материалы к открытому уроку
план-конспект урока по истории на тему
Урок по истории 9 специальный(коррекционный)класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_istorii_9_klass.docx | 33.17 КБ |
samoanaliz_uroka_po_istorii_v_9_klasse_8_vida.docx | 22.56 КБ |
prez.k_otkrytymu_uroku.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории
«Жизнь и быт советских людей в 20–30 годы»
9 класс 8 вида
Тип урока: комбинированный
Тема: «Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.»
Цель: Дать учащимся общее представление о жизни и быте советских людей в 20-30 –е годы.
Задачи:
Образовательные:
-Дать сведения, что с проведением индустриализации и коллективизации в жизни всех простых людей произошли большие изменения;
-разъяснить, что у всех простых граждан жизнь и быт были одинаковыми;
-подчеркнуть изменения в психологии людей.
Коррекционные:
-развивать познавательные способности в ходе беседы.
Воспитательные:
-прививать интерес к истории своего Отечества.
Ключевые понятия урока:
Барак |
Керосинка |
Дом-комму́на |
Общежитие |
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Средства обучения: Учебник, компьютер и мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
План урока с хронометражем.
- Орг. Момент - 1 мин.
- Актуализация и проверка пройденного материала -5 мин.
- Постановка темы, цели и задач урока – 4 мин.
- Изучение нового материала - 17 мин.
- Закрепление изученного – 7 мин.
- Обобщение изученного – 5 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
- Домашнее задание - 1 мин.
Ход урока:
1. Оргмомент
Проверка готовности к уроку
- Здравствуйте, ребята и наши уважаемые гости!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
- Ребята, всё у вас в порядке? Всё на месте? Присаживайтесь!
- А сейчас давайте улыбнёмся друг другу,
И пожелаем мысленно удачи.
Пожелали?молодцы!а сейчас посмотрите на экран
II.Актуализация и проверка пройденного материала
- Скажите( Фронтальный опрос)
Шар 1: Какую тему изучали на предыдущем уроке (Вспоминают тему предыдущего урока.)
Ответ:«Развитие науки и культуры в СССР в 20-30 годы»
Шар 2: О чем шла речь на прошлом уроке?
Ответы детей:на прошлом уроке шла речь о том, как развивалась наука и культура в СССР в 20-30 годы
Шар 3:-Какие события оказали влияние на развитие советской культуры, науки?
Ответ:Октябрьская революция и Гражданская война, а также индустриализация и коллективизация оказали огромное влияние на развитие науки и культуры в СССР.
Шар 4:какие области науки развивались успешно в СССР в 20-30 годы?
Ответ: успешно развивались исследования в области физики и химии, не менее важными считались геология и георгафия
Шар 5:какое изобретение сделал Сергей Васильевич Лебедев?
Ответ:Сергей Васильевич Лебедев впервые получил в своей лаборатории синтетический каучук.
Шар 6:-В чем польза синтетического каучука?
Ответ:из изданного вещества изготавливается резина
Шар 7: Почему в то время обществу нужны были полезные ископаемые?
Ответ:потому что осваивалась новая территория , приезжали бригады рабочих, строились новые новые города.
Шар 8:-Что нового появилось в киноискусстве в 20-30 годы в СССР?
Ответ: в начале 30-х годов в СССР был впервые снят звуковой фильм, герои разговаривали, а не общались жестами. Впервые на киноэкранах кинотеатров появились кинокомедии «Цирк», «Весёлые ребята», Волга- Волга». Главные роли играла знаменитая киноактриса Любовь Петровна Орлова.
Шар 9:- О чем писали свои произведения писатели, поэты?
Ответ:произведения были о непримеримой борьбе в годы Гражданской войны между красными и белыми, об участниках создания колхозах.
Учитель:Хорошо! молодцы ребята, ничего не забыли!
III.Постановка темы, цели и задач урока – 3 мин.
На доске в шарах вразнобой надпись«людей жизнь Советских 20-30г. в быт и»
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, у меня на доске разбросаны слова, из них надо составить предложение. Тему урока вы узнаете, если поставите слова в нужном порядке. На размышление даю немного времени, кто готов- поднимите руку.
Желающий выходит к доске, переставляет шары. Получили тему урока.
Учитель :давайте проверим правильно ли мы с вами определили тему нашего урока. Открываем учебники на странице146читаем,_____прочитай нам вслух. Ну что же всё правильно, тема нашего урока
«Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы. »
Учитель:Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? (Ответы детейузнать как советские люди жили в то время)
Учитель: Расскажите, что вы хотите узнать о советских людях 20-30х годов?(какие у них были дома, чем занимались, где работали)
-Наши задачи: познакомиться с бытом советских людей, какие изменения произошли в их жизни.
