технология дебаты в процессе обучения
презентация к уроку по истории на тему
презентация и доклад о технологиях дебаты на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
debaty_garafiev_r.r._ispravl.pptx | 857.71 КБ |
debaty.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ Дебаты : определение, значение Подготовка дебатов Проведение дебатов Оценка деятельности спикеров Обсуждение дебатов Примеры тем дебатов
Умение говорить - это наикратчайший путь к известности Д.Карнеги
Дебаты – это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Д ебаты – форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме , с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений (пууд, рууд, кууд) , культуры ведения коллективного диалога. Карл Поппер Д ебаты дают возможность анализировать бесспорные истины и усомниться в их правильности ( вырабатывть критическое мышление ) , на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию (личностные ууд ). Дебаты: определение, значение
В основе дебатов лежит спорный тезис-утверждение , который является темой "игры" и определяет позиции двух соревнующихся команд. Например, в качестве таких тезисов могут стать утверждения: " Октябрьская революция была неизбежной в России " В качестве темы дебатов может быть выбрано вариативное высказывание , объединяющее две точки зрения, например: « Насильственная коллективизация или экономическое процветание государства». Формулировка темы
Организация дебатов подготовка проведение оценка ОБСУЖДЕНИЕ
Подготовка Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов. Определение исходного тезиса дебатов. Подбор , изучение и анализ основной литературы. Распределение ролей. Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов. Разработка экспертами критериев оценки. Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Правила • в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные – в роли зрителей, которые подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы); • к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее; • в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего; • каждый участник команды имеет право выступить только один раз; • в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин; • спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин; • эксперты оценивают аргументы, но не участников.
Педагог может предложить несколько тем для проведения дебатов, однако лучше, если тезис сформулируют сами учащиеся. 3 варианта • подбор осуществляет непосредственно учитель; • ученики самостоятельно подбирают необходимые источники информации; • совместная деятельность педагога и учащихся. В процессе изучения и анализа информации учащиеся определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно порекомендовать им делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции. Определение исходного тезиса Подобрать, изучить, проанализировать литературу
Распределение ролей В игре участвуют: председатель , секретарь и две команды – ("У" – утверждения и "О" – отрицания), состоящие из трех-четырех человек – спикеров . Кроме них, необходимо выбрать трех экспертов , которые будут оценивать деятельность спикеров. Остальные ученики играют роль зрителей . Председатель, секретарь Команда утверждения Команда отрицания зрители у3 у2 у1 о3 о2 о1
Разработка кейса Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности своей позиции (рис. 1). Исходя из темы подбираются понятия, которые будут использоваться в процессе выступлений, даются их определения и устанавливается логическая взаимосвязь между ними. Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории , отдельной стороны проблемы. А спекты формулируются одним-двумя прилагательными . Например, общественный , семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты (3-6). Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. В кейс входят также контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же обосновываются поддержками. В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое составляется на основании всех предыдущих элементов
Разработка экспертами критериев оценки содержательность выступлений содержательность ответов на вопросы структурированность формулировка вопросов культура общения
Индивидуальный инструктаж П роводится отдельно с председателем, секретарем, спикерами каждой команды и экспертами. В некоторых случаях, особенно с учащимися 5–7-х классов, необходимо не просто проведение инструктажа-консультации, но и репетиция со всеми участниками каждой команды в отдельности. Это позволит спикерам команд более уверенно чувствовать себя в процессе игры.
П роведение Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов. Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму " Уважаемый (Уважаемая )…"
Спикер Время Роль У1 5 мин Делает презентацию и даёт определение темы, объясняет ключевые слова, вводит критерий, представляет все аргументы команды в организованной форме, переходит к доказательству (по возможности), заканчивает четкой формулировкой общей линии О3 к У1 2 мин О3 задает перекрестные вопросы с целью уменьшить весомость аргументов У1. У1 отвечает (а как же тот факт, что ..) О1 5 мин Делает презентацию. Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Принимает определения У1. Принимает критерий утверждающей стороны или выдвигает свой. Отвергает утверждения У1 и выдвигает всевозможные свои аргументы (в поддержку тезиса отрицания). Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны У3 к О1 2 мин У3 задает перекрестные вопросы О1. О1 отвечает У2 4 мин Восстанавливает утверждающий кейс, приводит новые доказательства, опровергает отрицающий кейс. Не приводит новых аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды О1 к У2 2 мин О1 задает перекрестные вопросы У2. У2 отвечает О2 4 мин Восстанавливает отрицающую позицию, развивает свою линию, обосновывая отрицающий кейс, продолжает опровергать утверждающую позицию, приводит новые доказательства, но не приводит новых аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды У1 к О2 2 мин У1 задает перекрестные вопросы О2. О2 отвечает У3 4 мин Акцентирует основные моменты дебатов, следует структуре утверждающего кейса, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию утверждения О3 4 мин Акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию отрицания Порядок выступления спикеров
Функции спикеров У1, О1. представляет тему, обосновывает ее актуальность дает определение понятиям, входящим в тему представляет точку зрения своей команды обосновывает аспекты рассмотрения данной темы представляет аргументы своей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры ( в соответствии с заявленными командой аспектами) переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности) заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды задает перекрестные вопросы У2, О2.
Функции спикеров У2, О2 восстанавливает точку зрения своей стороны приводит новые доказательства повторяет важные аспекты предыдущих доказательств подробно развивает свою позицию и кейс опровергает кейс команды оппонентов новые аргументы не приводятся заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды отвечает на перекрестные вопросы О1, У1.
Функции спикеров У3, О3 еще раз акцентирует узловые моменты дебатов следует структуре своего кейса возвращается к аспектам, выдвинутым У1,О1 и объясняет, как они подтверждают позицию своей команды выявляет уязвимые места в кейсе оппонентов сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы его команды более убедительны не приводит новых аргументов завершает линию своей команды задает вопросы О1,У1
Оценка Критерий Количество баллов У1 У2 У3 О1 О2 О3 1. Содержание Доказательность 3 Правильность определений 3 Рациональность аспектов 3 Аргументация 3 2. Структура Логичность выступления 3 Верность заключений 3 Соблюдение хронологий 3 Соблюдение регламента 3 3. Способ Корректность 3 Отсутствие речевых ошибок 3 Четкая дикция и эмоциональность 3 4. Вопросы и ответы 3 Итого у каждого спикера Итого у каждой команды ЭЭКСПЕРТНАЯ КАРТА ФФИО эксперта ____________________________
Обсуждение После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществляли свою деятельность участники игры. Вопросы для обсуждения: 1 . Чьи выступления вам понравились? Почему? 2. Какие выступления запомнились больше всего? Чем? 3. Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь? 4. Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах? 5. Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). 6. Достигнута ли главная цель дебатов? Как показывает опыт проведения дебатов, такая их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.
Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Каждый спикер отвечает на вопросы сам, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одна способность, которая формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным. Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на него. Участники каждой команды имеют право взять не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин. После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами. Раунд вопросов
а а Примерные Методические разработки уроков по книге О.Л. Петренко «Задания по истории для учащихся 10 -11 классов» 1.Образование Древнерусское государство. 2 Русские земли под властью Золотой Орды. 3 Движение декабристов 4. Либеральные реформы 60-70х 19 века. 5.Экономическое развитие России в конце XIX – начале ХХ века. 6 Россия в 1917 году. 7 Великая Отечественная война.
Монголо татарского ига над русскими землями не существовало. . Географический фактор оказывает решающее влияние на развитие страны. . Варяги сыграли ведущую роль в становлении Русского государства. . Объединение русских земель вокруг Москвы – худший вариант централизации. Деятельность Ивана Грозного была шагом вперед к победе «государственных начал». (С.М.Соловьев) . Опричнина породила Смутное время . «Политика Бориса Годунова явилась причиной смуты». 8 . Утверждение крепостного права укрепило Российское государство 9.Реформы Петра 1 имели отрицательные последствия Темы дебатов по истории
10. Петровские реформы были прогрессивным явлением в истории России. 11.Выступление декабристов было обречено на поражение. 12. В 1825 году не существовало реальной альтернативы историческому развитию России. 13. Самодержавие в XIX в. сыграло положительную роль в истории России. 14. Реформа 1861 г. была крепостнической реформой. 15. Аграрная реформа П.А. Столыпина была неудачной. 16. В России в 1905-1907 гг. существовала конституционная монархия. 17. Самодержавная Россия в начале XX века была обречена на катастрофу
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Технология дебаты в процессе обучения истории и обществознания
Умение говорить - это наикратчайший путь к известности
Д.Карнеги
Свое выступление хочу начать со слов Дейла Карнеги американского педагога, психолога и писателя стоявшего у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, он разработал собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. (1 слайд )
Одной из актуальных проблем современного общества я уверен, является проблема эмоционального общения людей. Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. К тому же подготовка учащихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ ограничивает нас во времени, отводимом на устные ответы, учащиеся теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Задача школы а именно, развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений. Активное использование техник и методик образовательной программы "Дебаты” в обучении способствует решению обозначенной задачи. В этом смысле дебаты представляют собой прения, формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп). 3 слайд
Дебаты представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации – тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях рыночной экономики”. (4-6 слайд). Дебаты – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить других в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. Слайд 7 Педагогическая образовательная технология "Дебаты” базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний. Эта технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как координатор этого процесса. Слайд8
Дебаты предполагают следующие аспекты:
- активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;
- организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;
- обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:
· при изучении той или иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии, тема должна быть грамотно сформулирована;
· в том или ином классе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке;
· учитель должен принципиально оценивать степень подготовленности учащихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;
· дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала; слайд 9-10
· для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке;
· для установления доверительных отношений с учащимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение учителя и учащихся организовать деловое общение.
При распределении учащихся по группам можно руководствоваться разными принципами:
· учитель сам создает группы, распределяет роли;
· учащиеся сами создают группы, а роли распределяют по взаимной договоренности; слайд 11 -12
· перед началом занятия можно провести тестирование, по результатам которого разделить учащихся на три группы (сильные, слабые, средние) и объединить по одному человеку из каждой группы в команду;
· в группу можно объединить соседей по партам или по рядам. Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием их как элемента урока: в процессе актуализации знаний, систематизации и закрепления материала, обеспечения "обратной связи” или организации самостоятельной работы учащихся. Слайд 13-15
Использование дебатов как формы урока требует большой предварительной подготовки и включения всех учащихся в ходе урока. При решении обучающих задач актуализируются полученные ранее знания учащихся. Они развивают свои исследовательские навыки через чтение, обмен читательским опытом, отстаивание собственного мнения на основе полученных знаний. Учащиеся сталкиваются с необходимостью практического решения проблем, выдвижения и проверки гипотез, сбора данных, приведения аргументации, принятия решений. Итак, можно сделать вывод, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.слайд16-17 Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс. Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам .слайд 18-19 Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку. Слайд20-21Использование этой технологии способствует бурному личностному росту участников дебатов, стимулирует активную познавательную деятельность, значительно расширяет горизонты самопознания, развивает коммуникативные способности, прививает чувство ответственности, независимости личности. слайд-22-24
Практика свидетельствует об эффективности технологии «Дебаты» в школе (особенно в 711 классах), Особенно эффективно применяется при изучении гуманитарных предметов – истории, обществознания, политологии. В пособиях Т.В.Светенко «Путеводитель по дебатам» Е.Г.Калинкина «Дебаты на уроках истории» О.Л.Петренко «Задания по истории России для учащихся 10 -11 классов», обобщен и накоплен в течение ряда лет опыт организации дебатов, использования их в учебном процессе школы и на уроках истории.
Дебаты берут свое начало Древней Греции где они были важным элементом демократии, но прежде всего прочего, дебаты – это прежде всего общение. Уметь говорить правду и иметь смелость признаваться в своей неправоте является одним из основных целей воспитании и обучении современного учителя обществоведческих предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение активизации учащихся при использовании информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе обучения физике.
Статья посвящена использованию информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе на уроках физики....
Применение образовательных технологий при организации процесса обучения
методические рекомендации...
Применение образовательных технологий при организации процесса обучения
методические рекомендации...
IT- технологии. Блог- как процесс обучения
Создание блога учителя в помощь реализации учебной программы...
«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»
quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....
Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения предмета физическая культура
Задача современной школы - физическая культура "без освобождения", что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений.В данной статье...
Описание используемой образовательной технологии в образовательном процессе обучении предмета физическая культура
Моя педагогическая система складывается из нескольких составляющих. Наряду с традиционными методами применяю метод дифференцированного обучения, информационно-коммуникативную, здоровьесберегающую, игр...