Этническая толерантность подростков и средства ее воспитания.
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему

Мишко Валентина Анатольевна

В работе дана характеристика этнической толерантности, условия воспитания культуры этноса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п.Сборный муниципального района Сызранский Самарской области

                           Реферат

«Этническая толерантность подростков и средства ее воспитания»

                                                Выполнила: учитель истории Мишко

                                                         Валентина Анатольевна

                                                                   Сызрань 2016

Введение

Актуальность исследования проблем этнической толерантности обусловлена спецификой этнической ситуации и полиэтническим составом населения стран в мире. Осознание опасности, которая связана с проявлением форм нетерпимости в современном мире, привело к обращению мировой общественности и политиков к проблеме толерантности. Генеральная конференция ООН, состоявшаяся в Париже 16 ноября 1995 года, приняла Декларацию Принципов Толерантности, разработанную для политических, национальных, межэтнических, межобщинных и межличностных отношений. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. В честь принятия Декларации 16 ноября объявлено Международным Днем толерантности.

В Российской Федерации кроме русских, составляющих примерно 83% населения, живут более 170 народностей, образовано 14 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных и около 300 местных национально-культурных автономий. Распад СССР породил межнациональные проблемы, приведшие к проявлению национализма, шовинизма. Ситуация на Северном Кавказе также обострила проблемы формирования этнической толерантности у представителей всех этносов, населяющих современную Россию. Сегодня ощущается потребность в формировании личности, готовой жить в духе взаимопонимания, толерантности в условиях полиэтнической среды.

В связи с особой актуальностью проблемы в России, Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Задачи программы - разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования.

Система образования всегда реализует заказ общества на воспитание мировоззренческих позиций и установок молодежи. Министерством образования и науки было принято решение включить в Федеральную программу развития образования на 2005 год раздел «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Направление работ по разделу «Толерантность» связано с формированием толерантных установок в подростковой, молодежной и преподавательской среде.

В современных условиях обществу нужны образованные, высоконравственные люди, могущие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим важным является формирование системы значимых ценностей и новых жизненных установок у современной личности для сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства.

В настоящее время социально-психологическая ситуация существенно обострила проблему эмоционального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или неосознанно предъявляют к реальным и возможным партнерам по общению. Толерантность предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера. Весьма значимы умения устанавливать контакты, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными людьми, находить адекватные способы взаимодействия. Поэтому развитию толерантности, бесспорно, будет содействовать разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

Актуальность исследования основывается на нескольких принципиальных позициях:

• Отечественными учеными З.Т. Гасановым, П.Ф. Комогоровым, Н.Ю. Кудзиевой, А.С. Мироновой-Тихомировой и др. отмечаются важнейшая роль сферы  образования в формировании нравственных идеалов в становлении личности, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, значимость  подготовки в воспитании этнической толерантности.  Однако, многогранная картина мира, осознанность и адекватность восприятия традиций и духовной культуры этносов в тесной связи с общечеловеческими ценностями недостаточно отражена в содержании профессионального образования.

• Анализируя обязательный минимум содержания основной образовательной программы государственного образовательного стандарта основного  образования  можно констатировать, что распределение учебного времени на дисциплины, способствующие в первую очередь развивать в молодом человеке нравственно-моральные качества, формировать мировоззрение, из всего цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин составляет примерно 9% (история Отечества, психология и педагогика, культурология и др.), что доказывает их крайнюю недостаточность в формировании системы значимых ценностей личности выпускника.

• В результате теоретического анализа работ Н.В. Алябьевой, В.А. Беляевой, М.Я. Виленского, И.Л. Головина и др. четко обозначилась значительная роль физического воспитания в повышении образовательного потенциала, в интегративной сущности этого воспитания в процессе формирования личности, ее физической культуры как части общей культуры человека. Возможность использования занятий по физическому воспитанию для формирования нравственно-моральных установок и мировоззренческих позиций подростков и молодежи, направленных на процесс развития этнической толерантности, обуславливается тем, что из всего цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин занятиям по физическому воспитанию отведено 23% учебного времени.

• Следует также отметить, что не в полной мере изученными и разработанными продолжают оставаться педагогические условия развития этнической толерантности подростков и молодежи средствами физического воспитания; отсутствует эффективное методическое обеспечение по развитию этнотолерантных качеств и умений, необходимых человеку гражданского общества.

