Рабство в Древнем Риме
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabstvo_v_rime.docx | 19.31 КБ |
intsinirovka.docx | 12.83 КБ |
stihi.docx | 11.87 КБ |
rabstvo.ppt | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории Древнего мира.
5 класс.
Тема урока: Рабство в Древнем Риме.
Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
Задачи:
Образовательная: Формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.
Развивающая: Развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
II. Повторение ранее изученного материала.
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.
Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на... (сапог).
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ... (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы
Крутые горы ... (Аппенины).
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые ... (латины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ... (волчица).
Ромул дал названье месту,
Это потому, что им
Был основан город ... (Рим).
Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал –
Тот карфагенский… (Ганнибал)
Установил господство Рим,
Много стран он покорил:
Стал хозяином всевластным
В (Средиземноморье)… в одночасье.
III. Переход к изучению новой темы.
Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.
Итак, тема урока “Рабство в древнем Риме”.
Подумайте и скажите, какова проблема нашего урока.
Сегодня на уроке я хочу узнать …
выяснить…
понять…
IV. Изучение новой темы
Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.
В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.
Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?
1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.
2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.
Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.
1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.
- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?
Источники рабства в Древнем Риме
пленники дети рабов
пиратство продажа детей в рабство
Для того, чтобы выяснить, как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю вам поработать в группах с целью создания ролевого мини-проекта «Один день из жизни римского раба».
Опираясь на материалы учебника (параграфа 47, п.п.2,3,4,) и данных карточек, инсценируйте эпизод из жизни рабов:
- в имении землевладельца (1 группа)
Вопрос: - Почему владельцы имений приобретали себе рабов разной национальности, говорящих на разных языках?
- в доме богатого рабовладельца (2 группа);
- в гладиаторской школе (3 группа).
Затем уч-ся презентуют результаты своей работы в группах (защищают проект). На экране демонстрируются иллюстрации из жизни рабов.
Демонстрируется эпизод из к/ф «Гладиатор».
Вопрос: - Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети). Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене? Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть). Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров. А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр)
О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества). А как вы относитесь к рабству?
Итак, ещё одной особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность.
Вопрос: - Скажите, а в современном обществе существует рабство? (к сожалению, да, но оно не носит массовый характер и запрещено законом).
Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция РФ). Учитель показывает Конституцию, говорит, когда она была принята. Давайте обратимся к тексту Конституции нашего государства. Демонстрируется презентация к уроку, и зачитываются статьи Конституции, защищающие наши права на жизнь, свободу, свободный труд и т.д.
Таким образом, в нашей стране законом защищены наши права и зарождение и распространение рабства невозможно.
V. Закрепление пройденного на уроке.
Возвращение к проблеме урока и его анализ.
VI. Рефлексия.
Сегодня на уроке я
- узнал(а)…
- выяснил(а)…
- понял(а)…
- выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.
В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.
Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?
1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.
2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.
Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.
1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.
Предварительный просмотр:
Внимательно прочитай стихи и закончи предложения
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на...
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ...
Довольно труднопроходимы
Крутые горы ...
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые ...
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ...
Ромул дал названье месту,
Это потому, что им
Был основан город ...
Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал –
Тот карфагенский…
Установил господство Рим,
Много стран он покорил:
Стал хозяином всевластным
В … в одночасье.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Сегодня на уроке я хочу узнать… выяснить… понять…
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – это хозяин рабов.
Захват пленников в войнах Рабство жителей провинций за неуплату налогов Дети рабов становились рабами Захват пиратами людей и продажа их в рабство Как люди попадали в рабство? Основные источники рабства
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Сегодня на уроке я - узнал(а)… - выяснил(а)… - понял(а)…
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Домашнее задание: Прочитать § 49. Индивидуальные карточки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака
Тест по ИсториИ древнего мира Тема: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака Предназначен для контроля знаний по теме. Содержит восемь вопросов . Ключ к тесту на последней странице....
Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"
Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...
Урок истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме
Конспект урока и презентация...
Конкурсный урок в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
Урок был представлен на региональном конкурсе "Учитель года - 2009" (проводился, как открытый урок) и отмечен как лучший , набрав максимальное количество балов на данном этапе конкурса....
Презентация к открытому уроку "Рабство в Древнем Риме" 5 класс
В презентации отражён учебный материал к открытому уроку в 5 классе по теме "рабство в Древнем Риме"....
План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР
Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....
Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"
Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...