IV. Изучение нового материала
Вводное слово учителя.
Слайд с темой урока
Учитель:С проведением индустриализации и коллективизации в жизни советских людей произошли большие изменения. Эти изменения были связаны со строительством новых промышленных предприятий. На жизнь людей повлияли и изменения в государственном управлении, и повышение роли партии в государстве.
Слайд 1.Особенно большие изменения произошли в жизни горожан. В годы первых пятилеток тысячи молодых людей по путевкам комсомола ехали строить новые промышленные предприятия и электростанции. Труд их стал поистине героическим. Им приходилось жить в тяжелых условиях, в палатках или бараках(временное, быстро возводимое, дешёвое строение. Как правило, деревянное.)изображено на слайде, обращаю вниманиедетей как выглядели бараки
Слайд 2.Вокруг строящегося предприятия постепенно отстраивался и рабочий поселок. Домов на всех не хватало, поэтому строили общие бараки, где в одной комнате проживали несколько десятков человек. Отдельных квартир рабочим не полагалось.
Слайд 3.Молодые люди взрослели, обзаводились семьями. Для них стали строить дома- коммуны(яркое архитектурное и социальное строение 1920-х — начала 1930-х годов) или общежития(место временного проживания). Такие дома напоминали многоэтажные бараки. (показываю их)
Слайд 4.На каждом этаже располагался длинный коридор с множественными дверями. За каждой дверью находилась отдельная комната.(показ)
Слайд 5. Кухня, ванная и туалет располагались в конце коридора, которыми пользовались все семьи, живущие на этом этаже. По утрам в туалет и ванную выстраивалась большая очередь, т. к все начинали работать в одно и то же время.(показ)
Слайд 6, 7.На кухне у каждой семьи был свой стол с керосинкой(бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине), на которой готовилась еда. (показ)Здесь же стирали и сушили белье. На общих кухнях соседи постоянно ссорились и скандалили между собой. Во многих городах в старых жилых зданиях все квартиры были превращены в коммунальные. Коммунальные квартиры напоминали общежитие. Перед дверью в квартиру на стене было несколько звонков.(показ)слайдПод каждым звонком писали фамилию, имя проживающего в одной из комнат квартиры. По количеству звонков можно было определить сколько семей живет в квартире. Но жилья все равно всем не хватало. Средств на строительство жилых домов правительство не выделяло. Поэтому в старых домах заселялись подвалы и даже чердаки. Питались люди плохо. Продукты распределялись по карточкам.(показ)
Слайд 8, 9. Этобыли хлеб, крупы, рыба, рыбные консервы. Мясо и масло давали редко. За всеми продуктами всегда выстраивалась очередь.(показ)
Все были одинаково равны. Кроме бедности люди жили в постоянном страхе. За любую критику правительства их могли посадить и расстрелять. Горожане боялись друг друга, т. к. среди них было немало доносчиков.
По доносам арестовывали и отправляли в лагеря сотни тысяч людей.
Одевались горожане просто.
Слайд 10.Мужчины в основном носили полотняные брюки, рубашку на выпуск и кепку. Женщины надевали темные юбки длиной чуть ниже колен и блузки с длинным рукавом. Роскошь в одежде и в быту осуждалась.(показ)
Если у кого-то из соседей в комнате видели хрустальную или дорогую посуду, то тут же доносили на него. Появилось слово «мещанин», которым презрительно называли такого человека.
физкультминутка
Учитель: я вижу вы устали, давайте отдохнём немного, выполним несколько упражнений. Сядьте поудобнее, смотрим на экран и глазами, только глазами следим за движениями фигур и повторяем.
Учитель: девочка вас за это поблагодарила и мы возвращаемся к работе. Вашему вниманию предлагаю посмотреть небольшой фильм. Смотрим внимательно.
Просмотр фильма 4 мин.
- Скажите, что вы интересного узнали из этого ролика?
Ответы детей
V. закрепление пройденного материала -7 мин
Учитель:из двух столбиков надо найти слово и правильное подобрать к нему обозначение.(слова разбросаны)
Понятие | Значение |
Барак | временное, быстро возводимое, дешёвое строение. Как правило, деревянное |
Керосинка | бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине |
Дом-комму́на | яркое архитектурное и социальное строение1920-х — начала 1930-х годов |
Общежитие | место временного проживания |
А)работа в тетради(1 мин)
Учитель: молодцы,справились с этим заданием, а сейчас откроем тетради, запишем новые слова и что они обозначают.
