Рабство в Древнем Риме
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Сагитов Марат Рамильевич

Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabstvo_v_rime.docx19.31 КБ
Файл intsinirovka.docx12.83 КБ
Файл stihi.docx11.87 КБ
Office presentation icon rabstvo.ppt1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории Древнего мира.

5 класс.

Тема урока: Рабство в Древнем Риме.

Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи:         

Образовательная: Формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

Развивающая: Развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

II. Повторение ранее изученного материала.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте  перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем.  Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни,  нужно полуостров

Найти,  похожий на... (сапог).

Конечно,  путь туда не близкий,

На полуостров ...  (Аппенинский).

Довольно труднопроходимы

Крутые горы  ...  (Аппенины).

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ... (латины).

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица).

Ромул дал названье месту,

Это потому, что им

Был основан город ... (Рим).

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.
И с  Римом храбро воевал –
Тот  карфагенский…
(Ганнибал)

Установил господство Рим,

Много стран он покорил:

Стал хозяином всевластным
В  
(Средиземноморье)… в одночасье.

III. Переход к изучению новой темы.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

Итак,  тема  урока “Рабство в древнем Риме”.

Подумайте и скажите, какова проблема нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу  узнать …

                                            выяснить…

                                            понять…

IV. Изучение новой темы

Инсценировка (две рабыни и раб)  о возникновении и источниках рабства.

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди,  между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

  - Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

Источники рабства в Древнем Риме

пленники                                                                  дети рабов

        пиратство            продажа детей в рабство

Для того, чтобы выяснить,  как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю вам поработать в группах с целью создания ролевого мини-проекта «Один день из жизни римского раба».

Опираясь на материалы учебника (параграфа 47, п.п.2,3,4,) и данных карточек, инсценируйте эпизод из жизни рабов:                  

 - в имении землевладельца (1 группа)                                            

Вопрос: - Почему владельцы имений приобретали  себе рабов разной национальности, говорящих на разных языках?                                

- в доме богатого рабовладельца (2 группа);                                    

- в гладиаторской школе (3 группа).

Затем уч-ся презентуют результаты своей работы в группах (защищают проект). На экране демонстрируются иллюстрации из жизни рабов.

Демонстрируется эпизод из к/ф «Гладиатор».

Вопрос: - Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети). Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене? Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть). Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров.  А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр)

О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества). А как вы относитесь к рабству?

Итак, ещё одной особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность.

Вопрос: - Скажите, а в современном обществе существует рабство? (к сожалению, да, но оно не носит массовый характер и запрещено законом).

Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция РФ). Учитель показывает  Конституцию, говорит, когда она была принята. Давайте обратимся к тексту Конституции нашего государства. Демонстрируется презентация к уроку, и зачитываются статьи Конституции, защищающие наши права на жизнь, свободу, свободный труд и т.д.

Таким образом, в нашей стране законом защищены наши права и зарождение и распространение рабства невозможно.

V. Закрепление пройденного на уроке.

Возвращение к проблеме урока и его анализ.

VI. Рефлексия.

Сегодня на уроке я

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

 - выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.



Предварительный просмотр:

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни,  нужно полуостров

Найти,  похожий на...

Конечно,  путь туда не близкий,

На полуостров ...  

Довольно труднопроходимы

Крутые горы  ...  

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ...

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ...

Ромул дал названье месту,

Это потому, что им

Был основан город ...

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.
И с  Римом храбро воевал –
Тот  карфагенский…

Установил господство Рим,

Много стран он покорил:

Стал хозяином всевластным
В  … в одночасье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Слайд 3

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Сегодня на уроке я хочу узнать… выяснить… понять…

Слайд 4

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – это хозяин рабов.

Слайд 5

Захват пленников в войнах Рабство жителей провинций за неуплату налогов Дети рабов становились рабами Захват пиратами людей и продажа их в рабство Как люди попадали в рабство? Основные источники рабства

Слайд 6

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Слайд 8

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Сегодня на уроке я - узнал(а)… - выяснил(а)… - понял(а)…

Слайд 9

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Домашнее задание: Прочитать § 49. Индивидуальные карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака

Тест по ИсториИ древнего мира Тема: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака Предназначен для контроля знаний по теме. Содержит восемь вопросов . Ключ к тесту на последней странице....

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...

Урок истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме

Конспект урока и презентация...

Конкурсный урок в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Урок был представлен на региональном конкурсе "Учитель года - 2009" (проводился, как открытый урок) и отмечен как лучший , набрав максимальное количество балов на данном этапе конкурса....

Презентация к открытому уроку "Рабство в Древнем Риме" 5 класс

В презентации отражён учебный материал к открытому уроку в 5 классе по теме "рабство в Древнем Риме"....

План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР

Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...