Технологическая карта урока истории в 5 классе «ДРЕВНИЙ ВОСТОК: ПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ»
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

Кудрявцева Светлана Юрьевна

Урок ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ знаний по теме:

«Древний Восток: помнить нельзя забыть»

Педагогические
цели

Способствовать осмыслению учащимися важнейших закономерностей и причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока (особенности географической среды, превращение земледелия и скотоводства в главные занятия, возникновение неравенства, государства); создать условия для осознания вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_drevniy_vostok.docx54.32 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

Администрации городского округа Саранск

Технологическая карта  урока истории в  5 классе

«ДРЕВНИЙ ВОСТОК:

ПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ»

                                                        Урок проведен в рамках школьного семинара

                 18.12.2015г.   в 5а классе  

                          Учитель: Кудрявцева С.Ю.

 

Урок ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ:

«ДРЕВНИЙ ВОСТОК: ПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ»

Педагогические
цели

Способствовать осмыслению учащимися важнейших закономерностей и причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока (особенности географической среды, превращение земледелия и скотоводства в главные занятия, возникновение неравенства, государства); создать условия для осознания вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира

Тип и вид урока

Повторение, обобщение и коррекция знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; формулирование  представления о Древнем Востоке как об одном из этапов Всемирной истории; раскрытие  особенностей развития Древнего Востока; освоение умения  соотносить историческое время и пространство

Личностные
результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные
результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Основное содержание темы, понятия и термины

Древние цивилизации Месопотамии. Древний Вавилон. Древний Египет. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия. Палестина. Израильское царство. Ассирия. Древняя Индия. Древний Китай. Условия жизни и занятия населения. Образование государств. Культурные достижения

Оборудование и ресурсы урока

Карты «Древние государства мира», «Египет и Передняя Азия в древности»,  «Государства Древнего Востока. Индия и Китай», раздаточный материал (карточки с таблицами, заданиями, рабочие листы), ноутбук, проектор, экран, иллюстрации, представленные в слайд-шоу, учебник, рабочая тетрадь №1.

Планируемые индивидуальные достижения учащихся:

Метапредметные результаты:

  • Определяет проблему в учебной ситуации;
  • Осуществляет поиск аргументов;
  • Приводит аргументы;
  • Использует тексты с целью поиска информации для решения учебных задач;
  • Умеет выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом ситуации общения.

Регулятивные УУД:

  • Принимает и сохраняет совместно поставленную учебную цель и задачи в течение всего урока;
  • Участвует в совместном планировании по реализации учебной задачи;
  • Осуществляет рефлексию и самооценку своей деятельности и ее результатов.

Познавательные УУД:

  • Овладевает действиями моделирования;
  • Делает выводы;
  • Овладевает широким спектром логических действий и операций.

Коммуникативные УУД:

  • Осуществляет учебное сотрудничество и кооперацию с учителем и учащимися;
  • В совместной деятельности учитывает позицию партнера, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;  
  • Адекватно воспринимает и передает информацию.

Личностные результаты:

  • Осознает личностный смысл учебной деятельности;
  • Осознает язык как средство человеческого общения;
  • Использует нормы речевого этикета;
  • Имеет положительную учебную и познавательную мотивацию.

Предметные результаты:

  • Работает с  картой;
  • Знает и сопоставляет исторические факты, явления;
  • Идентифицирует страну и историческую эпоху по предметам культуры и быта;
  • Выявляет сходства и различия культур исторических государств;
  • Понимает значение истории для развития человечества.

Организационная структура урока

Этапы урока, его задачи

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

1.Организационнно-мотива-ционный этап
Цель: обеспечить благоприят-ную внешнюю обстановку для работы на уроке.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

2. Постановка учебной цели

Цель: создание условий для формулирования темы урока и совместного целеполагания

Фронтальная. Словесный. Беседа

1.Организует формулирование темы урока

Предлагает разгадать ребус про Древний Восток (см.презентацию), сформулировать тему урока, дополняет учащихся и сообщает тему урока.

2.Предлагает сформулировать учебную цель

Вопросы

- Почему тема сегодняшнего урока «Древний Восток»?

- Что она в себя включает?

- Какая основная цель нашего урока?

- Что мы должны для этого сделать?

3. Предлагает сформулировать проблемную задачу на урок.

-Какая проблема  вытекает из названия темы урока?

