать за результаты.
Уроки истории и обществознания, несомненно, являются ядром в школьном гуманитарном образовании учащихся. Сегодня, современный мир просто утопает в различной информации, предоставляя массу различных исторических фактов из самых разнообразных источников. Однако, не всегда даже взрослый человек способен определить достоверность этих источников, а что уж говорить о детях. Дети, имея постоянный открытый доступ к информации, подвержены риску получить недостоверную историческую информацию и, тем самым, могут легко поддаться этому негативному влиянию, угрожающему изменить их политическое и патриотическое мировоззрение, отнять у них любовь к своей Родине - России. Поэтому, именно на плечи учителя истории и обществознания ложится ответсвенность преподнести учащимся реальную и достоверную информацию об истории становления их государства, развивать у них чувство патриотизма. На это и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ФГОС истории и обществознания. Главной педагогической задачей учителя является создание и организация условий, которые стимулировали и мотивировали бы ученика на деятельность. В настоящее время в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов положен компетентностный и системно-деятельностный подход. Чтоже такое компетентностный подход. Под понятием “компетентностный подход” имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Суть компетентностного подхода в обучении состоит в том, чтобы не увеличивать информированность обучающегося в различных предметных областях, а помочь ему научиться самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Поэтому принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на практическую значимость в образовании.
Компетенция — круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знаниями. Компетентность — обладание человеком соответствующей компетенцией (способность делать что-то хорошо или эффективно). Компетентный — способный, знающий, сведущий в определенной области. Компетенции – это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще.
Компетентностный подход к уроку позволяет акцентировать внимание на развитие ключевых компетенций. Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
- Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
- Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
- Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
- Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Формированию компетенций способствует деятельностный подход, который на наших уроках предполагает формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям современного общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества.
«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат». Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Главными требованиями к современному уроку является: самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя. Обязательная рефлексия обучающихся на уроке. Высокая степень речевой активности обучающихся.
Деятельностный подход на уроке обеспечивает включение детей в деятельность и способствует формированию универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных
Рассмотрим на примерах реализацию системно-деятельностного подхода на уроках истории.
1-ый этап. Организационный этап. Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. Позитивный настрой учащихся.
2-ой этап. Мотивация и целеполагание . Побуждение учащихся различными способами к формированию темы урока. Далее следует целеполагание. Целеполагание - постановка, определение и достижение целей. Эффективность урока во многом зависит от правильных постановок целей и задач, то есть от целеполагания.
Цели должны быть понятны, осознаны, достижимы и диагностируемы. Приведу пример урока истории в 6 классе тема «Культура Древней Руси».
На слайде изображены иллюстрации демонстрирующие исторические события IX-X вв. Задаю вопрос. Какие события изображены на данных картинах. Расставьте их в хронологическом порядке. Какое из этих событий оказало большое влияние на русскую культуру? Ученики отвечают (Наибольшую роль сыграло Крещение Руси. С принятием христианства на Русь проникла письменность, каменное строительство храмов, иконописание, изменился быт русского народа. Т.е. это событие повлияло на культуру Руси). Что такое культура? ? Из предложенных словосочетаний на слайде сформулируйте определение культура.
Духовные ценности, материальные ценности, совокупность, определенный народ, выработанные определенной эпохой. Ученики выполняют задание. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных определенной эпохой, определенным народом)
О чем мы будем говорить на уроке. (Будем говорить о культуре.) О культуре какого государства? Тема нашего урока «Культура Древней Руси. Какие цели нашего урока? (ученики формулируют цели урока). Учитель дополняет ответы учеников.
Еще одним способом мотивирования является сбор пазлов. Учитель предлагает собрать пазл на котором изображены древнеегипетские боги. Затем задается вопрос, что здесь изображено? После высказанных предположений учитель дополняет: «Перед вами изображена картина мира, именно так его представляли египтяне. Чьи фигуры изображены на картине?» Выслушав ответы, учитель предлагает сформулировать тему и цели урока.
Подобными методами, мы с самого начала урока включаем учеников в активную мыслительную деятельность, подталкиваем к анализу имеющихся данных, приводим к определенным выводам, готовим оценку возможностей ученика и желание работать дальше, активизируем познавательные процессы (внимание, память и т. д.), т. е. реализуем часть задач коммуникационного характера и с формируем следующие УУД.
Личностные УУД: формируются учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседников, строить понятные для собеседников высказывания.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи
3-ий этап. Актуализация знаний. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
Для примера взят интегрированный урок истории и обществознания в 9 классе «Конституция – основной закон страны»
Предлагаю учащимся подтвердить исторический факт наличия нескольких конституций в нашей стране. Помогите мне это доказать с помощью ленты времени.(разворачивается лента времени с указанием дат). По мере закрепления ленты времени на магнитной доске, классу задается вопрос, что означают эти даты. Давайте дополним ленту времени содержанием. В этой папке изображение обложек документов, в другой папке портреты политических деятелей. Попробуйте определить при каком главе государства были изданы те или иные конституции. Двое учащихся работают у доски, остальные выполняют задание в рабочей тетради на знание хронологии и исторических персоналий.
Далее обращаю внимание, что Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 годов относится к советскому периоду истории нашей страны. Конституция 1993 года относится к периоду становления «новой» России. Таким образом, мы с вами убеждаемся, что конституций действительно было несколько. Чем это было вызвано? Предлагаю, изучив советские конституции и российскую оценить возможности граждан СССР и граждан современной России с т.з. возможности самореализации личности.
Также на данном этапе можно использовать следующие варианты заданий.
Рассмотрите иллюстрации, напишите имена богов, какие силы они олицетворяли.
|
|
|
|
|
Рассмотрите иллюстрацию, Что изображено на картине?
Напишите имена богов изображенных на данной картине.
Конкретные примеры иллюстрируют формирование следующих УУД.
Познавтельных: структурирование знаний.
Регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативных: уметь использовать речь для регуляции своего действия.
4-ый этап. "Открытия" нового знания . Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. В качестве примера можно привести работу учеников с историческими источниками в 6 классе на уроке «Культура Древней Руси». Прочитав берестяные грамоты, учащиеся делают выводы: какие сведения в них содержались? Какой характер носила переписка? Прочитайте берестяные грамоты. Какой характер носила переписка?
От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев.
Поклон от Петра к Марье. Покосил есмь пожню, и Озерици у меня сено отъели. Спиши список с купной грамоты да пришли семо, куды грамота поводе. Дать ми розумно. (Петр просит Марью прислать копию купчей грамоты для подтверждения его прав на сенокосный участок перед местными жителями.
От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыло. (Борис просит прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл.)
После работы с документом ученики дают ответ: «В берестяных грамотах содержались торговые соглашения и сделки, любовные послания, письма жены и мужа».
Или уже урок «Искусство Древнего Египта». На котором ученикам предлагается:
Прочитать текст о египетском храме, на рисунке отметить основные элементы храма.
В праздничные дни торжественное шествие медленно двигалось по длинной дороге, ведущей от самого Нила к храму. Справа и слева на идущих смотрели застывшие лица каменных сфинксов. В начале и в конце дороги стояло по два каменных заостренных столба (обелиска), как бы вонзающихся в небо. Подле столбов высокие мачты, на которых развевались разноцветные флаги.
У входа в храм на пути шествия, как преграда, вставали мощные прямоугольные башни. Они расширялись к основанию и сужались ввысь. Перед храмом нередко стояли статуи фараона намного выше человеческого роста. Узкий, как бы зажатый между башнями вход вел в «жилище бога». Люди оказывались в большом прямоугольном открытом дворе, окруженном колоннами. В конце двора — прямо напротив входа в храм — высокие двери вели в крытый колонный зал. Пройдя двор, залитый солнечным светом, человек оказывался в полумраке огромного зала, который напоминал дремучий лес, где вместо деревьев стоят огромные каменные столбы — колонны.
Попав в храм, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Все вокруг поражало их воображение: величина храма, изображения богов и фараонов на колоннах и стенах, а на потолке — росписи золотых звезд на фоне синего неба. Надписи на стенах прославляли богов и фараона: «Я дал тебе силу,— обращается бог Ра к владыке Египта,— я распространил страх перед тобой до неба».
«Велик и могуч бог, для которого выстроен храм»,— думали древние египтяне. А боги требуют от всех людей повиновения фараону. Горе тому, кто не пойдет на войну по царскому приказу, горе тому, кто не выйдет на рытье канала, не сдаст налог!
Проблемная лекция активизирует работу учеников, ставит их в позицию исследователя, поэтому в названии темы выношу проблему. Например:
«Реформы Петра I — за и против»; «Выступление на Сенатской площади. Восстание или акт гражданского неповиновения?»; «Отмена крепостного права. Обретение свободы или трагедия русского народа?»
