Ступени мастерства Методический семинар.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, я очень рада видеть Вас сегодня. Давайте знакомится - меня зовут Екатерина Петровна Глубникова, свою преподавательскую деятельность я начала ещё в институте. Но настоящий педагогический опыт приобрела в стенах нашей школы. У меня две страсти быть хорошим учителем и любимой мамой. Мой маленький сынишка постоянно задаёт вопросы: «Почему дождь идёт? Почему море синее?. Почему земля холодная, а ноги тёплые?». Это неуёмное желание моего сына знать всё, что есть на свете, и узнать того, чего не смогу объяснить ему я, радует и вдохновляет всегда. А вот от 12 летнего вопрос «почему» услышать можно только тогда, когда что – то ему запрещаешь. Почему так? Разве подростки не стремится познать окружающий мир, разве им не интересно? Куда же исчезли Почемучки? – На этот вопрос я и решила найти ответ.
В ФГОС заложено, что ученик среднего звена должен иметь следующий набор характеристик: любознательность, активность, умение проявлять интерес к познанию окружающего мира, владеть основами наук. Однако в классе, всё выше перечисленное оказывается мифом. Чаще на лицах учеников видишь равнодушие, нежелание работать, пассивность. Кто не сталкивался с такой проблемой на практике?
Слова, которые вы видите на экране, были написаны Сухомлинским В. А. более 70 лет назад, но и сейчас мало что изменилось.
Как же заинтересовать ребёнка на уроках, вызвать желание познавать, получать знание за пределами учебного предмета, раскрыть его способности - стало для меня задачей номер 1, отсюда целью моей педагогической деятельности стало – создание условий для развития познавательных, творческих коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета.
Что бы решить данную проблему я поставила перед собой следующие задачи, которые вы видите на экране.
-Изучить по организации учебной деятельности учащихся нормативные документы, научно-методическую и педагогическую литературу.
- Провести социальный опрос в 6-х класс с целью определения уровня мотивации и наличия проблем в изучение предмета.
-Организовать деятельность обучающихся с целью повышения мотивации к изучению истории.
Самая интересная загадка в жизни - это ты сам, но самая важная загадка – это твой ученик. Чтобы разгадать эту загадку, я смотрю на себя глазами учеников. «Удиви меня, разгадай меня, полюби меня!!!» - это и является девизом моей работы и залогом успеха каждого урока.
Чтобы узнать причину незаинтересованности детей по истории, в 6-х классах я провела анкетированный, анонимный опрос, который показал, что
у 60% учащихся понижение интереса к истории вызвано:
- повышенным содержанием учебного материала.
- не пониманием содержания параграфа и необходимостью его заучивания.
- неумением работать с картой.
- сложностью в запоминании дат.
На этом этапе своей деятельности я разгадала загадку детей.
Обратившись к источникам, я выяснила, что идея использования мотивации деятельности работы на уроках не нова, ещё в 20-х гг. прошлого века её активно применяли ведущие педагоги того времени,
Вооружившись знаниями и желанием сеять разумное, доброе, вечное я решила вернуть моих Почемучек к жизни. Для этого были разработаны приёмы и способы повышения мотивации.
1. «Удивляй» Суть этого приёма состоит в том, чтобы вовлечь обучающихся в работу с первых минут урока.
Разгадай, расшифруй и дай определение словам на экране.
Невниицертя – интервенция
Рауатмукфна – мануфактура.
Применение ИКТ. Прослушайте видеоклип В Высоцкого «Песенку о переселение душ», и ответьте на вопрос: О чём песня? Кто автор? Какова тема нашего занятия? Просмотрите отрывок из мультфильма Маугли. Заполните таблицу сравнительная характеристика двух лидеров: Шерхан и Окелло.
Загадки можете увидеть на экране.
2. Живая история. История – это кладезь разнообразных приёмов и способов мотивации обучающихся. История сама по себе живая, она не прекращается и не останавливается, задача учителя только оживить её. Например. Тема: Опричнина Ивана Грозного. В начале урока учитель рассказывает историю. Однажды к одному боярину должен был приехать Малюта Скурата. Все домашние понимали, что жди беды. И вот жена его придумала такую хитрость: встречать его выйдет жена с младенцем на руках, тогда его сердце сжалится, и он не тронет хозяина. Они так и сделали, последнее, что в своей жизни видел ребёнок, пока был зрячим – это смерть его отца. Такая ситуация позволяет пережить на себе все тяготы и сложности изучаемой исторической эпохи. Оживить историю способен только учитель и сделать это можно голосом, интонацией своего рассказа. Самое главное это оживлённые и изумлённые лица детей. Например: когда археологи впервые вошли в гробницу фараона Тутанхамона время повернулось в спять, они несколькими шагами совершили путь длиною в 3000 лет. Они попали в Древний Египет Ничего не изменилось, всё осталось так как было, печать с заклинаниями хранила этот путь и не давала ни кому попасть туда. В гробнице стоял трон, была посуда, слуги и сам фараон.
Словесное определение каждой страны (или личности): Какая она? Кратко и точно. Западная Европа – ночь, Византия – солнце на карте средневековья (Средние века называют тёмными веками и это справедливо, но эта страна светлая на карте средневековья), Арабский халифат – звёздочка, которая зажглась, но не погасла, а рассыпалась на несколько десятков звёздочек по всему миру.
Создание проблемной ситуации
Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому, решая поставленную проблему, ученик приобретает необходимые умения и навыки. Например: “Где интереснее жить: в городе или в деревне?” учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее. Например: Византия была прилежной ученицей и самым мудрым учителем. Докажите, что это так. Например: Почему вельможа почитал и боялся фараона.
Одним из приёмов повышения мотивации, активизацию мыслей деятельности обучения является «Интеллектуальная разминка»
Поднимаю молча карточку с рисунком, фигурой, символ. Дети сами придумывают вопрос или ставят задачу. Задание для 5 класса: Как Одиссею добраться до дома из Трои. Составьте два пути по карте: сухопутный и морской с описанием стран водных преград и островов, где проплывал, проходил Одиссей.
Нестандартное решение задач и на смекалку и логику.
Нарисуйте иллюстрацию к сказке «Тысяча и одна ночь», творческие сочинения. «В гостях у египетского земледельца и ремесленника» и «В гостях у вельможи». Позволяет сравнить два основных сословия в древнем Египте. «Как жили крестьяне в средние века» и «Как жили купцы и горожане в средние века».
Не менее эффективным является метод незаконченной темы. Самое интересное ребёнка ждёт впереди, когда он дома откроет учебник. Тема: Смутное время. Россия оказалась на грани гибели. Её со всех сторон раздирали на части. Ясперс сказал так: цивилизация гибнет, когда недовольны страной внутренний пролетариат и внешний пролетариат, который только и ждёт что бы разграбить и уничтожить страну. Так погибли две самые известные цивилизации Рим и Греция? Сможет ли Россия восстать из пепла и праха, об этом вы узнаете на следующем уроке.
Игра эффективный приём повторения и усвоения новых знаний. В процессе работы я применяю игры: «Узнай исторического деятеля», «Чьи это слова», «Суд над Петром Первым» (две стороны: обвинение бояре, защита: дворяне). «Историческая азбука», «Сравни страны или культуру стран». Например: Какая страна существовала ранее других: Византия или Государство франков. Какая страна была более развита Византия или Германия? Почему?
Чтобы повысить интерес, создать яркие впечатления от предмета, я использую нетрадиционные формы проведения уроков. К ним можно отнести урок-семинар, урок-практикум. Творческая лаборатория: детям необходимо написать дату своего рождения и имена египетскими иероглифами, шумерской клинописью. Создать герб своей семьи.
Урок путешествие интересен для 5-6 классов. Сегодня мы совершим с Вами путешествие из прошлого в будущее через настоящее, а поможет нам в этом наука хронология. Путешествовать можно и дома: напишите рассказ «Один день в Средневековой деревне или городе».
Урок поиск истины. Почему Александр Невский, блистательно одерживал победы над немецкими Рыцарями, а к монголам ездил на поклон.
Урок экскурсия. «Культура Средневековья» проводится группами учащихся по заданным темам: наука, архитектура, искусство.