Слушают учителя, разгадывают ребус, формулируют учебную задачу

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы:

«Она объединяет все государства, которые мы изучили»

«Повторить и обобщить знания по теме «Древний Восток»

Работают с заготовкой учителя:

«Повторить 1)……2)    3)    »

«Развивать…..»

«Определить ….»

Определяют, что в конце урока в теме они должны поставить знак препинания, чтобы прочитать смысл темы о значении истории и достижений стран Древнего Востока (помнить или забыть)

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

Беседа по вопросам

3. Повторение, обобщение и коррекция знаний.

Цель: выявить уровень усвоения и понимания материала, выявить пробелы в знаниях и восстановить их.

3.1.Географическое положение и природные условия стран Древнего
Востока

Групповая.

Фронтальная Практический.

Наглядный. Карточки-пазлы, карта настенная, вопросы

Организует рассмотрение вопросов: 
– Что называется Древним Востоком?  
«Неизвестная земля».

 Организует работу с пазлами - картами, предлагает самостоятельно выполнить работу с карточками –пазлами. (Приложение 1)

Работа в группах. Собрать из пазлов карту страны, определить ее название и объяснить ее местоположение.

-Египет        -Двуречье    -Финикия                                                 -Ассирия         -Индия    -Китай                                              

Фронтальная работа

- «Угадай страну»

Учитель дает характеристику страны, дети должны угадать ее, затем слово для описания предоставляется представителю группы, собравшей пазл.

1)Жители этой страны были самыми большими путешественниками (Финикия)

2)Археологи находят здесь глиняные таблички (Двуречье)

3)Столицу этого государства прозвали «городом крови» (Ассирия)

4)Реку своей страны жители прозвали «рекой 1000 бедствий» (Китай)

5)Горы, закрывающие страну от холодных ветров, означают  «жилище снегов» (Индия)

6) «Даром Нила» называли жители эту страну (Египет)

- Какие страны мы не назвали? Покажите их на настенной карте.

(Израильское царство, Палестина, Персия)

-«Толстые вопросы»

-Страны Древнего Востока называют речными цивилизациями.   Почему?   

-Как древневосточные государства возникли и какова их сущность? 

Обобщающий вопрос: Перечислите страны Древнего Востока. (Составляется кластер интеллект-карты)

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Называют и показывают на карте Месопотамию, Древний Вавилон, Древний Египет, Финикию, Палестину, Израильское царство, Ассирию, Древнюю Индию, Древний Китай; главные реки. Раскрывают сущность государства, даты образования государств.Отвечают на вопросы, работают

с пазлами-карточками, составляют карту страны, определяют ее название, дают характеристику местоположения, географических объектов.

Выполняют задания учителя: дают ответы на

«тонкие» и «толстые» вопросы.

Показывают страны на настенной карте.

Составляют кластер для интеллект-карты

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, используют знаково-символические средства; умеют осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания

Работа с картой, ответы на вопросы

3.2. Факты, события

Фронтальная. Словесный. Вопросы

Предлагает выполнить задания:

- Что лишнее?

Инд,  Нил,  Тигр,  Гималаи 

Индия,  Палестина,  Сирия,  Финикия.

Осирис, Шамаш, Гор, Ра

Мемфис    Ур      Урук        Двуречье                                                                                                  

Вавилон    Вавилония    Хаммурапи     Тутанхамон                                               

Конфуций  Китай  Ашока    Цинь                                                                                                                

Ассирия    Иероглифы    Библиотека     Ниневия             

- «Верю — не верю»
Согласны ли вы с данными утверждениями (да, нет).
А) Через Египет с запада на восток протекает река Нил -
Б) В древности у Египта было 2 столицы: Мемфис и Фивы.+
Г) Египетские писцы находились в равном положении с земледельцами.-
Д) Египтяне считали фараона живым богом.+
Е) Междуречье омывается с запада Красным морем.-
Ж) Библия в переводе с греческого языка значит «книги».+
И) Ниневию называли логовищем львов и городом крови.+
К) Ассирийские воины переправлялись через реку на надувных мешках из папируса.-

Определяют лишние объекты, дают  объяснения своему выбору;

Соглашаются или нет с утверждением, дают объяснение своему выбору.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; используют знаково-символические средства; проводят анализ, выделяя общие принципы, объясняя критерии объединения по признакам

Регулятивные: применяют установленные правила в решении задач

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Выполнение заданий, ответы на вопросы

3.3 Хронологические задачи

Индивидуальная. Практический. Задачи

Предлагает решить хронологические
задачи
(см. Приложение 2)

Указывают даты важнейших событий, работают
с «линией времени», устанавливают последовательность событий

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; используют знаково-символические средства

Регулятивные: применяют установленные правила в решении задач

Хронологические задачи, работа
с «линией

времени»

Физкультпауза

Цель: Создание условий для сня-тия усталости, профилактика утомляемости

Фронтальная работа.