Ученики всегда с интересом готовятся к деловым играм и результативность таких уроков выше и актуальнее. На этих занятиях ученики приобретают опыт публичных выступлений, ведения диалога, участия в дискуссиях, проявления инициативы и принятия ответственных решений. Свободный обмен мнениями, обусловленный игровыми моментами, способствует раскрытию личностных качеств, развивает коммуникабельность, менталитет.
На данном этапе формируются
Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»;
Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;
5-ый этап. Первичное усвоение новых знаний. Учащиеся формируют ответ на проблемный вопрос. Первичное закрепление может проходить в форме фронтального опроса. Дети отвечают на вопросы учителя. Как правило, в ходе такой работы, ответы учащихся порождают новые вопросы. Поэтому данный этап работы может превратиться в дискуссию.
Это способствует формированию следующих УУД.
Личностных УУД: развитие «Я-концепции» и самооценки личности.
Познавательных УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство).
Регулятивных УУД: адекватно воспринимать оценку учителя.
6-ой этап. Первичная проверка понимания. Этот этап лучше всего организовать в виде творческого задания. Работа в группах. Затем каждая группа защищает свою работу. Во время неё учитель может задавать дополнительные вопросы. Так на уроке «Конституция – главная книга страны» ребята, работая в группах, характеризовали советские и российскую конституции. Определяя особенности конституционного строя. В конце урока каждая из групп представила результаты своей работы.
На уроке «Древнейшая Греция» изучив миф о «Тесее и минотавре», учащиеся анализируют его. Класс делится на 2 группы. 1-ая группа анализируя миф, находит в нем сказочные элементы. 2-ая группа - достоверные факты.
Подобная форма работы формирует к примеру следующие УУД.
Коммуникативные УУД уметь контролировать действия партнера;
уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательнеые: Самостоятельное создание способов решения. ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний.
Регулятивное: Адекватно воспринимать оценку учителя.
7-ой этап. Первичное закрепление. Первичное закрепление может проводится в форме небольшого теста или любого небольшого проверочного задания. В качестве примера предлагаю тесты разработанные к уроку истории в 11 классе «Тыл в годы войны» познавательные УУД ( самостоятельное создание способов решения.)
8-ой этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Здесь можно предложить учащимся три смайлика с веселым, грустным, равнодушным лицом, и попросить показать свои эмоции, которые они испытали на уроке. Данный прием демонстрирует рефлексию эмоционального состояния.
Можно применить рефлексию деятельности. Этот метод в конце урока покажет активность каждого ученика. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, работа с картой и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
9-ый этап. Мотивация на следующий урок. Ученик должен уходить с урока с ответом на поставленный вопрос и с вопросом на следующий урок. Очень важно замотивировать ученика на предстоящее занятие. Так например на уроке «Древнейшая Греция» в 5 классе сообщаю, что на смену разрушившейся критской цивилизации пришла Микенская цивилизация. О которой речь пойдет на следующем уроке. На данном этапе формируются следующие УУД:
Познавательные УУД: Формулирование проблемы.
Регулятивные УУД: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Мы видим, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств., что как раз и позволяет формировать УУД.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю». Китайская народная мудрость Учиться знать - обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы Учиться делать - фокусируется на практическом применении изученного Учиться жить вместе - актуализирует умения отказаться от любой дискриминации , когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество Учиться быть - акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал
Проблема существенного обновления школьного исторического и обществоведческого образования: - Ускорение процессов глобализации -Информационная революция -Наличие большого потока недостоверной исторической информации. -Изменение системы общественных отношений -Активные процессы обновления общественных наук -Новые требования государства к выпускникам системы образования -Система требований, определяемых стандартом общего образования второго поколения.
В основу образовательных стандартов второго поколения положен компетентностный и системнодеятельностный подход Главной педагогическая задача учителя создание и организация условий, которые стимулировали и мотивировали бы ученика на деятельность.
Компетентностный подход направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых и предметных компетентностей личности. Компетентность — обладание человеком соответствующей компетенцией (способность делать что-то хорошо или эффективно). Компетенция — круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знаниями.
Семь ключевых образовательных компетенций Ценностно-смысловая Общекультурная Учебно-познавательная Информационная Коммуникативная Социально-трудовая Компетенция личностного самосовершенствования
. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Учебно-познавательная компетенция . Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Информационная компетенция . При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий, формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Ключевые компетенции Ценностно-смысловая компетенция . Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Ключевые компетенции Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Деятельностный подход в обучении Это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат.
Деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Требования к современному уроку : Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя. Обязательная рефлексия обучающихся на уроке. Высокая степень речевой активности обучающихся.
1-ый этап.Организационный этап . Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. Позитивный настрой учащихся.
2-ый этап мотивация и целеполагание. Побуждение учащихся различными способами к формированию темы урока. Далее следует целеполагание .
К акие события изображены на данных картинах? Расставьте их в хронологическом порядке. Какое из этих событий оказало большое влияние на русскую культуру?
Из предложенных слов сформулируйте определение культура Духовные ценности Материальные ценности Совокупность Определенны й народ Выработанны е определенной эпохой Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных определенной эпохой, определенным народом .
Личностные УУД: формируются учебно-познавательная мотивация и интерес к учению. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседников, строить понятные для собеседников высказывания. Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную цель и задачи. Формирование УУД
3-ий этап актуализация знаний. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
1918 1924 1936 1977 1993
Познавтельные УУД: структурирование знаний. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: уметь использовать речь для регуляции своего действия. Формирование УУД Личностное УУД : формирование собственного отношения к обучению.
4-ый этап "открытия" нового знания Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.
Имя летописца Название произведения О чем произведение? 7) Работа с учебником. П. 7. с.57-59. Пункт «Литература» Заполнить таблицу «Древнерусские летописцы» Работа с документом. Прочитайте берестяные грамоты. Какой характер носила переписка? От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев. Поклон от Петра к Марье. Покосил есмь пожню, и Озерици у меня сено отъели. Спиши список с купной грамоты да пришли семо, куды грамота поводе. Дать ми розумно. (Петр просит Марью прислать копию купчей грамоты для подтверждения его прав на сенокосный участок перед местными жителями. От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыло. (Борис просит прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл.)
Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов. Формирование УУД
5-ый этап. Первичное усвоение новых знаний. Учащиеся формируют ответ на проблемный вопрос. Первичное закрепление может проходить в форме фронтального опроса.
Личностные УУД: развитие «Я-концепции» и самооценки личности. Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство. Регулятивные УУД: (адекватно воспринимать оценку учителя. Формирование УУД
6-ой этап. Первичная проверка понимания . Этот этап лучше всего организовать в виде творческого задания. Работа в группах. Затем каждая группа защищает свою работу. Во время неё учитель может задавать дополнительные вопросы.
Вопросы для сравнения Конституция РСФСР 1918г. Конституция РСФСР 1925г. Конституция РСФСР 1937г. Конституция РСФСР 1978г. Высшие органы власти Конституционные права Обязанности Избирательное право Формы собственности Заполните таблицу «Советский конституционализм»
Коммуникативные УУД уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Формирование УУД Познавательные УУД : осуществление поиска необходимой информации для выполнения учеб ных заданий с использованием учебной литературы;
7-ой этап. Первичное закрепление. Первичное закрепление может проводится в форме небольшого теста или любого небольшого проверочного задания.
Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения. ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; Формирование УУД Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и « незнания » . Регулятивные УУД: осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия;
8-ой этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. После закрепление подводим итоги и соотносим достигнутые и недостигнутые цели.
Какое настроение у вас было сегодня на уроке.
9-ый этап. Мотивация на следующий урок. Ученик должен уходить с урока с ответом на поставленный вопрос и с вопросом на следующий урок.
Современный урок стал гибким , разнообразным по целям и задачам , вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в обучении истории
Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личн...
Системно - деятельностный подход в обучении истории.
В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», пр...
Системно - деятельностный подход в обучениии истории
Целью современного образования,задачей государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого,инициативного, компетентного гражданина России. Задача учителя - организовать ур...
Свидетельство об участии доклада "Системно - деятельностный подход в обучении истории"
Доклад принял участие в конкурсе докладов в рамках 14 - го Всероссийского интернет- педсовета...
Статья по теме: "Работа над понятиями в условиях системно -деятельностного подхода при обучении истории".
Работа над понятиями в условиях системно-деятельностного подхода при обучении истории....
Мастер-класс "Системно-деятельностный подход в обучении истории"
Системно-деятельностный подход в обучении истории даёт возможность создать на уроке атмосферу поиска , творчества,формирует у обучающихся универсальные учебные действия....
Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания
Выступление на школьном методическом объединении....