Урок по истории России по теме: Политическая раздробленность Руси (с применением элементов технологии критического мышления)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок по истории России по теме:
Политическая раздробленность Руси
(с применением элементов технологии критического мышления)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya_2.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории России по теме:
Политическая раздробленность Руси
(с применением элементов технологии критического мышления)
(10 класс. Урок № 1 в теме: Политическая раздробленность Руси.), учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.Н. Сахарова, ч. 1
Цель: создать условия для усвоения знаний о причинах и последствиях распада Руси, а также формирования представления о трех возможных политических моделях развития Руси в период раздробления в южных, в северо-западных, в северо-восточных землях.
На стадии вызова учитель актуализирует знания учащихся по данному вопросу с целью выявить их субъектный опыт и уровень знания учебного материала по теме урока. Работа осуществляется фронтально. Для этого учитель предлагает учащимся ряд вопросов, которые записаны на доске:
- Сравните две карты «Восточная Европа в XIII в.» и «Русские княжества в XII – XIII вв.», определите, как изменилась территория Древней Руси в XII – XIII веках?
- Какие события предыдущей эпохи предвещали неизбежный распад Руси?
- Почему волевые усилия отдельных князей по объединению Руси не имели долговременных результатов?
Учащиеся работают в группах, записывают известную им информацию в виде ключевых слов, коротких ответов на поставленные вопросы. Затем представляют результаты работы. Учитель обобщает эти результаты
На стадии осмысления учащиеся получают задание:
-В чем причины раздробленности? (ученики самостоятельно работают с текстом учебника «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.Н. Сахарова, часть 1 и составляют фишбоун)
Учитель задает вопросы:
Как вы думаете, сохранятся ли прежние торговые позиции Киева?
Киев ослаб, но продолжал оставаться центром земли Русской. Многие жители Киева покидали обжитые места в другие земли. Формируются три региона Руси, три модели государственного устройства. От того, какая из этих моделей окажется реализованной, зависело будущее страны. Это Юго-Западная Русь (Киевское, Галицко-Волынское, Чернигово-Северское княжества), Северо-Западная – Новгород Великий, Северо-Восточная (Владимиро-Суздальское княжество)
- Каковы особенности развития этих земель?
Предполагается, что последний вопрос вызовет некоторые затруднения и школьники смогут определить цель дальнейшей работы: определить особенности развития каждого княжества (в сравнении). Учащиеся работают в группах, записывают известную им информацию в виде ключевых слов, коротких ответов на поставленные вопросы. Затем представляют результаты работы. Учитель обобщает эти результаты.
Учащиеся выявляют критерии или линии сравнения. Работают в группах, в столбик на отдельном листе фиксируют эти критерии, представляют результат работы. Ученики предлагают линии сравнения, учитель выслушивает версии учащихся и предлагает на доске схему концептуальной таблицы. Затем в процессе лекции учащиеся работают индивидуально и заполняют таблицу.
Линии сравнения | Юго-Запад Руси (Галицко-Волынское княжество) | Северо-Запад (Новгород) | Северо-Восток (Владимиро-Суздальское княжество) |
1.Климат и геостратегическое положение | |||
2.Занятия и экономическое развитие | |||
3.Социально-политическое развитие | |||
4. Князья-правители | |||
5. Политические модели правления |
На стадии рефлексии школьники работают в группе, сравнивают свои варианты таблицы, корректируют свои записи, представляют свои характеристики различных княжеств. Учитель обобщает ответы, заполняет «общую» таблицу, версия которой представлена ниже.
Линии сравнения | Юго-запад Руси (Галицко-Волынское княжество) | Северо-запад (Новгород) | Северо-восток (Владимиро-Суздальское княжество) |
1.Климат и геостратегическое положение | Мягкий климат, плодородные земли, уязвимость для набегов кочевников | Климат и почвы мало пригодны для земледелия, но место удобно для защиты от западной агрессии | Скудные земли, суровый климат, лесная зона – защита от степняков |
2.Занятия и экономическое развитие | Давний центр земледелия и торговли с Юго-Восточной и Центральной Европой | Активная торговля с Волжской Булгарией, Прибалтикой, Скандинавией | Освоение новых земель, строительство новых городов |
3.Социально-политическое развитие | Рано сложилось могущественное боярство, оспаривавшее власть князей | Слабая княжеская власть, сильное боярство и купечество, у которых была власть. Сильны позиции местного владыки церкви | В новых городах слабые вечевые традиции, слабое боярство, сильная княжеская власть |
4. Князья-правители | Ярослав Осмомысл; потомки Владимира Мономаха (Роман Мстиславич, Даниил Романович) | Всеволод Мстиславич (внук Мономаха), Святослав Ольгович | Юрий Владимирович Долгорукий (сын Мономаха), Андрей Юрьевич Боголюбский |
5. Политические модели правления | Раннефеодальная монархия | Аристократическая феодальная республика | Деспотическая монархия |
Вывод по таблице, возвращение к заполнению фишбоуна:
- В чем плюсы и минусы раздробленности?
Позитивные последствия: Усиление крупных княжеств за счет укрепления княжеских династий, формирование традиции передачи власти от отца к сыну, бурный рост городов, развитие крестьянского хозяйства, освоение новых пахотных земель и лесных угодий, развитие культуры, усиление позиций Русской Православной Церкви
Негативные последствия: слабеют позиции г. Киева, внешняя опасность со стороны соседей.
Закрепление материала:
- Как изменилась карта Древнерусского государства с IX – XIII века?
- Какие регионы Руси выделяются по развитию?
- Почему выделились именно эти регионы на Руси?
- Какие занятия способствуют экономическому росту этих регионов?
- Почему в Новгороде сложились черты аристократической феодальной республики, а на Юго-западе и Северо-востоке – черты монархии?
Стадия рефлексии.
В заключение урока учащиеся возвращаются к цели, определяют, достигнута она или нет, стоит также уделить внимание трудностям, с которыми столкнулись школьники.
Составление синквейна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России. Проверочная работа по теме "Политическая раздробленность Руси в 11-13 вв." (6 класс)
В работе три варианта по три вопроса в каждом. Блоки вопросов направлены на проверку по всему материалу данной темы....
План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".
План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....
Конспект урока по истории в 6 классе "Политическая раздробленность на Руси"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...
Рабочий лист по истории на тему: "Политическая раздробленность Руси". 10 класс.
Рабочий лист по истории на тему: "Политическая раздробленность Руси" разработан для УМК Сахаров А.Н.,Загладин Н.В. История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеоб...
Выступление на ММО "Урок математики с применением элементов технологии критического мышления "
В ходе выступления рассматривается конкретный пример урока с применением технологии критического мышления...
Выступление «Анализ урока математики с применением элементов технологии критического мышления»
Рассмотрение приемов критического мышления на примере определенного урока...
История России. Проверочная работа по теме "Политическая раздробленность Руси в 11-13 вв." (6 класс)
История России. Проверочная работа по теме "Политическая раздробленность Руси в 11-13 вв." (6 класс)...