Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв. (урок изучения нового материала)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Попова Светлана Валентиновна

На уроке изучается тема: "Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв." Используется работа с исторической картой и историческими источниками, также использована супер физкультминутка с сайта  infourok.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hlodvig.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв. (сл.1)

Цель: ознакомление  учащихся с возникновением Франкского королевства и роли христианской церкви в управлении государством (сл.2)

Задачи:

Образовательные: сформировать представление учащихся об образовании франкского государства, его функциях, роли христианской церкви.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, любознательность.

Развивающие:  формировать умения работы с текстом учебника, историческими документами, иллюстрациями, картой. (сл.3)

Демонстрационный материал: презентация, текст документа, карта, тест.

Методические приёмы:  рассказ,  беседа, чтение учебника, анализ документов,  работа с картой, выполнение теста.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Объявление темы урока. Вводное слово.(сл.4)

Учитель: Сегодня мы с вами на примере одного из германских народов - франков рассмотрим как возникло, функционировало и распалось раннефеодальное государство, какую роль играла  в нем христианская церковь. Но сначала давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлом уроке.

3.  Актуализация знаний:  (сл.5)

Итак:

  • Какую территорию занимали германцы в первые века нашей эры? (показать на карте)

 (В первые века нашей эры германцы занимали территорию от Рейна до Одера, местами и дальше на восток, а также часть Скандинавского полуострова).

  • Перечислите занятия древних германцев. (скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля, собирательство, начали развиваться ремесло и торговля).
  • Какую роль в жизни германцев играла семья, род, племя?  (Семья принадлежала к определенному роду. Род защищал родичей, мстили в случае убийства – месть передавалась от одного поколения к другому. Несколько близких родов объединялись в племя).
  • Кого называют знатными людьми? (знатные известные люди племени - вожди, старейшины)
  • Как  у германцев появляется знать? (Раньше все вопросы решались на общем собрании племени, в котором участвовали все свободные мужчины,

но постепенно вошло в обычай выбирать вождей из одних и тех же знатных семей, их называют герцогами, ярлами)

  • Что называют Великим переселением народов – это огромный исторический период, начавшийся еще во времена существования Римской империи. Переселение шло с целью захвата плодородных земель, военная добыча. Переселение шло целыми племенами: впереди шли мужчины-воины, затем двигались повозки с домашним скарбом, женщины и дети, позади гнали стада скота.
  • Где поселились германцы к концу 6 века (показать на карте)?

 (К началу 6 века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи: Вандалы – в Северной Африке; Вестготы (западные готы) – в Испании; Остготы (восточные готы) – в Италии; Франки – в Галлии; Англы и Саксы – в Британии).

А сейчас мы переходим к изучению новой темы.

4. Изучение нового материала

        План (сл.6)

  1. Франки захватывают Галлию.
  2. Хлодвиг становится королем.
  3. Как Хлодвиг управлял государством.
  4. Как росли владения знати.
  5. Взаимоотношения христианской церкви и королевской власти.

Учитель: Давайте выясним   как же франкам удалось завоевать Галлию? (сл.7)

        Германские племена франков до переселения жили на землях по нижнему течению Рейна.  (показать на карте). Во главе каждого племени стоял свой военный вождь. В конце 5 века среди франков выделился хитрый, расчетливый и жестокий Хлодвиг из рода Меровея. Правителей из этого рода называли Меровингами или династией Меровингов   (сл.8)

        (Династия – ряд правителей из одного рода или одной семьи, сменявших друг друга на престоле).

        Франков привлекали равнины соседней Галлии. Вступив в  союз с  вождями других племен, Хлодвиг повел франков в поход на Галлию  (сл.9) 

В 486 г. у г. Суассон франки разгромили войско римлян и подчинили себе Северную Галлию (показать на карте).  Позже франки отвоевали у вестготов  юг страны (показать на карте). А затем покорили и другие племена к востоку от Рейна.

        В завоеванной стране франки расселились деревнями-общинами,  по соседству с местным населением, которое составляло 6-8 млн.человек. Франки расчистили и распахали пустующие земли. Каждая семья заняла такой участок, который могла обработать своими силами,  Хлодвиг же присвоил огромные владения. После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Многие местные римские богачи признали власть Хлодвига и спешили с ним породниться. Живя веками по соседству, германцы и местное население перенимали язык и обычаи друг друга, между ними возникали соседские и родственные связи.

Учитель:  А теперь давайте послушаем рассказ  о том, как Хлодвиг стал королем (Лена)

         (сл.10)

        Около 500года возникло государство франков.

        Применяя подкуп, предательство и насилие, Хлодвиг истреблял других военных вождей, с которыми вместе завоевывал Галлию. Особенное рвение проявлял он в уничтожении своих родственников. Уничтожив соперников, Хлодвиг притворно жаловался приближенным: «Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». Этой хитростью Хлодвиг пытался обнаружить кого-либо из родни, чтобы и над ним учинить расправу.

