Политическая раздробленность Руси" Конспект урока
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Величко Екатерина Сергеевна

Конспект урока с анализом "Политическая раздробленность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Политическая раздробленность Руси» (10 класс)

Цели

  1. образовательная – формирование  знаний обучающихся о причинах феодальной раздробленности на Руси; формирование у них представления об особенностях политического развития отдельных земель и княжеств в данный период, связь этих особенностей с тенденциями генезиса княжеской власти; ознакомление с историческими оценками как последствий раздробленности, так и самого явления в целом;
  2. развивающая – формирование умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с дополнительными источниками и извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, фиксировать полученные знания в виде таблицы; развитие навыков работы с наглядным пособием (исторической картой); развитие исследовательский и коммуникативных умений, в том числе работать в группе;
  3. воспитательная – воспитание у обучающихся чувства патриотизма и позитивного отношения к истории России; формирование познавательной потребности;
  4. методическая – использование элементов технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.  

Тип  

 Урок новых знаний

Методы

Объяснительно-иллюстративный , частично-поисковый, методы проблемного обучения

Материальное обеспечение

Мультимедийная  презентация, информационные листы для обучающихся.

Ход занятия

Часть занятия с указанием его  содержания

Формирование УУД

1. Организационный момент

Познавательные УУД:

-умения определять понятие политическая раздробленности, устанавливать аналогии развития феодализма в Средневековой Европе и Средневековой Руси

- находить причинно-следственные связи, классифицировать исторические события и явления;

- анализировать исторические события;

- работать с дополнительными источниками и извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию;

- умение применять и преобразовывать символы для решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем и сверстниками,

- умение работать в группе и находить общее решение

- владение устной и письменной речью

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

2. Сообщение темы.

3.Мотивация учебной деятельности  и постановка целей занятия. Преподаватель акцентирует внимание обучающихся   насколько актуальна проблема дробления и междоусобных войн в современном мире. В истории России тоже бы такой этап. Обучающиеся, на основе имеющихся знаний, пытаются ответить на вопросы:

- как политическая раздробленность повлияла на дальнейшую судьбу страны?

- какие последствия она имела?

- раздробленность как процесс могла ли быть прогрессивной?

Обучающиеся совместно с преподавателем ставят цели занятия, исходя из отсутствия знаний необходимых для ответа на поставленные вопросы.

4. Актуализация опорных знаний

- дать определение понятия феодализм;

- определить порядок престолонаследования на Руси;

- дать определение понятия  натуральное хозяйство

- дать значение торгового пути «из варяг в греки» для Древнерусского государства

5. Изложение нового материала

План изучения нового материала:

  1. Причины политической раздробленности
  2. Особенности развития русских земель и княжеств в период политической раздробленности
  3. Последствия политической раздробленности на Руси.

5.1.Причины политической  раздробленности.

Преподаватель дает определение и хронологические рамки политической раздробленности на Руси.

В ходе лекции с элементами проблемного изложения, преподаватель объясняет причины политической раздробленности на Руси. Обучающиеся составляют схему в опорном конспекте.

Дробление Киевской Руси показывается преподавателем на карте. Особое внимание уделяется географическому положению  Новгородской боярской республики, Владимиро-Суздальской княжества. Галицко-Волынского княжества.

5.2. Особенности развития русских земель и княжеств в период феодальной раздробленности.

Обучающиеся делятся на три группы, каждая из которых работает с предложенным ей энциклопедическим материалом по одному из княжеств Руси. Завершением работы должно стать представление и обращение от лица жителей этой территории к другим княжествам. Обращение должно содержать особенности географического положения, основы хозяйства, политические особенности и особенности внешней политики.  Выступающие должны ответить на вопрос какие альтернативы дальнейшего развития могло предложить рассматриваемое ими княжество? При выступлениях одной группы две оставшиеся заполняют предложенную таблицу.

5.3.Последствия политической  раздробленности

В ходе лекции с элементами проблемного изложения преподаватель выделяет последствия политической раздробленности Руси. Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия:

- явился ли процесс политической раздробленности  закономерным и относительно прогрессивным?

7. Закрепление нового материала

Что станет с раздробленной Русью? Для ответа на вопрос обучающиеся  решают кроссворд. Каждой группе раздается кроссворд, при решении которого образуется слово. Из всех трех слов составляется фраз : « Будет Русь единой»

8. Домашнее задание

составление сигнальной схемы «Причины раздробленности»

9. Заключительная часть. Подведение итогов урока

           

Аспектный анализ урока

 Тема урока: Политическая раздробленность Руси

Цели :

-  образовательная – формирование  знаний обучающихся о причинах феодальной раздробленности на Руси; формирование у них представления об особенностях политического развития отдельных земель и княжеств в данный период, связь этих особенностей с тенденциями генезиса княжеской власти; ознакомление с историческими оценками как последствий раздробленности, так и самого явления в целом;

- развивающая – формирование умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с дополнительными источниками и извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, фиксировать полученные знания в виде таблицы; развитие навыков работы с наглядным пособием (исторической картой); развитие исследовательский и коммуникативных умений, в том числе работать в группе;

- воспитательная – воспитание у обучающихся чувства патриотизма и позитивного отношения к истории России; формирование познавательной потребности;

 -методическая – использование элементов технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.  

