«Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Урок литературы в 10 классе по теме:

«Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова

 «Кому на Руси жить хорошо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse.docx24.78 КБ
Файл svoya_igra.pptx119.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе по теме:

«Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова

 «Кому на Руси жить хорошо».

Учитель русского языка и литературы   Цыбикова Вера Викторовна

Цели урока:

1. Обозначить понятие счастья для разных героев поэмы, для современного человека.

2. Определить авторскую позицию по данной проблеме.

Оборудование:

презентация  с записью урока;

- бумага для коллективного сочинения;

- записки с вопросами.

Формы урочной работы:

- коллективное сочинение;

- групповая работа;

- «вопросы из  коробки».

Этапы урока.

1. Вступительное слово учителя.

     Одна из главных проблем, затронутых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.

      Гюстав Флобер, французский  писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».  Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  Попробуем определиться с понятиями, для этого вам предлагается коллективное сочинение «Счастье – это…».

2. Проверка групповой домашней работы.

Понимание счастья разными героями поэмы:

  • Поп
  • Помещик
  • Матрёна Тимофеевна
  • Персонажи из главы «Счастливые»
  • Сами мужики
  • Автор поэмы.

Поп.

  • Почему именно с ним первым встречаются странники?
  • Как происходит встреча со священником?
  • Счастлив ли поп?
  • В чём его понимание счастья?

«В чём счастие,  по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, други милые?»

Они сказали: так…

Помещик.

  • Смысл фамилии Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева? 
  • О чём жалеет помещик?
  • Если определять тип героя, положительный или отрицательный персонаж перед нами?
  • В чём его счастье?

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон - моё желание!

Кулак – моя полиция!

------------------------------

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!...

Матрёна Тимофеевна

  • Почему в ряду  персонажей, рассказывающих о своём понимании счастья, появляется  только одна женщина?
  • Почему в главе «Крестьянка»  так много фольклорных элементов?

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

------------------------------

 

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице…

------------------------------

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Глава «Счастливые».

     ν Дьячок уволенный.

     ν Рябая, одноглазая   старуха.

     ν Солдат с медалями.

     ν Каменотёс с тяжёлым молотом.

     ν Мужик с одышкою.

     ν Дворовый графа Переметьева.

     ν Крестьянин-белорус.

     ν Мужик с скулой свороченной.

     ν Оборванные  нищие.

Ермила Гирин.

     ν Чем интересен этот герой?

     ν Почему его история не доведена до конца? Чем она могла бы закончится?

     ν Фамилия «Гирин», имеет ли она смысловую нагрузку?

Имел он всё, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почёт,

Почёт завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Счастье для 7 мужиков

     ν Менялось ли понимание счастья у  7 странников на протяжении поэмы?

     ν Если «да», то каким образом это происходило?

     ν К чему пришли в финале?

… Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошёной волости,

Избыткова села!... 

Авторское понимание счастья.

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

--------------------------------------------------------------

и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.

Выводы по уроку

     ν Кого же  на самом деле Некрасов считает счастливым на Руси?

     ν Почему песенками Гриши Добросклонова заканчивается поэма?

     ν В воспоминаниях Глеба Успенского есть упоминание о том, кого на самом деле Некрасов хотел видеть в финале в качестве счастливого человека.

     ν А что такое счастье для современного человека?

Чтение коллективного сочинения.

Приложение№1.

Вопросы из коробки. Были составлены как домашние по всей поэме в целом. Предлагаются между частями урока любому ученику, методом случайного выбора.

  1. Как вы считаете, есть ли смысл в названиях деревень?
  2. В чём сходство некрасовского пролога к поэме и русских народных сказок?
  3. Какие части поэмы, из числа задуманных, не были написаны?
  4. Почему в названии поэмы не стоит знак вопроса?
  5. Какова роль автора в поэме? Кто из героев выражает авторскую позицию?
  6. Какую главную мысль хотел Некрасов выразить в своём произведении?
  7. С какими другими произведениями ассоциируется у вас поэма «Кому на Руси жить хорошо»?
  8. Почему автор считает Гришу Добросклонова счастливым человеком?
  9. Как вы думаете, почему именно мужиков отправились счастье искать?
  10. В каких ещё произведениях литературы 19 века вам встречались крестьяне как главные герои?
  11. Столкнулся ли Некрасов с цензурой после написания произведения?
  12. Смысл названия поэмы.
  13. Почему мужики после всех своих путешествий и встреч так и не поняли, кому на Руси жить хорошо?
  14. В чём новаторство поэмы Некрасова?

Приложение№2.

Коллективное сочинение «Счастье – это…».

   Одна из главных проблем, затронутых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

    Гюстав Флобер, французский  писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».  Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (начало задано учителем).

    Но счастье – это всё-таки что-то доброе, родное, красивое.

   Счастливый человек – радостен, беззаботен, свободен…

  Счастье – состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого удовольствия и радости (из словаря).

  Мне кажется, поистине счастливый человек способен на многое, жертвовать чем-то сейчас, чтобы получить многое потом.

 Счастье – понятие субъективное, для меня лично счастье – это исполнение желаний.

 Но если все желания человека будут исполнены, то человек не будет к чему-то стремиться, жизнь его станет совсем не интересной.

 Так или иначе, именно исполнение самых заветных желаний – мечта любого. Но человек – такое существо, что никогда не удовлетворит своих желаний полностью.

 Главное – стремиться к нему, идти к своему счастью, знать, чего ты хочешь, благодаря чему, ты можешь стать счастливым человеком.

 В современном мире успехов добиваются лишь те люди, у которых есть стремление к воплощению мечты.  

Приложение № 3. Дополнительная информация к уроку.

