Урок - круглый стол "Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды2
занимательные факты по физике (10 класс) на тему
Урок-крулый стол по физике среди 10 - 11 классов по теме «Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konferenciya_v_11_klasse_energetika.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – конференция в 11 классе по теме:
«Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС.
Охрана окружающей среды»
Цель урока:
рассмотреть с учащимися преимущества и недостатки использования атомных электростанций по сравнению с другими электростанциями:
развивать умения работать с дополнительной литературой, материалами из Интернета, анализировать, сравнивать;
воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
План урока:
- Актуализация знаний и умений;
- Ознакомлению с целью урока;
- Вступление учителя;
- Выступление учащихся;
- Решение проблем и задач;
- Итоги урока;
- Домашние задания
Ход урока
- Актуализация знаний
Что такое ядерный реактор (назначение)?
Основные части ректора.
Назначение.
Какие преобразования энергии происходят при работе ядерного реактора?
II. Тема и цель урока.
III.Вступление учителя.
Сегодня нам предстоит решить поставленные задачи послушав выступления наших учащихся – специалистов и заполнить таблицу. Рассмотрим преимущества и недостатки электростанций и где их можно поставить так, чтобы было безопасно для живущего местности населении и в конце урока решим проблемы и задачи.
IV. Выступление учащихся:
Темы:
1.Тепловая электростанция
2.Гидроэлектростанция
3.Атомная электростанция
4.Вклад И.В.Курчатова в развитие атомной энергетики
5. Охрана окружающей среды
Таблица
За (+) Преимущества | Недостатки Против (-) |
Приливные электростанции |
- Минимум поверхности на суше - не загрязняется атмосфера - даровой источник | - в море занимает очень большие пространства, опасно для судоходства |
Геотермальная энергетика Геотермальная энергия- это теплота, которая генерируется внутри Земли в источники огромной силы (внутренняя энергия Земли) |
- Практическая неиссякаемость и полная независимость от условий окружающей среды, времени года и суток | - необходимость обратной закачки отработанной воды (в геотермальных водах содержится много токсических металлов – цинк, свинец, кадмий, мышьяк и химические соединений – аммиак, фенол) –это исключает сброс этих вод в природные водоемы, расположенные на поверхности |
Гидроэнергетика (ГЭС) |
- не загрязняется атмосфера; - создаются новые водоемы; - увлажняется атмосфера, меняется микроклимат; - гидроресурсы не надо добывать или как-то обрабатывать | - затапливаются огромные пространства, создаются водохранилища; - разрушается естественная среда обитания флоры и фауны; - отчуждаются плодородные пойменные земли; -плотины отрицательно влияют на ценные породы промысловых рыб; - по мнению некоторых ученых, последствием строительства ГЭС является «наведенная сейсмичность» в зоне расположения мощных гидроузлов и больших по объему водохранилищ. В 1967 году в индии была разрушена плотина высотой 103 м. Причина землетрясение, эпицентр – под телом плотиной |
Теплоэнергетика (ТЭС) Более 80 % всей электроэнергии в нашей стране вырабатывается на ТЭС на всех видах природного топлива |
- под станции используется небольшие площади; - высокая удельная теплота сгорания угля, нефти, газа; - простота хранения угля, пригодность к непосредственному использованию угля, нефти и газа | - сильно загрязняет атмосферу сернистым и азотистыми соединениями, СО, создают парниковый эффект, кислотные дожи, ит.д. - используется большое количество площадей под для добычи угля, рельеф портится шахтами; -с охлаждающей водой ТЭС в ближайшие водоемы сбрасывает большое количество тепла, повышающее температуру водоема. По данным МАГАТЭ электростанция мощностью более 1 млн. кВт, работающая на угле, выбрасывает в атмосферу ежедневно 400 т сернистого газа, 60 т окислов азота и углерода, 12 т тепла. Если бы в мире начали строить только ТЭС, что бы было? Мало кто из неспециалистов знает, что вместе с различными загрязнениями атмосферу газами ТЭС вырабатывают в атмосферу и некоторые радиоактивные вещества, содержащиеся в большей или меньшей степени в топливе. Радиационный фон от ТЭС -1%. |
Гелиоэнергетика Солнце – источник всех остальных видов энергии на планете. Оно посылает огромное количество ккал на Землю. Так как абсолютно чистой атмосферы нет, половина солнечной энергии рассеивается, до поверхности Земли доходит только 50 %. И даже это количество грандиозно и превышает все другие виды энергии. Всю солнечную энергию использовать нельзя – часть ее переходит в тело морей и океанов, часть обеспечивает круговорот воды в природе, часть на фотосинтез. Кроме того30 % отражается поверхностью Земли и возвращается в космос. |