Практический

Предлагает выполнить упражнения по стихам (см.презентацию)

Выполняют упражнения физкультминутки

Снятие усталости, настрой внимания

3.4. Исторические личности

Работа в парах.

Практический.

Наглядный

Заполнение таблицы

1.Учитель ставит задание:

- Придайте исторически верный вид таблице «Расцвет древневосточных государств»: соотнесите название страны, имя правителя, период времени и достижения этого периода. (См.Приложение 3.)

2.Учитель показывает слайд.

На слайде изображение Хаммурапи на базальтовом столбе. Ученики должны объяснить, что изображено на рисунке.

-Объясните, как вы понимаете следующее утверждение: законы – величайшее достижение человечества, важнейший признак цивилизации. Согласны ли вы с ним?

Ученики в парах собирают таблицу.

Рассматривают изображение, определяют личность истории, дают ответ на вопрос.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения; оценивают результат работы.

Заполнение таблицы

Ответ на вопрос

3.5. Письменность и памятники литературы

Фронтальная. Словесный. Наглядный.

Практический. Вопросы, иллюстрации,

задачи

Учитель предлагает выполнить задания:

-На слайде иллюстративный ряд – древневосточные книги разных стран. Что объединяет ряд? Поясните каждый рисунок.

(бамбуковая книга, папирус, глиняная книга, книга из пальмовых листьев)

-Определите, из какой книги взяты эти отрывки: «И простер он руку свою, и расступились воды», «И сдвинул он с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою» ». (из Библии)

-Как связаны слова Библия и библиотека?

-Познавательное задание из рабочей тетради  Г.И.Годера  №6  рубрики  «Проверь себя».

-Как связано слово библиотека с 2015 годом?

Ученики отвечают на вопросы, анализируют иллюстративный ряд, работают с историческими документами

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, используют знаково-символические средства; умеют осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания

Выполнение заданий, ответы на вопросы

3.6.

Памятники архитектуры

Фронтальная. Словесный. Наглядный.

Анализ  иллюстраций

   Учитель предлагает задание:

 По иллюстративному ряду определите памятники архитектуры, дайте их названия, в какой стране они находятся.

-пирамида Хеопса

-ворота Иштар

-зиккураты

-Великая Китайская стена

-аллея сфинксов

(см.презентацию)

Определяют памятники архитектуры и страну, в которой они находятся

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания

Выполнение задания

3.7.

Восточная мудрость

Фронтальная.

Индивидуальная.

Словесный.

Практический. Вопросы,

задачи

Учитель предлагает определить словосочетание, расшифровав запись.

Затем ставит вопросы по высказываниям Конфуция для анализа.

(См.Приложение 4)

 -Что означает выражение «восточная мудрость»?

-Назовите имя великого мудреца Древнего Востока. (Конфуций)

-Насколько современны идеи Конфуция?

Расшифровывают шифрограмму, вспоминая исторические термины;

Анализируют слова Конфуция.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, используют знаково-символические средства;

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания

Расшифровка записи, ответы на вопросы

3.8

Достижения Востока

Индивидуальная Фронтальная. Словесный.

Наглядный.

Учитель ставит задания:

1.В предложенном тексте надо подчеркнуть слова, обозначающие предметы, пришедшие из стран Востока. Надписать названия этих стран.

Текст в рабочем листе.

(См.Приложение 5.)

2. «Лавка древностей»

По описанию нужно узнать предмет, который находится в ящике.

3. -На слайде –обезьяна и гороскоп. Как эти изображения связаны с темой урока?

(год обезьяны по восточному календарю, обезьяну почитали в Древней Индии)

Каждому ученику учителем  раздается обезьянка с пожеланиями на Новый год.

Ученики самостоятельно в рабочем листе подчеркивают слова, обозначающие предметы, пришедшие из Древнего Востока

2. Отгадывают предметы из «Лавки древностей»

3.Рассказывают про гороскоп.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, умеют осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания

выполнение задания, отгадывание предметов

4. Решение проблемной ситуации

Цель:

Создание условий для обобщения информации, аргументации и формулирования выводов.

