Базовая рабочая программа по истории для 10 класса
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы полного среднего образования по истории с учетом авторских программ «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века» Загладин Н.В., Симония Н.А. 2006 и «История России с древнейших времен до конца XIX века» Павленко Н.И, Андреев И.Л., Л.М.Ляшенко, Твардовская В.А. 2001 . Авторская программа призвана обеспечить формирование целостной картины всемирной истории. Особое внимание уделяется роли и вкладу России в становление современного облика мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_a_istoriya.doc | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей историко-культорологического цикла Протокол № 6 от «_____» июнь 2012 г. Председатель методического объединения ________Т.О.Тихомирова | «Согласовано»: Заместитель директора по УР______Л.В.Брошевецкая от «______июня 2013 г
| «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №549 Санкт-Петербурга ___________И.В.Крина от «____» июня 2013 г. |
Рабочая программа
по истории
для 10 а класса
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Автор-составитель:
учитель истории
Тихомирова Татьяна Олеговна
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы полного среднего образования по истории с учетом авторских программ «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века» Загладин Н.В., Симония Н.А. 2006 и «История России с древнейших времен до конца XIX века» Павленко Н.И, Андреев И.Л., Л.М.Ляшенко, Твардовская В.А. 2001 . Авторская программа ориентирована на использование учебника и учебно-методического комплекса:
1.1. «Всеобщая история. 10 класс. Базовый уровень» авторы: Н.В. Загладин, Н.А.Симония 2006, «Русское слово» М
1.2. Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века.10кл.. Всемирная история. 11 класс Русское слово. 2009
1.3 «История России с древнейших времен до конца XVII века» Павленко Н.И , «История России XVIII – XIX вв»Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. «Дрофа»
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что профессор, доктор исторических наук Н. В. Загладина и доктор исторических наук, академик РАН Н. А. Симония представляет широкую панораму развития человечества. Программа призвана обеспечить формирование целостной картины всемирной истории. Особое внимание уделяется роли и вкладу России в становление современного облика мира.
Программа рассчитана на 25,5 часов в год.
Данная программа составлена для Дегтяревой Екатерины, ученицы 10 класса.
Новизной программы можно считать компенсацию недостающих часов дистанционным обучением.
Рабочая программа имеет целью:
Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок.
и способствует решению следующих задач изучения
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности
Изучения истории на ступени полного общего образования.
Данная программа составлена для реализации курса «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIXвека» и «История России с древнейших времен до конца XIX века», который является истории России и мира и разработан в логике систематизации и обобщении причинно-следственных связей между различными событиями, понимания неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимообусловленности процессов всеобщей и российской истории.
Ключевая идея курса заключается в том, чтобы сформировать у учащихся целостное представления об историческом пути России и мира, о судьбах народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и зарубежной истории. Специфика курса истории требует особой организации учебной деятельности школьников в форме комбинированный урок, лекция, семинар, беседа, групповое проектирование.
Историческое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона исторического образования связана с формированием универсальных способов деятельности, духовная – с формированием личностной точки зрения на исторические процессы.
Практическая полезность истории обусловлена тем, что формирует у учащегося гражданские и патриотические качества, чувство сопричастности истории своей страны. Без базовой исторической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, есть основа гражданского воспитания в современной России. Обучение истории дает возможность развивать у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами. Историческое образование вносит свой вклад в формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе. Новизна данной программы определяется тем, что учащиеся овладевают навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, а так же обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующий педагогических технологий обучения: игровые технологии , проблемное обучение, технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении , технологии уровневой дифференциации , технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) ,коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) , групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения. Внеурочная деятельность по предмету: экскурсии, игры, конкурсы, предметные недели, олимпиады. Промежуточная аттеатация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме устных и письменных опросов, зачетов и защиты проектов и рефератов.
