Технологическая карта урока по ФГОС по предмету ОБЖ. 5 класс. Урок 10 "Пожарная безопасность".
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Жданова Галина

Урок изучения нового материала о причинах пожара, государственной противопожарной службе, о правилах личной безопасности при пожаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА                          

 Предмет   ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5 класс.

Урок №  10

Тема урока:   Пожарная безопасность.

Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.                                                        

Время проведения: 45 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Цель урока:

        создать условия для выполнения практикоориентированного задания по составлению правил противопожарной безопасности.

Задачи:

  • обучающие: изучение материала о причинах пожара, о государственной противопожарной службе, о правилах личной безопасности при пожарах;
  • развивающие: дальнейшее формирование метапредметных знаний и умений (см. Планируемые результаты);
  • воспитывающие: формирование познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности  пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей при пожаре, расширение кругозора обучающихся.

Планируемые результаты изучения темы:

  • личностные: оценить роль огня в жизни человека; предусмотреть опасности, связанные с огнём; развивать творческие способности; осознавать успешность своей деятельности;
  • метапредметные умения:
  • познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл терминов, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать , классифицировать и обобщать информацию, переводить информацию в разные формы предъявления;
  • регулятивные: принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
  • коммуникативные: адекватно отвечать на поставленные вопросы, работать в паре, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение;
  • предметные: знать термины: «Пожар», «Пожарная охрана», телефоны пожарной охраны, полиции, скорой помощи; использовать полученные знания в различных ситуациях.

Подход к обучению: развивающий.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: вербальные — речь учителя; визуальные — иллюстрации, компьютерная презентация учителя; таблицы по теме. ТСО — компьютер, мультимедийный проектор.

Образовательные ресурсы: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. Общеобразоват. Учреждений/ М.: Просвещение, 2015.

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа индивидуальная и в парах.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: биология, физика.

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УДД

Организацион-ный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учеников к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя вставанием. Готовность рабочего места. Включение в работу.

Регулятивные: сформировать  взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

1. Естест-венное действие

1. Актуализация  знаний

Проверка домашнего задания  в форме кроссворда, написанного на доске. (Приложение 1)

Предлагает детям посмотреть презентацию о Прометее и ответить на вопрос: «Зачем Прометей принёс огонь людям»? Какую опасность несёт людям этот подарок? О чём будем говорить на уроке?

Отгадывают кроссворд, отвечая на вопросы.

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь.

П р : знать термины по теме «ПДД»; уметь извлекать информацию из презентации.

Р.: принимать и сохранять учебное задание.

2. Самоопределе-ние к деятельности.

Предлагает обучающимся проблему: «Огонь — друг или враг человека?»

Обсуждают проблему в парах. Предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют  цель изучения темы для себя.

Л: определять потребность в изучении темы, проявлять готовность к сотрудничеству.

К: участвовать в диалоге, уметь выражать свои мысли.

Р: определять лично значимую цель  в рамках учебной темы.

2. Освоение

информации по проблеме

1. Учебно-познавательная деятельность.

 1. Пожар. Причины пожара.

Рассказ учителя с использованием компьютерной презентации.

Учитель предлагает самостоятельную работу с текстом учебника: «Прочтите текст на странице 58 и ответьте на вопрос — Что такое Пожар?». «Подумайте и ответьте, какие действия людей могут привести к пожару?» «Прочтите стр. 59-60 учебника и ответьте, какие причины пожара вы не назвали?»

2. Пожарная охрана.

Предлагает прочитать с. 62 учебника,  записать термин «Пожарная охрана» в тетрадь, ответить на вопросы— назовите номер телефона пожарной охраны, какую информацию вы должны сообщить диспетчеру пожарной охраны.

3. Правила личной безопасности при пожарах.

Предлагает самостоятельную работу в парах по вариантам,  посмотрев презентацию , прочитать с. 63 учебника (1 в.), с. 64 — второй  текст «Пожар в подъезде» (2 в.); с. 64 текст 3 «Пожар в кабине лифта» и «Пожар на балконе» -3 вариант.

Формулирует (Приложение 2) практикоориентированное задание по вариантам: составить схему:

1 вариант. «Правила личной безопасности при пожаре в квартире»

2 вариант. «Правила личной безопасности при пожаре в подъезде».

3 вариант. «Правила личной безопасности в лифте и на балконе».

Осуществляет визуальный контроль за выполнением заданий.

Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя, изучают текст учебника, отвечают на вопросы учителя, записывают термины в тетрадь.

Составляют схемы своего варианта, предъявляют свои ответы учителю и классу. Анализируют схемы, дополняют ответы соседних вариантов.

Пр.: знать термины «Пожар», «Пожарная охрана»; знать номера телефонов пожарной охраны и сообщение данных диспетчеру. Знать правила личной безопасности при пожаре.

Л: проявлять интерес к учебной теме и готовность к сотрудничеству.

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию из источников и предъявлять её в различных формах. Определять значение и смысл терминов.

К: адекватно отвечать на поставленные вопросы, работать в паре, внимательно слушать и слышать партнёра.

Р: принимать и сохранять учебное задание/, устанавливать последовательность действий по выполнению задания, преодолевать затруднения.

2. Учебно-познавательная деятельность

(Диагностика  освоения содержания темы)

 Предлагает обучающимся письменно выполнить задание (индивидуально): 1) Вставьте пропущенные в тексте слова: «Пожаром называется ______________________________

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их _________________ в обращении с огнём. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без ___________ .

Пожар легче ______________, чем потушить. Поэтому в повседневной жизни необходимо строго  соблюдать правила пожарной ______________ . Дополните информацию: «В Российской Федерации создана специальная система,

 направленная на борьбу с пожарами». Выберите правильный ответ. а) пожарная охрана; б) общественная организация «Юный пожарник»; в) структура «Пожарные России»; г) Главное управление по борьбе с пожарами.

Письменный контроль выполнения задания.

Выполняют  задание и предоставляют учителю результаты деятельности.

П: предъявлять информацию в различных формах.

Р: принимать и сохранять учебное задание. Преодолевать затруднения при выполнении задания.

3 Улучшен-ное действие

Интеллектуаль-но-преобразова-тельная деятельность

Предлагает обучающимся, работая в паре,  выполнить за 5 минут практикоориентированное задание: составить правила противопожарной безопасности. Если будут затруднения, то можно обратиться к причинам пожаров. Контроль за выполнением задания, коллективное обсуждение.

Выполняют в парах практикоориентиро-ванное задание, предъявляют варианты ответов. После обсуждения записывают в тетрадь.

Пр. Знать термины: пожар, пожарная охрана. Знать номера телефонов пожарной охраны,  причины пожаров, правила пожарной безопасности. Уметь позвонить в Пожарную охрану,  быстро и чётко доложить дежурному о пожаре.

П: уметь анализировать и обобщать информацию.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли,  работать в паре.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

Рефлексивная деятельность.

1. Рефлексия.

1. Подведение итогов. Предлагает обучающимся ответить на вопрос: «Изучив материал, правильно ли вы ведёте себя в квартире, чтобы не случилось беды?», Сможете ли вы без паники спасти себя и близких людей в случае пожара у себя дома?

Самоанализ, самооценка. Высказывают своё отношение к уроку.

Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: принимать учебнуй задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат своей деятельности и планировать дальнейшее своё развитие.

2. Домашнее задание.

Формулирует домашнее задание.

Изучить параграф 2.5, устно ответить на вопросы после параграфа. Формулирует и комментирует  практикоориентированное задание — решить ситуационную задачу: «Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенного сверху окурка начали гореть различные вещи. Каковы будут ваши действия? Как вы понимаете народную мудрость а) спички не игрушка,  огонь не забава; б) слёзы пожара не тушат.

Воспринимают  домашнее задание, уточняют.

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее развитие.

Приложение 1. Кроссворд «Водитель»

По горизонтали: 3. Выделенный на середине многополосной дороги участок, служащий для защиты от транспортных средств пешеходов, застигнутых на проезжей части дороги. (Островок безопасности)

7. Отдельный элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.(Тротуар)

8. Служба, контролировавшая состояние и передвижение транспортных средств (до введения ГИБДД). (ГАИ)

По вертикали:

  1. Место постоянного дежурства полиции на опасных и оживлённых участках дороги. (Пост)
  2. Участок проезжей части дороги, обозначенный знаками и выделенный для движения пешеходов через дорогу. (Переход)
  3. Элемент дороги, использующийся для остановки транспорта и движения пешеходов (в местах, где нет тротуаров). (Обочина)
  4. Круговая дорога. (Кольцо)
  5. Размётка, обозначающая пешеходный переход. (Зебра)
  6. Регулировщик, несущий службу на определённом участке дороги (устарев.) (Постовой.

1

2

3

3

4

5

6

7

8

Приложение 2. Правила личной безопасности при пожаре в квартире.

Что необходимо сделать                                                Что делать нельзя

1.                                                                        1.

2.                                                                         2.

3.                                                                         3.

4. и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)

Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...

Технологическая карта урока физической культуры в 5 классе (урок волейбола в соответствии ФГОС)

Технологическая карта по физической культуре в 5 классе Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол.Тема урока: Правила самоконтроля. Верхняя передача.Цель урока: Совершенствовать технику верхней...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Технологическая карта "Союзы в сложном предложении" 5 класс урок русского языка

          Данный материал поможет:                                      ...

Технологическая карта бинарного занятия по дисциплинам Иностранный язык и Организация безопасности перевозок

Действия персонала при получении информации о наличии взрывного устройства в здании аэровокзала или ином сооружении аэропорта с применением знаний иностранного языка. Дифференцированный зачет по инос...