Конспект урока "Поход Александра Македонского на Восток"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Елена Викторовна Сомова

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pohod_aleksandra_makedonskogo_na_vostok.docx44.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3г. Пугачева  Саратовской области»

Конспект урока по истории  в 5  класс

по теме  

«Поход Александра Македонского на Восток»

Учитель:

Сомова Елена Викторовна

2020г.

Тема

Поход Александра Македонского на Восток

Цели

Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую позицию (на примере греков — патриотов)

Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах. Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления) научить выявлять причины, позволившие ему прославиться. Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки,  воспитать чувство уважения, сострадания.

УУД

  • ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.
  • Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия. Выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать способы достижения цели в учебной ситуации
  • Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

  • Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности. поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках (карты, текст учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное); определять понятия. Обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия; представлять информацию в разных формах (таблица, кластер, синквейн,  мини-сочинение).

Планируемые результаты

(предметные)

  1. углубление знаний учащихся по истории Древней Греции;
  2. Знание причин:  ПОЧЕМУ Александр Македонский ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?

Основные понятия

Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга, монархия, царь Филипп II, Аристотель, Александр,  Дарий III? Филиппики.

Ресурсы

карта «Поход Александра Македонского на Восток»,  учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. -  М.Просвещение, 2014,

презентация к уроку, проектор;  

раздаточный материал (задания, иллюстративный материал, текст, рабочие листы);

Тип урока.

Формы урока / методы

 Тип урока: урок развития компетентностей

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа

Методы: словесный, наглядный, практический. Учебный мозговой штурм

Технология / приёмы

Технология  развития критического мышления через чтение и письмо. Чтение  исторической карты с опорой на легенду.

Приёмы: «Мозговой штурм», решение кроссворда.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

(1 мин)

Хайрэ! (радуйся) - Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

 На слайде написано слово «ТРУД».

– Что значит трудиться на уроке?

– Что должен иметь каждый ученик?

Т – тетрадь
Р – ручка
У – учебник
Д – дневник

– Все готовы трудиться? –

Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»?

 (ученики поднимают руки.)

На «4»? На «3»? Спасибо…

Проверим!

Хайрэ! - Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проверка готовности к уроку.

Ученики сами оценивают степень

 своей подготовки и сообщают об

 этом учителю.

  1. Актуализация опорных знаний по теме: Города Эллады подчиняются Македонии

(3 мин)

Игра «Крестики – нолики» (верный ответ  - X, неверный ответ - 0.)

Какое задание оказалось самым сложным?(9)

Филиппики – это и золотые монеты,

которые стал чеканить Филипп II и

гневные обличительные речи!

Учащиеся,  сидящие за одной партой, обмениваются  друг с другом листками с ответами, и проверяют выполненную работу.

  • Получают филиппики за оценки

 «4 и 5»

  1. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

(3 мин)

Одно из распространенных  современных имен – Александр. Ребята, кто знает, что оно означает в переводе с греческого? Мужественный защитник

У нас есть в классе Александры?

Каких великих людей с таким именем  вы знаете? (А.Македонский, А.Невский, А.Пушкин, А.Суворов и другие)

Как вы считаете, о ком пойдет речь сегодня  на уроке?

Ребята, обратите внимание на слайд, кто изображён на нём?

(Индивидуальное задание- рассказать о Александре Македонском, о его личностных качествах

(расссказ, фильм)

- Какие качества понравились вам и почему?

(смелый, добрый, ловкий)

"Дитя мое,- сказал Филипп сыну, - ищи себе более подходящего царства, Македония для тебя слишком мала".

- Как вы думаете, как эти слова отца повлияли на дальнейшую деятельность мальчика?

Да, действительно они  подтолкнули  его на завоевания.

- Отсюда,  что же нам предстоит сегодня изучить, как будет называться  тема нашего урока?  

Давайте с вами посмотрим на карту с.204 учебника и на слайд №

  • что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония

Запись на доске:+ государство Македония небольшое

  • Значит, какую армию может иметь такое государство?

Записывает на доске: +армия македонцев малочисленная

  • а что на карте обозначено черными стрелками?
  • и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?

Записывает на доске: +А.М.завоевал полмира

Посмотрите на записи. Вас ничто не удивляет? В чем противоречие данных фактов?

  • и какой вопрос возникает?

Итак,  главный вопрос нашего урока: ПОЧЕМУ Александр Македонский ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?

Поиском ответа на данный вопрос мы и займёмся на нашем уроке.

Слушают учителя.

 

Сегодня на уроке речь пойдет о выдающемся полководце древности – Александре Македонском

12 – летний Александр, усмиряющий своего верного коня Буцефала.

(рассказ)

Просмотр видеосюжета «Александр и Буцефал». (1мин.40)

Они  подтолкнули  его на завоевания.

Определение темы урока. Записываем в рабочий лист! 

Смотрят карту в учебнике, на экран

  • небольшая, маленькая территория государства Македония

  • тоже небольшую, малочисленную

  • завоевательные походы А.М.

  • завоевал Египет, Финикию, Персию и даже часть Индии. Почти полмира того времени завоевал А.М.

Страна маленькая, армия тоже, а завоевано полмира.

  • Как это получилось у А.М. Как он смог завоевать полмира.
  • Каким образом, за счет чего, почему?

Учебный мозговой штурм

  1. Работа в группах

 1 группа

Расскажет нам о первой битве греко-македонского войска на реке Граник против персов.

Воспользуйтесь материалами учебника на стр.200 (Первые победы).

Прочитайте и ответьте на вопросы:

- Как вы считаете, почему греки участвовали в походе против персов?

- Первая битва и поражение огромной персидской державы. Почему?

