Рабочая программа по внеурочной деятельности по истории
рабочая программа по истории (5 класс)
На занятиях "клуба любителей истории", предполагается использовать разнообразные формы работы, такие как; диспут, беседы,викторина, конкурс,составление кроссворда, экскурсии. Эти формы работы помогут более глубокому и вдумчивому пониманию истории Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_14-15_vneurochka_harisova_r.h.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «кружок любителей истории» для 5 класса на 2014-2015 учебный год | РП 2014 (04) | |
Стр. из |
Принято
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «28» сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Клуб любителей истории»
для 5 - классов
на 2014-2015 учебный год
РП 2014 (04)
Составитель
Харисова Р.Х.,
учитель высшей квалификационной категории
Согласовано
Заместитель директора по ВР
____________________________
от «27» сентября 2014 г.
Новокузнецк
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка_________________________________________3
- Учебный план____________________________________6
- Учебно-тематический план_________________________7
- Методическое обеспечение программы_______________10
- Список литературы_____________________________11
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Клуб любителей истории»
составлена на основе программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. «История
России с древнейших времен до конца 16 в.», М. Просвещение, 2011
Актуальность программы обусловлена тем, что история является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования. История России имеет огромное значение для формирования гражданской позиции юного гражданина РФ, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без нее не возможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном мире.
Анализ результатов современного школьного образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладевание историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов. На занятиях «клуба любителей истории» , предполагается использование разнообразных форм работы таких как; диспут, беседа, викторина, конкурс, составление кроссворда, экскурсии. Эти формы работы помогут более глубокому и вдумчивому пониманию истории Отечества.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
В соответствии с планомМНБОУ «Лицей №76» на 2014-2015 учебный год программа курса «Клуб любителей истории» реализуется в 5- х классов по 1 часу в неделю, на 35 часов в год
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.
В процессе познания истории школьники знакомятся с общечеловеческими ценностями:
- ценностью жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и природе;
- ценностью добра – направленность на развитие и сохранение жизни через милосердие и сострадание как проявление любви;
- ценностью свободы, чести и достоинства как основой современных принципов и правил межличностных отношений;
- ценностью гражданственности - познание себя как члена общества, народа, - ценностью патриотизма - любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей;
- ценностью человечества - осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Таким образом, данный курс имеет ценностно-ориентированноеи общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоиндефикации подростков.
Паспорт рабочей программы
Наименование программы | Клуб любителей истории |
Годовой объем рабочей программы | 30 часов |
Количество учебных часов в неделю по учебному плану | 1 раз в неделю |
Цель рабочей программы | Развитие познавательной активности учащихся и интереса к отечественной истории |
Задачи рабочей программы | Обучающие: -восполнить пробел знаний по истории России - показать особенности исторического развития Отечества Воспитательные: - воспитать любовь к своей родине - обогащать нравственный опыт учащихся -формировать навыки правильного поведения в социальной сфере Развивающие: - развивать умения пользоваться научно-художественной и энциклопедической литературой, исторической картой; - развивать навыки самостоятельной работы |
Прогнозируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
- Знать и уметь работать с хронологией, историческими фактами, историческими источниками в т.ч. картографическими; - Проводить поиск необходимой информации; - Описывать исторические события, участников, объекты;
- Сознательно организовывать свою учебную и общественную деятельность; - Уметь работать с информацией, используя источники; - Способность решать творческие задачи в сотрудничестве и представлять их результаты в различных формах 3. Личностные: - Осознавать свою идентичность как гражданина страны; - - Понимать культурное многообразие мира; - Уважать культуру своего и других народов. |
Прогнозируемый воспитательный результат | -формировать и развить личностное отношение к историческим и культурным ценностям России; - осознавать личную сопричастность к истории России, гордость за ее достижения; - проявлять активную жизненную позицию |
Особенности реализации рабочей программы | Для повышения эффективности занятий предполагается сочетание различных типов заданий: - работа с документом; - работа с картой и графическим материалом; - решение кроссвордов; - устные сообщения учеников; - диспуты, дискуссии; - создают презентации |
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Раздел программы | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Что изучает история Отечества | 7 | 1,5 | 5,5 | Перезентация генеалогического древа |
2 | Древняя Русь | 10 | 2,5 | 7,5 | Презентация учащихся «Великие князья» |
3 | Культура Древней Руси | 5 | 0,5 | 4,5 | Презентация моделей средневековой одежды |
4 | Московская Русь | 7 | 3 | 4 | Защита проекта «Экскурсия по Московскому Кремлю» |
5 | Родной край в Древности | 5 | 5 | Познавательная викторина «знатоки истории» |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Что изучает история Отечества | |||||
Кол-во часов | 7 | |||||
Цель темы | Дать учащимся общее представление о том, что изучает история, познакомить с периодизацией мировой истории; раскрыть сущность понятий «историческое время» и «исторические источники». Познакомить с причинами возникновения прозвищь у исторических лиц, уметь составлять генеологическое древо. | |||||
