Сценарий урока в 6 классе
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Сценарий урока истории в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_istorii_v_6_klasse.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Первые русские князья»
Цели: ознакомить учащихся с правлением первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава;
рассказать об их роли в складывании русского государства;
воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей.
ХОД УРОКА
- Орг момент
- Проверка д/з
– Когда у восточных славян сформировалось государство? (IX в.)
– Что такое государство? (Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов или традиций, присутствует общая экономика, культура, религия, единый язык, осуществляется охрана границ армией)
– Как формируется государство? (Это длительный процесс. Оно формируется как неизбежный и закономерный результат разложения родоплеменного строя).
– Назовите предпосылки создания государства на Руси.
Экономическое развитие: общественное разделение труда приводит к отделению ремесла от земледелия. Развитие торговли привело к формированию рыночных отношений и возникновению городов, кА центров торговли. Города – Новгород и Киев расположены на торговом пути «из варяг в греки».
2. Социальные процессы в период военной демократии:
родовую общину сменила соседская община(территориальная),
развитие частной собственности привело к имущественному неравенству и формированию классов
верхушка общины группируется вокруг князя, создает дружину и захватывает власть в племени.
родовой общинник становится хлебопашцем. Князь и его дружина занимаются ведением войны.
3. Следующими причинами формирования государства являются религиозная и культурная общность племенных союзов славян.
4. Необходимость защиты от внешних нападений.
5. Осуществление завоевательной политики).
– В 8-9 вв. у восточных славян складывается общественное устройство. Как оно называлось и что собой представляло? (Это «Военная демократия». Во главе племени или союза племен стоял князь. Управлять племенем ему помогали: воевода – предводитель племенного войска, дружина – группа воинов лично преданных князю, их профессия – война; вече – племенное собрание. Князь и воеводы еще выбираются народом, но уже видно стремление сделать их власть наследственной.)
– Таким образом в начале 9 века появилось Русское государство. Как это произошло, сам исторический факт? (В Киеве княжили варяги Аскольд и Дир, в Новгороде стал править Рюрик. Появились два государственных центра, через которые проходил торговый путь «из варяг в греки». В 882 г. князь Олег, который стал княжить после смерти Рюрика, убил Аскольда и Дира, занял киевский престол, объединил Русь, сделав столицей государства – Киев. Государство стало называться Киевская Русь.)
– Откуда русский народ узнал о своей истории? (Нестор «Повесть временных лет»)
– Существуют различные теории создания Древнерусского государства, назовите их. (1. Норманнская – призвание новгородцами в 862 году 3-х братьев-варягов (Рюрика, Синеуса, Трувора). Рюрику удалось объединить племена кривичей, меря, весь, мурома вокруг Новгорода. 2. Антинорманнская (Ломоносов) – складывание государственности у славян произошло до прихода варягов).
Вывод: В 9 в. Благодаря политическим, экономическим, социальным а также культурным предпосылкам сформировалось единое государство – Киевская Русь.
- Изучение нового материала
Рассказ учителя.
- Славянские племена постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял старейшина, вождь (называли его князем). Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго. И тогда славянский народ решил: «Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись.
Обратились славяне за помощью к варягам (жили варяги в северной стране Скандинавии). Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью. Первым русским князем стал Рюрик (на доску вывешивается иллюстрация с изображением Рюрика). Он привёл своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить.
С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него — другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга.
Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности. Таким был и князь Рюрик. Но в одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его родственник – князь Олег.Князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников.
Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней, то воевали, то мирились. Дружины русов не раз появлялись под стенами Царьграда.
Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу.
Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, Оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким-то неведомым даром и прозвали Олега вещим.
Давайте узнаем, что означает слово «вещий» в словаре С.И.Ожегова.
Работа со словарём.
Вещий – предвидящий будущее, пророческий.
Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.
Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.
Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.
Князь Игорь После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который любил племянника и заботился о нём. После смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем.
Случилось однажды князю Игорю охотиться в Псковской земле. Это было весной, когда все кругом оживает. Изумрудная зелень и рубиновые березовые почки, запах снега и свежей земли...
Разъезжая по тихим сосновым лесам, увидел Игорь на другом берегу большой реки охотничьи угодья. Он захотел в них поохотиться, но не мог переправиться через реку, потому что у него не было лодки. И тут князь заметил юношу, плывущего в лодке по реке. Подозвав того к берегу, Игорь повелел перевезти его на ту сторону. Когда они плыли, князь присмотрелся к гребцу и увидел, что это не юноша, а прекрасная девушка. То была юная Ольга — простая псковская девушка из рода Гостомыслова. И так пленила Игоря ее красота, что его сердце разгорелось любовью.