Проблема учебного материала, изучаемого на уроке: Как объяснить так, чтобы поняли, а не зазубривали. Вот один из приёмов, который я всегда использую, учебный материал излагаю с помощью Схем - рисунков Тема урока Дух предпринимательства преобразует экономику. Помогает объяснить термины: торговые компания, пайщик, капитал, прибыль. На доске рисуется корабль. Ребята мы ходим отправиться в Индию и привести много товаров, что бы продать и получить прибыль в 500%. Корабль стоит 100 тыс. ф.с. У Васи только 20 тыс. Обратимся за помощью к Маше, которая даст ещё 10 т. ф.с. И так пока не доходим до полной суммы. (См. На презентации.)
Схема рисунок Виды мануфактур. Объяснение.
1. Рисуется домик. Это централизованная мануфактура. Есть здание и туда приходят наёмные рабочие работать. 2. рисунок в центре человек три стрелочки. «Три дороги». Объясняется принцип работы такого вида мануфактур.
Схема – рисунок к теме Феодальная раздробленность. Подобные объяснения учителем не вызывают трудности в последующем самостоятельном составление схем-рисунков.
Запоминание дат решается ежеурочным составлением лент времени.
Вот так я и удивляю.
Возникший интерес у учеников помогает мне вовлечь их в научно-исследовательскую деятельность. Так из - под парт постепенно вылезают мои Почемучки. Чему я бесконечно рада.
В результате проделанной работы у учащихся повысился интерес к истории и обществознанию. Повысилась результативность - средний балл по школе увеличился за год с 3,5 до 3,8 по предметам история и обществознания. Учащиеся стали активно участвовать в предметных олимпиадах, научно-практической деятельности.
Школьный тур Олимпиады по истории и обществознанию.
Год | Участники | Победители | Призёры |
2015 г. | 15 | 1 | 2 |
2016г. | 25 | 4 | 5 |
Научно - научно-практической деятельности 2015-2016 г.г
Название | Ф.И. учащегося | Награды | Дата |
«Василевские чтения» | Фомин Велислав | участник | 2015 г. |
«Я-исследователь» район | Дамаева Ирина | победитель | 2016 г. |
«Я-исследователь» город | Дамаева Ирина | Победитель номинации «Глубина исследования» | 2016 г. |
«Славянские чтения» | Мясников Максим | Победитель номинации «Актуальность исследования» | 2016 г. |
Городская игра «Коммуникативные миры» | Учащиеся 7-х классов | III место | 2015 г. |
Городская игра «Коммуникативные миры» | Фомин Велислав | Победитель в номинации «Лучший стратег» | 2015 г. |
Принимала участие:
1. Районное методическое объединение.
Открытый урок «Итоги и последствия Столетней войны».
2. Школьная методическая неделя.
Открытый урок «Восстание Спартака»,
3. Всероссийский педагогический конкурс «Творческий учитель - 2016 г».
Дальнейшая цель моей работы – создать условия для интеллектуального развития учащихся и стимулировать активную познавательную деятельность через участие во Всероссийских предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, разработку индивидуальных и групповых проектов, составление презентация и выполнение творческих заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ступени мастерства Презентация Методический семинар
Это Методический семинар для Ступеней мастерства 2016 г....
Ступени мастерства Презентация к уроку Начало Реформации в Европе часть№1
Ступени мастерства Прещентация Начало Реформации в Европе Часть№1...
Ступени мастерства Презентация к открытому уроку Начало Реформации в Европе.Часть №2
Ступени мастерства Презентация к открытому уроку Начало Реформации в Европе.Часть №2...
Открытый урок для педагогического конкурса "Ступени мастерства"
Данный урок был предствлен на педагогическом конкурсе "Ступени мастерства-2012" в номинации "Педагогический дебют". Данный урок-играбыл разработан для 6 класса с целью повышения знаний по гингво...
Сценарий открытого урока математики в 11 классе, проведенного в рамках методической недели «Ступени мастерства» Тема «Объёмы многогранников и твёрдых тел»+ презентация
Урок по математики в 11 классе по теме "Многогранники"...
Презентация к методическому семинару-тренингу для педа-гогов дополнительного образования «Самообразование – путь повышения профессионального мастерства»
Презентация к методическому семинару-тренингу для педагогов дополнительного образования «Самообразование – путь повышения профессионального мастерства»...
МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА (методический семинар по наставничеству)
Материал к методическому семинару по наставничеству для педагогов, реализующих образовательно-воспитательный процесс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Семинар посвящен рассмотрению проб...