Фронтальная.

Словесный

Организует дискуссию по вопросу:

- Достижения Древнего Востока надо помнить или забыть.

Читают тему урока с выбранной интонацией

Формулируют общий вывод,

Ставят знак препинания в теме урока рабочего листа

Достижение образовательного результата

Определение своей позиции

5.Рефлексия учащимися Цель:

Создание условий для рефлексивного оценивания учащимися собственного эмоционального состояния и учебной деятельности

Фронтальная.

Словесный

Формула ХИМС:

Хорошо (эмоциональное состояние)

Интересно (Что узнали?)

Мешало (Что мешало?)

С собой (Чему научились?)

Высказываются по предложенным позициям

Оценка результативности урока

6.Подведение итогов. Оценивание.

Фронтальная.

Словесный

Проводит итог и озвучивает оценки, зачитывает слова Конфуция об учебе

 (см. Презентацию)

Принимают оценки, выставляют их в дневник

Оценка результативности деятельности учащихся

7.Домашнее задание

Создание условий для самостоятельной работы учащихся, направленной на повторение и усвоение предметных знаний.

Словесный. Сообщение учителя

Озвучивает домашнее задание

Записывают домашнее задание:

- составить интеллект-карту к одной из стран Древнего Востока

- рабочая тетрадь стр. 73-79. Задания для самоконтроля.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1.

«Неизвестная земля»

Каждой группе выдает фрагменты контурной карты с изображением той или иной страны Древнего Востока.

Задача учащихся: сложить пазл, узнать страну, «оживить карту»: отметить на карте, выполнить задания на карточках.

1.        Обведите границу государства, назовите государство.

2.        Обозначьте крупные реки.

3.  Моря, которые омывают.

4.        Назовите столицу. Покажи ее.  

Приложение 2.

-Установите последовательность событий:

  1. Правление Хаммурапи
  2. Падение Ниневии
  3. Взятие Вавилона персами
  4. Пирамида Хеопса
  5. Объединение государства Египет
  6. Взятие Египта персами
  7. Походы Тутмоса
  8. Объединение Китая

Ответ: 54172368

1. Расположите на «линии времени» следующие даты: образование единого государства в Египте, строительство пирамиды Хеопса, правление вавилонского царя Хаммурапи, походы Тутмоса.

2. Что было раньше и насколько: правление Хаммурапи или Тутмоса, захват персами Вавилона или Египта, постройка пирамиды Хеопса или Великой Китайской стены?

3. В каком веке пала Ниневия, правил Хаммурапи? В начале, середине или конце века это произошло?

4. Вспомните имена двух знаменитых фараонов. Их звали Тутмос и Хеопс. Подумайте, могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге? Обоснуйте свою мысль.

5. Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?

Приложение 3.

- Придайте исторически верный вид таблице «Расцвет древневосточных государств»: соотнесите название страны, имя правителя, период времени и достижения этого периода. 

Название страны 

Имя правителя 

Период времени 

Деятельность, достижения 

Египет

Цинь Ши Хуанди

1792 – 1750 гг. до н.э.

Создание единого государства Маурьев, распространение буддизма

Вавилонское царство

Рамзес II, Тутмос III

1500 г до н.э.

Успешные походы в Азию и Африку, дань, рабы, создание «города крови»

Ассирия

Ашока

221 г. до н.э.

Подчинение всей Месопотамии, создание письменного свода законов

Индия

Хаммурапи

VIII – VII вв. до н.э.

Покорение народов, захват богатств, создание «Книги мертвых»

Китай

Навуходоносор

III в. до н.э.

Создание Поднебесной империи, строительство Великой стены

Правильный вариант

Название страны 

Имя правителя 

Период времени 

Деятельность, достижения 

Египет

Рамзес II, Тутмос III

1500 г до н.э.

Покорение народов, захват богатств, создание «Книги мертвых»

Вавилонское царство

Хаммурапи

1792 – 1750 гг. до н.э.

Подчинение всей Месопотамии, создание письменного свода законов

Ассирия

Навуходоносор

VIII – VII вв. до н.э.

Успешные походы в Азию и Африку, дань, рабы, создание «города крови»

Индия

Ашока

III в. до н.э.

Создание единого государства Маурьев, распространение буддизма

Китай

Цинь Ши Хуанди

221 г. до н.э.

Создание Поднебесной империи, строительство Великой стены

Приложение 4.

-Определить словосочетание, расшифровав запись.

14

5

7

16

5

20

4

13

15

18

19

9

11

5

7

16

8

в

о

с

т

о

ч

н

а

я

м

у

д

р

о

с

т

ь

1

2

3

4

5

6

3

7

8

 к

л

и

н

о

п

и

с

ь

 Письмо в Двуречье

9

10

11

12

13

14

13

д

е

р

ж

а

в

а

Большое, сильное государство

1

5

2

5

4

3

15

к

о

л

о

н

и

я

Поселение

16

13

11

13

4

т

а

р

а

н

Орудие для пробивания стен

17

11

13

18

х

р

а

м

Жилище богов

19

20

10

4

3

1

у

ч

е

н

и

к

Сын школы

-Насколько современны идеи Конфуция?

  1. “Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим”.
  2. “В кругу семьи почитай родителей, вне семьи – почитай старших”.
  3. “Когда ты ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа;
     Когда ты ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь”.
  4. “Не печалься, что люди тебя не знают, а печалься, что ты не знаешь людей”.
  5. “Вести сражаться необученных людей - значит их бросать”.
  6. “Лишь та ошибка, что не исправляется”.
  7. «Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения”.
  8. “Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию”.
  9. «Благородный человек винит себя, а ничтожный – других».
                                                                                                                         Конфуций

Приложение 5.

- В предложенном тексте надо подчеркнуть слова, обозначающие предметы, пришедшие из стран Востока. Надписать названия этих стран.

      «Несмотря на то, что мы с отцом засиделись вчера заполночь за шахматами, мама разбудила меня утром пораньше, ведь сегодня мы с классом отправляемся в поход. На столе уже стояла горячая рисовая каша, дымилась чашка с чаем. Я положил туда пару ложек сахара, и с удовольствием выпил сладкий, бодрящий напиток. После завтрака проверил рюкзак. Компас – на месте! Взял и запасную хлопчатобумажную футболку. На бумаге записал план маршрута, указав время остановок на привале. Можно отправляться!»

Правильные ответы:

  1. Шахматы – Индия
  2. Рис – Индия, Китай
  3. Чай – Китай
  4. Сахар – Индия
  5. Бумага – Китай
  6. Компас – Китай
  7. Хлопок – Индия
  8. Цифры – Индия
  9. Алфавит - Финикия

- «Лавка Древностей»

По описанию нужно узнать предмет, который находится в ящике.

  1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
  2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
  3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле в растворе извести  варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. (Бумага)
  4. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли.  Когда путешественники попробовали это, они удивились, по цвету, этот продукт отличался от меда, а по вкусу он был слаще его. (Сахар)
  5. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
  6. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
  7. Два индийца сидят за низким столиком друг против друга. Прислушаемся к их  разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят и нет ненависти на их лицах.

— Это было лучшее из выигранных мной сражений! Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понес невосполнимые потери!

— Все было так, но в тот момент, когда успех кружил тебе голову, моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся...

— Совсем ненадолго, притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

— Не зазнавайся: это случайное везение... Берегись, мы встретимся еще раз, и уж тогда победа останется за мной! Кто-то называет это игрой, кто-то спортом. И заставляет ум работать.  (Шахматы)

  1. Один  древний путешественник,  побывавший  в  Индии,  вернулся  на  родину.

Если бы ты только знал,  какая   удивительная  страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

— Ну  какой же ты  выдумщик  и  враль!

— Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани...  (Хлопок)

9. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как руду, а потом охлаждали (стекло).

10.Это впервые появилось в Лидии. В 7 веке до н.э. из сплава золота и серебра начали делать первую в мире … (монета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс Древний Египет.

В данной разработке представлен план-конспект урока, филворды для учащихся, игра и викторина...

Конспект урока по истории. 5 класс. "Древний Египет"

Познакомить учащихся  с первым государством - Египет. Рассмотреть географическое положение Египта....

Урок истории 5 класс Древний Вавилон

Презентация 5 класс Древний ВавилонИстория древнего мира . 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/В.И.Уколова,Л.П.Маринович; под-ред. А.О.Чубарьяна;Рос.акад.образования,изд-во «Просвещение».-М.: ...

урок истории 5 класс Древний мир

урок посвящен искусству  семь чудес света...

технологическая карта по истории 5 класс Древнее Двуречье

технологическая карта по истории 5 класс Древнее Двуречье...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...