Таким образом, выявлены противоречия между: несоответствием требований социального заказа общества к образованию в воспитании личности, проявляющей терпимое отношение к любой инаковости, могущей взаимодействовать и выстраивать конструктивные отношения в условиях полиэтничности, поликультурности и недостаточным уровнем сформированности этих качеств у преобладающего числа подростков и молодежи, а также неразработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике  образования; наличием достаточно большого количества теорий по вопросам формирования толерантности и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса развития этнической толерантности подростков и молодежи; возможностями развития этнической толерантности подростков имеющимися в содержании образовательного стандарта средствами и их реализацией в образовательном процессе школы средствами физического воспитания.

Выявленные противоречия позволили определить проблему, состоящую в обосновании процесса развития этической толерантности у подростков.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и выявлении психолого-педагогических условий развития этнической толерантности подростков средствами физического воспитания.

Объектом исследования является образовательный процесс на занятиях по физическому воспитанию школьников.

Предметом исследования выступает процесс развития этнической толерантности у подростков  средствами физического воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить совокупность положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки развития этнической толерантности подростков.

2. Определить критерии, показатели и уровни этнической толерантности у подростков.

3. Обосновать опытно-экспериментальным путем психолого-педагогические условия воспитания этнической толерантности у подростков  средствами физического воспитания.

4. Разработать практические рекомендации для преподавателей физического воспитания школы, способствующие развитию этнической толерантности у школьников.

Главная часть

1.Этнотолерантность представляет собой интегративное качество личности  в единстве внутренних и внешних компонентов, определяющих его активную нравственную позицию независимо от культурного и религиозного своеобразия среды самореализации в профессиональной деятельности. Внутренние компоненты определяют: мировоззренческий потенциал самореализации в поликультурной среде (осознание принадлежности к мировому сообществу, понимание ценности разных национальностей, культур, ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, уважение к этнонациональным особенностям народов, веротерпимость к религиозным чувствам людей); эмоциональный (позитивное отношение к представителям своего и других этносов, их взглядам, убеждениям, идеалам). Внешние компоненты определяют проявления внутреннего потенциала и включают: поведенческий (умение успешно реализовывать социально-педагогическую деятельность в поликультурной среде, преодолевать в ней конфликтные ситуации, способствовать формированию и поддержанию в ней толерантности); этический (проявление толерантности во взаимоотношениях, тактичности, чуткости к человеку независимо от его взглядов, религиозных чувств).

Сформированность этнической толерантности характеризуется следующими уровнями: интеграционный (осознанное понимание ценности представителей разных национальностей, культур, ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, уважение к культуре и этнонациональным особенностям представителей народов; умение целенаправленно строить взаимоотношения и реализовывать задачи социально-педагогической деятельности, целенаправленно осуществлять воспитание толерантности в социокультурной среде); адаптационный (понимание ценности разных национальностей, культур, уважение к этнонациональным особенностям представителей народов;терпимое отношение к национальным особенностям представителей своей и других наций в общении и профессиональной деятельности; умение строить взаимоотношения и реализовывать задачи социально-педагогической деятельности в поликультурной среде; осуществлять мероприятия по воспитанию толерантности в социокультурной среде; терпимость в самопроявлении во взаимоотношениях в поликультурной среде); индифферентный (безразличие к представителям разных национальностей, культур и конфессий;отсутствие интереса и внимания к своей и другим национальностям; умение реализовывать задачи социально-педагогической деятельности в этнокультурной среде; трудности в предупреждении и преодолении проблем, возникающих на межнациональной и межрелигиозной основе; конфронтациониый (признание ценности только (преимущественно) представителей своей нации (этноса), религиозных взглядов; конфронтационное отношение к представителям других национальностей; неумение вести себя и организовывать работу в поликультурной среде, преодолевать возникающие в ней трудности и проблемы; явная или скрытая бестактность по отношению к представителям других национальностей (этносов). Критериями и показателями оценки уровней этнотолерантности выступают: мировоззренческий (осознанное понимание ценности представителей разных национальностей, культур, ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, уважение к культуре и этнонациональным особенностям представителей народов); эмоциональный уважительное отношение к достоинству представителей своей и других наций, их взглядам, убеждениям, веротерпимость к религиозным чувствам людей), поведенческий (умение целенаправленно строить взаимоотношения и реализовывать задачи социально-педагогической деятельности, целенаправленно осуществлять воспитание толерантности в социокультурной среде), этический (доброжелательность и тактичность во взаимоотношениях, чуткость и внимательность к человеку независимо от его взглядов, религиозных чувств).

