Программа "Воспитание у школьников этнической толерантности"
рабочая программа на тему
Актуальность программы состоит в том, что в России увеличивается количество поликультурных семей (смешанные браки), в ОУ увеличивается % нерусских детей. Программа позволяет воспитывать толерантные межэтнические отношения.
На уроках технологии можно вводить этнокультурный компонент (национальная одежда, национальные блюда и т.д.). Данную тематику можно использовать при организации работы над творческими проектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tolerantnost.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 116
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Адрес: 400076 п. Горный, ул. им. Семушкина,2
тел. 45-91-59 E-mail: ikt-116@yandex.ru
Утверждена педагогическим советом МОУ СОШ №116 Протокол № 4 от «10» января 2013 г. | Введено в действие приказом директора № от « » января 2013 г. ___________________ Е.Н.Сафарова |
ПРОГРАММА
«Воспитание этнической
толерантности у школьников»
на 2013 -2017 г.г.
(целевая аудитория: обучающиеся 1-11 классов)
Разработчик: заместитель директора по
воспитательной работе Ю.В. Иванюк
(первая квалификационная категория)
Волгоград 2013
«Воспитание этнической толерантности у школьников»
Паспорт Программы
Наименование Программы | «Воспитание этнической толерантности у школьников», на 2013-2017 г.г. |
Разработчик Программы | Ю.В. Иванюк, заместитель директора по воспитательной работе |
Дата утверждения Программы | Педагогический совет МОУ СОШ № 116 от 10 января 2013 года, протокол № 4 |
Обоснование необходимости принятия Программы. | ЦЦелесообразность принятия данной Программы обусловлена основными стратегическими задачами, изложенными в Постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Волгограда от 29 марта 2012 года №3/1 и в долгосрочной областной целевой программе «Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области». |
Цели Программы | Создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. |
Задачи Программы | 1.Воспитание толерантности через систему образования. 2.Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде. 3.Содействие национально-культурному взаимодействию в школе. 4.Поддержание межконфессионального мира и согласия в среде учащихся и педагогов 5.Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе. 6.Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство школы. 7.Совершенствование механизма международного и межрегионального сотрудничества в формировании культуры мира и толерантности в школе. |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы | 1.Увеличение количества обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира на 20%. 2.Увеличение количества проведенных тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма до 5 выставок. 3.Увеличение числа специалистов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного отношения на 10% 4.Увеличение количества участников мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на 10%. |
Сроки реализации Программы | 2013–2017 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально-экономической активности) |
4.Увеличение доли детей мигрантов, охваченных в школе программами по социализации (адаптации), от общего числа детей мигрантов в 2 раза. |
I. Пояснительная записка
Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача педагога в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.
Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:
– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;
– педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;
–оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;
– процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.
Демократизация воспитательного процесса предполагает:
– учёт интересов всех участников воспитания;
– поощрение и поддержку самодеятельности и самоуправления;
– формирование паритетных отношений вместо административно-командных;
– принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;
– готовность педагогов и администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками педагогического процесса;
– готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;
– переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологи и других наук. В современном мире толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Следует отметить вклад в ЮНЕСКО в пропаганду толерантного образа миропорядка. Согласно Декларации, утверждённой ЮНЕСКО, толерантность – это:
1. Гармония в многообразии;
2. Добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира;
3. Активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека;
4. Обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализм демократии и правопорядка.
Этническая толерантность – это моральное качество личности, характеризующее терпимое, уважительное отношение к людям независимо от их этнической, национальной принадлежности, заинтересованное и открытое, готовое к взаимодействию отношение к чужой культуре, взглядам, нравам, привычкам. Её наличие особо необходимо в многокультурной и многонациональной среде по отношению к особенностям различных культур, носителям различных этнокультурных ценностей, представителям различных социоэтнических сообществ. Этническая толерантность выражается в активном стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования ценностей, интересов, взглядов, различных точек зрения на вопросы межнациональных отношений, межнационального общения, межэтнического сотрудничества на основе диалога культур, взаимообогащения этнокультурного опыта.
Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании. При разработке Программы мы старались опираться на его рекомендации.
I. Обучение толерантности.
- Развитие у школьника, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.
- Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.
II. Изучение и поддержка другой культуры.
- Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.
III. Уважение культурных различий.
- Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.