Б) Виртуальная экскурсия сопровождается вопросами для беседы(2 мин)
Как вы думаете, насколько было неудобно жить в таких квартирах (см. иллюстрацию учебника на стр. 147) вот такие были раньше общежития, давайте посмотрим сейчас выглядят общежития(показ на экране). Как вы думаетепонравилось бы советским людям наше современное общежитие? Стали бы они в них жить?(ответы детей)
В) Разгадывание кроссворда(самостоятельная работа) (3 мин)
Каждому раздаётся кроссворд и самостоятельно отвечают на него
По горизонтали:
- На чем люди готовили еду? ( керосинка)
- Как распределялись продукты? (карточка)
По вертикали:
3. Если жилья не хватало, то куда еще заселяли людей? (барак)
4. Что стали строить для тех, кто обзаводился семьями? (общежитие)
5. Где приходилось жить людям на новостройках? (чердак)
Учитель: время вышло, ребята давайте проверим так ли вы всё ответили(открываю ответы,проверяют) на этом же листочке поставьте себе оценки, если на все ответили «5», одна ошибка»4»,две ошибки «3»
1. Почему продукты выдавались по карточкам? ( не хватало продуктов на всех)
2. Что характерного было в их одежде? (Мужчины в основном носили полотняные брюки, рубашку на выпуск и кепку. Женщины надевали темные юбки длиной чуть ниже колен и блузки с длинным рукавом. Роскошь в одежде и в быту осуждалась)
VIII. Итог урока(рефлексия)
Учитель: ребята, а сейчас давайте дополним следующие предложения( на доске написаны части предложений)
Сегодня на уроке я узнал(а)…….
Теперь я могу……
Было интересно…..
"ТРИ ЛИЦА"(настроение)
На парте у обучающихся лежат заранее приготовленные карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
(выбирают)
VI.Заключительная часть
- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
(говорю оценки за урок)
VII. Запись домашнего задания(можно записать на доске перед уроком)
Стр. 146-148 прочитать, подготовиться к пересказу.
- Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок, все вы молодцы.спасибо, можитеидти на перемену.
Список литературы:
1. История России. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида.
Авторы : Пузанов Б. П. Издательство: Владос, 2014г.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по истории в 9 классе 8 вида
«Жизнь и быт советских людей в 20–30 годы»
Тип урока: комбинированный
Тема: «Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.»
Цель: Дать учащимся общее представление о жизни и быте советских людей в 20-30 –е годы.
Задачи:
Образовательные:
-Дать сведения, что с проведением индустриализации и коллективизации в жизни всех простых людей произошли большие изменения;
-разъяснить, что у всех простых граждан жизнь и быт были одинаковыми;
-подчеркнуть изменения в психологии людей.
Коррекционные:
-развивать познавательные способности в ходе беседы.
Воспитательные:
-прививать интерес к истории своего Отечества.
Ключевые понятия урока:
Барак |
Керосинка |
Дом-комму́на |
Общежитие |
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Средства обучения: Учебник, компьютер и мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
На уроке присутствовало 2 ученика: Токарева Юлия и Танаев Юрий.
Оба ученика способны усваивать программный материал в полном объеме, на уроках активны, работоспособны, самостоятельны .
Юле с Юрой на уроках необходима организующая и направляющая помощь учителя, программный материал усваивают, но необходимо время и дополнительная работа на закрепление изученного материала (в этом и есть особенность детей с ОВЗ)
В ходе урока решались образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.
Изучаемый материал научен, достоверен, доступен для обучающегося класса, связан с ранее изученным материалом.
На уроке проводилась фронтальная работа в соответствии с уровнями развития обучающихся.
Урок был оснащен:
- техническими средствами обучения (компьютер, интерактивная доска, проектор);
- наглядным материалом (портреты Шолохова, Орловой, Лебедева);
- весь учебный материал соотносился с уровнем развития учащихся класса, был связан с темой урока.
Методы обучения, использованные на уроке: рассказ, объяснение, демонстрация, наблюдение, работа с учебником.
На уроке соблюдался охранительный режим:
- была проведена физкультминутка;
- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
- соответствие учебной нагрузки возрасту, психофизическим возможностям учеников;
- создание на уроках положительного психологического климата, ситуаций успешности учеников.
Цели задачи урока я ставила с учетом особенностей программных требований для класса VIII вида. Отбирая материал к уроку, я стремилась, чтобы задачи, реализуемые в ходе урока, прослеживались на всех этапах и были логически связаны между собой. Содержание урока имеет коррекционно – развивающую направленность, что соответствует возможностям обучающихся с недостатками развития интеллекта. Данный урок является итоговым в разделе «Советская Россия –СССР в 20-30 годы 20 века», учебный материал подаётся с учётом изученного ранее, соблюдая преемственность и логическую последовательностью. Тип урока комбинированный. Урок проходил в 9 классе, третий год обучения. Я использовала индивидуальную и фронтальную форму обучения. Идея урока доведена до учащихся через проблемный вопрос.