- СЭС не загрязняет атмосферу; -солнечные киловатты бесплатны | -проблема связана с циклическим характером поступления; - под солнечные батареи используется большая площадь Земли; - КПД солнечных установок пока низок (1%). Однако при высоких КПД значительная часть солнечной энергии, падающей на Землю вблизи СЭС, будет изыматься, что приведет к сильному локальному понижению температуры и интенсивной конденсации паров в атмосфере. Это в свою очередь будет препятствовать проникновению солнечных лучей к земной поверхности; -плотность солнечной энергии низкая, и требует большие средства на ее улавливание и хранение. |
Ветроэнергетика Попытка использовать силу ветра своими корнями уходят в далёкие времена. Вспомните ветряные мельницы, с которыми боролся Дон Кихот. Силу ветра можно реально считать базой развития будущей энергетики. |
-используется даровая энергия; -экологически чисты, не влияют на тепловой баланс атмосферы Земли | -низкая интенсивность, поэтому они занимают большие площади; -портят ландшафт (некрасиво); -работа ветровых установок неблагоприятно влияют на работу телевизионной сети; -источник шума( этот район покидают животные и птицы) -если наступает затишье, ветровая энергия равна нулю, а приток энергии нужен постоянный. Человек еще не научился делать запасы электроэнергии в большом количестве, как, например, угля, нефти. -Но ученые смотрят на эти проблемы оптимистически и считают, что они разрешимы и что это энергетика будущего. |
АЭС В мире существует около 420 атомных реакторов. У нас в стране 14% всей энергии вырабатывается АЭС. Первая в мире АЭС была пущена в1954 году в СССР в Обнинске. Сейчас у нас их 9.
Только в черте Москвы 8 работающих реакторов, 7 из них – в институте Курчатова. |
-небольшая площадь под АЭС; -при отсутствие утечек- никакого загрязнения атмосферы; -относительная независимость от местоположения сырья. | -образуются радиоактивные отходы(глобальная проблема); -дорогое строительство. |
В марте 1979 года произошла самая тяжелая до чернобыля авария на американской АЭС. Поле этого случая американцы не вели в строй ни одного реактора. В Швеции принято решение о постепенном закрытия АЭС. Лишь Великобритания, Франция и Россия планируют строительство новых АЭС, несмотря на активное сопротивление общественности. Во Франции 74 % энергии- энергия АЭС, ежегодно 200 тыс. школьников ходят туда на экскурсии. Сырьём для АЭС является уран и торий- их запасов в земной коре хватит на 50 тыс. лет. В морской воде уран в 1000 раз больше, чем в земной коре. Может не стоит так осторожничать? Но иметь «пороховой погреб» в стране с не очень развитой технологией или социальной нестабильности - это безумие. Для устойчивого развития нужны устойчивые энергоресурсы. Те ресурсы, от которых мы сейчас зависим, к таковым не относятся; ручной труд, животные, водяные мельницы, дрова, уголь, нефть. Электричество - вторичный энергоресурс; чтобы получить его, нужен первичный: уголь, нефть, движение воды, ядерное топливо и т.д. |
При сжигании угля и нефти - накопление в атмосфере СО2, парниковый эффект- потепление климата, повышение влажности.
Выброс в атмосферу фреонов - фреоны попавшие в атмосферу, под действием УФ- излучения Солнца разлагаются, при этом освобождается хлор, служащий катализатором разложения озона - разрушение озонового слоя в атмосфере Земли.
Ядерные взрывы, производство атомной энергетики - радиоактивные загрязнения, изменение электропроводности воздуха вследствие его ионизации- уменьшение электрического заряда Земли, изменение ее магнитного поля, возникновение гроз без молний( снижает концентрацию озона в атмосфере)
Большой вклад внес в ядерную физику Игорь Васильевич Курчатов. «Ядерные превращения будут основными источниками энергии в технике будущего человечества»
Вклад И. В. Курчатова в развитии атомной энергетики
В 1946 г. И. В. Курчатов докладывает И. В. Сталину о возможности мирного использования атомной энергии. В конце декабря 1946 г. в Лаборатории № 2 Академии наук СССР, позже переименованной в Институт атомной энергии, был осуществлен пуск первого в СССР и Европе атомного реактора Ф-1, а спустя четыре года началось проектирование первой в мире атомной электростанции.
Применение атомных реакторов сулило уникальные технико-экономические возможности: решение проблемы транспортировки топлива (что создавало независимость места расположения АЭС на территории страны), компактность оборудования, а отсюда возможность создания энергетических установок большой электрической единичной мощности, отсутствие потребности в кислороде (перспектива их использования для подводных лодок), возможность наработки вторичного топлива, применение радиоактивных продуктов деления для различных народнохозяйственных целей.