2 группа

Сражение у города Исс.

Работайте по учебнику, стр.201-202 (От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской). Прочитайте и ответьте на вопросы:

- Почему и здесь войско Александра Македонского одержало победу?

- Почему Египет встретил Александра Македонского как освободителя от персов?

 3 группа Сражение при Гавгамелах.

Учебник на стр.202-203 (Гибель персидского царства)

Прочитайте и ответьте на вопросы:

- Почему войско Александра Македонского одержало победу над войском противника превосходящего по численности не менее чем в пять раз?

- В чём, на ваш взгляд, кроется успех военных побед Александра Македонского?

 

Самостоятельная работа учащихся

  • читать параграф учебника, раздаточный материал, искать факты и формулировать выводы, которые помогут каждой группе доказать или опровергнуть свою версию

(фильм Битва при Гавгамелах)

  1. Открытие нового знания

(7 мин)

Правила работы в группах: (на слайде)

– Уважай мнение товарища.

– Терпеливо выслушай товарища.

– Любое мнение ценно.

– В каждой мысли есть доля истины.

У каждой группы есть свое задание (выбрать координатора группы)

Работают в группах.

Читают, составляют по желанию кластер, таблицу, оформляют рисунки.

Звучит тихо музыка.

При опросе ученики

поднимают длинную

полоску картона, красной или зелёной

 стороной к учителю, сигнализируя о

свое готовности к ответу.

  1. Выступления представителей групп

(10 мин)

1 группа

2 группа

3 группа

1 группа «Работа с картой» (Показать на карте основные битвы А.М. и город, который основан А.М.) (битва на р. Граник, битва близ г. Исс, битва за г. Тир, битва у селения Гавгамелы, Взятие г. Вавилона, битва в долине Инда, основание города Александрии Египетской)

2 группа «Работа с источником» (Прочитайте письмо и найдите в нём причины успеха А.М. в битвах против персов)

3 группа «Работа с лентой времени» (Отметить на ленте ремени начало похода А.М. на Восток, битва у селения Гавгамелы, завершение похода А.М.). Сколько лет длился военный поход? (334 г. до н.э.; 331 г. до н.э.; 324 г. до н.э.; 10 лет)

Ученики отвечают

Например:

  1. ЛИЧНОСТЬ Александра  Македонского ( таблица или синквейн)
  2. Лучшая БОЕСПОСОБНОСТЬ МАКЕДОНСКОЙ АРМИИ (сравнит.таблица ) 
  3. Разобщенность ПЕРСИДСКОГО ВОЙСКА (сравнит.таблица )
  4. СЛАБОСТЬ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ  (письмо  советника индийского раджи для своего повелителя о причинах побед А.М.)  население завоеванных Александром М.стран поддерживало его, а Персидскую державу раздирали распри, покоренные народы устали от власти персов и мечтали освободиться от гнета Дария,
  5.  ТРУСОСТЬ И СЛАБОСТЬ ДАРИЯ III  (работа с документом)
  6. ПРИВЫЧКА МНОГИХ НАРОДОВ ВОСТОКА К ПОДЧИНЕНИЮ ЦАРЮ-ДЕСПОТУ  (население добровольно подчинялось Александру)  (таблица и карта)

=Другое... 

Затем каждая группа выбирает, какую версию будет исследовать.

  1. Выражение решения проблемы

(2  мин)

Тогда давай сформулируем причины: Благодаря чему Александр Македонский завоевал полмира?

А.М. завоевал полмира благодаря:

1) своим личным качествам

2) хорошо подготовленному войску

3) разобщенности персидского войска

4) население завоеванных земель сами добровольно подчинялись Александру (из двух зол меньшее)

5) основа для завоевательных походов А.М. была заложена еще его отцом Филиппом

ФИЗМИНУТКА

  1. (1 мин)

Все знают, что воины должны быть сильными и ловкими, поэтому нам тоже следует выполнить ряд упражнений

разминка плечевого пояса и глаз

  1. Работа с текстом учебника

Вопрос всем (с.205, п.4)

- Почему А.М. не стал покорять Индию?

-Сколько лет длились военные походы на Востоке?

- Где закончилась жизнь А.М.?

- Сколько ему было лет?

10. Закрепление, усвоение и применение новых знаний

(4 мин)

  1. Работа с картой: « Определите места»

вопрос:

Работа с видеокартой по теме (обучающий модуль) - проследим направление походов А. Македонского.

  1. Определить правильно события из истории двух войн (греко-персидская, поход Александра Македонского, другое событие)

На экране будут появляться названия сражений,  а вам необходимо определить к какой войне относится эта битва.

Определяют места на карте:

а) основания новых городов - А

б) основных сражений Александра Македонского - Б

Ответы учащихся.

Определяют события битв

11. Домашнее задание

(1 мин)

Параграф 42

1. Продолжите фразу "Он хотел завоевать весь мир..."

2. Как, по-вашему, если бы Александр Македонский  в силу невероятных обстоятельств оказался в XXI веке, то кем бы он стал?  (политиком, экономистом, писателем, секретным агентом)

3. Представьте, что вы люди XXI века, оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких - стыдились? Свой ответ объясните.

4. Какие уроки можно извлечь из истории жизни и деятельности Александра Македонского?

Принимают задачу. Задают вопросы, если есть.

  1. Закрепление

 

Фильм (Факты о А.М.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Походы Александра Македонского на Восток

Презентация к уроку по истории древнего мира в 5 классе....

Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!

Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....

Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"

предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход  Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...

Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"

Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует  требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"

Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...

Конспект урока по теме «Поход Александра Македонского на Восток» 5 класс

Цель: Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира; создать условия для ознакомления с...