        Так Хлодвиг стал королем – единственным верховным правителем государства. Ему подчинялось не только одно племя, а население всей страны. Король передавал власть по наследству своим сыновьям. Действия против короля наказывались смертью.

        Учитель: А о  том, каким Хлодвиг был жестоким, хитрым и коварным свидетельствует  Григорий Турский в своей "Истории франков" . Об этом нам расскажет  Даниил (сл.11)

«Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из её священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: „Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу“. По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: „Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, ещё и этот сосуд“. Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: „Славный король! Всё, что мы здесь видим, — твоё, и сами мы в твоей власти. Делай теперь всё, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!“. Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: „Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию“, — опустил её на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал её епископскому послу, затаив „в душе глубокую обиду“.

        А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Марсовом поле, насколько исправно содержат они своё оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошёл к тому, кто ударил по чаше и сказал: „Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копьё твоё, ни меч, ни секира никуда не годятся“. И, вырвав у него секиру, он бросил её на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: „Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне“. Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх»

 («История франков», книга 2, глава 27).

Учитель:  А теперь мы рассмотрим как Хлодвиг  управлял государством (сл.12)

        Центром управления страной стал – королевский двор. Здесь постоянно жили приближенные, слуги и часть дружинников короля.

        Важные решения король принимал сам, советуясь только со знатными людьми. Он же был и верховным судьей. О его решениях рядовым франкам сообщали на военных смотрах, проводившихся весной каждого года.

        Постоянной военной силой стала дружина. Она содержалась за счет налогов, и военной добычи.

        В каждую область страны были назначены графы – правители из близких Хлодвигу людей. Они собирали налоги, командовали отрядами воинов, руководили судом. Во время войны собиралось народное ополчение.

(сл.13)    При Хлодвиге были записаны старинные судебные обычаи франков и новые указы  короля. Из них был составлен первый сборник законов франков. Эти законы грозили высокими штрафами за похищение рабов и скота, поджог амбаров и скотных дворов. Кровная месть окончательно была заменена уплатой штрафа. Штрафы водились не равные: жизнь дружинника ценилась втрое дороже, чем рядового свободного, жизнь римлян вдвое дешевле, чем  жизнь франка.

        Вину в суде устанавливали показаниями свидетелей, или прибегали к испытаниям кипятком или раскаленным железом (Божьему суду) (сл.14). Обвиняемый должен был достать из котелка с кипящей водой кольцо или другую вещь, а потом по заживлению ожога определяли виновен он или нет, считалось, что Бог предохранит руку невиновного от тяжелых ожогов.

Другое испытание состояло в том, что обвиняемый и приведенные им в суд родственники должны были отчетливо произнести клятву, ни разу не сбившись. Франки верили, что давший ложную клятву тут же упадет мертвым.

        Введение письменных законов способствовало укреплению единого порядка на всей территории государства.

        Откройте свои учебники с.22,  документ "Из сборника франкских законов", прочитайте и ответьте на вопросы:  (сл.15)

1) За совершение каких поступков наказывали франкские законы? (наказание предусматривалось за совершение краж, поджогов, убийств).

2) Какие наказания вводились за совершение этих поступков? (вводились денежные штрафы)

3) О чем свидетельствовал тот факт, что за убийство королевского чиновника берется штраф больше, чем за убийство простого франка? (этот факт свидетельствует о том, что люди не равны перед законом)

Вывод:  Какое  же значение имели законы франков?         (сл.16)

С помощью этих законов можно было добиться большего порядка в стране, а это способствовало укреплению государства и власти короля.

        4.  Но управлять государством в одиночку королю было сложно, ему необходимы были помощники - знатные люди, которых он должен был как-то отблагодарить. Как  же  он поступил? Об этом нам расскажет Полина

(сл.17)        Франки и большая часть населения Галлии были свободными, но через несколько веков большинство из них стали зависимыми. Это произошло в связи с тем, что король пытался укрепить свою власть, щедро раздавал королевские земли в награду за службу своим приближенным и дружинникам.

        Король  давал  знати большую власть над населением, которое жило на этих землях: сбор налогов и штрафов, право суда Постепенно свободные франки были лишены своих прав, они перестали участвовать в военных собраниях, их реже привлекали к военной службе.

        Перед смертью Хлодвиг разделил Франкское королевство как собственное имение между четырьмя своими сыновьями. Его потомки воевали постоянно между собой.  Нередко земледельца призывали в войско, а возвратись из похода, они находили свое хозяйство в запустении, многие из них разорялись. Земледелец обращался к  сильному и знатному соседу за защитой, но за это он передавал свой надел в собственность покровителя, становился зависимым от него. Так постепенно в Европе стал формироваться класс зависимых крестьян.