Учебно-методический план
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Период раннего Средневнковь 5-10 вв. | 4 |
2 | Эпоха классического Средневековья 11-15 вв. | 10 |
3 | Европа и Азия в Средние века. | 18 |
4 | Новое время: эпоха европейского господства | 21 |
5 | Древняя Русь. | 7 |
6 | Удельная Русь | 4 |
7 | Московская Русь. | 7 |
8 | Эпоха Ивана Грозного | 4 |
9 | Смутное время | 4 |
10 | Смутное время | 5 |
11 | Приобретение российским самодержавием черт западноевропейского абсолютизма. | 7 |
12 | Преобразования Петра Великого и рождение империи. | 7 |
13 | Российская империя в 1725-1762 гг. | 4 |
14 | Россия при Екатерине II и Павле I. | 9 |
15 | Общественно-политическое развитие России в правление Александра I. | 4 |
16 | Общественно-политическое развитие России в правление Николая I. | 4 |
17 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. | 3 |
18 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. | 3 |
19 | Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ. | 9 |
20 | Россия в царствование Александра III. Ревизия реформ 60-70-х гг. | 6 |
21 | Культура России во второй половине XIX в. | 2 |
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Д.з. | ||||||
вид | форма | |||||||||||
Тема 1 Меняющийся облик мира.. 4 часа | ||||||||||||
1 | Вводный урок. Краткая характеристика курса. | 1 | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | Введение | ||||||
2 | Этапы развития исторического знания Комбинированный урок. | 1 | У истоков исторических наук; историческая наука античного мира; историческая наука в Средние века, Новое время | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П1 | |||||
3 | Закономерности и случайности в жизни народов. .Комбинированный урок. | 1 | Религиозно- мистические взгляды на историю; проблема движущих сил исторического развития философии XVIII-XIX вв. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П2 | |||||
4 | Проблемы в периодизации всемирной истории. Комбинированный урок. | 1 | Принципы периодизации истории; этапы развития человечества; периодизация Новейшей истории | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П3 | |||||
Тема 2. Человечество на заре своей истории. 2 часа | ||||||||||||
5 | У истоков рода человеческого. Комбинированный урок. | 1 | Человеческое общество и природные сообщества; этапы становления человека; происхождение человеческих рас | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П4 | |||||
6 | Неолитическая революция. .Комбинированный урок | 1 | Человек и природа: первый конфликт; переход от матриархата к патриархату; наступление энеолита | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П5 | |||||
Тема 3. Первые государства Древнего мира. 2 часов | ||||||||||||
7 | Деспотии Востока. Комбинированный урок. | 1 | Предпосылки возникновения государств; рабовладение и общественные отношения в Древнем мире; культура верования в Древнем Египте | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности уметь пользоваться картой. Составлять хронологическую таблицу. | П6 | |||||
8 | Расширение ареала цивилизаций . Комбинированный урок. | 2 | Особенности развития деспотии древности; военные деспотии Древнего мира; Древняя Индия и Китай | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П7 | |||||
Раздел 4. Античная эпоха в жизни человечества. 3 часа | ||||||||||||
9 | Города – государства Греции и Италии. | 1 | Античная Греция; города-государства Греции; города-государства Италии; освоение Рима | текущий | УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | П8 | |||||
10 | Борьба за господство над Средиземноморьеv/ Комбинированный урок/ | 1 | Греко-персидские войны (V в. до н. э.); возвышение Македонии | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П9 | |||||
11 | Возвышение Рима. Становление Римской империи. Комбинированный урок. | 1 | Господство над Италией; Пунические войны; кризис Римской республики | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи Анализировать и обобщать события. | П10 | |||||
Раздел 5. Крушение империй Древнего мира. 3 часа. | ||||||||||||
12 | Наступление варваров в Евразии. Комбинированный урок. | 1 | Народы Европы в начале новой эры; кочевые племена Азии и Китай; начало Великого переселения народов | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П 11 | |||||
13 | Закат Римской империи. Комбинированный урок. | 1 | Рим: от золотого века к упадку; кризис Римской империи; христианство в Римской империи | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П.12 | |||||
14 | Повторительно-обобщающий урок. «Античная эпоха в истории человечества» Комбинированный урок. | 1 | Знать основные понятия и категории. | текущий | УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | ||||||
1 Тема 4 Период Раннего Средневековья V-X вв. 7 часов. | ||||||||||||
15 | Ранние феодальные империи и их распад. Комбинированный урок. | 1 | Прин1цип периодизации Средних веков; мир глазами средневекового европейца; доколумбовые цивилизации Америки | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П13 | |||||
16 | Экспансия ислама. Комбинированный урок. | 1 | Аравийские племена в начале новой эры; возникновение ислама; арабские завоевания | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П14 | |||||
17 | Славянские земли в 5-9 веках. Комбинированный урок. | 1 | Социально-экономические отношения в ранее Средневековье; особенности феодальных отношений | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | п15 | |||||