IV. Утверждение культурных различий.
Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.
Национальный состав Волгоградской области пёстрый, в области проживает более 100 народностей. Кроме народов бывшего СССР, здесь проживают поляки, греки, турки, персы, афганцы и другие.
Русские составляют 88,6% по области.
Украинцы—3,5% в Волгограде, 4,5% в Камышине, 1,2% в Волжском.
Казахи—4,2% в Палласовском районе; в Быково, Николаевске и Ленинском—3,2%, в Волгограде—7%.
Немцы— 6% Волгограде, 1,4% в Камышине, 4,0% в Палласовском, Старополтавском, Николаевском и Котовском.
Татары—4,2% в Волгограде, 9,3% в Волжском, 8,3% в Ленинском, 9,4% в Светлоярском.
Чеченцы—1,1% в Палласовском, 9% в Котельниковском, 8% в Октябрьском, 7% в Николаевском и Ленинском районах.
Азербайджанцы –3,7% в Волгограде, 13,7 в Волжском, 5,7% во Фролово.
В МОУ СОШ № 116 Советского района Волгограда обучаются дети 11 национальностей, русские составляют от 73% до 80%.
Задача школы – воспитание школьников на принципах толерантности, уважения национальных ценностей, традиций и убеждений.
Предлагаемая программа «Воспитание у школьников этнической толерантности» (далее -Программа) обладает большим воспитательным потенциалом, она может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий.
Актуальность программы заключается в необходимости формирования этнической идентичности в единстве с гражданской и общечеловеческой идентичностью, обусловлена необходимостью учета традиций национального воспитания и экологии детства, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава и ростом межэтнических бикультуральных семей.
Сложности общественного развития в Российской Федерации во многом обусловлены:
1. Большим территориальным пространством и многонациональным народом, населяющим его, в связи, с чем понимание толерантности неоднозначно в разных культурах и в разных регионах;
2. Отсутствием развитого правового, демократического сознания;
3. Не сформированностью ценностей толерантности, которые являются краеугольным камнем правого и демократического сознаний.
Для решения данных проблем необходимо:
1. Создание системы, которая воспитывала бы ценности толерантности среди подрастающего поколения;
2. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества, что внесет значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира в Российской Федерации и на Земле.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы – Создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Задачи:
1.Воспитание толерантности через систему образования.
2.Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.
3.Содействие национально-культурному взаимодействию в школе.
4.Поддержание межконфессионального мира и согласия в среде учащихся и педагогов
5.Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе.
6.Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство школы.
7.Совершенствование механизма международного и межрегионального сотрудничества в формировании культуры мира и толерантности в школе.
III. Нормативно-правовая база программы
1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
- ФЗ Российской Федерации № 120.
- Закон РФ «Об образовании».
В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой для взаимопонимания и взаимосближения людей. Имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностное противостояние.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) определены принципы государственной политики в области образования, одним из которых является защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (раздел 1, статья -2). Гарантируется право человека на получение образования независимо от расы, национальности, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности (раздел 1, статья 5). С целью интенсификации обучения и воспитания, возрождения и развития национальной культурной специфики современная педагогика требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов, то есть воспитание в целом должно быть культуросообразным, опираться на народную педагогику. В связи с этим, с 1994 года введен национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу образовательных учреждений Российской Федерации. Болонская декларация (1999 г.), поддержанная большинством европейских стран, обозначила ключевые направления модернизации европейской системы профессионального образования, в контексте которых были определены основные направления реформирования российской системы образования. В 1999 году в России принята Национальная доктрина образования, в 2001 -Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где одной из важнейших задач воспитания выступает формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования. В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения».
IV. Прогнозируемый результат
Обладание высоким уровнем толерантности обучающихся 1-11 классов
Отсутствие конфликтности на национальной почве
Сотрудничество семьи и школы, общественности по вопросам толерантности
V. Участники Программы
В Программе участвуют:
* члены Совета школьников;
* педагоги;
* ученические коллективы;
* родители;
* социум микрорайона МОУ СОШ № 116.
VI. Этапы реализации Программы
Программа рассчитана на четыре года и реализуется в два этапа.
