Технологическая карта урока
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Технологическая карта урока истории в 6 классе «Монгольское нашествие на Русь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.32 КБ |
![]() | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет___история__Учитель__Кружаев А.В.___класс 6
Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь»
Цель: рассмотреть понятие «опричнина», цели, основные события и последствия опричнины.
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; способствовать нравственному самоопределению личности, умениюоценивать чужие поступки, гражданско – патриотическому самоопределению личности.
Метапредметные:формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: развитие речи; формирование умений анализировать и систематизировать полученные знания; обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умения находить решение на проблемный вопрос
Предметные: овладение целостными представлениями об опричнине; выделять из него необходимую информацию;развитие умения выделять цели и последствия того или иного события, на примере опричнины; развитие умений анализировать фрагменты из фильмов и извлекать из них необходимую информацию;овладение понятиями опричнина, земщина, опричник.
Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, метод ролевой игры.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, раздаточные материалы, опорные конспекты, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы у доски, сигнальные карты, «новгородская грамота».
Основные понятия, изучаемые на уроке: опричнина, земщина, опричник.
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Самоопределение к деятельности (1 минута) Орг.момент Мотивация | Приветствие, Включение в деловой ритм. Мотивирование учеников к познавательной деятельности | Здравствуйте ребята, рад вас видеть. На столе у вас лежат сигнальные карточки. Если вы согласны с каким-либо утверждением, вы поднимаете зелёную карточку, если нет, то красную. Давайте потренируемся: вы согласны дружно, активно работать? Спасибо. И тогда урок у нас получится очень познавательным и интересным. Горит зеленый свет – значит можно двигаться дальше. А вернее, назад, в прошлое. Мы с вами перенесемся в 16 век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России. | Приветствуют учителя дети сигнализируют | Личностные: самоопределение к деятельности; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний | Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы | Давайте вспомним основные моменты правления Ивана IV. Кто хорошо знает даты идёт к доске и работает с датами, 2-ой должен выбрать реформы «Избранной рады». На доске 1 ученик «Напишите даты»
На доске 1 ученик «Выберите реформы Избранной рады»
А пока ребята работают у доски, давайте с вами вспомним, что такое «Избранная рада? ?Кто входил в состав «Избранной рады»? (работа с интерактивной доской слайд 3) Проверка заданий у доски Давайте проверим правильность выполнения заданий на доске. Просигнализируйте карточками Итак, При Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства. В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ. В это время наблюдался процесс формирования сословно-представительской монархии, когда высшие слои могли участвовать в управлении государством. | Отвечают на вопрос Смотрят на слайд презентации 1 ученик работает у доски с датами 1 ученик работает у доски с реформами избранной рады Проверяют правильность выполнения заданий на доске и сигнализируют карточками | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: актуализация ранее полученных знаний для изучения новой темы; личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений |
Постановка учебной задачи | Слайд 4 Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли». ?Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли? ?А вы знаете, что такое опричнина? Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока? Тема урока «Опричнина Ивана Грозного». Перед вами белые листы, переверните их, на них вы увидете число и тему нашего сегоднешнего урока. Вы будете работать в этих опорных конспектах. Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? (Что такое опричнина) ?А зачем она нужна была…,т.е нам нужно выяснить…? (цели). Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина..? привела),т.е. её…? (последствия). Слайд 5 «Цели урока» Т.е. мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины. Проблемный вопрос ?Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное? На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока. | Отвечают на вопросы Определяют тему урока Отвечают на вопросы Выделяют цели урока Знакомятся с проблемным вопросом, на который им необходимо будет ответить в конце урока | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы | |
Решение учебной задачи через включение нового материала | Существуют два определения опричнины: в узком и широком смысле. Прочтите оба определения в ваших опорных конспектах (задание №1) и выберите какое определение дано в узком, а какое в широком смысле и подпишите. Слайд 6 Проверим. Зачитать 1 определение и спросить у 1 ученика. ?Как ты считаешь, это определение дано в узком или широком смысле? Теперь зачитай определение в широком смысле Иван IV считал бояр предателями, т.к. они не присягнули его сыну Дмитрию, во время тяжёлой болезни Ивана IV. Также он подозревал бояр в отравлении своей жены, за что и расправился с «Избранной радой». 3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободе. (презентация слайд 7) Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их измены. А во втором…А содержание второго послания вы узнаете, прочитав текст в раздаточном материале №1 (это ваши розовые листочки) ? О чём говорилось во втором послании? Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву: - предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению; - учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части: 1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление; 2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре. Слайд 8 В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572. Давайте запишем годы опричнины в ваш опорный конспект Иван IV разделил государство на 2 части опричнину - личный удел царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой управляли бояре. В опричнине создавалось своё опричное войско, своя дума, свои приказы. Слайд 9 В опричнину вошли лучшие земли, прежде всего на северо-востоке, где власть бояр не была сильной. Слайд 10. Но, наряду с боярами, Иван Грозный также мог управлять земщиной. Как я уже и говорил, царь создал своё опричное войско. Перед вами опричник. Слайд 11 Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену. Итак, ребята, а теперь давайте вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV хотел добиться? (укрепить свою власть хотел? Приструнить бояр хотел? Нужно было ликвидировать вольности Новгорода и удельных княжеств? В это время Россия учавствовала в Ливонской войне, о которой вы узнаете на следующем уроке, нужно было собрать все силы для её продолжения?) (одновременно с этим появляются цели на слайде 11) Ребята, а теперь переверните зелёный листочек, который лежит перед вами, на нём напечатаны цели опричнины, дома вы их вклеите в опорный конспект. Цели опричнины (зачитывают по 1 цели)
В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев. А что же было в этом доносе? Физическая минутка (тут из-за двери появляется гонец, который принёс послание) Перехвачена новгородская грамота. Ребята, поднимайтесь со своих стульчиков и передавайте это послание из рук в руки стоя, это важный исторический документ вам каждому необходимо подержать его в руках и прикоснуться к истории) В это время играет Песня Федора Басманова (главы опричников) с опричниками (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна) Вы услышали Песню Федора Басманова (главы опричников) (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна) Ребята, так это же новгородская грамота! «Польскому королю Сигизмунту Августу. Мы, новгородские священнослужители, воинские люди, торговые гости, дьяки, подъячие и весь наш народ, извещаем тебя о своей преданности тебе» ?Ребята, что же было в этом доносе, почему Царь Иван Грозный пошёл на Новгород? (из-за измены новгородцев) Вот как этот поход изобразил Андрей Эшпай в своём фильме «Иван Грозный» После просмотра фрагмента фильма ответьте на вопрос: ? «Как была ликвидирована новгодская вольность, как велии себя опричнии, какими методами ини действовали?» (?Как они поступали с новгородцами) Вопрос записан на доске ?Какие чувства у вас вызвали у вас эти кадры? Вам наверное, также как и мне больно за этих невинно пострадавших от опричнины людей, за бедный русский народ (как хорошо, что этот отрывок вызвал у вас столько эмоций) Опричнина и Ливонская война ослабили Московское государство. Опричники не смогли дать отпор войску крымского хана Девлет-Гирею и поэтому в 1572 году Иван Грозный отменяет опричнину. После её отмены Иван Грозный казнил большую часть самих опричников. | Выполняют задание №1 в опорных конспектах и определяют какое определение опричнины дано в узком, а какое в широком смысле Слушают рассказ учителя Смотрят на слайд презентации Отвечают на поставленный вопрос через работу с текстом раздаточного материала Записывают даты опричнины в опорный конспект Смотрят презентацию и усваивают новую информацию Отвечают на вопрос Формулируют цели опричнины Смотрят презентацию и проверяют правильность своих предположений Приветствуют новгородского гонца Учавствуют в физической минутке Слушают чтение учителя новгородской грамоты и отвечают на поставленный вопрос (всё это происходит в процессе разминки) Смотрят отрывок из фильма и отвечают на поставленные вопросы Слушают рассказ учителя | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение предположений и их обоснование; работа с текстом; анализ полученной информации; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки. | |