18 | Возникновение Древнерусского государства. Комбинированный урок. | 1 | Расселение занятия быт верования общественные отношения. Соц-эконом и политич.строй категории населения Правда Ярослава | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П15 | |||||
19 | Византия и Западная Европа. Комбинированный урок. | 1 | Рост городов в Западной Европе; конфликт светской и духовной власти; рыцарские ордена и инквизиции | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | П16-17 | |||||
20 | Русь и Византия. Комбинированный урок. | 1 | Причины и последствия принятия хр-ва | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П16-17 | |||||
21 | Обобщающее занятие по теме: «Период раннего Средневековья" | 1 | Китай до монгольских завоеваний возникновение державы Чингисхана; Китай под властью монголов | тематический | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории |
| |||||
Эпоха классического Средневековья. 11-15 вв. 10 часов. | ||||||||||||
22 | Феодальная раздробленность на Руси. Комбинированный урок. | 2 | Причины и последствия феодальной раздробленности. Крупнейшие княжества. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П 18 | |||||
23 | Западная Европа в 12-13 вв. Комбинированный урок. | 1 | Европа и Азия: сравнительный анализ; религиозная и светская культура | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П19 | |||||
24 | Крестовые походы. Комбинированный урок. | 1 | Знать основные категории и понятия. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П19 | |||||
25 | Монгольские завоевания. Комбинированный урок. | 1 | Общая характеристика периода особенности периода краткая характеристика исторических персоналий. Куликовская битва. Набег Тохтамыша | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи .Анализировать и обобщать события. | П20 | |||||
26-27 | Русские земли и монгольское нашествие. Комбинированный урок. | 2 | Последствия монгольского нашествия, исторические персоналии. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П20 | |||||
28 | Образование централизованных государств в Западной Европе. Комбинированный урок. | 2 | Общая характеристика периода особенности периода краткая характеристика исторических персоналий. | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | П21 | |||||
29-30 | Объединение земель вокруг Москвы. Комбинированный урок. | 1 | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П22-23 | |||||
31 | Обобщение и повторение по теме по : «Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья. 11-15 вв» | 1 | Особенности экономического и политического развития стран. Экономические и религиозные противоречия. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны в Испании. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | ||||||
Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже нового времени. 16 – начало 17 века. 8 часов | ||||||||||||
32 | Великие географические открытия. Завоевание Америки. Комбинированный урок. | 1 | Открытия, первооткрыватели, последствия открытий для инков, ацтеков, майя | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П33 | |||||
33 | Западная Европа: новый этап развития. Комбинированный урок. | 1 | Причины основные события персоналии и результат войны. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П25 | |||||
34 | Абсолютные монархии в Западной Европе. Комбинированный урок. | 1 | Причины периодизация основные события персоналии и результат Великой Французской революции. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П26 | |||||
35 | Усиление центральной власти в эпоху Ивана Грозного. Комбинированный урок. | 1 | Иван Грозный, реформы Избранной рады, Ливонская война, опричнина | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П26 | |||||
36 | Смутное время в России. Комбинированный урок. | 1 | Причины смутного времени, Лжедмитрий 1, Семибоярщина, Народные ополчения | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П27 | |||||
37 | Тридцатилетняя война (1618 – 1648) Комбинированный урок. | 1 |
| текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П27 | |||||
38 | Страны Азии в позднем Средневековье. Комбинированный урок. | 1 |
| текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | П28 | |||||
39 | Обобщающее занятие по теме: «Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени. 16 – начало 17 вв | 1 | Особенности экономического и политического развития стран. Экономические и религиозные противоречия | тематический | ПО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории | ||||||
Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина 17-18 вв. 9 часов. | ||||||||||||
40 | Кризис сословного строя и Буржуазная революция в Англии.. Комбинированный урок. | 1 | Причины революции. Карл 1. Оливер Кромвель. Итоги революции. | текущий | УО | Составлять описание памятников: жилых и общественных зданий, произведений художественной культуры. | П29 | |||||
41 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. Комбинированный урок. | 1 | Просветители и их теории, ДЖ.Локк, Ш.Монтескье, Адам Смит | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П30 | |||||
42-43 | Россия: становление великой державы. Комбинированный урок | 2 | Первые Романовы, крестьянские бунты, территориальные присоединения, рост городов. | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | П31-32 | |||||