На первом этапе (длительность – 1 год) осуществляется:
- разработка методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений;
- обобщение и развитие имеющегося в школе конструктивного опыта формирования толерантного сознания школьников, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира;
- мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии;
- информирование школьников и педагогов, родителей о целях, задачах и содержании Программы через школьную газету «Школа дружбы»;
- проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.
На втором этапе (длительность – 3 года) осуществляется:
- реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды;
- создание и совершенствование системы контроля исполнения принятых решений и осуществления мероприятий Программы;
- реализация накопленного школой опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира;
- внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения;
- мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии;
- обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.
VII. Функции различных категорий сотрудников школы в контексте реализации Программы
- Функции директора и его заместителей:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся;
- организация контроля уроков и других мероприятий по толерантности;
- разработка системы внеклассных мероприятий по толерантности и её контроль;
- организация работы классных руководителей по Программе и её контроль;
- организация банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы социальной службы в школе.
- Функции классного руководителя:
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по толерантности
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике экстремизма;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, психологами, уполномоченными по правам ребёнка и другими специалистами в рамках реализации Программы;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках Программы;
- организация и проведение исследования уровня толерантности.
- Функции старшей вожатой и Совета старшеклассников
- Внесение предложений по изменению содержания Программы.
- Организация и разработка мероприятий по толерантности.
- Участие в конкурсах различного уровня по толерантности.
- Выпуск школьной газеты по проблемам толерантности.
- Оказание помощи администрации в реализации Программы.
- Оказание помощи администрации в подготовке и проведении открытых мероприятий по толерантности.
VIII. Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Методисты МОУ ЦПК | Воспитание толерантности | Проведение мониторингов по национальному составу, тренингов, праздников и др. мероприятий |
ГУСО «Советский центр социальной помощи семье и детям» | ||
ФАП посёлка Горный | ||
Совет ветеранов | ||
ПДН ОМ-6 УВД г. Волгограда | Профилактика экстремизма | Лекции, беседы и другие формы работы |
IX. Структура Программы
Программа охватывает всю воспитательную среду школы и ориентирована на школьников. Достижение целей Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединённых по следующим направлениям (разделам):
- воспитания культуры этнической толерантности через систему образования;
- укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде;
- развитие толерантной среды школы с помощью средств массовой информации;
- содействие национально-культурному взаимодействию в поселковом сообществе;
- поддержание межконфессионального мира и согласия;
- совершенствование механизма обеспечения законности и правопорядка в школе;
- использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности;
- организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.
X. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счёт средств бюджета МОУ СОШ № 116 Советского района Волгограда, внебюджетных средств.
XI. План реализации Программы
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Воспитание культуры толерантности школьников через систему образования | ||
Коррекция программ учебных дисциплин общекраеведческого, гуманитарного циклов и программ воспитательной деятельности в классах в соответствии с целями Программы | В течение всего срока действия Программы | Заместители директора по УВР, ВР |
Реализация комплекса мероприятий в рамках проведения Международного дня толерантности | Ежегодно 16 ноября | Классные руководители |
Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде | ||
Регламентация деятельности органа школьного самоуправления – Совета школьников | Первый год действия Программы | Старшая вожатая |
Разработка перспективного плана деятельности Совета школьников | Второй год действия Программы | Старшая вожатая |
Реализация Программы по адаптации пятиклассников | Ежегодно в начале учебного года | Директор, зам. директора по УВР, социальный педагог, классный руководитель и учителя-предметники 5-го класса |
Организация досуга школьников | В течение всего срока действия Программы | Зам. директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители, педагоги дополнительного образования |
Развитие толерантной среды школы с помощью средств массовой информации | ||
Создание в каждом классе пресс-центра | Первый год действия Программы | Классные руководители |
Организация работы школьного радио | Второй год действия Программы | Директор, зам. директора по ВР, учитель физики |
Выделение часов для работы творческого объединения или элективного курса «Юный журналист» | В течение всего срока действия Программы | Руководитель творческого объединения или элективного курса |
Регулярный выпуск газеты «Школа дружбы» | В течение всего срока действия Программы | Руководитель творческого объединения |
Содействие национально-культурному взаимодействию в поселковом сообществе | ||
Участие в городских и районных этнокультурных и межнациональных мероприятиях и культурных акциях | В течение всего срока действия Программы | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классный руководители, старшая вожатая |