 Технология формирования этнической толерантности предполагает: целенаправленную деятельность по формированию этнической толерантности у подростков, а также толерантного проявления их позиции. Целью технологии является формирование этнической толерантности подростков. Содержание и специфика ее реализации определяется этапами воспитательной деятельности (мотивационный, познавательный, деятельностный) и способствует стимулированию проявления толерантности у подростков в условиях поликультурного образовательного пространства.  Результатом технологии является сформированность этнической толерантности подростков.

Необходимыми социально-педагогическими условиями, способствующими успешной реализации технологии формирования этнической толерантности подростков являются: включенность в систему воспитания  этнокультурного компонента; развитие благоприятной поликультурной среды; активное участие представителей различных культур, религий, регионов России в системе самоуправления и воспитательной деятельности; использование возможности волонтерской деятельности для включения подростков в этнокультурную среду социально-педагогической деятельности; проявление толерантности во взаимоотношениях.

В средине 90-х годов XX века в обществе активно разрабатывались правовые, законодательные акты и положения, регламентирующие межнациональные отношения. Именно в этот период предметом научного интереса становится всестороннего изучения понятие толерантность. Вместе с ним возникает новый термин - этнотолерантность, которая понимается как толерантность в межэтнических отношениях.

Теоретический анализ научной литературы позволил выделить несколько основных педагогических подходов к формированию этнической толерантности личности:

- личностно-ориентированный подход исходит из идеи взаимосвязи личностного развития и толерантности, поэтому помощь педагогов всестороннему развитию личности (личностному росту, достижению позитивной соцэтнической и личностной идентичности) является одним из путей формирования этнической толерантности.

- этнокомпетентиостный подход основан на идее о том, что основным условием этнической толерантности, понимания и принятия других культур является формирование этнокультурной компетентности.

- институциональный подход основан на убеждении, что реальные межэтнические контакты, с учетом их природы и качества, снижают предрассудки.

- ценностно-ориентированный подход состоит в том, что этническая толерантность является одной из личностных ценностей, поэтому подходить к формированию этого качества нужно с позиций аксиологии.

Для формирования этнокультурной толерантности как морального качества личности сензитивным периодом является подростковый возраст.

Анализ отечественного и зарубежного опыта, включающего в себя методы и технологии формирования этнической толерантности, позволяет сделать вывод о существовании как минимум трех групп условий, влияющих на формирование этнической толерантности подростков и молодежи: общественно-государственные (удаления их перечня характеристик состояния общества детерминант межэтнической интолерантности и, напротив, поддержки развития межэтнической толерантности на уровне социально-политических институтов, оказывающих ощутимое влияние на формирование мнения и ценностно-нормативныхоснов поведения индивида); групповые (закрепления в общественном сознании норм устойчивости к этническим различиям); индивидуальные (усвоения на индивидуальным уровне отдельной личности норм устойчивости к этическим различиям).

Формированию этнотолерантности подростков будут способствовать соблюдение следующих социально-педагогических условий, которые условно можно разделить на организационные и дидактические.

К организационным следует отнести условия, отвечающие за позитивную этническую идентификацию: создание поликультурной среды,этнонаправленность воспитательного процесса  и сохранение национальной идентичности подростков

К дидактическим условиям, формирующим этническую компетентность, относятся этнотолерантность преподавательского коллектива, межпредметные связи в обучении и знакомство подростков с народными традициями.

В качестве воспитательных средств могут быть использованы: во-первых, средства профессиональной подготовки, к которым относятся: воздействие личности преподавателя, профессиональное общение школьников и преподавателей, аудиовизуальные средства и информационно коммуникативные технологии; во-вторых, средства этнопедагогики: устное народное творчество, музыкальный фольклор, народные ремесла, народные традиции, изучение народного костюма, а также декоративно-прикладное искусство; в-третьих, игровые средства: импровизация, имитация, театрализация.Этнопедагогические формы воспитания могут быть следующими: народный праздник, театрализованное представление или обряд, фольклорный театр, фольклорный хор или ансамбль народных инструментов. В качестве игровых форм воспитания можно предложить КВН, деловые игры, творческий коллективный проект, спортивные или художественно-публицистические представления, театральные постановки, капустники.

