Формирование патриотизма у обучающихся средствами школьной музейной педагогики
статья по истории ( класс) на тему

Кудряшова Инна Леонидовна

    Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма детей и при правильной ее организации способствует эффективной реализации всех направлений воспитательной работы: патриотического, гражданского, нравственного, трудового, эстетического, физического, интеллектуального.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudryashovail-statya.doc.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Кудряшова И.Л. учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №109, г. Уфы

В системе гуманитарного знания представлены различные подходы к решению проблемы формирования патриотизма у школьников. Однако в современных социокультурных условиях, а также в рамках освоения ФГОС второго поколения возникает необходимость их переосмысления, а так же поиска видов и форм деятельности, адекватных возрасту, интересам, возможностям, способностям детей младшего школьного возраста способствующих формированию патриотизма.

В поисках путей духовного возрождения общества, патриотизма, формирования нравственных идеалов молодого поколения ученые-исследователи и педагоги нашей страны в последние годы вновь обратили свои интересы к школьной музейной педагогике, к этому виду деятельности, казалось бы, утратившему свою актуальность.

Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма детей и при правильной ее организации способствует эффективной реализации всех направлений воспитательной работы: патриотического, гражданского, нравственного, трудового, эстетического, физического, интеллектуального.

Практическая деятельность должна включать:

-организацию сетевого взаимодействия  школы с УДОД, Сузами, Вузами по реализации исследования;

- организацию учебного процесса в рамках исследования;

-создание творческой группы по организации и реализации программы исследования;

- координацию работы педагогов участников исследования по выявлению и развитию способностей учащихся, овладение учащимися знаниями, умениями и навыками музейной деятельности;

- организацию исследовательской деятельности, направленной на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, района, города, республики;

- включение учащихся в исследовательские проектные группы;

- включение информационных технологий;

- включение игровых имитационных моделей;

- манипулирования с музейными предметами;

- организация экскурсий, поездок, походов;

- обеспечение потребности школьников в углублённом изучении предметов;

- создание классных уголков музейной направленности;

- знакомство с традициями и обычаями  народов, проживающих на территории Республики Башкортостан;

- проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории, экскурсионного и музейного дела.

В результате успешной исследовательской  деятельности будет обеспечено повышение уровня сформированности патриотизма у школьников, проявляющееся:

- в способности активно применять свои знания по музееведению в учебной деятельности, в творчестве, в общении и публичных выступлениях, в практической жизненной ситуации; 

- в умении сохранять независимость от негативных влияний, вести здоровый образ жизни;

- в приобретении педагогом  опыта проектирования программ  патриотического воспитания средствами музейной педагогики для детей  школьного возраста  в рамках освоения ФГОС второго поколения.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающий сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и оформления материалов, имеющих познавательную ценность. Музей обладает мощным образовательным потенциалом, он как никакой другой образовательный институт, выступает в роли своеобразной творческой лаборатории, где можно ставить эксперименты, используя различные исторические источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

"Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики"

Проектная работа, созданная группой  заместителей директоров по воспитательной работе школ Московского района г.Казани...

Средства музейной педагогики. Из опыта работы.

Материалы для начинающих педагогов музейного дела...

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии  МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...

Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики

Детство,  и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...

ПРИКАЗ от 2 июня 2015 г. № 386 "О результатах проведения районного дистанционного семинара для педагогов технологии образовательных организаций Шурышкарского района по теме «Развитие творческих способностей учащихся средствами этнокультурной педагогики»

В работе Семинара приняли участие 14 педагогов  из 7 общеобразовательных организаций: МКОУ «Азовская средняя общеобразовательная школа «Образовательно-воспитательный центр», МБОУ «Горковская сред...

Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебн...