Конспект урока "Иван IV: реформы и их последствия. Ливонская война и опричнина" в 10 классе
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Это один из вариантов проведения урока по теме: "Иван IV: реформы и их последствия. Ливонская война и опричнина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме: Иван IV: реформы и их последствия. Ливонская война и опричнина" | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по курсу «История России» в 10 классе
Тема: Иван IV: реформы и их последствия. Ливонская война и опричнина.
Цель урока: рассмотреть, как проходил процесс централизации и укрепления самодержавной власти во времена правления Ивана IV Грозного через просмотр и анализ документального фильма «Царь Иван Грозный».
Задачи урока: 1) выяснить какие события внутренней и внешней политики способствовали централизации государства;
2) показать роль опричнины в процессе становления деспотизма в России;
3) развивать мотивацию и целеполагание учебной деятельности; умение планирования своей работы; умения и навыки анализа документальных источников, установления причинно-следственных связей, определения основной и второстепенной информации, умение структурировать знания; развивать умение аргументировано выражать свои мысли.
Тип урока: комбинированный.
Методы: исследовательский, метод исторических параллелей, информационно-коммуникационный.
Средства обучения: технические средства обучения (компьютер, проектор, экран), исторический фильм «Царь Иван Грозный», таблица «Интерпретация явления опричнины Ивана Грозного», схема «Феномен опричнины на Руси», историческая карта «Опричнина (1565-1572)».
Ход урока.
- Организация урока: постановка целей и задач.
- Объяснение нового материала:
Аналитическая работа с документальным фильмом «Царь Иван Грозный» по плану.
- Закрепление. Самостоятельная работа, письменное оформление ответов на вопросы плана.
- Домашнее задание. §§ 12-14, сделать характеристику Ливонской войны.
Конспект урока
Этапы урока. Действие учителя, ответы учащихся | Ход урока |
1.Организация урока: постановка целей и задач Учитель: Учащиеся: II. Объяснение нового материала Учитель: [раздает учащимся карточки с вопросами к фильму] [Просмотр фильма с комментариями учителя, вопросами и ответами учащихся] III. Закрепление. Учитель: [Учащиеся приступают к выполнению письменного задания, в это время на экране прокручивается фильм «Царь Иван Грозный» без звука] Учитель: Учащиеся: Учитель: IV. Домашнее задание: | Здравствуйте! Садитесь! На предыдущих занятиях мы с вами говорили том, что при Иване III и Василии III идет процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Последствия этого объединения стали особенно ощутимы в середине XVI в. В период правления Ивана Грозного коренным образом изменился статус московского великого князя, который превратился в одного из самых сильных государей Восточной Европы. Кроме того, по мере развития страны все явственнее ощущалось, что прежние социальные и политические структуры не отвечают требованиям времени и тормозят развитие государства. Поэтому с особой остротой при Иване Грозном встал вопрос о реформах, призванных продвинуть страну по пути централизации, которая началась при Иване III. Тема урока: «Иван IV: реформы и их последствия». Надо отметить, что в различных социальных слоях существовали свои представления о том, какие изменения необходимо проводить в России. Не допустить новую волну усобиц могла только сильная верховная власть. В этом многие историки видят причины введения в нашей стране опричнины. С темой мы определились, а какова будет цель нашего урока? Целью нашего сегодняшнего урока будет – рассмотреть, как проходил процесс централизации и укрепления самодержавной власти во времена правления Ивана IV Грозного. Для достижения цели мы посмотрим и проанализируем исторический фильм «Царь Иван Грозный», опираясь на следующие вопросы: 1. Как вы думаете, какие события повлияли на становление «грозного» характера Ивана IV? 2. Какие реформы, проведенные Иваном Грозным, нашли отражение в фильме? Каковы были причины их проведения? 3. Рассмотрите точки зрения известных историков на причины и цели «опричнины». Что такое «опричнина», по вашему мнению? Необходима ли была она для формирования централизованного государства? 4. При Иване IV, как и при Чингисхане, идет становление политической системы деспотизма. Что сближает этих двух правителей и что отличает их друг от друга? 5. Что наиболее интересно и удачно показано в фильме? 6. Какие моменты раскрыты недостаточно полно и ясно? 7. Вывод по фильму: дайте свою оценку личности Ивана Грозного, можно ли его назвать «Великим» правителем России? Мы с вами посмотрели и устно проанализировали фильм, а теперь необходимо ваши ответы облечь в письменную форму. Вы можете сесть, где вам будет удобно в этом кабинете для самостоятельной работы. Политика, проводимая Иваном Грозным в начале правления, способствовала централизации государства, но утверждение деспотичного самодержавия оставило тяжелое наследство и привело к Смутному времени. Для достижения цели урока, мы поработали с анализом исторического фильма. Все ли моменты урока раскрыты в фильме? Нет. Мало было сказано о Ливонской войне. Да, в фильме даны только некоторые общие данные об этой войне. Поэтому дома я попрошу вас сделать характеристику этой войны, которая длилась 25 лет (1558-1583 гг.), используя не только учебник, но и интернет-ресурсы или дополнительную историческую литературу. Домашнее задание можно оформлять письменно в тетради или высылать в электронном виде на мой электронный адрес. §§ 12-14, сделать характеристику Ливонской войны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"
Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...
9 класс. Конспект урока "Аграрная реформа Столыпина"
План-конспект урока по истории России с использованием технологии проблемного обучения....
План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9
План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса
Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме....
Научная статья: Ливонская война в искусстве
Семнадцатые всероссийские научные чтения "Актуальные проблемы социальной истории, философии и социальной работы" (Новочеркасск, 2016)...
Статья по теме: "Изучение последствий гражданской войны в России на уроках истории на основе произведения А.С.Макаренко "Педагогическая поэма"
Авторская статья написана с целью подготовки к проведению уроков истории России по темам "Гражданская война" и "Революция в России"....
«Героическая оборона Севастополя. Причины поражения, итоги и последствия Крымской войны».
1. В ходе актуализации знаний выявить причины и повод к войне, основные противоречия, проявившиеся в ходе войны, силы сторон, этапы войны, основные события I этапа и нача...