Урок по истории России по теме: Политическая раздробленность Руси (с применением элементов технологии критического мышления)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Привалова Маргарита Алексеевна

Урок по истории России по теме:

Политическая раздробленность Руси

(с применением элементов технологии критического мышления)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya_2.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории России по теме:

Политическая раздробленность Руси 

(с применением элементов технологии критического мышления)

                      (10 класс. Урок № 1 в теме: Политическая раздробленность Руси.), учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.Н. Сахарова, ч. 1

Цель: создать условия для  усвоения знаний  о причинах и последствиях распада Руси, а также формирования представления о трех возможных политических моделях развития Руси в период раздробления в южных, в северо-западных, в северо-восточных землях.

         На стадии вызова  учитель актуализирует знания учащихся по данному вопросу с целью выявить их субъектный опыт и уровень знания  учебного материала по теме урока. Работа осуществляется фронтально. Для этого учитель предлагает учащимся ряд вопросов, которые записаны на доске:

 - Сравните две карты «Восточная Европа в XIII в.» и «Русские княжества в   XII – XIII вв.», определите, как изменилась территория Древней Руси в  XII – XIII веках?

 - Какие события предыдущей эпохи предвещали неизбежный распад Руси?

 - Почему волевые усилия отдельных князей по объединению Руси не имели долговременных результатов?

Учащиеся работают в группах, записывают известную им информацию в виде ключевых слов, коротких ответов на поставленные вопросы. Затем представляют результаты работы. Учитель обобщает эти результаты

        На стадии осмысления учащиеся получают задание:

-В чем причины раздробленности? (ученики самостоятельно работают с текстом учебника «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.Н. Сахарова, часть 1 и составляют фишбоун) 

Рисунок1

           Учитель задает вопросы:

Как вы думаете, сохранятся ли прежние торговые позиции Киева?

Киев ослаб, но продолжал оставаться центром земли Русской. Многие жители Киева покидали обжитые места в другие земли. Формируются три региона Руси, три модели государственного устройства. От того, какая из этих моделей окажется реализованной, зависело будущее страны. Это Юго-Западная Русь (Киевское, Галицко-Волынское, Чернигово-Северское княжества), Северо-Западная – Новгород Великий, Северо-Восточная (Владимиро-Суздальское княжество)

- Каковы особенности развития этих земель?

Предполагается, что последний вопрос вызовет некоторые затруднения  и школьники смогут определить цель дальнейшей работы: определить особенности  развития каждого княжества (в сравнении). Учащиеся работают в группах, записывают известную им информацию в виде ключевых слов, коротких ответов на поставленные вопросы. Затем представляют результаты работы. Учитель обобщает эти результаты.

Учащиеся выявляют критерии или линии сравнения. Работают в группах, в столбик на отдельном листе фиксируют  эти критерии, представляют результат работы. Ученики предлагают линии сравнения, учитель выслушивает версии учащихся и предлагает на доске схему концептуальной таблицы. Затем в процессе лекции учащиеся работают индивидуально и заполняют  таблицу.

Линии сравнения

Юго-Запад Руси (Галицко-Волынское княжество)

Северо-Запад

(Новгород)

Северо-Восток

(Владимиро-Суздальское княжество)

1.Климат и геостратегическое положение

2.Занятия и экономическое развитие

3.Социально-политическое развитие

4. Князья-правители

5. Политические модели правления

                 

На  стадии рефлексии  школьники работают в группе, сравнивают свои варианты таблицы, корректируют свои записи, представляют свои характеристики различных княжеств. Учитель обобщает ответы, заполняет «общую» таблицу, версия которой представлена ниже.

Линии сравнения

Юго-запад Руси (Галицко-Волынское

княжество)

Северо-запад

(Новгород)

Северо-восток

(Владимиро-Суздальское

княжество)

1.Климат и геостратегическое положение

Мягкий климат, плодородные земли, уязвимость для набегов кочевников

Климат и почвы мало пригодны для земледелия, но место удобно для защиты от западной агрессии

Скудные земли, суровый климат, лесная зона – защита от степняков

2.Занятия и экономическое развитие

Давний центр земледелия и торговли с Юго-Восточной и Центральной Европой

Активная торговля с Волжской Булгарией, Прибалтикой, Скандинавией

Освоение новых земель, строительство новых городов

3.Социально-политическое развитие

Рано сложилось могущественное боярство, оспаривавшее власть князей

Слабая княжеская власть, сильное боярство и купечество, у которых была власть. Сильны позиции местного владыки церкви

В новых городах слабые вечевые традиции, слабое боярство, сильная княжеская власть

4. Князья-правители

Ярослав Осмомысл; потомки Владимира Мономаха (Роман Мстиславич, Даниил Романович)

Всеволод Мстиславич (внук Мономаха), Святослав Ольгович

Юрий Владимирович Долгорукий (сын Мономаха), Андрей Юрьевич Боголюбский

5. Политические модели правления

Раннефеодальная монархия

Аристократическая феодальная республика

Деспотическая монархия

         

        Вывод по таблице, возвращение к заполнению фишбоуна:

- В чем плюсы и минусы раздробленности?

        Позитивные последствия: Усиление крупных княжеств за счет укрепления княжеских династий, формирование традиции передачи власти от отца к сыну, бурный рост городов, развитие крестьянского хозяйства, освоение новых пахотных земель и лесных угодий, развитие культуры, усиление позиций Русской Православной Церкви

        Негативные последствия: слабеют позиции г. Киева, внешняя опасность со стороны соседей.

Закрепление материала:

- Как изменилась карта Древнерусского государства с IX – XIII века?

- Какие регионы Руси выделяются по развитию?

- Почему выделились именно эти регионы на Руси?

- Какие занятия способствуют экономическому росту этих регионов?

- Почему в Новгороде сложились черты аристократической феодальной республики, а на Юго-западе и Северо-востоке – черты монархии?

Стадия рефлексии.

В заключение урока учащиеся возвращаются к цели, определяют, достигнута она или нет, стоит также уделить внимание трудностям, с которыми столкнулись школьники.

Составление синквейна.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Проверочная работа по теме "Политическая раздробленность Руси в 11-13 вв." (6 класс)

В работе три варианта по три вопроса в каждом. Блоки вопросов направлены на проверку по всему материалу  данной темы....

План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".

План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....

Конспект урока по истории в 6 классе "Политическая раздробленность на Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Рабочий лист по истории на тему: "Политическая раздробленность Руси". 10 класс.

Рабочий лист по истории на тему: "Политическая раздробленность Руси" разработан для УМК Сахаров А.Н.,Загладин Н.В. История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеоб...

Выступление на ММО "Урок математики с применением элементов технологии критического мышления "

В ходе выступления рассматривается конкретный пример урока с применением технологии критического мышления...

Выступление «Анализ урока математики с применением элементов технологии критического мышления»

Рассмотрение приемов критического мышления на примере определенного урока...

История России. Проверочная работа по теме "Политическая раздробленность Руси в 11-13 вв." (6 класс)

История России. Проверочная работа по теме "Политическая раздробленность Руси в 11-13 вв." (6 класс)...