Средства музейной педагогики. Из опыта работы.
статья по теме

Материалы для начинающих педагогов музейного дела

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства музейной педагогики.

Формирование исторического сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. В то же время встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в школьном курсе. Поэтому необходимо включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать музейная педагогика, исследующая музейные формы коммуникации, их влияние на историческое образование детей, воспитание у них заинтересованного, уважительного отношения к другим эпохам, культурам. На базе школьных музеев выстраивается вся воспитательная система ОУ. Легко вливается музейная педагогика и во внеурочную деятельность. В последнее время приемы музейной педагогики  широко используются не только в школах, но и в детских садах.  В настоящее время  в школах, учреждениях дополнительного образования  детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 тысяч музеев, в том числе:

- исторических 2060;

- военно-исторических-1390;

- комплексно-краеведческих-1060.

На территории Томской области действуют различные музеи образовательных учреждений: литературные, историко-краеведческие, этнографические, военно-исторические. Возрастает  не только количество музеев, улучшилось и качество работы. Если раньше у музеев часто не было даже отдельного помещения, то сегодня большинство из них занимают не только отдельные кабинеты, но и используют современное оборудование (витрины, стеллажи), компьютерную и офисную технику.

Музей — это информационная и коммуникационная составляю щая образовательного учреждения. И на сегодняшний день компь ютерные технологии, широко используемые в образовательном пространстве, выводят его на новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности учебного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская — осуществляются новыми средствами.

Известно, что феномен школьного музея заключается в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Музей дает возможность детям попробовать свои силы в различных областях научной, технической и общественной деятельности. Многообразие видов работы, которые необходимо выполнять в школьном музее, позволяет детям выбрать себе занятие по душе. И ребенок здесь становится не только потребителем продукта музейной деятельнос ти, но и активным его создателем. Для многих школьников работа в учебном музее становится площадкой для творческой реализации, проявления общественной активности и гражданственности, позволяет самоутвердиться, что особенно важно для развития личности ребенка. При этом в условиях многопрофильного коллектива, ка ким является школьный музей, у ребенка возникает возможность выступать как в роли лидера, так и в роли исполнителя.

Очень важную роль в процессе создания продукта музейной деятельности ребенком играют информационные технологии. Ведь современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, и даже лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Они живут в период формирования нового постиндустриального общества, основой которого станет свободное информационное пространство. И одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в различных проектах.

Данные технологии позволяют решать и следующую проблему, возникающую по мере развития музея, пополнения им музейных фондов. Многие фотографии, газетные статьи, письма и другие документы не могут быть использованы и показаны в оригинале в целях обеспечения сохранности. Создание их виртуальных копий и использование их в работе музея решают данную проблему.

Методические приемы экскурсионной работы

За годы работы музея мы накопили широкий ''репертуар'' методических приемов, которые включают сенсорные, эмоциональные и интеллектуальные механизмы и делают познание цельным и личностно значимым для наших посетителей.

Вот некоторые из приемов, которые мы применяем в экскурсионной работе со школьниками:

1. РОЛЕВАЯ ИГРА.  Войти в образ помогают стилизованные ''под древность'' костюмы, которые ребята шьют и украшают самостоятельно, используя реконструкции различных типов одежды древних сибирских народов. Ну а нашим посетителям мы предлагаем роль путешественников, которые на машине времени оказались в прошлом и которым, чтобы выжить, необходимо научиться делать одежду, оружие и орудия труда.

3. ПРИЕМ ДИАЛОГА. Одно из правил, которого мы постоянно придерживаемся в нашей работе - исключить монолог. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, мастера часто обращаются к гостям с просьбами, вопросами, спрашивают совета, сами отвечают на возникшие у посетителей вопросы.

4. ПРИЕМ “ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ”. Экскурсии в нашем музее сопровождаются демонстрацией видеофильмов и фотографий, показывающих, каким образом предметы из древности оказываются в современном мире.

Благодаря использованию всех этих приемов мы облегчаем школьным учителям задачу воспитания любви к истории, а классным руководителям помогаем организовывать досуг ребят в свободное от учебы время.

В учебных музеях могут быть использованы  различные формы работы с применением информационных технологий, широко применяют их для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов. Во многих школах выпускают собственные газеты, и музеи активно публикуют свои материалы на их страницах. В практике ряда музеев было и издание собственных брошюр.

Применяют компьютерную технику для создания коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

 

Появление данных проектов выявляет одну из наиболее харак терных черт современного школьного музея - смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи кон кретных знаний от учителя ученику к развитию способности при обретать эти знания и умения самостоятельно и использовать их в практической деятельности.

Активно используют офисную и компьютерную технику для создания презентаций и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Школьный музей включен в единую локальную сеть образова тельною учреждения, что предполагает перенос накопленной ин формации на веб-сайт школы или представление в сети соб ственного музейного сайта.

У МБОУ «Богашевской СОШ имени А.И. Фёдорова» Томского района есть свой сайт. На нем размещена информация о музее, его основной экспозиции и временных выставках, статьи руководителя, фотографии, форум и т.д.

Но в работе музеев образовательных учреждений по ка не применяется компьютерная техника для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации. Причины этого нам видятся в отсутствии специализированного программного обеспечения, спе циальных знаний у руководителя музея, да и работа эта очень трудоемкая и требует много времени, которым руководитель просто не располагает. Часто работа по описанию музейных предметов осуществляется на низком уровне, так как руководители не обладают профессиональными знаниями, являясь краеведами-энтузиастами, и предпочитают больше внимания уделять непосредственно работе с детьми.

Школьный музей как универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского клуба, делает возможным реализацию многих форм познавательной и коммуникативной деятельности учащихся. Использование информационных технологий и различны приемов (средств) музейной педагогики только увеличивает многообразие вариантов общения с культурным наследием. Кроме того, современные технологии помогают гармонично сочетать традиционные и инновационные методы работы, что позволяет максимально использовать возможности музея в воспитательной деятельности. Музеи образовательных учреждений  Томской области активно используют информационные технологии в своей работе.

Список литературы.

  1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.
  2. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986.
  3. Юхневич М.Ю. Как построить ДОМ (проблемы создания музея нового типа) – Мир музея, 1995, № 5.
  4. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие – М., 1990.
  5. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения /
    Отв.ред.М.Ю. Юхневич. М.: Академический проект; РИК, 2006. 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

"Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики"

Проектная работа, созданная группой  заместителей директоров по воспитательной работе школ Московского района г.Казани...

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии  МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...

Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики

Детство,  и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...

статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"

Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...

программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»

Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей ст...

«Использование средств музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности»

В статье приводятся примеры использования средств музейной педагогиги в урочной и внеурочной деятельности...