Содержание воспитательной технологии формирования этнической толерантности подростков  и направления социально-педагогической деятельности позволяют сформулировать принципы для реализации:

- принцип самоценности человека, предполагает принятие подростка таким, какой он есть;

- принцип социального комфорта, то есть обеспечение защиты от насилия, издевательств и бойкотирования в  коллективе, является основополагающим;

- человек рождается и воспитывается в определенной культурной среде, которая имеет множество позитивных черт, поэтому опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип воспитательной стратегии; принцип межкультурного общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения людей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп.

Для оценки эффективности формирования этнотолерантности выделены и обоснованы следующие критерии:

1) осознанное понимание ценности представителей разных национальностей, культур; ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; уважение к культуре и этнонациональным особенностям представителей разных народов;

2) уважительное отношение к достоинству представителей своей и других наций, их взглядам, убеждениям, веротерпимость к религиозным чувствам людей;

3) умение целенаправленно строить взаимоотношения и реализовывать задачи социально-педагогической деятельности, целенаправленно осуществлять воспитание толерантности в социокультурной среде;

4) доброжелательность и тактичность во взаимоотношениях, чуткость и внимательность к человеку независимо от его взглядов, религиозных чувств;

При этом первый критерий отвечает за сформированность «мировоззренческого» компонента этнической толерантности; второй — необходим для оценки сформированности «эмоционально» компонента, третий - показывает сформированность «поведенческого» компонента, четвертый — отвечает за сформированность «этического» компонента. Каждый критерий имеет ряд уровней или показателей.

Целостность знаний о этнотолерантности как личностном качестве характеризуется знаниями о: сущности понятия «этнотолерантность»; личности как саморазвивающемся индивиде; личности и жизни как ценности; диалоге, как методе построения взаимоотношений между людьми.

Второй критерий раскрывают показатели: самоидентификация себя как представителя данной культуры, нации, конфессии, социальной группы; уважительное отношение к людям, формируемое на основе признания прав и свобод человека; проявление духа терпимости, формирование отношения открытости, внимания к людям и солидарности; устойчивость к ситуациям противоречивого характера с участием представителей различных культур и наций и предвидение выхода из них.Третий критерий характеризуется показателями: взвешенными, продуманными и обоснованными высказываниями собственных суждений в адрес представителей других национальностей и их культурных, исторических особенностей; переосмыслением собственных идей и поступков по прошествии времени, то есть критичное отношение к своим мыслям, взглядам и поступкам; внимательным выслушиванием и оценкой точки зрения оппонента; доказательством своей правоты пониманием, почему та или иная идея отвергается; организацией самоконтроля и самокоррекции с использованием способов самопознания и самовоспитания; вступлением в диалог и полилог с позиций отзывчивости, тактичности, доброжелательности, стремлением к сотрудничеству, утверждения прав человека, культурного плюрализма и демократии; наличием собственных взглядов и признание такого же права за другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Воспитание у школьников этнической толерантности"

Актуальность программы состоит в том, что в России увеличивается  количество поликультурных семей (смешанные браки), в ОУ увеличивается % нерусских детей. Программа позволяет воспитывать толерант...

Сценарий театрализованного представления для семинара-практикума "Воспитание у школьников этнической толерантности"

Рекомендуется к использованию для школ с разным национальным составом обучающихся....

Этническая толерантность среди подростков

В последнее время, в связи с ростом числа иностранных граждан, приезжающих на  работу или учебу и активным ростом агрессивности, экстремизма, ксенофобии, вновь становится актуальной проблема этни...

Воспитание этнической толерантности у школьников.

В статье рассматривается важность этнического воспитания на данном этапе развития нашего общества....

Проект. Формирование этнической толерантности подростков сельского социума в контексте ФГОС ООО

В проекте дан анализ социально-культурной среды, проблематики темы , диагностической работы по исследованию межэтнической толерантности учащихся сельской школы. Расскрываются направления дл...

Воспитание этнической толерантности у детей с ОВЗ через игровые упражнения

В статье представлен опыт работы в разнонациональном классе  с обучающимися с умственной отсталостью (вариант 2)....

Формирование этнической толерантности у подростков разной национальности.

Воспитание учащихся 6-8  классов в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения нацеленное на то, чтобы класс стал толерантным...