Средства музейной педагогики. Из опыта работы.
статья по теме
Материалы для начинающих педагогов музейного дела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_muzeynoy_pedagogiki_._iz_opyta_raboty_bogashevkoy_sosh.doc | 76.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства музейной педагогики.
Формирование исторического сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. В то же время встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в школьном курсе. Поэтому необходимо включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать музейная педагогика, исследующая музейные формы коммуникации, их влияние на историческое образование детей, воспитание у них заинтересованного, уважительного отношения к другим эпохам, культурам. На базе школьных музеев выстраивается вся воспитательная система ОУ. Легко вливается музейная педагогика и во внеурочную деятельность. В последнее время приемы музейной педагогики широко используются не только в школах, но и в детских садах. В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 тысяч музеев, в том числе:
- исторических 2060;
- военно-исторических-1390;
- комплексно-краеведческих-1060.
На территории Томской области действуют различные музеи образовательных учреждений: литературные, историко-краеведческие, этнографические, военно-исторические. Возрастает не только количество музеев, улучшилось и качество работы. Если раньше у музеев часто не было даже отдельного помещения, то сегодня большинство из них занимают не только отдельные кабинеты, но и используют современное оборудование (витрины, стеллажи), компьютерную и офисную технику.
Музей — это информационная и коммуникационная составляю щая образовательного учреждения. И на сегодняшний день компь ютерные технологии, широко используемые в образовательном пространстве, выводят его на новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности учебного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская — осуществляются новыми средствами.
Известно, что феномен школьного музея заключается в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Музей дает возможность детям попробовать свои силы в различных областях научной, технической и общественной деятельности. Многообразие видов работы, которые необходимо выполнять в школьном музее, позволяет детям выбрать себе занятие по душе. И ребенок здесь становится не только потребителем продукта музейной деятельнос ти, но и активным его создателем. Для многих школьников работа в учебном музее становится площадкой для творческой реализации, проявления общественной активности и гражданственности, позволяет самоутвердиться, что особенно важно для развития личности ребенка. При этом в условиях многопрофильного коллектива, ка ким является школьный музей, у ребенка возникает возможность выступать как в роли лидера, так и в роли исполнителя.
Очень важную роль в процессе создания продукта музейной деятельности ребенком играют информационные технологии. Ведь современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, и даже лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Они живут в период формирования нового постиндустриального общества, основой которого станет свободное информационное пространство. И одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в различных проектах.
Данные технологии позволяют решать и следующую проблему, возникающую по мере развития музея, пополнения им музейных фондов. Многие фотографии, газетные статьи, письма и другие документы не могут быть использованы и показаны в оригинале в целях обеспечения сохранности. Создание их виртуальных копий и использование их в работе музея решают данную проблему.
Методические приемы экскурсионной работы
За годы работы музея мы накопили широкий ''репертуар'' методических приемов, которые включают сенсорные, эмоциональные и интеллектуальные механизмы и делают познание цельным и личностно значимым для наших посетителей.
Вот некоторые из приемов, которые мы применяем в экскурсионной работе со школьниками:
1. РОЛЕВАЯ ИГРА. Войти в образ помогают стилизованные ''под древность'' костюмы, которые ребята шьют и украшают самостоятельно, используя реконструкции различных типов одежды древних сибирских народов. Ну а нашим посетителям мы предлагаем роль путешественников, которые на машине времени оказались в прошлом и которым, чтобы выжить, необходимо научиться делать одежду, оружие и орудия труда.
3. ПРИЕМ ДИАЛОГА. Одно из правил, которого мы постоянно придерживаемся в нашей работе - исключить монолог. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, мастера часто обращаются к гостям с просьбами, вопросами, спрашивают совета, сами отвечают на возникшие у посетителей вопросы.
4. ПРИЕМ “ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ”. Экскурсии в нашем музее сопровождаются демонстрацией видеофильмов и фотографий, показывающих, каким образом предметы из древности оказываются в современном мире.
Благодаря использованию всех этих приемов мы облегчаем школьным учителям задачу воспитания любви к истории, а классным руководителям помогаем организовывать досуг ребят в свободное от учебы время.
В учебных музеях могут быть использованы различные формы работы с применением информационных технологий, широко применяют их для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов. Во многих школах выпускают собственные газеты, и музеи активно публикуют свои материалы на их страницах. В практике ряда музеев было и издание собственных брошюр.
Применяют компьютерную технику для создания коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.
Появление данных проектов выявляет одну из наиболее харак терных черт современного школьного музея - смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи кон кретных знаний от учителя ученику к развитию способности при обретать эти знания и умения самостоятельно и использовать их в практической деятельности.
Активно используют офисную и компьютерную технику для создания презентаций и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Школьный музей включен в единую локальную сеть образова тельною учреждения, что предполагает перенос накопленной ин формации на веб-сайт школы или представление в сети соб ственного музейного сайта.
У МБОУ «Богашевской СОШ имени А.И. Фёдорова» Томского района есть свой сайт. На нем размещена информация о музее, его основной экспозиции и временных выставках, статьи руководителя, фотографии, форум и т.д.
Но в работе музеев образовательных учреждений по ка не применяется компьютерная техника для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации. Причины этого нам видятся в отсутствии специализированного программного обеспечения, спе циальных знаний у руководителя музея, да и работа эта очень трудоемкая и требует много времени, которым руководитель просто не располагает. Часто работа по описанию музейных предметов осуществляется на низком уровне, так как руководители не обладают профессиональными знаниями, являясь краеведами-энтузиастами, и предпочитают больше внимания уделять непосредственно работе с детьми.
Школьный музей как универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского клуба, делает возможным реализацию многих форм познавательной и коммуникативной деятельности учащихся. Использование информационных технологий и различны приемов (средств) музейной педагогики только увеличивает многообразие вариантов общения с культурным наследием. Кроме того, современные технологии помогают гармонично сочетать традиционные и инновационные методы работы, что позволяет максимально использовать возможности музея в воспитательной деятельности. Музеи образовательных учреждений Томской области активно используют информационные технологии в своей работе.
Список литературы.
- Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.
- Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986.
- Юхневич М.Ю. Как построить ДОМ (проблемы создания музея нового типа) – Мир музея, 1995, № 5.
- Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие – М., 1990.
- Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения /
Отв.ред.М.Ю. Юхневич. М.: Академический проект; РИК, 2006. 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики
Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками в школьном комплексно-краеведческом музее....
"Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики"
Проектная работа, созданная группой заместителей директоров по воспитательной работе школ Московского района г.Казани...
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...
Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики
Детство, и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...
статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"
Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...
программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»
Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей ст...
«Использование средств музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности»
В статье приводятся примеры использования средств музейной педагогиги в урочной и внеурочной деятельности...