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,                                                            

Но я ему служил  - и сердцем я спокоен…  

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слёзы сладкие я пролил в умиленье…

«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-

Шепнула муза мне, - пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?...»

  При жизни Н.А. Некрасова, его поэма не выходила полностью, лишь в 20-ые годы 20 века поэма вышла без сокращений и искажений.

  Итогом литературного творчества Н.А.Некрасова стала «крестьянская эпопея» (термин принадлежит самому автору) «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877). Она – итог раздумий поэта о судьбе народа, о путях, которые ведут к его счастью. «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из его уст… Это будет эпопея крестьянской жизни,» - писал Некрасов.  Это огромное произведение  (в полтора раза больше «Евгения Онегина») осталось незавершённым, но эта незавершённость со временем начала восприниматься как особенность композиции и соответствие свойствам самой жизни.

   «Кому на Руси жить хорошо». Это не поэма в обычном смысле слова и даже не роман в стихах, а народная эпопея нового времени, сохранившая связь с древнерусским былинным эпосом. В этом произведении воплощены исконные, вечные черты русского национального характера, его незыблемые нравственные устои, народное горе и народное счастье.

   Некрасов использовал в поэме всё жанровое многообразие русского фольклора: былины, легенды,  загадки, пословицы, поговорки, песни,  сказки.

   Ответ на вопрос: «Кому на Руси жить хорошо», - так и остался ненайденным. 7 мужиков из 7 деревень собрались, чтобы счастье искать. Понятие счастья вполне традиционно: «покой, богатство, честь».

   Панорамная композиция предоставляла неограниченные возможности. «Божественная комедия», «Дон Кихот», «Мёртвые души» - вот примеры произведений такого рода.

   Размер – трёхстопный ямб.

   Значение эпопеи в самой постановке вопроса: «Кому на Руси жить хорошо». Не решение проблемы, а указание на неё. Ещё М.Ю.Лермонтов писал: «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить – это уж Бог знает».  «Мы не врачи, мы боль», - говорил Герцен. Поставленный им вопрос важнее самого однозначного ответа.

   Это не бытовая повесть в стихах, а своеобразная философия народной жизни, хотя и быт представлен.

   «Кому на Руси жить хорошо» писалось в одну из переломных эпох нашей истории: отмена крепостного права, экономические реформы, потрясение основ (пока еще только потрясение!), брожение в умах. Изменения - то коренные, то внешние - происходили у всех на глазах, от планов и надежд, реальных и несбыточных, кружились головы. Волновалась, бурлила литература. Сами по себе названия романов, написанных писателями-«шестидесятниками», характеризуют эту бурную эпоху и насущные ее проблемы: «что делать?» (Чернышевский); наступает «трудное время» (Слепцов); теряют общий язык «отцы и дети» (Тургенев); скрыться «некуда» (Лесков); русская жизнь словно «взбаламученное море», хоть бы уцелеть «в водовороте» событий (Писемский); интеллигенцию сбивают с пути «бесы» политического авантюризма (Достоевский). Здесь и вопросы по существу, на которые должно дать ответ содержание книги, и тревожные сигналы, и смятение, испуг. Кому  же в самом деле на Руси жить хорошо?

Вопросы.

  1. С какими фольклорными образами и сюжетами перекликается пролог поэмы?
  2. Как вы думаете, почему реалистическую поэму автор начал с пролога, в котором реальность сочетается с фантастикой?
  3. Вспомните известные вам произведения, в которых также используется мотив дороги или путешествия героя.
  4. Какие основные темы и мотивы намечены Некрасовым в прологе к поэме? Какие из них он не реализовал?
  5. В чём заключается новаторство поэмы Некрасова?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Своя игра» по трем секторам Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Автор: Цыбикова В.В.

Слайд 2

Выберите сектор и номер вопроса О писателе О поэме О героях 1 1 1 2 2 2 3 3 3

Слайд 3

О писателе Как назывался первый сборник стихов?

Слайд 4

О писателе В каком городе оказался Некрасов в 16 лет и почему?

Слайд 5

О писателе Закончите название одного из стихотворений «Поэт и …»

Слайд 6

О поэме В какие годы работает поэт над поэмой?

Слайд 7

О поэме О чем идет речь: Заплатова , Дырявина , Разутова , Знобишино , …

Слайд 8

О поэме После какого исторического события пишет Некрасов поэму?

Слайд 9

О героях О ком идет речь в отрывке: «Грудь впалая; как вдавленный живот; у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле; и сам на землю-матушку похож он …»

Слайд 10

О героях Кто подсказал, где найти скатерть-самобранку?

Слайд 11

О героях «…На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков; семь временнообязанных ». Что означает выделенное слово?

Слайд 12

Первый сборник «Мечты и звуки»

Слайд 13

В Петербурге Поехал учиться

Слайд 14

«Поэт и гражданин»

Слайд 15

1863 – 1877гг.

Слайд 16

Названия деревень

Слайд 17

После отмены крепостного права

Слайд 18

Яким Нагой

Слайд 19

Птичка

Слайд 20

За право пользования землей крестьяне были обязаны нести повинность в пользу своих бывших владельцев. Крестьяне считались «временнообязанными» до момента выкупа своей земли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Женский подвиг» (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» ).

Открытый урок по литературе в 8-м классе....

Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Что такое счастье? Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться.Подтвержде...

Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

На уроке обучающиеся систематизируют знания по творчеству поэта, развивают навыки анализа художественного произведения, подбирают яркие цитаты, характеризующие героев поэмы, выясняют, как решается про...

урок литературы в 10 классе "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо"

Обобщающий урок литературы в 10 классе  "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")...

Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс

Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...