В результате проведение занятия были достигнуты:

Предметные результаты:

-формирование  знаний обучающихся о причинах феодальной раздробленности на Руси;

 -формирование у них представления об особенностях политического развития отдельных земель и княжеств в данный период, связь этих особенностей с тенденциями генезиса княжеской власти;

-ознакомление с историческими оценками как последствий раздробленности, так и самого явления в целом;

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

-умения определять понятие политическая раздробленности, устанавливать аналогии развития феодализма в Средневековой Европе и Средневековой Руси

- находить причинно-следственные связи, классифицировать исторические события и явления;

- анализировать исторические события;

- работать с дополнительными источниками и извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию;

- умение применять и преобразовывать символы для решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем и сверстниками,

- умение работать в группе и находить общее решение

- владение устной и письменной речью

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Личностные результаты:

- умение оценивать свои и чужие поступки

- умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию

Тип урока: урок новых знаний

Методы обучеиия: Объяснительно-иллюстративный , частично-поисковый, методы проблемного обучения, использование ИК-технологии

Оборудование:  ПК, экран, мультимедийная  презентация, информационные листы для обучающихся.

Ход урока :

1.Организационный момент. Кратковременный, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в работу.

2. мотивация учебной деятельности. Развитие необходимых умений в самостоятельной постановки целей своей деятельности через постановку проблемного вопроса учителей, исходя из отсутствия знаний необходимых для ответа на поставленные вопросы.

3.Этап актуализации знаний. На этом этапе повысила мотивацию на познавательную деятельность. Отвечая на необходимые вопросы развивалась грамотная речь учеников, активизировались процессы памяти и мышления.

4. Изложение нового материала.

 Использование ИК-технологии позволило сделать урок наглядным и познавательно интересным. Интерактивная карта политической раздробленности позволила вовлечь учеников в активную деятельность.

В соответствии со здоровьесберегающими технологиями учебная деятельность чередовалась. А также были выдержаны нормы использования ИКТ в соответствии с санитарно-гигиеническими рекомендациями.

Работа в группах позволила развивать умение находить общее решение, а также организовать сотрудничество для достижения поставленной цели. Презентация своего результата работы в виде небольшого обращения от лица жителя конкретного княжества, позволила отработать умения формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение.

5.Закрепление нового материала.

Возврат к поставленной цели, а также анализ полученных результатов логически завершили урок. А решение кроссворда, где конечным результатом стала фраза «Будет Русь единой», не только закрепил полученные теоретические знания, но и спрогнозировать дальнейшее развития нашего государства.

Домашнее задание: домащнее задание направлено не только на воспроизводство теоретического материала, а также на составление сигнальной схемы. Отрабатывается  умение применять и преобразовывать символы для решения учебных и познавательных задач.

Вывод: цели урока достигнуты. Применение ИК-технологии целесообразно, так как делает урок наглядным и познавательным. Применение элементов технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления позволило на уроке продолжить формирование важнейших УУД. Были достигнуты личностные и предметные результаты именно благодаря применению разнообразных методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политическая раздробленность на Руси (Обобщающий урок в виде игры «Морской бой») 6 класс.

Политическая раздробленность на Руси(Обобщающий урок в виде игры «Морской бой»)6 класс....

Политическая раздробленность на Руси. Урок для 6 класса.

Методическая разработка обобщающего урока по данной теме....

Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси".

Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси"....

Презентация к обобщающему уроку по разделу «Политическая раздробленность на Руси»

Презентация к обобщающему уроку по разделу «Политическая раздробленность на Руси» с применением игровых технологий...

Урок по истории России по теме: Политическая раздробленность Руси (с применением элементов технологии критического мышления)

Урок по истории России по теме:Политическая раздробленность Руси(с применением элементов технологии критического мышления)...

Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство. - конспект урока

Учитель: Курапкина О.А.Класс: 6Тема: Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство.Основные единицы знаний: боярская республика, вече, натуральное хозяйство, политическая раздробленность...

Презентация на тему: "Политическая раздробленность на Руси. Повторительный урок" к уроку в 6-м классе.

Презентация на тему "Политическая раздробленность на Руси." позволит в игровой форме повторить с учащимися основные темы из истории Древней Руси. Из-за ограничений сайта на размер загружаемого материа...