44-45 | Россия и Европа во второй половине18 века. Комбинированный урок. | 2 | Дворцовые перевороты, внешняя политика, Екатерина 2 | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | П33-34 | |||||
46 | Промышленный переворот в Англии и его последствия. | 1 | Повторение основных категорий понятий и персоналий. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П35 | |||||
47 | Мир Востока в 18 веке: наступление колониальной системы. | 1 | Судьбы латинской Америки, Африки, Индии | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П.36 | |||||
48 | Обобщающее занятие по теме: «Западная Европа и Россия в 17-18 вв» | 1 | тематический | ПО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | |||||||
Тема 1 Время потрясений и перемен. Конец 18 – начало 19 вв. 8 часов. | ||||||||||||
49 | Война за независимость в Северной Америке. Комбинированный урок | 1 | Причины войны, статус Североамериканских колоний, декларация Независимости. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П37 | |||||
50 | Великая французская революция и ее последствия для Европы. Комбинированный урок. | 1 | Людовик 16, якобинцы, Робеспьер, Марат, Наполеон | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | п38 | |||||
51 | Наполеоновские войны. Комбинированный урок. | 1 | Внешняя политика Франции, Наполеон, Александр 1 | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности. Работа с контурной картой. | П39-40 | |||||
52 | Отечественная война 1812 года и крушение империи Наполеона 1 Комбинированный урок. | 1 | Отечественная война 1812 года, Бородинское сражение, Кутузов, 100 дней Наполеона. | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | П.39-40 | |||||
53 | Реакция и революция в Европе 1820-1840-е гг.. Комбинированный урок. | 1 | Волна революций в Европе, причины и последствия. | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | П.41 | |||||
54 | Россия в первой половине 19 века. Комбинированный урок. | 1 | Социальная политика, торговля, социальный состав населения, промышленность, сельское хозяйство. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П.42-43 | |||||
55 | Россия и «восточный вопрос». Комбинированный урок. | 1 | История отношений России и Японии | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать события. | П42-43 | |||||
56 | Обобщающее занятие по теме: «Меняющийся облик мира и Россия» | Систематизировать основные понятия категории и персоналии. | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | |||||||||
Тема 2 Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина 19 века. 12 часов. | ||||||||||||
57 | Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Комбинированный урок | 1 | Изменения в социальном составе, положение рабочего класса. Великие изобретения. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П44 | |||||
58 | Колониализм и кризис традиционных обществ в странах Востока. Комбинированный урок. | 1 | Крупные политические центры и их особенности. | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории | П45-46 | |||||
59 | Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав. Комбинированный урок. | 1 | Объединение Италии и Германии, борьба этих государств за «место под солнцем» | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | П47 | |||||
60 | Страны Западного полушария в 19 веке. Комбинированный урок. | 1 | Предпосылки и причины экономического подъема, парламентаризм.. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П48 | |||||
61-62 | Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности. Комбинированный урок. | 1 | Реформы Александра 2, «Земля и воля», особенности реформирования в России | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | П49-50 | |||||
63 | Завершение колониального раздела мира. .Покорение народов Африки. | 1 | Великие колониальные империи, народы Африки. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П51 | |||||
64 | Россия – многонациональная империя. Комбинированный урок. | 1 | Иван 3. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. | текущий | УО | Анализировать события обобщать делать вывод находить аналогичные события в истории. | П52 | |||||
5 | Русское государство и общество во второй половине XV-начале XVI в. Комбинированный урок. | 1 | Боярская Дума.Земский Собор.Ограничение свободы крестьян | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П17 | |||||
6 | Русская культура второй половины XIII-XV вв. Комбинированный урок. | 1 | Литератуга.Живопись. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П18 | |||||
7 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторение основных событий категорий и понятий. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П13-18 | |||||
Тема 4: «Эпоха Ивана Грозного» Всего часов 4 | ||||||||||||
1 | Начало правления Ивана IVКомбинированный урок. | 1 | Начало правления Ивана 4.Избраная Рада. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П19 | |||||
2 | Реформы Ивана Грозного и их результаты Комбинированный урок. | 1 | Причины появления Опричнины. Итоги царствования Ивана 4. | текущий | УО | П20 | ||||||
3 | Россия в годы Ливонской войны и опричнины Комбинированный урок. | 1 | Завоевание Казани и Астрахани.Присоединение Сибири.Лмвонская война. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П21 | |||||
4 | Русская культура в XVIв. Комбинированный урок. | 1 | Просвещение.Литературав 14-16в. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П23 | |||||
Тема 5: «Смутное время» Всего часов 4 | ||||||||||||
