Описание используемой образовательной технологии в образовательном процессе обучении предмета физическая культура
опыты и эксперименты

Моя педагогическая система складывается из нескольких составляющих. Наряду с традиционными методами применяю метод дифференцированного обучения, информационно-коммуникативную, здоровьесберегающую, игровую технологии.

Целью технологии выявление новых подходов к воспитанию школьников по физической культуре на основе реализации личностно ориентированного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Селенгинское РУО»

МБОУ Новоселенгинская СОШ

Применение образовательной технологии в образовательном процессе обучении предмета физическая культура

Моя педагогическая система складывается из нескольких составляющих. Наряду с традиционными методами применяю метод дифференцированного обучения, информационно-коммуникативную, здоровьесберегающую, игровую технологии.

Целью технологии выявление новых подходов к воспитанию школьников по физической культуре на основе реализации личностно ориентированного подхода.

 Используются следующие методы исследования. Оценка владения знаниями по физической культуре, представленными в разработанной программе личностно ориентированного воспитания по физической культуре и в комплексной программе физического воспитания. Учащиеся отвечают на вопросы по основным разделам физической культуры.

Цель личностно ориентированного воспитания по физической культуре - формирование личности учащихся общеобразовательной школы средствами физической культуры. Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре: формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность); формирование умений (оздоровительная деятельность); формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность); формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность); формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Использование технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в учебном процессе.

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего я определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года выявляю уровень физической подготовленности и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

   Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):

  • совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться;
  • дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
  • плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
  • хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

 Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

И я остановился на технологии личностно-ориентированного физкультурного образования, которая является основной в учебном процессе.  

1. Обучение двигательным действиям.

    Обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников. Регулировать различный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессом развития физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях. Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по технической подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям. Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответственных координационных способностей на уроке необходимо многократно использовать специально-подготовительные упражнения, целенаправленно и часто изменять отдельные параметры движения, их сочетания, условия выполнения этих упражнений.

Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.

 Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.

 Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.

   Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала.

  Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Например, кувырок вперёд: слабо подготовленные ученики выполняют его на наклонной плоскости в облегчённых условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матах в обычных условиях. Подъём переворотом в упор: наиболее сильная группа упражняется самостоятельно на перекладине; менее подготовленные с помощью учителя – на высокой жерди разновысоких брусьев (перед жердью поставлен конь), переворот выполняется с отталкиванием ногами от коня в облегчённых условиях; наиболее слабые ученики выполняют в это время задания на гимнастической стенке на силу рук и брюшного пресса. Прыжки в высоту: оборудуется четырёхугольная прыжковая яма, вдоль каждой стороны которой на стойках устанавливаются планки разной высоты, поэтому работать могут одновременно 4 группы разной подготовленности, планки повышаются для каждой группы отдельно. Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе могут выполнять посильные и рекомендованные врачами специалистами задания и упражнения.

  Третий этап – совершенствование двигательного действия.

  Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.

  На занятиях по гимнастике можно разрешить детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда и расстояние до мостика. Каждый вид может содержать как базовый компонент, так и вариативную часть, в которой предусмотрено углубленное изучение техники акробатических и других упражнений.

   На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

Применение информационно-коммуникационной технологии.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование ИКТ в школе – процесс объективный и вполне закономерный. Развитие человеческого общества в мире и в России, в частности, требует научного подхода к занятиям физической культурой. Основой развития любого процесса является информация.

В 2013 году наша школа вошла в тридцатку победителей республиканского конкурса «Умная школа Бурятии – 2013» на проведение мероприятий по внедрению электронной образовательной среды выделено на сумму 1,5 млн. руб. Поэтому стало эффективным применение компьютерных технологий в процессе физического воспитания школьников как средство методической поддержки учебного процесса.  

Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры? Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.   Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач.

С чего же начиналось применение ИКТ в моей практике применительно к урокам физической культуры. Вначале информационные технологии в области физического воспитания использовались без непосредственного привлечения учеников: это в основном текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами создал базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях. Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет мне эффективно решать эту проблему. В основной школе закладываются основы техники двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.), которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.
           Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. За последние пять лет мною составлен и собран банк олимпиадных заданий и тестов, который позволяет моим ученикам уверенно участвовать в районной олимпиаде. Ежегодно по теоретическим заданиям и практическим испытаниям в рамках всероссийской олимпиады школьников муниципального этапа учащиеся занимают призовые места.

ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
           Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени. Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Игровая технология.

На уроках физической культуры и внеклассных занятиях наиболее широко применяю игровые формы работы. Но, чаще всего такие занятия можно характеризовать, как «уроки с использованием игровых технологий». То есть весь учебный процесс подвержен игровой организации. Это может быть «урок-соревнование», «урок-путешествие», «урок-конкурс», «урок — спортивная игра», чаще всего, использую на занятиях физической культурой. А традиционные формы работы на уроке и отдельные его этапы (проверка домашнего задания, изучение нового материала, разминка в комплексе общеразвивающих упражнений, разминка в движении и др.), чаще всего, остаются не затронутыми атмосферой игры. Что совсем не обоснованно, ведь, именно игра призвана максимально стимулировать умственную деятельность ребенка. Взять, к примеру, форму работы на уроке физической культуры «Разминку в комплексе общеразвивающих упражнений», которая является обязательной частью этапа занятия «Разминка». Это комплекс, повторяющихся из урока в урок, физических упражнений, выполнение которых необходимо для разогрева определенных групп мышц и «врабатывания» организма, обучающихся перед основной физической нагрузкой на уроке. Первокласснику, с неокрепшей мотивацией к сохранению и укреплению собственного здоровья, такая форма работы может казаться рутиной. Отсюда вытекают последствия в виде рассеянного внимания, нарушения обучающимися дисциплины, создания травмоопасных ситуаций на уроке. На выручку в этой ситуации приходит форма работы — «игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уровне». В своей работе применяю разработанную и используемую учителями физической культуры авторскую методику Лёвкина Е. Н., проведения на уроке физической культуры «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» «Веселая ферма». «Веселая ферма» — это ролевая спортивная игра-имитация. Реализация игровой формы работы «Разминка…» «Веселая ферма» осуществляется в следующих направлениях: перед обучающимися ставится дидактическая цель в форме игровой задачи; материал этапа урока (общеразвивающие упражнения) подчиняются правилам игры «Веселая ферма» — звуко- и телоподражание обитателям фермы; учебный материал (комплекс упражнений) используется в качестве средства игры, что способствует переводу дидактической задачи в игровую; успешное выполнение комплекса физических упражнений связывается с игровым результатом — «все работы на ферме выполнены, питомцы сыты и счастливы». Игровая форма деятельности, также, способствует более успешному овладению обучающимися универсальными учебными действиями на данном этапе учебного занятия:

‒ Личностными — Определение значения разминки при подготовке организма к основной физической нагрузке на уроке;

‒ Регулятивными — Определение последовательности и приоритета разминки отдельных мышечных групп. Формирование умение применять на практике ранее полученные знания. Формирование умения осуществлять учебные действия по алгоритму (образцу), осуществлять коррекцию действий;

 ‒ Познавательными — Самостоятельное создание фона деятельности на определенном этапе урока. Использование умения применять полученные ранее знания при осуществлении самостоятельной работы. Формирование мыслительных операций по каждому из элементов разминки;

‒ Коммуникативными — Построение эффективного учебного взаимодействия: «учитель — обучающийся», «обучающийся — обучающийся», «обучающийся — учебная группа». Построение речевого проговаривания ритма упражнений вслед за учителем при проведении разминки. Развитие инициативного сотрудничества на уроке.
План проведения «Разминки…» «Веселая ферма». 

Используемые в описании сокращения:

И.п. — исходное положение; О.с. — основная стойка.

Первое упражнение (круговые вращения головой). И.п. — о.с.: ноги врозь, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Земной шар вращается вокруг солнца очень медленно — делает полный оборот за 24 часа, поэтому день сменяет ночь. Представьте, что наша голова — это шар земной. И, также, медленно начинайте круговые вращения головы вправо — влево, под счет».

 (счет) 1,2,3,4,5- круговые вращения в правую сторону;

1,2,3,4,5- круговые вращения головой в левую сторону.

Второе упражнение (наклоны головы). И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Настало утро — проснулись птички и клюют зернышки. Движения производятся только шеей. Наклоняется голова вперед — назад — «Клюк-клюк» — 10 раз.

 Под утро очень громко тикают часики. Наклоняется голова вправо-влево — «Тик-так»- 10 раз. А теперь звонит будильник!» — обучающиеся производят звукоподражание.

Наименование

современных

образовательных

технологий

Цели применения современных образовательных технологий

Компетенции на

формирование

которых направлено

использование

современных

образовательных

технологий

Умения и навыки, формируемые у обучающихся

Информационно

коммуникационные

технологии.

Повышение

качества

образовательного

процесса

Информационные,

коммуникативные

компетенции.

Поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;

Личностно

ориентированное

обучение.

Формирование и совершенствование самореализации личности.

Компетенции

личностного

самосовершенствования.

Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Здоровьесберегающие

технологии.

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств,

способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни.

Ценностно-смысловые,

компетенции

личностного

самосовершенствования,

общекультурные

компетенции.

Понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; навыки управления своим здоровьем; знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей; культура межличностных отношений; навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; стратегии и технологии саморазвития; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя

экологическая культура.

Игровые технологии.

Активизация учебного процесса, развитие творческой, физической активности и познавательного интереса учащихся, развитие внимание и стимулирование умственной и спортивной деятельности.

Социально-трудовые,

коммуникативные,

ценностно

ориентированные,

личностного

самосовершенствования

Умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения предмета физическая культура

Задача современной школы - физическая культура "без освобождения", что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений.В данной статье...

Статья по теме «Роль дистанционного обучения в процессе изучения предмета «физическая культура»

Развитие современного общества под влиянием глобализации процессов, предъявляет новые требования к субъекту любой сферы деятельности. Пандемия поспособствовала активному применению обучающих дистанцио...

Роль дистанционного обучения в процессе изучения предмета «физическая культура»

Развитие современного общества под влиянием глобализации процессов, предъявляет новые требования к субъекту любой сферы деятельности. Появился новый формат обучения, требующий не только компетентного ...