Урок в 5 классе по теме "Достоинства и недостатки человека"
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Граждановедение 5 класс
Тема: Достоинства и недостатки
человека.
Цели: Образовательная: Осмыслить нравственные категории «достоинства» и «недостатки» человека, анализируя его положительные и отрицательные черты характера.
Воспитательная: Способствовать формированию нравственности через оценку и самооценку поступков человека.
Развивать интерес к предмету.
ОУУН: На основе анализа материала делать первичные выводы; аргументировано выражать свою точку зрения; решая познавательные задания, прослеживать причинно-следственные связи; давать оценку и самооценку поступкам; развивать монологическую речь; работать в парах.
Оборудование:
- Плакат с результатами исследования ( блиц-опроса );
- Маршрутные листы;
- Эмблема;
- медали «Самому достойнейшему» по номинациям;
- самому справедливому;
- самому доброму;
- самому отзывчивому;
- самому прилежному;
- самому честному;
- шкатулка с заданиями (терминами);
- карточки(2);
- запись песни; («Доброта» муз. И.Лученка сл. Н.Тулуповой);
- фрагменты мультфильмов о поступках людей;
- рисунки учащихся;
- учебник «Граждановедение» (Я.Соколов)
На доске записан эпиграф:
«Ты рожден человеком, но Человеком надо стать».
Сухомлинский.
Тип урока: изучение нового.
Количество часов: 1 час.
Ход урока:
Оргмомент
Здравствуйте, я рада приветствовать сегодня на уроке вас, учеников, я думаю, моих надежных помощников. Я вас приветствую. А как гласит восточная мудрость: «Приветствие – это ключи, которые могут открыть любой замок». Я надеюсь, что мы сумеем подобрать ключи друг к другу, и пусть на этом пути нам сопутствует успех.
I. Мотивация.
Наш урок я хочу начать стихотворением, а вы внимательно слушайте и выделите главную мысль. Какая идея содержания?
Рождается ребёнок. Ангелок.
Душа его – прозрачное стекло.
И от того, чем мир его наполнит,
Зависит роль, какую он исполнит.
Наполнит светом, нежностью, теплом –
Душа его откликнется добром,
И будет человек тот много лет.
Свечой любви и мира на Земле.
А если душу детскую сгубить –
Жестокостью и грязью залепить,
То будет человек тот много лет
Источником несчастья, зла и бед.
Уч.: В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, с радостью и злом. В природе нет совершенно одинаковых людей. Каждый человек отличается от других своим внешним видом, характером, поведением, т.е он индивидуален. Как бы вы отнеслись к тому, если бы все люди были одинаковые?
( предполагаемые ответы учащихся: отрицательно; было бы неинтересно…)
Учитель просит обратить внимание на стенд с рисунками ( это было опережающие задание) о поступках людей. ( учащихся комментируют свои рисунки)
Уч.: Ваши работы в очередной раз доказывают, что все мы разные: кто-то совершает добрые дела и обладает положительными чертами характера, а кто-то, наоборот, способен совершать только зло.
Два ученика класса выходят к доске ( к плакату с результатами блиц-опроса) и знакомят ребят с проведенным исследованием среди сверстников по теме «Какие черты характера в человеке меня привлекают , а какие – отдаляют».
Результаты записаны в два столбика.
Привлекают :
- скромность
- справедливость
- заботливый
- добродушный
Отдаляют :
- лживость
- эгоизм
- ленивость
- трусость
Делается совместное ранжирование и школьники придумывают название столбикам (предполагаемый результат: «достоинства и недостатки»).
Уч.: Мы подошли к тебе нашего урока. Запишем ее на доске и в тетради.
Уч.: Чтобы меньше ошибаться в людях, уметь отличать хорошего человека от плохого, мы должны видеть в человеке его достоинства и недостатки.
Поэтому цели сегодняшнего урока будут следующие:
1) Осмыслить нравственные категории «достоинства» и «недостатки» человека, анализируя его положительные и отрицательные черты характера;
2) попытаться дать оценку поведению окружающих и исследовать свою индивидуальность;
План урока
- Черты характера и поступки человека, их взаимосвязь.
- Как исправить недостатки.
- Стань Человеком.
Один ученик (слабый) получает задание поработать по карточке №1 у доски (карточка прилагается, предполагаемый ответ - зависть).
Второй работает на месте по карточке №2 (карточка прилагается).
II. Рассмотрение основной проблемы.
Работа с терминами. (Они записывают по ходу на доске. Обращается внимание на орфографию).
Уч.: используя свой жизненный опыт, знания, попытайтесь определить достоинства и недостатки человека по чертам характера. (Из шкатулки учащиеся по очереди берут записки с терминами и комментируют их).
К чему может привести этот недостаток? Приведите примеры из литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов.
- Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
- Лживость – склонность к обману.
- Хвастовство – неумеренное восхваление чего – нибудь своего, своих достоинств.
Уч.: Вы получили задание по желанию подобрать пословицы и поговорки о чертах характера человека. Сейчас мы их заслушаем и определим смысловое значение.
Пример: - Труд кормит, а лень портит.
- Смелость города берет.
- Худой мир лучше доброй ссоры…
(Учащиеся просматривают фрагменты мультфильмов о поступках людей и комментируют их).
