Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания
статья
Выступление на школьном методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания
Огальцова Р.Н. ШМО 2019
Системно - деятельностный подход в обучении
истории и обществознания
В современной педагогике рассматриваются три подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход – «ЗУНовский»: знания, умения и навыки.
Компетентностный – использование знаний в действии.
Системно-деятельностный - единство системного подхода, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)
При современном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
При деятельностном подходе психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Принципы построения обучения в системно-деятельностном подходе
- Деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
- Непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе:
Восприятие информации
Анализ полученной информации
Запоминание (создание образа)
Самооценка.
Этапы познавательной деятельности
- этап мотивационно-ориентировочный;
- этап уяснения знаний;
- этап отработки умений (навыков);
- этап контроля
Проблемно-диалогическая технология
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Действие учителя
Действие ученика
1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.
1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.
2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.
3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений.
3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
4 этап: применение полученных ЗУН на практике,
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.
5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
- Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
- Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
- Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных знаний и умений.
- На своих уроках я часто использую работу с картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
- «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.
- Я также часто провожу с обучающимися анализ исторических документов, так как это один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Исторические задачи
Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: « Земля ассирийцев орошается дождём мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают землю здесь руками и с помощью насосов».
-Что нового вы узнали из отрывка о природе и хозяйстве Ассирии? Чем отличались природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта?
На уроках истории мы проводим подготовку и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
Обучающимся нравится такой вид работы, как рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности.
Один из интересных видов работ – реконструкция исторических фактов и событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Работа над понятийным рядом.
Эта работа включает разные этапы:
- узнавание термина
- определение его и толкование смысла
- раскрытие содержания и объема понятия
установление связей понятия с другими и т.д.
Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:
- Дискуссии
- Дебаты
- Игры, ролевые, деловые
- Различные виды групповых работ
- Турниры знатоков
Я считаю, что системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"
Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...
Семинар "Системно-деятельностный подход"
Для учителей-предметников...
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода
Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...
Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики
В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...