1 | Россия накануне Смуты. Внутренняя политика в конце XVI в. Комбинированный урок. | 1 | Экономическое и политическое положение России. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П22 | |||||
2 | Начало Смуты. Воцарение Лжедмитрия I и правление Василия Шуйского Комбинированный урок. | 1 | Фёдор Иоаннович.Народные выступления Самозванец. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П24 | |||||
3 | Освобождение Москвы от поляков Комбинированный урок. | 1 | Распад тушинского лагеря.Семибоярщина1 и2 Ополчение.М | Текущий УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П26 | ||||||
4 | Правление первого Романова Комбинированный урок. | 1 | Первые Романовы.Земские Соборы.Приказы.Соборное уложение1649г. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П27 | |||||
Тема 6: «Вступление России в новый период» Всего часов 5 | ||||||||||||
1 | Хозяйственное развитие России в XVIIв. Комбинированный урок. | 1 | Мануфактура.Рост городов. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять 2исторические закономерности | П28 | |||||
2 | Соляной бунт и Соборное уложение 1649 г. Комбинированный урок. | 1 | Причины и последстаия бунта.Основные положения Сборного уложения. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П29 | |||||
3 | Социально-экономическая политика после принятия Соборного уложения Комбинированный урок. | 1 | Экономика и социальная политика.Торговля. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П30 | |||||
4 | Казачье-крестьянское движение под предводительством Степана Разина Комбинированный урок. | 1 | Причины основные этапы и события персоналии.результат восстания. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П31 | |||||
5 | Раскол | 1 | текущий | УО | П32 | |||||||
Тема 7: «Приобретение российским самодержавием черт западноевропейского абсолютизма» Всего часов 7 | ||||||||||||
1 | Царская власть и эволюция государственного аппарата Комбинированный урок. | Царь Алексей Михайлович.Классификация приказов.Областное управление. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П33 | ||||||
2 | Дело патриарха Никона Комбинированный урок. | 1 | Реформы патриарха Никона.Протопоп Аввакум. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П34 | |||||
3 | Война с Речью Посполитой. Русско-крымские отношение Комбинированный урок. | 1 | Смоленская война.Воссоединение Украины с Россией.Русско -польская и Русско-турецкая войны. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П35 | |||||
4 | Россия при Федоре Алексеевиче Комбинированный урок. | 1 | Отмена местничества.Азовские походы. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П37 | |||||
5 | Освоение Сибири Комбинированный урок. | 1 | Население Сибири.Продвижение русских на Восток. | текущий | УО | П36 | ||||||
6 | Обмирщение русской культуры. Быт и нравы россиян в XVII в. Комбинированный урок. | 1 | Усиление западного влияния на Россию.Симеон Полоцкий.Василий Голицын | текущий | УО | Составлять описание памятников: жилых и общественных зданий, произведений художественной культуры. | П38-39 | |||||
7 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторение основных категорий понятий и персоналий. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П33-39 | |||||
Тема 8: «Преобразование Петра Великого и рождение империи» Всего часов 7 | ||||||||||||
1 | Экономика и политический строй в канун преобразований Петра IКомбинированный урок. | 1 | Поичины войны со Швецией. Первые неудачи и первые победы.Мануфактуры. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П40 | |||||
От первой Нарвы до Полтавы | текущий | УО | П41 | |||||||||
2 | Административная реформа Петра IКомбинированный урок. | 1 | Реформы центрального управления.В оенная и церковная реформы.Табель о рангах. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П42 | |||||
3 | Победы на театре войны и Ништадский мир Комбинированный урок. | 1 | Победа над Швецией..Россия и Европа. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П43 | |||||
4 | Социальная и экономическая политика Комбинированный урок. | 1 | Торговля мануфактура .Денежная и налоговая реформы. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П44 | |||||
5 | Реформы и общество. Новшества в быту Комбинированный урок. | 1 | Образование наука изменения в быту. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П45-46 | |||||
6 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторение категорий понятий и персоналий. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П40-46 | |||||
Тема 9: «Российская империя в 1725-1762 гг.» Всего часов 4 | ||||||||||||
1-2 | Дворцовые перевороты Комбинированный урок. | 2 | Анна Иоанновна.Пётр 2. Елизавета Петровна.Пётр 3. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П47-48 | |||||
3 | Социально-экономическая политика Комбинированный урок. | 1 | Экономика.Торговля.Развитие мануфактуры. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П49 | |||||
4 | Внешняя политика Комбинированный урок. | 1 | Россия и Польша.Русско-шведская и русско-турецкие войны. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П50 | |||||
Тема 10: «Россия при Екатерине II и Павле I» Всего часов 9 | ||||||||||||
1 | Первые годы правления Екатерины II. Деятельность Уложенной комиссии 1767-1768 гг. Комбинированный урок. | 1 | Жалованная грамота дворянству Уложённая комиссия | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П51-52 | |||||
2 | Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Первый раздел Речи Посполитой Комбинированный урок. | 1 | Русско-турецкие войны.Раздел Речи Посполитой. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П53 | |||||
3 | Экономика России во второй половине XVIII в. Комбинированный урок. | 1 | Вольное экономическое общество.Иэменения в сельском хозяйстве и промышленнос4ти. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П54 | |||||
4 | Крестьянская война 1773-1755 гг. Комбинированный урок. | 1 | Причины ход и результат восстания | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П55 | |||||
5 | Внутренняя политика после крестьянской войны Комбинированный урок. | 1 | Ужесточение политики по отношению к крестьянству. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П56 | |||||
6 | Внешняя политика России в последней четверти XVII 1 в .Комбинированный урок. | 1 | Русско турецкие войны.Присоединение Крыма. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | П57 | |||||
7 | Россия при Павле IКомбинированный урок. | 1 | Внутренняя и внешняя политика при Павле 1. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П58 | |||||
8 | Культура и быт России второй половины XVIIв. Комбинированный урок. | 1 | Быт и обычаи | текущий | УО | Составлять описание памятников: жилых и общественных зданий, произведений художественной культуры. | П59 | |||||
9 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторение основных категорий и понятий. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П51-59 | |||||
Тема 11: «Общественно-политическое развитие России в правление Александра I» Всего часов 4 | ||||||||||||
1 | Внутренняя политика Александра IКомбинированный урок. | 1 | Сформировать представление об основных направлениях внутренней политики Александра I и условиях, определяющих её | текущий | УО | Называть реформы высших органов власти; народного просвещения, указы. Уметь давать оценку началу деятельности царя. Пон.: либерализм, самодержавная власть, манифест, реформа, амнистия, министерство, «вольные хлебопашцы». | П60 | |||||
2-3 | Внешняя политика России при Александре IКомбинированный урок. | 2 | Соотношение сил противников, характер войны, источники победы народов в войне, герои 4войны, даты событий. Показывать на карте места военных сражений. Пон.: Отечественная война, генеральное сражение, инфантерия, флеши, редут, ополчение, партизаны. | текущий | УО | Показать международное положение России в начале века; определить цели, задачи и направления внешней политики страны. | П61-62 | |||||
4 | Общественное движение в первой половине XIXв. Восстание декабристов Комбинированный урок. | 1 | Причины зарождения; идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране. | текущий | УО | Показать основные этапы эволюции общественного движения в стране | П63 | |||||
Тема 12: «Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в.» Всего часов 4 | ||||||||||||
1-2 | Внутренняя политика Николая IКомбинированный урок. | 2 | Особенности внутренней политики Николая I, направления и конечный результат. Знать хронологию. Пон.: канцелярия, кабинет министров, свод законов, бюрократический аппарат, государственные крестьяне, обязанные крестьяне. | текущий | УО | Сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях, показать её конечный результат | П64-65 | |||||
3 | Внешняя политика Николая I Комбинированный урок. | 1 | Сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях, показать её конечный результат | текущий | УО | Учащиеся должны самостоятельно оценивать международное положение России, основные направление внешней политики страны и делать соответственные выводы. | П66 | |||||
4 | Общественные движения и течения в годы правления Николая I Комбинированный урок. | 1 | Причины активизации общественного движения в 30-50 гг. Находить цели и задачи. Персоналии: С.С.Уваров, М.П.Погодин, С.М.Соловьёв, А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, В.Г.Белинский, П.Я.Чаадаев. Общественное движение, консерватизм, «православие, самодержавие, народность», либерализм, социализм, революционеры, западники, славянофилы, общинный социализм. | текущий | УО | Показать исторические причины активизации общественного движения в 30-50-е гг. XIX века и его особенности, охарактеризовать основные направления. | П67 | |||||
Тема 13 « Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века» Всего часов 3 | ||||||||||||
1 | Экономическое развитие России с 1801-1855 гг. Комбинированный урок. | 1 | Причины кризиса феодально-крепостнической системы, особенности промышленного переворота и капиталистических отношений в промышленности и торговле. Даты: 1830г., 1837г., 1839-1843гг. Е.Ф.Канкрин | текущий | УО | Учащиеся должны доказать неэффективность крепостнической системы в условиях начавшегося промышленного переворота и развития капиталистических отношений в промышленности и торговле. | П68 | |||||
2 | Социальный строй и бытовая жизнь основных сословий в первой половине ХIХв. Комбинированный урок. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П69-71 | |||||
3 | Русская Православная Церковь в первой половине ХIХв. Комбинированный урок. | 1 | текущий | УО | Устанавливать причинно-следственные связи.Анализировать и обобщать события. | П70 | ||||||
Тема 14. «Культура России в первой половине ХIХ в.» 2 часа. | ||||||||||||
