Урок истории в 5-м классе Тема "Поход Александра Македонского на Восток"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок истории в 5-м классе Тема "Поход Александра Македонского на Восток"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
26_02_pohod_aleksandra_makedonskogo_na_vostok_istoriya_5klass.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 5-м классе
Тема "Поход Александра Македонского на Восток"
Цель урока:
- Познакомить учащихся с восточным походом греко – македонских войск.
- Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
- Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. Слайд №2.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания по теме: «Возвышение Македонии при царе Филиппе».
Письменно: 2 карточки.
Карточка №1
Дать определение понятиям: граждане, верфи, пошлина, переселенцы, амфора, пифос.
Карточка №2
а) Внимательно прочитать вопрос и подготовить развернутый ответ на него: почему Греция потеряла свою независимость?
б) Для этого вспомнить:
- Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?
- Почему греки жили недружно и воевали между собой?
- Что давала тактика Филиппа ссорить противников?
в) Сделать вывод.
Устно:
- Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)
- Как звали македонского царя? (Филипп II)
- Каким был Филипп II?
- Краткий ответ по карточке: почему Греция потеряла свою независимость?
- Каким образом Александр пришел к власти в Македонии? (после смерти своего отца – царя Филиппа)
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.
Вместе с учащимися определяем цель урока: познакомиться с походами Александра Македонского на Восток и выяснить, почему рухнула мощная держава персов под ударами армии македонцев.
Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?
IV. Изучение новой темы.
План. Слайд №3.
- Личность Александра Македонского.
- Первые победы.
- Битва при Иссе.
- Гибель Персидского царства.
- Окончание похода.
Записываем в тетрадях тему и план урока.
Записи на доске:
334 г. до н. э. – битва на реке Граник,
333 г. до н. э. – битва близ города Исс,
331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,
330-327 гг. до н. э. – походы Александра в Среднюю Азию,
325 г. до н. э. – завершение похода в Вавилоне.
Сообщение ученика об Александре Македонском (учащиеся знакомятся с личностью Александра Македонского, с качествами, которые были присущи для этого полководца). Слайд №4.
Рассказ учителя: В 334 г. до н.э. состоялась переправа войск через пролив (Дарданеллы), отделяющий Европу от Азии. На берегу горной реки Граник стояли отряды персов. Надвигался вечер. И один из полководцев предложил дождаться утра, но Александр ответил словами… (слайд №5, №6). Битва завершилась победой македонян. Был открыт путь в Малую Азию.
Рассказ учителя: Дарий III – персидский царь (слабый, нерешительный человек и бездарный полководец), двинулся во главе войска навстречу Александру. Встретились близ г. Исс. Александр возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. Слайд №7, №8.
Работа с текстом учебника по вариантам: абзац 3, с. 191-192, I-В.
?- Как была завоевана Финикия?
3 абзац, с. 192-193, II-В.
?- Как Александра встретили в Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр основал первый свой город в честь своего имени – Александрию. Таких городов будет основано еще более 20. Слайд №9, №10.
Рассказ учителя: В 331г до н. э. Александр продолжил свой поход вглубь Персии. 4 месяца шло войско. У селения Гавгамелы состоялась битва. (Слайд №11, №12). Дарий III собрал огромную армию: колесницы, пехота, конница, боевые слоны.
Александру был дан такой совет – напасть на персов ночью. «Я не краду победу», - ответил Александр.
Характеристика битвы:
- Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).
- Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.
- За конницей – фаланга.
- Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним – его воины.
- Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.
- Дария III убивают его же приближенные.
- Войско провозгласило Александра «царем Азии».
Рассказ учителя: Слайд №13, №14. Затем Александр отправился в Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой поход в Западную Индию – в долину Инда. Здесь войско Александра столкнулось с боевыми слонами. Но лучники ранили многих слонов и те пришли в ярость, повернув назад. При этом начали топтать свих воинов. Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось.
325 год до н. э. 10 – летний поход завершился.