        Учитель:  Но,  кроме помощи знатных людей,  королю надо было ещё чем-то удерживать в повиновении население и тогда он обратил свое внимание на христианство (сл.18)

        Хлодвиг и знатные франки склонялись к принятию христианской религии. Церковь была богатым землевладельцем, имела огромное духовное влияние на людей. Поддержка церкви многое значила для авторитета правителя. Поэтому Хлодвиг постарался заручится поддержкой церкви и принял крещение вместе со своей дружиной. Как же это произошло мы узнаем из документа.

Работа с документом:        (сл. 19)

Григорий Турский. История франков.

ГЛ. II. 31

        "Тогда королева велела тайно вызвать святого Ремигия, епископа города Реймса, и попросила его внушить королю «слово спасения» . Пригласив короля, епископ начал наедине внушать ему, чтобы он поверил в истинного бога, творца неба и земли, и оставил языческих богов, которые не могут приносить пользы ни себе, ни другим. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчиненный мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Когда же он встретился со своими, сила божия опередила его, и весь народ еще раньше, чем он, начал говорить, будто воскликнул одним голосом: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным богом, которого проповедует Ремигий». Об этом сообщили епископу, и он с превеликой радостью велел приготовить купель для крещения. На улицах развешивают разноцветные полотнища, церковь украшают белыми занавесами, баптистерий (здание для крещения людей) , приводят в порядок, разливают бальзам, ярко блестят и пылают благовонные свечи, весь храм баптистерия наполняется божественным ароматом. И такую благодать даровал там бог, что люди думали, будто они находятся среди благоуханий рая. И король попросил епископа крестить его первым. Из войска его крестилось больше трех тысяч."

Вопросы к документу:

1) Какую религию исповедовали франки ранее? (они верили в идолов, смертных богов, т.е, были язычниками)

2)  С кем советуется Хлодвиг, прежде чем принять новую религию? (Он говорит с народом

3) Кого подразумевал Хлодвиг под словом "народ"? (Скорее  всего это были знатные франки, его дружинники)

4) Как происходило крещение Хлодвига?  (На улицах развешивают разноцветные полотнища, церковь украшают белыми занавесами, баптистерий (здание для крещения людей) , приводят в порядок, разливают бальзам, ярко блестят и пылают благовонные свечи, весь храм баптистерия наполняется божественным ароматом. И такую благодать даровал там бог, что люди думали, будто они находятся среди благоуханий рая.)

Учитель:  (сл.20)     После принятием Хлодвигом и его приближенными христианства  начинает распространяться латинская письменность, строятся  храмы, открываются школы. Руководители церкви были ближайшими советниками короля, укрепляли его власть, помогали ему составлять указы.

Вывод к уроку:  (сл.21)

Итак, что мы с вами видим –деятельность  Хлодвига привела к  расширению территории Франкского государства,  укреплению  положения  знати,  при этом население становится зависимым.  К тому же в это время франки принимают христианство, что способствует усилению власти короля и знати.

А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили новый материал.

1Для этого выполните тест или ответим на вопросы:


1. Как звали вождя, возглавившего франкские племена в V веке? 
а) Аларих;  б) Хлодвиг;  в) Карл Великий;  г) Карл Мартелл
2. Битва между римлянами и франками, в результате которой была завоевана Галлия, состоялась близ города:
а) Суассон;  б) Верден;  в) Труа;  г) Пуатье
3. Первый сборник законов у франков появился во время правления:
а) Хлодвига; б) Карла Великого;  в) Пипина Короткого; г) Оттона I
4. Укажите имя франкского вождя, при котором франки приняли христианство:
а) Хлодвиг;  б) Карл Великий;  в) Пипин Короткий;  г) Оттон I

5.  Первый сборник законов, появившийся у франков, назывался:
а) Франкская правда; б) Салическая правда; в) Законы Хлодвига; 
г) Законы Одина

(сл.22)  - работа со словарем        

(сл.23.)

Домашнее задание:  § 2 , читать,  выучить  понятия, даты, подготовиться к тесту.

        Кроме этого, необходимо подготовить небольшое  сообщение о Карле Великом. Для этого можно использовать ресурсы Интернет и  "Хрестоматию по истории средних веков"

Оценки за урок.

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII веках

Форма лучшего усвоения материала - это самостоятельная работа. Как сконструировать урок, чтобы ярко прослеживалась мотивация, предложенные задания вырабатывали бы важнейшие умения и были интересными и...

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Последние годы, у учителей русского языка так сильно беспокоит вопрос подготовки  к ГИА своих учеников . Поэтому мы на каждом уроке постараемся выполнять те или иные вопросы .Я предлагаю урок в 9...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...