1 | Просвещение , наука журналистика Комбинированный урок. | Роль и значение образования в ходе реформ; уметь делать вывод о влиянии системы образования на развитие научных исследований, о влиянии науки и производства на прогресс в обществе. Пон.: Система образования, лицей, сословность образования, военно-полевая хирургия, неевклидовая геометрия, паровые машины | текущий | УО | Объяснить учащимся роль и значение консервативного образования в ходе реформ на конкретных примерах показать в чем проявилось влияние системы образования на развитие научных исследований.. | П72-73 | ||||||
2 | Архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр первой половины ХIХв. Комбинированный урок. | 1 | Составлять описание памятников: жилых и общественных зданий, произведений художественной культуры. Художественный стиль, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, национальное самосознание, ансамблевая постройка, русско-византийский стиль. | текущий | УО | Показать на конкретных примерах, что первая половина XIX века вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры. | П74 | |||||
Тема 15. «Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ.» 9 часов | ||||||||||||
1 | Вступление на престол Александра II. Подготовка и проведение крестьянской реформы. Комбинированный урок. | 1 | Предпосылки и причины отмены крепостного права. Пон.: Предпосылки отмены крепостного права, причины отмены, смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II. | текущий | УО | Сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России. Уяснить, что главной причиной стало поражение в Крымской войне. | П75 | |||||
2 | Реформы в системе управления в 60-70-е гг. Комбинированный урок. | 1 | Сущность буржуазных реформ. Милютин. Пон.: земство, куриальная система выборов, имущественный ценз, возрастной ценз, гражданское общество, принципы буржуазного права, суд присяжных, всеобщая воинская повинность, 3мировой суд, 7университетская автономия | текущий | УО | Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. | П76 | |||||
3 | Военная реформа. Реформы в области печати и образования. Комбинированный урок. | 1 | Сущность буржуазных реформ. Милютин. Пон.: земство, куриальная система выборов, имущественный ценз, возрастной ценз, гражданское общество, принципы буржуазного права, суд присяжных, всеобщая воинская повинность, мировой суд, университетская автономия | текущий | УО | Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. | П77 | |||||
4 | Сельское хозяйство и промышленность в 60-70-е гг. Комбинированный урок. | 1 | Характеристика развития помещичьих и крестьянских хозяйств; причины спада промышленного производства, отставание российской промышленности от передовых капиталистических стран, замедление темпов промышленного роста. Аренда земли, отработочная система, товарное производство, «железнодорожная горячка», концессия, промышленный переворот, стачка. | текущий | УО | Раскрыть причины медленного перехода сельского хозяйства на буржуазные рельсы; показать, что промышленный переворот положил начало формированию двух основных классов буржуазии и пролетариат | П78 | |||||
5-6 | Общественное движение в 60-70-х гг.XIX в. Комбинированный урок. | 2 | Особенности эволюционного процесса в России, сущность и роль консервативного движения, формирование либеральной оппозиции. Либералы, земский конституциализм, консерваторы. | текущий | УО | Сформировать представление об эволюции либерального движения в России и роли консервативного движения в 60-70-е гг. XIX в. | П79-80-82 | |||||
7 | Военная политика России в 60-70-е гг. Русско-турецкая война 1877-1879 гг. Комбинированный урок. | 1 | Сущность балканского кризиса; условия Сан- Стефанского мирного договора, Берлинский конгресс. Показывать на карте места военных действий в ходе войны. Даты: 1877-1878гг. Балканский 1кризис, национально-освободительная борьба, справедливые и несправедливые войны, Берлинский конгресс. | текущий | УО | Раскрыть причины и характер русско-турецкой войны, проанализировать итоги. | П81 | |||||
8 | Общественный подъем на рубеже 70-80-х гг. XIX вв. Кризис самодержавия Комбинированный урок. | 1 | Особенности эволюционного процесса в России, сущность и роль консервативного движения, формирование либеральной оппозиции. Либералы, земский конституциализм, консерваторы. | текущий | УО | Сформировать представление об эволюции либерального движения в России и роли консервативного движения в 60-70-е гг. XIX в. | П83 | |||||
9 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | П75-83 | |||||||||
Тема 16. «Россия в царствование Александра III. Ревизия реформ 60-70-х гг.» 6 часов. | ||||||||||||
1 | Вступление на престол Александра III. Первые шаги новой власти. Комбинированный урок. | 1 | Сущность крестьянского вопроса, содержание фабричных законов, содержание и сущность «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Переселенческая политика | текущий | УО | Сформировать представление о личности Александра III и его политических воззрениях. | П84 | |||||
2-3 | Внутренняя и внешняя политика России в период правления Александра IIIКомбинированный урок. | 2 | Сущность крестьянского вопроса, содержание фабричных законов, содержание и сущность «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Переселенческая политика | текущий | УО | Сформировать представление о личности Александра III и его политических воззрениях. | П85-86 | |||||