323 год до н. э. Александр заболел и умер (от лихорадки – это болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом). Слайд №15. Задание для учащихся:
? Когда Александр родился?
V. Закрепление. Слайд №16.
- Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций; полководческий талант Александра сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы).
- Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нем?
VI. Итог урока. Домашнее задание: § 42, вопрос 1,4.
Приложение
Александр Македонский (356— 323 до н. э.), царь Македонии (с 336 г. до н. э.).
Родился в июле 356 г. до н. э. Сын царя Филиппа II, подчинившего Македонии большую часть Греции. Был воспитан древнегреческим философом Аристотелем. Тот стремился выпестовать из своего подопечного идеального монарха, будущего правителя Греции. Идеи Аристотеля оказали большое влияние на политику Александра. Он пришёл к власти в ходе смуты, вызванной убийством его отца македонскими аристократами-заговорщиками. В течение двух лет (336—334 гг. до н. э.) Александру удалось восстановить пошатнувшуюся власть македонян в Греции и разбить варварские фракийские племена, грозившие Македонии с севера.
Объединив почти всю Элладу под своей властью, Александр осуществил замысел отца — совершил поход против Персидской державы, давнего противника греческих государств. В этом походе в полной мере проявился исключительный полководческий талант Александра, принёсший ему славу величайшего завоевателя.
В 334 г. до н. э. войска Александра переправились в Азию через Геллеспонтский пролив и начали продвижение в глубь персидских владений. В результате битвы с персами на реке Граник (334 г. до н. э.) большая часть Малой Азии перешла в руки македонян. В городе Гордий Александр, по преданию, разрубил узел, завязанный на дышле колесницы древним царём Гордием; тому, кто развяжет его, предсказывали власть над всей Азией.
В два следующих года македоняне прошли победным маршем по всему Ближнему Востоку, почти не встречая серьёзного сопротивления. Египетские жрецы первыми воздали Александру почести, словно божеству, признав его фараоном и объявив сыном бога Амона.
В Египте Александр заложил город, названный его именем (Александрия), — первую из подобных греко-македонских колоний на Востоке. Вторгшись в центральные области Персидской державы, он разбил в битве при Гавгамелах царя Дария III (331 г. до н. э.), после чего взял Вавилон и сделал его своей столицей. Древняя столица Персии Персеполь была разграблена и сожжена македонскими солдатами. Убийство Дария царским приближённым — сатрапом Бессом раскололо персидскую знать. Многие персы перешли на сторону Александра, который объявил себя мстителем за законного царя. Под флагом мести он предпринял поход против Бесса (Артаксеркс IV) в Среднюю Азию и к 328 г. до н. э. покорил её.
Затем вторгся в Индию, но война за рекой Инд привела к истощению армии, и в 325 г. до н. э. он повернул к Вавилону. Между тем ещё после захвата Вавилона многие македоняне и греки стали роптать. Их раздражали стремление царя править, подобно восточным владыкам, требования религиозного почитания, сближение с местными аристократами и жрецами. Александр женился на знатной персиянке Роксане и хотел видеть сына от неё своим наследником. С бывшими соратниками — полководцем Парменионом, философом Каллисфеном и другими осуждавшими его — он безжалостно расправился.
13 июня 323 г. до н. э. Александр внезапно умер в Вавилоне. Огромная держава распалась сразу после его смерти. Походы Александра Македонского положили начало истории так называемой эллинистической цивилизации, соединившей в себе греческие и древневосточные традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!
Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....
Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"
предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...
Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"
Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....
Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"
Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"
Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...
разработка урока истории в 5 классе "Поход Александра Македонского на Восток"
5 класс. Цель: Способствовать сформированности мотивации к обучению, развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей. Научить давать нравств...
Урок истории 5 класс "Поход Александра Македонского на восток" (технологическая карта)
Разработка урока истории 5 класс по теме "Поход Александра Македонского на восток". (технологическая карта)Имеется 6 приложений: раздаточный материал, лист самооценки, кроссворд, презентация, самоанал...