Темы lдля изучения | ||||||
№ занятия, дата проведения | Наименование темы занятия | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности , формы занятий | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Что такое история | История | Участвуют в игре-путешествии: «История человечества» | |||
2 | Исторические источники | Исторические источники | Час общения | |||
3 | Лента времени | Счет лет в истории | Решают исторические задачи на определение времени: до нашей эры (до н.э.) и нашей эры | |||
4 | Как появились прозвища исторических личностей | прозвища исторических личностей | Анализируют, что означают прозвища исторических деятелей. России, слушают товарищей, участвуют в диспуте | |||
5 - 6 | Генеалогическое древо | Генеалогичекское древо | Составляют родословную, генеалогическое древо своей семьи. | |||
7 | Итоговое занятие по разделу | Презентация: генеалогическое древо семьи. | ||||
Тема | Древняя Русь | |||||
Кол-во часов | 10 | |||||
Цель темы | Познакомить с предисторией восточных славян, предпосылками и причинами образования Древнерусского государства; особенностями политической структуры, экономики, внешней политики, историческим и культурным наследием Древней Руси | |||||
8/1
| Восточные славяне | Славяне, восточные славяне | Совершают виртуальную экскурсию Работают с исторической картой | |||
9/2 - 10/3 | Первые киевские князья | полюдье, государство, урок, погост | Составляют презентацию о деятельности первых русских князьях. | |||
11/4
| Путешествие в Древний Новгород | Посадник, архиепископ, тысяцкий, новгородское вече | Экскурсия по древнему Новгороду | |||
12/5
| Владимиро -Суздальское княжество | Князь | Работают с документом. Выступают с сообщениями | |||
13/6 - 14/7- | Батыево нашествие | курултай, фураж, нойон | Изучают историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др., | |||
15/8
| Борьба со шведскими и немецкими захватчиками | Крестоносцы, дружина, ополчение, боевой порядок «свинья» | Клуб общения | |||
16/9
| Александр Невский | Кинолекторий: Александра Невского. Обсуждение – диспут: роль личности в истории. | ||||
17/10 | Итоговое занятие по разделу | Составление тематического кроссворда | ||||
Тема | Культура Древней Руси | |||||
Кол-во часов | 5 | |||||
Цель темы | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве, Новгороде) и древнерусской живописи, устного народного творчества, одежды. | |||||
18/1
| Средневековая архитектура | Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный | Составляют кроссовод. | |||
19/2
| Былинные герои Древней Руси | Игра - путешествие | ||||
20/3 -21/4
| Как одевались в Древней Руси | Описывают жизнь и быт в Древней Руси. Делают рисунки одежды того времени. | ||||
22/5
| Итоговое занятие | Презентация моделей средневековой одежды | ||||
Тема | Московская Русь | |||||
Кол-во часов | 7 | |||||
Цель темы | Раскрыть причины возвышения Москвы и объединения Руси вокруг Москвы, особенности политики московских князей. Познакомить учащихся с развитием культуры в ХΙҮ-ХҮΙ вв, | |||||
23/1 | Возвышение Москвы | Боярская дума, самодержавие, политическая | Исследование | |||
24/2 | Куликовская битва | Темник, хан, князь, рать | Диспут; роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в истории страны | |||
25/3 | Иван III- «государь всея Руси» | , «Москва – Третий Рим», | Составляют характеристику Ивана ΙΙΙ. Устные сообщения | |||
26/4
| Андрей Рублев | Троица | Кинолекторий. Обсуждение | |||
27/5-28/6
| Московский кремль | Работают над проектом «Экскурсия по Кремлю» | ||||
29/7 | Итоговое занятие по разделу | Викторина: Дреняя Русь. | ||||
Тема | Родной край в древности | |||||
Кол-во часов | 5 | |||||
Цель темы | Познакомить учащихся с историей родого края | |||||
30/1- 33/4
| Родной край в древности | Экскурсия в краеведческий музей Называют основные события из истории родного края | ||||
34/5 - 35/6
| Итоговое занятие | Анкетирование, подготовка к викторине, познавательная викторина «Знатоки истории» |
Обеспеченность программы методическими видами продукции
Методическое обеспечение образовательной программы.
Педагогическое сопровождение программы:
Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, сбор материалов (фотографии, работа с литературой), работа с источниками интернет-сайтов встреча с интересными людьми.
Дидактический материал: при работе по образовательной программе исполбзуются : книги, брощюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы .
Список литературы
1. МитрофановК.Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории /К.Г.Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.
2. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М.: Дрофа, 2002.
3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М., 2010
4. История. Внеклассные мероприятия / Сост. И.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.
5. Я познаю мир: Дет. энцикл. : История / Сост. Н.В. Чуакова, А.В. Громов. М. : ТКО «АСТ», 1995. Мифологический словарь: Книга для учащихся / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган и др. М. : Просвещение, 1993.
6. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. метод. разработок (под ред. Е.Н. Степанова)
Электронные пособия и ресурсы:
1. Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск», 2007
2. Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. Dorling Kindersly, 2004.
3. Православная икона: крупнейшёё собрание репродукций икон, фресок и книжной миниатюры Византии, Руси, стран Восточной Европы, Армении и Грузии с 5 по 20 вв. ДиректМедиа Паблишинг, 2004.
Ресурсы Интернет:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»
Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно по...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Страницы истории"
Программа «Страницы истории» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 7 класса ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы» для 5 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по Истории казачества 5-6 классы
Программа данного курса рассчитана на учеников основной школы – 5-6 классов, обучающихся на базе общеобразовательной школы (классах казачьей направленности). Программа рассчитана 1 ч. в не...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс
laquo;Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс...