№ п/п | Этап | Вопрос содержания | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организация учеников (1 мин) |
| Организовать настрой у учащихся на активную работу на уроке. | Приветствие: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы поговорим о начале нового периода развития истории нашей страны – политической раздробленности Руси; и познакомимся с Новгородской республикой. Но сначала мне бы хотелось вспомнить предшествующие этому события. |
|
2 | Опрос материалов предыдущего занятия (10 мин) | Любечский съезд, престолонаследие и междоусобицы русских князей, «Поучение» Владимира Мономаха, половцы. | Проверить материал прошлого урока. Развить умение работы с понятийным аппаратом.
| Индивидуальный опрос (тест). Ученики пишут тест по предыдущей теме: «Приемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол». - В каком году состоялся Любечский съезд?
- Как назывались тюркоязычные народы, кочевавшие в южнорусских степях и совершавшие набеги на Русь?
- Как назывался первых свод законов Древней Руси, написанных в XI веке?
- Что такое борьба за политическую власть между русскими князьями?
- Кто был автором «Поучения», призывавшего своих сыновей укреплять единство Руси?
Работы ученики сдаются учителю на проверку, в классе не обсуждаются. | Ученики письменно выполняют задание и сдают его на проверку: - 1097 г.
- Половцы
- «Русская Правда»
- Междоусобица
- Владимир Мономах
|
Развивать умение работы с текстом документа, конструирование по опорным вопросам логического ответа. | Фронтальный опрос. Ученики отвечают на вопросы учителя, анализируя текст «Поучения» Владимира Мономаха в учебнике. - Кому было посвящено данное обращение киевского князя? - С какими советами и пожеланиями обращался князь к своим приемникам? - Найдите в тексте документа отношение автора к людям, церкви, дому и перечислите их. - Какие «Поучения» князя пригодились нашим современникам? | Ученики устно выполняют задание, отвечают с места на вопросы учителя, дополняя друг друга, цитируют выдержки из текста документа в качестве собственных аргументов для ответа. - В своём «Поучении» Владимир Мономах обращался к своим сыновьям с целью таким образом предотвратить их борьбу за киевский престол, которая отрицательно отразится на развитии государства. - Не лениться, делать добрые дела, ценить хорошее, учиться новому, заботливо относиться к простым людям, своим подчинённым. |
Закрепление пройденного материала. Развить интеллектуальные способности ученики, умение обобщать и делать выводы. | Фронтальный опрос. Учитель задает классу проблемные вопросы: - Возможно ли было сохранить прежнюю систему престолонаследия? - Какие внутренние и внешние политические трудности испытывала Русь в конце XI века? - В чём состоит значение Любечского съезда?
| Ученики в ходе фронтального опроса отвечают на вопросы учителя о том, что систему престола было сохранить нельзя, между древнерусскими князьями обострилась борьба за киевский престол, а на границах Руси появилась угроза – половцы, в качестве основного значения съезда князей ученики называют начинающийся распад Древней Руси на отдельные княжества. |
|
|
|
| Подведение итогов опроса домашнего задания, выставление оценок ученикам. |
|
3 | Изучение нового учебного содержания (20-25 минут) | Причины распада Киевской державы. | Актуализация и взаимосвязь материалов прошлых уроков с темой нового содержания. Развить умение анализировать текст учебника и выделять главное. Вызвать эмоциональный отклик учеников на происходящие события в истории страны. | Работа с текстом учебника (комментированное чтение). На прошлом уроке мы говорили о значении Любечского съезда древнерусских князей, закрепившего начало раздробленность Руси. Этот период, начавшийся со второй половины XI века, называется удельный период. Запишите определение удел – это города и земли, которые выделялись во владения русским князьям, постепенно обособлявшиеся от единого Киевского государства. Определение удел записано на доске. | Ученики слушают объяснения учителя и записывают определение удел – это города и земли, которые выделялись во владения русским князьям, постепенно обособлявшиеся от единого Киевского государства. Ученики читают текст учебника и выписывают причины раздробленности в конспект. Причины политической раздробленности Руси: - отсутствие прочных хозяйственных связей; - рост крупного землевладения; - господство натурального хозяйства; - разрастание династии Рюриковичей; - Любечский съезд. Ученики записывают определение натуральное хозяйство в конспект. |
Давайте вместе определим главные причины удельного периода раздробленности Руси. Приём комментированного чтения. Ученики читают текст учебника, отвечают на вопросы учителя и делают записи в конспект. Определение натуральное хозяйство записано на доске. Итак, во второй половине XI – начале XII века Русь стала распадаться на самостоятельные княжества. |
|
| Образование новой удельной системы. | Развитие умения работать с картой, сформировать пространственное представления учеников. | Работа с картой. К середине XII века на территории Древнерусского государства образовалось более десяти самостоятельных княжеств. Давайте обратимся к карте и найдём самые крупные из них, а так же назовём их политические центры. Учащиеся по одному вызываются к доске, показывают и называют крупнейшие удельные княжества и земли, указывая их политические центры. Задание на самоподготовку. Как вы думаете, означала эта раздробленность конец существованию Древнерусского государства? Почитайте текст учебника и аргументируйте свой ответ. Сделайте общий вывод о целостности русского государства в удельный период. | Ученики работают с картой у доски и на местах с атласами, находят и называют крупнейшие княжества и земли данного периода истории, называют их политические центры. Ученики читают текст учебника и называют признаки существования единства государства в условиях политической раздробленности: - сохранение титула великого князя; - единый древнерусский язык; - единая религия, православие; - единые законы, «Русская Правда»; - единая система обороны русских границ. Ученики обобщают материал и делают общий вывод о развитии русского государства в удельный период. Вывод – в удельный период Древняя Русь не утратила внутренней целостности. Это было сообщество княжеств, сохранивших многие черты государственного, религиозного и культурного единства. |
