Конспект урока по теме «Поход Александра Македонского на Восток» 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Стрельникова Екатерина Михайловна

Цель: Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира; создать условия для ознакомления с процессом создания державы Александра Македонского, продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Поход Александра Македонского на Восток»

5 класс

Цель: Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира; создать условия для ознакомления с процессом создания державы Александра Македонского, продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Тип урока: урок- исследование

Планируемые результаты:

1.предметные: расширение оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом.

2.личностные: выражение положительного отношения к процессу познания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

3.метапредметные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Основное содержание темы, даты: планы Александра Македонского по завоеванию Персии. Начало похода в Малую Азию (334 г. до н. э.). Завоевание Сирии. Взятие Тира. Вступление греко-македонской армии в Египет. Битва у Гавгамел (331 г. до н. э.). Гибель Персидской державы (325 г. до н. э.). Внутренние противоречия в окружении полководца, подавление заговора. Поход через Центральную Азию в Индию. Основание новых городов и установление эллинистических порядков на завоеванной территории. Смерть Александра в Вавилонии (323 г. до н. э.). Завоевательные войны, держава.

Образовательные ресурсы: учебник, карта «Завоевательные походы Александра Македонского», раздаточный материал.

Ход урока

I.Организационный момент

        Цель: настрой учащихся на работу в классе.

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»

  1. Подготовка устного ответа по карточке.

Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

  • Почему Греция потеряла независимость? Для этого вспомни:
  • Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?
  • Почему греки жили недружно и воевали между собой?

Что давала тактика Филиппа ссорить противников? Сделай вывод.

  1. Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

  1. Устный ответ ученика по карточке и отзыв на него одноклассников.
  1. Постановка учебной задачи.

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу.

Запись темы урока, плана на доске( по ответам учащихся и корректировки учителя)

План.

1. Победы войска Александра Македонского

2. Гибель Персидского царства.

Изучая историю, мы сталкиваемся со многими выдающимися личностями. Давайте вспомним их. А главным действующим лицом прошлого урока был царь Македонии)…(Филипп). Его сын, Александр, был воспитанником Аристотеля. Кто это?( один из учащихся дает краткое сообщение).

1.У выдающихся личностей формируются с детства качества, которые позволяют им добиваться своих целей. Предлагается работа с документом.

ПЛУТАРХ. “ЗАПИСКИ О ПОЛКОВОДЦАХ”. (ОТРЫВОК) ОБ АЛЕКСАНДРЕ

  1. Александр, когда был маленьким, не радовался успехам Филиппа и говорил мальчикам товарищам: “Отец мне ничего не оставит”. Те отвечали: “Но он ведь для тебя все и добывает!”. “Что толку, – сказал Александр, – если у меня будет много добра и мало дела!”.
  2. Он быстро бегал, и отец предложил ему выступить среди бегунов в Олимпии. “Ладно, – сказал Александр, – если соперниками будут цари”.

Проблемный вопрос: Какие качества личности Александра здесь прослеживаются?

2.Работа по исторической карте

- Вспомните, как располагаются на карте части света.

                                                                 

Каким цветом обозначено на карте Македонское царство?

         -Каким цветом обозначено Персидское царство? 

  • В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? 
  • В какой части света находится большинство этих государств?

Физкультминука!

IV.Усвоение новых знаний и способов действий. Проблемные вопросы:

Предположите, почему греки поддержали план похода Александра Македонского на Восток? Организует работу с картой, обращает внимание на размеры Персидского царства.

– До какой реки доходили владения персов на востоке? До какого моря на западе? До каких морей на севере?

–Почему царь Македонии, несмотря на огромные размеры Персидского царства, рассчитывал на успех похода?

1.Работа в парах с текстом учебника.

Прочитать пп. 2, 3 § 42

Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр Македонский в период военного похода на Восток.

2.Беседа по прочитанному

  • Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)
  • Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)
  • Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)
  • Какие новые черты характера появились в Александре Македонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)
  • Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Александрию, на о. Фарос)

3.Сообщение учащегося об Александре Македонском.

Вопрос классу: – Что вас привлекает в личности  А. Македонского? Что вам не нравится в нем?

V. Закрепление знаний и способов действий.

– Когда начался и когда закончился поход А. Македонского?

– Покажите на карте Македонию, Персидское царство, места важнейших сражений.

– Найдите города с одинаковым названием. Чем можно это объяснить?

VI. Рефлексия

- Закончите предложения:

* Своей работой на уроке я …

* Урок для меня показался…

* За урок я…

*Мое настроение…

* Материал урока мне был …

VII. Информация о домашнем задании

Параграф 41, прочитать, сообщения о достопримечательностях Александрии Египетской



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!

Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....

Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"

предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход  Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"

Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...

Урок истории в 5-м классе Тема "Поход Александра Македонского на Восток"

Урок истории в 5-м классе Тема "Поход Александра Македонского на Восток"...

Технологическая карта урока по ФГОС на тему "Поход Александра Македонского на Восток" 5 класс.

Работа на уроке предполагает наличие развитых умений работы с картой и текстом учебника, а также навыков анализа предложенной информации. Ребята в качестве результата своей деятельности представляют д...

Конспект урока на тему: "Завоевания Александра Македонского"

Конспект урока на тему: "Завоевания Александра Македонского"...