Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания
статья

Огальцова Римма Николаевна

Выступление на школьном методическом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

Огальцова Р.Н.                ШМО 2019

Системно - деятельностный   подход в обучении

истории и  обществознания

В современной педагогике рассматриваются три подхода к разработке стандартов:

Традиционный подход – «ЗУНовский»: знания, умения и навыки.

Компетентностный  использование  знаний в действии.

Системно-деятельностный  - единство системного подхода,   разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.) 

При современном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

 При деятельностном подходе психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Задача учителя – создать условия для саморазвития    возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

Принципы построения обучения в  системно-деятельностном подходе

  • Деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
  • Непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Целостности -  предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Психологической комфортности -  предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе:

Восприятие информации

Анализ полученной информации

Запоминание (создание образа)

Самооценка.

Этапы познавательной деятельности

  • этап мотивационно-ориентировочный;
  • этап уяснения знаний;
  • этап отработки умений (навыков);
  • этап контроля

Проблемно-диалогическая технология

Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми

Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике,

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

  • Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
  • Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
  • Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных знаний и умений.
  • На своих уроках я часто использую работу с картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
  • «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов. 
  • Я также часто провожу с обучающимися анализ исторических документов, так как это один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

Исторические задачи

Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: « Земля ассирийцев орошается дождём мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают землю здесь руками и с помощью насосов».

-Что нового вы узнали из отрывка о природе и хозяйстве Ассирии? Чем отличались природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта?

На уроках истории мы проводим подготовку и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

Обучающимся нравится такой вид работы, как рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности.

Один из интересных видов работ – реконструкция исторических фактов и событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

Работа над понятийным рядом.

Эта работа включает разные этапы:

  • узнавание термина
  • определение его и толкование смысла
  •  раскрытие содержания и объема понятия

 установление связей понятия с другими и т.д.

Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Дискуссии
  • Дебаты
  • Игры, ролевые, деловые
  • Различные виды групповых работ
  • Турниры знатоков

Я считаю, что системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...

Семинар "Системно-деятельностный подход"

Для учителей-предметников...

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...