— Ольга, позволь я возьму весла. Негоже молодой девушке выполнять тяжелую мужскую работу, когда рядом мужчина. Тем более такой красавице, как ты... Лучше садись со мной рядом, положи свою головку мне на плечо, и мы уплывем с тобой на край света — подальше от людских взоров...
Ольга ответила ему с твердостью:
— Зачем смущаешь меня, князь, нескромными речами?
Удивился Игорь ее твердости и благоразумию и не сказал больше не слова. И так, в молчании, переправились они через реку. А вскоре Игорь возвратился в Киев.
Спустя некоторое время Игорю пришла пора жениться. По обычаю, стали повсюду искать ему невесту и приводить в Киев знатных и красивых девушек — дочерей бояр и князей. Но ни одна князю не полюбилась.
Тогда вспомнил Игорь девушку из Псковской земли, которая перевозила его через реку. Ее красота и гордый нрав глубоко запали ему в душу и проросли в ней семенами любви и уважения.
Вспомнив про Ольгу, князь уже больше не сомневался в своем выборе. Он тут же отправил послов в Псковскую землю. Привезли юную невесту в Киев с великими почестями. И стала Ольга женой князя Игоря, матерью князя Святослава и мудрейшей из русских правителей.
Далее просмотр отрывка из документального сериала «История государства Российского» о военных походах князя Игоря на Византию.
Обсуждение просмотренного отрывка.
- Какими качествами характера обладал князь Игорь?
Далее рассказ учителя.
- Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало.
Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и сделали.
О том, как развивалось русское государство дальше, вы узнаете в третьем классе. А сейчас прочитайте ещё одно предание о княгине Ольге. (Самостоятельное чтение )
Князь Игорь и Княгиня Ольга
Княгиня Ольга После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. Она была женщиной решительной, умной. Но очень она сердилась на древлян за смерть мужа и решила им отомстить.
Рассказывают, будто Ольга предложила древлянам вместо обычной дани — мехов да мёда — прислать с каждого двора по три голубя и по три воробья. Обрадовались древляне и с радостью исполнили странное желание Ольги. А она приказала привязать к ногам птиц по тряпке, пропитанной серой, поджечь тряпки и отпустить птиц.
Вернулись горящие голуби и воробьи на те дворы, где жили, — вспыхнули деревянные постройки да соломенные крыши. В один миг сгорели поселения древлян. Так отомстила Ольга за смерть своего мужа.
Наказав древлян, княгиня установила новую дань, но она всегда знала меру и своего сына Святослава учила, что «жадность до добра не доводит».
Беседа по прочитанному.
- Какую дань назначила Ольга древлянам?
- Зачем ей понадобились голуби и воробьи?
- Почему княгиня Ольга так поступила?
4 закрепление.
Работа в тетрадях.
Записать имена первых русских князей. (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга)
Общее в деятельности князей: (записать)
Деятельность первых русских князей была подчинена двум основным целям:
1. Они стремились распространить свою власть на все восточнославянские племена.
2. Поддерживать выгодные торговые связи с другими странами, особенно с Византией.
Вывод: Каждый из этих князей внес огромный вклад в развитие Российского государства, они не только управляли страной, они служили ей верой и правдой и по праву достойны нашего уважения, восхищения и подражания .
Д/З П.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)
Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...
Сценарий урока 10 класса по теме "Исследование функции с помощью производной." Решение задач
Цель урока : Совершенствование навыка решения задач по теме.Форма проведениея урока: Урок - практикум.Особенностью урока является возможность сосавить индивидуальный план работы для у...
Сценарий урока 5 класс
Сценарий урока ...
сценарий урока 6 класс. "Взаимодействие живых организмов в различных сообществах. Биотические факторы среды. "
Сценарий урока по УМК Сонина. Урок построен с использованием технологии КСО....
Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс
Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами синтетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...
Сценарий урока 8 классе
Данный урок является итоговым уроком при изучении темы "Питание и пищевариние"...
Сценарий урока "Над класс рыбы"
Тема урока: «Надкласс рыбы»Тип урока: изучение нового материала.Форма проведения урока: беседа, работа в группах.Цель урока: раскрыть особенности организации рыб как водных позвоночн...