Анализ структуры и организации урока.
Урок имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый этап представляет законченный смысловой блок, при этом не нарушает логическую последовательность в материале, выбранных методов и приёмах обучения. Время каждого этапа я распределила, на мой взгляд, рационально.
Рабочее место ученика подготовила заранее. Каждый ученик имел необходимые материалы: тетради, учебники, карточки – задания. На мой взгляд, урок имел высокий темп, благодаря максимально эффективному и продуктивному использованию рабочего времени. Учащиеся работали активно, была самостоятельная работа.
Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Актуализация субъектного опыта обучающихся помогла осознать тему и цели урока и осуществить плавный переход к проверке домашнего задания.
На основном этапе при изучении новых знаний и способов действий для восприятия, постаралась разнообразить виды деятельности.
Физминутка была использована для психологической разгрузки обучающихся.
Применение мультимедийных технологий позволило использовать презентацию, фильм.
Самостоятельная работа, разгадывание кроссворда помогла проверить первичное понимание новых знаний и способов действий.
Постаралась чётко подвести итог урока.
Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний.
В уроке я учитывала особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта. Это фрагментарность и нерасчленённость знаний, смещение представлений, механическое усвоение отдельных знаний . Поэтому очень важным для меня было логичность изложения учебного материала. Дозированная подача материала, опора на план урока, возвращение к проблемному вопросу способствовали этому. Сделать сложный для понимания материал помогают мне рекомендованные коррекционной педагогикой приёмы. Это приём объединения отдельных деталей явления в целую жизненную картину. Также приём исторического сопереживания, когда учащимся предлагается мысленно войти в общежитие и описать увиденное.
В условиях коррекционного класса я уделяла внимание поощрение, похвалы. У детей с ОВЗ недостаточно сформированы представления. Очень важно было использовать методы наглядной передачи и зрительного восприятия ( показ картины иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильма).
Ученики на уроке были активны, работоспособны, заинтересованы, материал урока усвоен ими в соответствии с их учебными, психофизическими возможностями.
Выводы:
- Урок был дан в соответствии с требованиями к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
- Поставленные задачи решались с учётом учебных и психофизических возможностей обучающихся.
- Урок достиг поставленной цели.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Барак - временное, быстро возводимое, дешёвое строение, как правило, деревянное.
Дом-коммуна – яркое архитектурное и социальное строение 20-30г. в СССР Общежитие - место временного проживания. Такие дома напоминали многоэтажные бараки.
Керосинка – это бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине .
Физкультминутка для глаз
Понятие Значение Барак бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине Керосинка яркое архитектурное и социальное строение1920-х — начала 1930-х годов Дом-комму́на место временного проживания Общежитие временное, быстро возводимое, дешёвое строение. Как правило, деревянное
Сегодня на уроке я узнал(а)……. Теперь я могу…… Было интересно…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к открытому уроку по краеведению "Транспорт Саратовской области", 9 класс
Разработка урока о железнодорожном транспорте Саратовской области...
Материалы к открытому уроку по теме: “Health is the best wealth" ("Здоровье – лучшее богатство")
22 марта 2013 г. я провела открытый урок по теме “Health is the ‘best wealth’’ ("Здоровье – лучшее богатство").Цель урока: применение изученной лексики по темам: «Еда», «Здоровье», «Спорт» в нов...
Материалы к открытому уроку
Проведение открытого комбинированного урока на тему "Приготовление чая. Приготовление блюд из вареных овощей" с использованием презентации, технологических карт...
МАТЕРИАЛЫ К ОТКРЫТЫМ УРОКАМ
КОНСПЕКТ, ПРИЛОЖЕНИЕ (КАРТОЧКИ)...
конспект и дополнительные материалы к открытому уроку по геометрии 8 класс с использованием интерактивной доски и компьютерного тестирования.
Место урока в учебном плане: урок в разделе «Площадь многоугольника».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: обобщение изученного материала по теме "Площадь многоугольника"...
Материалы к открытому уроку по физике в 10 классе. Тема "Газовые законы". Направление "Подготовка к ЕГЭ"
В материалах представлена презентация, план-констект урока и раздаточный материал для проведения урока по подготовке к ЕГЭ в 10 классе по теме "Газовые законы"....
Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"
Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников", разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...