4 | Экономика России в 80-90-е гг. XIX в. Комбинированный урок. | 1 | Сущность экономической политики, основные направления политики Бунге, Вышнеградского, Витте; сущность денежной реформы; новые черты в развитии сельского хозяйства. Пон.: протекционизм, таможенный тариф, косвенные налоги, акцизные сборы, государственная монополия, винная монополия, биржевая торговля, акция. | текущий | УО | Показать новые явления в развитии сельского хозяйства; стабилизация финансовой системы и ускоренное промышленное развитие. | П87 | |||||
5 | Общественная жизнь 80-90-е гг. XIXв. Комбинированный урок. | 1 | Причины разгрома революционного народничества, разногласия в либеральном обществе после убийства Александра II. Пон.: марксизм Рассказать об изменениях, произошедших в общественном движении в 80-90-е гг. | текущий | УО | Причины разгрома революционного народничества, разногласия в либеральном обществе после убийства Александра II. Пон.: марксизм | П88 | |||||
6 | Российское общество во второй половине XIXв. Православная церковь. Комбинированный урок. | 1 | Называть процессы, происходившие в социальной сфере; вовлечение крестьянства в рыночные отношения. Пон.: сословия, классы, общинная психология, имущественное расслоение, земельные переделы, отходничество. | Сформировать представление о процессах, проходивших в социальной сфере во второй половине XIX в. | П89-90 | |||||||
Тема 17 « Культура России во второй половине XIX в.» 2 часа | ||||||||||||
1 | Наука во второй половине XIXв. Комбинированный урок. | 1 | Сформировать представление о развитии культуры в конце XIX в. | текущий | УО | Составлять описание памятников: жилых и общественных зданий, произведений художественной культуры. Пон.: критический реализм, передвижники, эклектика, типовая архитектура, Могучая кучка, народные промыслы, урбанизация, сословный быт. | П91 | |||||
2 | Искусство во второй половине XIXв. Комбинированный урок. | 1 | Сформировать представление о развитии культуры в конце XIX в. | текущий | УО | Составлять описание памятников: жилых и общественных зданий, произведений художественной культуры. Пон.: критический реализм, передвижники, эклектика, типовая архитектура, Могучая кучка, народные промыслы, урбанизация, сословный быт. | П92 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Предмет исторической науки, особенности исторического факта. История в системе гуманитарных наук. ВИД. Периодизация истории.
Предыстория человечества и первобытное общество. Неолитическая революция. Ближний Восток – колыбель древнейших цивилизация. Восточная деспотия, Значение цивилизаций Древнего Востока для последующих эпох и мировой культуры Античность: Древняя Греция и ее культура, Древний Рим и его культура.
Классическое средневековье. Раннефеодальные империи в Европе и их распад. Экспансия ислама. Славянские земли в У-1Х веках. Возникновение древнерусского государства. Византия, Западная Европа и Русь. Феодальная раздробленность Руси. Западная Европа в ХП-ХШ веках. Крестовые походы и Русь. Монгольские завоевания. Образование централизованных государств в Западной Европе. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Новое время. Эпоха Великих географических открытий. Завоевания Америки. Западная Европа: новый этап развития. Абсолютистские монархии в Западной Европе. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного. Смутное время в России Тридцатилетняя война. Государства Азии в позднем средневековье. Кризис сословного строя и буржуазная революция в Англии. Эпоха просвещения и просвещенный абсолютизм. Россия: становление великой державы. Россия и Европа во второй половине ХУШ века. Промышленный переворот в Англии и его по следствия. Мир Востока в ХУШ века: наступление колониальной системы. Война за независимость в Северной Америке. Великая французская революция и ее последствия для Европы.
Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 года и крушение имп5рии Наполеона. Реакция и революции в Европе в 20-40—е годы. Россия в первой половине Х1Х века. Россия и восточный вопрос. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав. Страны Западного полушария в Х1Х веке. Незавершенные преобразования в России : опыт и особенности. Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки. Россия – многонациональная империя. Общественно-политическое развитие России и стран Западной Европы во второй половине Х1Х века. Наука и искусство в ХУШ-Х1Х веках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....
Рабочая программа по истории 10 класса (базовый уровень)
Рабочая программа включают материал по Всеобщей истории и истории России.Данная программа предназначены для учащихся 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень). Программа "История Росс...
рабочая программа по истории (6 класс, базовый уровень)
Аннотация к рабочей программе по истории(6 класс, базовый уровень) Данная рабочая программа по учебному предмету «История» ориентирована на учащих...
Рабочая программа по истории (10 класс, базовый уровень)
Рабочая программа по истории (10 класс, базовый уровень) ориентирована на УМК: Сахаров А.Н История России, часть 1 и 2, учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; Загладин Н.В, Симония Н.А ...
Рабочая программа по истории 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по истории составлена на основе ФГОС СОО от 17 мая 2012 года, основной общеобразовательной программы среднего общего образования МАОУ "Гимназия №1" (от 25 августа 201...
Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, ожидаемые результаты....
Рабочая программа по истории 5 класса (базовый уровень).
Материал может быть использован для составления календарно - тематического планирования в 5 классе....