Первичное закрепление | Первичное закрепление полученной информации через выделение последствий опричнины | Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного?Т.е., давайте, выделим последствия опричнины. Давайте поработаем в группах, поворачивайтесь друг к другу. Выполняйте задание №3 в ваших опроных конспектах. Классифицируйте, т.е. распределите предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставте «+», с отрицательными «-«. Какая группа первая закончит поднимает руку. Задание №3 из опорного конспекта
Слаженее всех сработала 1 группа вам и называть положительные последствия опричнины. Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока. ?Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина? В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой. | Отвечают на поставленный вопрос через работу в группах Выделяют положительные и отрицательные последствия опричнины
Сигнализируют карточками согласие или несогласие Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Включение знаний в систему через контроль и самопроверку | Обобщение полученных знаний и проверка усвоенности знаний | Т.о., мы можем сделать вывод, Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России. Давайте посмотрим стали ли мы знатоками истории, усвоили ли мы тему «Опричнина» Перед вами голубые листочки, возьмите их выполните на них тест, обведите кружочком правильный ответ (возможен только 1 вариант ответа). На работу вам даётся 1 минута. После того как ребята выполняют тест А теперь, поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга.(в это время появляются ответы на экране). Если ваш сосед совершил 1 ошибку поставьте ему «4», если 2, то «3», а если 3, то тогда «2». Поднимите зелёную сигнальную карточку те, кто получил 5, кто получил 4. А кто получил 2 поднимите красную сигнальную карточку. Ничего страшного ребята, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. В следующий раз у вас всё получится. Тест
А) 1613-1645 Б) 1565-1572 В) 1558-1583 2. Иван Грозный разделил территорию государтсва на 2 части. На какие? А) уроки и погосты Б) полюдье и повоз В) опричнину и земщину 3. К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала? А) преданность царю Б) жестокость В) с тем, что они едут на охоту 4. Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины А) царь хотел царь больше вольностей боярам Б) укрепление власти царя и централизация государства В) ослабление государства 5. Опричнина – это А) удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями Б) территория, которой управляли бояре В) имя собаки Ивана Грозного | Выполняет самопроверку через решение тестов. Осуществляют взаимоконтроль через проверку тестов своего соседа и выставление оценки ему. Поднимают зелёные сигнальные карточки, сначала те, кто получил 5, кто получил 4. А кто получил 2 поднимите красную сигнальную карточку. кто получил 5, кто получил 4. А кто получил 2 поднимите красную сигнальную карточку. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение, умение давать оценку себе и другим ученикам. Познавательные: умение систематизировать и использовать полученную информацию. |
Домашнее задание | Объяснение домашнего задания и его запись учениками в тетрадь | Давайте теперь определимся с домашним заданием. Оно записано с обратной стороны ваших опорных конспектов. §31 прочитать, ответить на вопрос №1 на с.230 письменно, в тетрадях. Дополнительное задание повышенной сложности по желанию С.230 задание №2 письменно в тетрадях При подготовке дом. задания вам поможет опорный конспект, который мы с вами составляли на протяжении всего урока. | Смотрят в опрорный конспект и слушают инструкции по выполнению домашнего задания | |
Оценивание | Оцение результатов работы учеников на уроке | Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы! Я вижу, что сегодня вы все стали затоками темы «Опричнина Ивана Грозного» | Слушают учителя | Личностные: умение оценивать себя и своих одноклассников; Регулятивные: осуществление контроля и самоконтроля. |
Рефлексия и прогнозирование дальнейшей деятельности | Получение обратной связи от учеников и прогнозирование деятельности на следующий урок | Ребята, если вы согласны с этим утверждением, то оставьте свой автограф для истории, подойдите к доске и поставьте свою подпись цветными фломастерами на «историческом» документе. «Сей урок премного полезен и увлекателен был, знаний много дал и мыслить заставил! О чём свидетельствуем, ученики 6 класса». Ребята, спасибо вам за урок! Подпишите свои тесты и уходя положите их мне на стол. Заранее спасибо. | Осуществляют обратную связь с учителем через свою подпись на историческом документе | Личностные: умение оценивать себя и своих одноклассников; Регулятивные: осуществление контроля и самоконтроля и прогнозирование дальнейшей деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нашествие монголов на Русь
1. В каком веке произошло объединение монгольских племен под властью Чингисхана? 2. Что в это время происходило на Руси?
«причины завоевательных походов»
1. Какой хан возглавил завоевательный поход на запад ? 2. П роследите по карте маршрут этого похода.
Какие последствия имело монгольское нашествие для Руси?
А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией ». Объясните слова поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...