Высокий уровень требований, предъявляемых к проектированию и сооружению атомных электростанций, предопределил па первом этапе сосредоточение всех выполняемых работ в Первом Главном управлении при Совете Министров СССР. В короткие сроки была создана научная база, проектные, конструкторские строительные организации, промышленные предприятия. В стране возникли новая отрасль народного хозяйства, получившая наименование среднего машиностроения, и соответствующее Министерство среднего машиностроения (Минсредмаш), ныне Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России).
Первая, фактически нереализованная в полном объеме, программа развития атомной энергетики в СССР, разработанная по инициативе И. В. Курчатова, была принята по решению Совмина СССР от 15 марта 1956 г. В решении было записано:
-- построить за пять лет атомные электростанции суммарной мощностью 2175 МВт, в том числе в Минсредмаше 775 МВт. в Министерстве электростанций - 1400 МВт, в том числе Белоярскую АЭС мощностью 400 МВт с двумя реакторами АМБ, Сысертскую АЭС мощностью 400 МВт с двумя реакторами КС. Московскую ТЭII мощностью 400 МВт с двумя реакторами ВВЭР. Ленинградскую ТЭЦ (до середины 80-х годов все АЭС в официальных документах назывались ТЭЦ или ГРЭС) мощностью 200 МВт с одним реактором ВВЭР;
-- К4инсредмашу построить в г. Мелекессе (ныне г. Димитровград) опытную станцию для испытания новых ядерных котлов суммарной мощностью 200 МВт, включая реакторы БН-50, Т1’-50, ВК-50, 1Н-50. В 1959г. этот план подвергся корректировке. В постановлении от 13 августа 1959 г. Ж 137-408 было записано: установить мощность Белоярской АЭС только 100 МВт. прекратить в этот период строительство Ленинградской АЭС и ввести в 1962 г. Нововоронежскуюо АЭС с одним энергоблоком мощностью 210 МВт.
V. Решение проблем и задач
1.Охрана окружающей среды:
1. Получаем ли энергию: а)при делении ядра урана-235; б)при ядерных реакциях
2. Напишите ядерную реакцию, которая происходит при :
а)Альфа распаде урана -235;
б)При бета распаде 6027 Со;
в)Почему нейтрон легче проникает в ядра атомов, чем альфа, бета – частицы?
г) Найдите недостающую частицу или ядро;
3.Выделяется или поглощается энергия при ядерной реакции
№1188 (3),
VI. Итог урока
Что нового узнали из сегодняшнего урока? Что было для вас нового, интересного?
У кого имеется возможность пользоваться Интернетом можете найти еще много интересного по данной теме на сайте www. referat.ru/ ,на сайте Информация об объединенном институте ядерных исследований http: www/inr.ru/, на сайте РНЦ (Российский научный центр «Курчатовский институт»
VII .Домашние задания
Рассуждение «Что бы вы изменили на Земле, чтобы сохранить экологическую чистоту на Земле»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК-ПРОЕКТ по информатике (8 класс) «Исследование преимуществ и недостатков использования различных видов программного обеспечения для создания файловой системы»
Материалы данного урока можно применить для учащихся 8 класса по информатике....
Урок 8 кл преимущества и недостатки СМИ
Урок 8 кл преимущества и недостатки СМИ...
План-конспект урока-дискуссии по английскому языку в 11-м классе "Компьютер в нашей жизни: преимущества и недостатки"
Урок направлен на развитие интеллектуальных и познавательных способностей у учащихся, расширение языковой и коммуникативной компетенций. Создание проблемных ситуаций, использование в ходе урока з...
Профессии. Сравниваем и выделяем преимущества и недостатки Технологическая карта к уроку
Профессии. Сравниваем и выделяем преимущества и недостатки Технологическая карта к уроку Конспект (карта) к открытому уроку 8 класса по ФГОС с углубленным изучением английского языка...
Технологическая карта урока английского языка "Жизнь в городе/деревне: преимущества и недостатки" в 9 классе Spotlight
Урок не совсем в контексте учебника. Был выделен, как отдельно идущий открытый урок, вернее, как серия из двух уроков. Первый урок - "Город будущего", второй - "Жизнь в городе/дере...
Конспект урока по географии по теме : "Природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды".
Урок предназначен для 10 класса...
Конспект урока по теме Преимущества и недостатки банковской карты
Конспект урока п теме Преимущества и недостатки банковской карты, технологическая карта и презентация к уроку....