* Проверка карточек:
Уч.: Комментируя карточку №1.
По этому поводу очень хорошо сказал Сухомлинский: « Большое зло – зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись оболгать его. В хорошем смысле этого слова.»
Уч.: Мы на волшебном корабле
Плывем по морю к той стране,
Где царство Мира и Добра,
Где Истина и Красота.
Там люди гордые живут
И справедливость всюду чтут.
Мы в гости к ним приглашены
Наш разговор начать должны.
Чтобы попасть к ним в царство, мы должны пройти небольшое самоиспытание. (раздаются маршрутные листы, и объясняется задание) – листы прилагаются.
Задание: (работа в парах)
- ребята должны оценить свои положительные черты характера и соседа по парте. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
- Свои недостатки записать в правой части листа.
Маршрутный лист
Цель этого задания – заставить вас задуматься и оценить свое поведение и окружающих.
Уч.: А какие бы советы вы дали людям, чтобы избавиться от недостатков (или как им помочь).
Предполагаемые ответы:
- улыбаться;
- не горячиться с первого слова;
Учитель просит зачитать из учебника точку зрения авторов по этому вопросу с.66
- Один ученик раздаёт отпечатанные советы учёного-психолога США Корнеги, и затем учащиеся зачитывают их вслух.
Советы Корнеги.
- Высказывайте своё одобрение людям.
- Улыбайтесь.
- Придерживайтесь дружелюбного тона.
- Научитесь себя ставить на место других, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
- В каждом умейте видеть его достоинства.
Любите людей!
- Учащиеся пытаются дать определение термина «достоинство».
Словарь. (Записать в тетрадь)
- Достоинство – это положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
- Достоинство – это мудрая власть держать себя в руках.
Недостаток – это изъян, несовершенство
III. Закрепление
Уч.: Обратите внимание на эмблему, которая висит на доске, как вы думаете, что она символизирует?
(предполагаемые ответы: любовь, теплота…)
Уч.: Я бы хотела, чтобы от каждого из вас (от сердца) исходили лучи только добра, тепла. Тогда и мир будет добрее и каждому в нём будет тепло и уютно. Давайте с вами заполним лучи, «исходящие от доброго сердца». (Учитель записывает предположения ребят на лучах эмблемы)
(Предполагаемые ответы: доброта, гуманность, отзывчивость…)
задание (письменно)
I вариант
Напишите даймонд к термину «доброта».
(Предполагаемые результаты)
- Доброта
- Отзывчивый, милосердный
- Помогать, ценить, уважать
- Доброта спасёт мир
- Злость
II вариант
Напишите синквейн к термину «эгоизм».
- Эгоизм
- Пренебрежительный, личный
- Любить, уважать, ценить
- Эгоизм – отрицательная черта характера человека
- Себялюбие
Учащиеся выполняют устно задание учебника №1 с.69, стр.
- Ученица нашего класса прочитает стихотворение «Спешите делать добрые дела», а вы внимательно слушайте и задумайтесь над его содержанием.
Мне с отчимом невесело жилось,
Всё ж он меня растил –
И оттого
Порой жалею я, что не довелось
Хоть чем – нибудь порадовать его.
Когда он слёг и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Всё чаще вспоминал и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил, мол, так её люблю
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
Теперь прошел я тысячу дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабушка умерла…
Спешите делать добрые дела!
Уч.: Я думаю, что этот девиз «Спешите делать добрые дела» вы примите как напутствие сегодняшнего урока и приложите все силы, чтобы избавиться от недостатков. Сохраните маршрутные листы, и в 6 классе мы вернёмся к этой теме с целью узнать, что изменилось в вашем поведении и в какую сторону. Сделаем анализ и выводы.
Избавляйтесь от недостатков и будьте настоящими гражданами своей страны. И тогда слова Сухомлинского (обращается внимание на эпиграф) вы можете уже произнести не в будущем времени, а в настоящем. Станьте Человеком с большой буквы.
- В конце урока идёт награждение самых достойнейших ребят медалями по номинациям. (Голосование, открытое с комментариями).
IV. Рефлексия
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, работу класса, и как были достигнуты цели урока.
Д/З. Параграф 9.Термины. По желанию написать мини – сочинение «Мой любимый герой».
В конце урока звучит песня «Доброта».
Карточка №1
Найдите лишние слово и объясните принцип его исключения:
Доброта, гуманность, честность, зависть, справедливость, милосердие, ответственность.
Карточка №2
Советы Корнеги
- Высказываете свое одобрение людям.
- Улыбайтесь.
- Придерживайтесь дружелюбного тона.
- Научитесь ставить себя на место другого, видеть мир глазами другого, понимать его так же, как они!
- В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК-ПРОЕКТ по информатике (8 класс) «Исследование преимуществ и недостатков использования различных видов программного обеспечения для создания файловой системы»
Материалы данного урока можно применить для учащихся 8 класса по информатике....
Урок - круглый стол "Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды2
Урок-крулый стол по физике среди 10 - 11 классов по теме «Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды»....
Достоинства и недостатки человека. ( урок по теме «Мораль.»,6 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА КОНКУРСЕ " УЧИТЕЛЬ ГОДА". МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ, А ТАКЖЕ КАК ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ....
Достоинства и недостатки человека. ( урок по теме «Мораль.»,6 класс)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ...
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».
Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...