|
| Последствия раздробленности. | Выявление и закрепление причинно-следственных связей исторических событий. Развивать критическое мышление учеников, умение обобщать изученный материал. | Проблемное задание (работа с текстом и таблицей). Сегодня на уроке мы узнали о причинах политической или, как её ещё принято называть, удельной раздробленности Руси, доказали, что несмотря ни на что, государство оставалось единым. А какие же это имело последствия в целом для развития Древней Руси? Прочитайте текст учебника и заполните таблицу на доске: «Последствия раздробленности Руси» Положительные последствия | Отрицательные последствия | - рост экономики в удельных княжествах и землях; - расцвет местных ремёсел, образования и искусства. | - ослабление общей обороны страны, набеги половцев; - междоусобные войны князей. |
Ученики самостоятельно читают текст учебника и заполняют таблицу на доске. Сделайте обобщающий вывод о влиянии раздробленности на развитие Руси. Запишите его в конспект | Ученики самостоятельно читают текст учебника и, называют последствия, заполняют таблицу на доске, аргументируя свой ответ конкретными примерами из параграфа. Учащиеся делают обобщающий вывод и записывают его в конспект. Удельная система способствовала экономическому и культурному развитию Руси, но в то же время привела к постоянным княжеским усобицам и ослабила её обороноспособность.
|
|
| Территория, природные условия и хозяйственная жизнь Новгородской республики. | Развивать умение работать учеников с картой, сформировать пространственное представление, выявить взаимосвязь исторических процессов, уметь их анализировать. | Учитель объясняет ученикам суть политической раздробленности Руси на примере Новгородской земли. Работа с картой. Посмотрите внимательно на карту «Политической раздробленности Руси». Какое политическое образование в этот период было самым крупным, назовите его политический центр, соседние государства, опишите географическое месторасположение, отметив его положительные и отрицательные стороны. | Ученики выходят к доске, показывают на карте границы Новгородской земли, Великий Новгород, называют соседние государственные территории, «путь из варяг в греки», называют племена, жившие здесь до образования Руси. Записи в конспект: Географические и природные условия Новгородской земли благоприятствовали развитию ремесла и торговли.
|
|
| Государственное устройство Новгорода. | Развивать умение систематизировать исторический материал, работать с таблицей, понятиями.
| Давайте познакомимся с государственным устройством Новгорода и отметим главную его особенность от других удельных княжеств Древней Руси. Учитель предлагает прочитать текст учебника – приём комментированного чтения. - Кто руководил Новгородским государством?
- В чём заключались особенности положения новгородского князя?
- Запишите в тетрадь определение боярская республика. Почему она названа именно боярской?
Работа с таблицей: - Составьте таблицу «Система управления Новгородом», указав обязанности посадника, тысяцкого, архиепископа. Почему управляющие в Новгороде часто менялись?
| Ученики читают и комментируют текст учебника, отвечают на вопросы учителя: - главой Новгорода был князь, но его власть была не наследственной, потому что его приглашало вече – главный орган государственной власти в Новгороде (определение записывается в конспект); - новгородский князь руководил обороной Новгородского государства, на его имя поступала дань, и он был высшим судебным арбитром; - боярская республика, это высший орган власти, собрание свободных горожан, владельцев дворов и усадьб в городе (определение записывается в конспект). Бояре имели самое большое влияние на принятие решений собрания. - «Система управления Новгородом» Руководители города | Их обязанности | Посадник | Возглавлял городскую власть и войско, заключал договор с князем, вёл дипломатические переговоры. | Тысяцкий | Контролировал поступление налогов, возглавлял новгородское ополчение. | Архиепископ | Возглавлял новгородскую епархию, ведал городской казной, эталонами мер и весов. |
Управляющие Новгорода менялись в связи с борьбой за власть различных политических группировок, частыми были восстания. |
4 | Закрепление основного содержания занятия (до 5 мин) |
| Закрепить изученный материал с помощью постановки учителем проблемного вопроса, ученики делают обобщающий вывод. | Сегодня на уроке мы познакомились с началом нового периода в истории нашей страны – периодом политической раздробленности Древней Руси. В ходе урока мы выяснили причины и последствия раздробленности и рассмотрели её на примере развития Новгородского государства. Как вы думаете, раздробленность древнерусского государства – это шаг назад в развитии общества или естественный путь его развития, новая ступень, новое качество?
| Ученики, отвечая на проблемный вопрос, высказывают свои мнения, вспоминая пройденный материал и таким образом, делают для себя обобщающий вывод. |
5 | Постановка домашнего задания |
| Причины и последствия политической раздробленности Руси. Новгородское государство. | Учебник, читать параграф, отвечать устно на вопросы после параграфа. Задания 1-9 в рабочей тетради. |
|