Экскурсионные программы для школьников | В течение всего срока действия Программы | Зам. директора по ВР |
Поддержание межконфессионального мира и согласия | ||
Встречи с представителями православной церкви и носителями других религиозных традиций | В течение всего срока действия Программы | Классные руководители |
Включение в планы воспитательной работы классных руководителей информационных часов о религиозных новостях России и мира | В течение всего срока действия Программы | Классные руководители |
Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в школе | ||
Регламентация деятельности Совета профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних | Первый год действия Программы | Зам. директора по ВР, социальный педагог, школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребёнка |
Регулярная деятельность Совета профилактики | В течение всего срока действия Программы | Председатель Совета профилактики |
Выполнение программы правового воспитания школьников | В течение всего срока действия Программы | Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребёнка |
Информирование обучающихся и родителей, педагогов об изменениях в правовой сфере, касающихся образования несовершеннолетних | В течение всего срока действия Программы | Председатель МО классных руководителей |
Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности | ||
Проведение в рамках городских и районных выставок мероприятий, направленных на укрепление культуры мира, продвижения идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности | В течение всего срока действия Программы | Зам. директора по ВР, классные руководители |
Участие школьников в системе конкурсов и соревнований структур дополнительного образования Советского района Волгограда и города Волгограда | В течение всего срока действия Программы | Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования, старшая вожатая |
Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы | ||
Ознакомление школьников, педагогов, родителей, общественности с Программой | Первый год действия Программы | Зам. директора по ВР |
Изучение и обобщение опыта воспитания этнической толерантности у школьников в классах и на уроках | Второй год действия Программы | Зам. директора по ВР, учителя-предметники, классные руководители |
Подготовка методической подборки о толерантности для классных руководителей | В течение всего срока действия Программы | Руководитель МО классных руководителей |
Разработка маркеров толерантности в среде обучающихся и педагогов школы | Первый год действия Программы | Социальный педагог |
Проведение мониторинга толерантности в среде педагогов и обучающихся | Ежегодно | Социальный педагог |
Анализ реализации Программы | Ежегодно | Зам. директора по ВР |
XII. Организация управления Программой и контроль хода её реализации
Руководство и контроль выполнения Программы осуществляет администрация МОУ СОШ № 116 Советского района Волгограда
Литература
- Справочник заместителя директора школы. № 12 декабрь 2010 г «Пресса России». Ресурсы образования. 2010 г.
- О.А. Северина, Т.А. Дронова. Спутник классного руководителя. Воспитание у школьников толерантности. Издательство «ГЛОБУС». Волгоград. 2008 г
- Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. Справочник социального педагога. Защита детства в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Феникс.2005 г.
- Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа». Министерство образования РФ. Москва. № 3 2010 г.
- Я. Сатуновский. Шире круг. Детские подвижные игры народов СССР. Москва. «Физкультура и спорт».1984.
- Л. Куприянова. Сто песен народов СССР. Москва. «Музыка».1990.
- А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. Детские подвижные игры народов СССР.Москва. «Просвещение». 1989.
- Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки, 2004 г.
- Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 2001 г.
- Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
- Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 2002
- Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 2001 г.
- “Волшебный кристалл” (игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.
- Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет. 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этническая толерантность"
Подготовка учащихся к межкультурному взаимодействию, достижению грамотности во взаимоотношениях с представителями различных этнических групп....
Сценарий театрализованного представления для семинара-практикума "Воспитание у школьников этнической толерантности"
Рекомендуется к использованию для школ с разным национальным составом обучающихся....
Этническая толерантность среди подростков
В последнее время, в связи с ростом числа иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу и активным ростом агрессивности, экстремизма, ксенофобии, вновь становится актуальной проблема этни...
Воспитание этнической толерантности у школьников.
В статье рассматривается важность этнического воспитания на данном этапе развития нашего общества....
Проект. Формирование этнической толерантности подростков сельского социума в контексте ФГОС ООО
В проекте дан анализ социально-культурной среды, проблематики темы , диагностической работы по исследованию межэтнической толерантности учащихся сельской школы. Расскрываются направления дл...
Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
Цель: Попытаться осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.Авторами и разработ...
Методическая разработка «Формирование понятия этнической толерантности у школьников в поликультурной среде».
Воспитание в детях терпимого отношения к людям различных национальностей, конфессий. Уважительного отношения к людям различных социальных слоев, к старшему поколению....