Разработка урока по теме "Трагическое начало: за страницами учебника истории" 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Открытый урок был проведен в рамках акции "Знамя Победы". Стал призёром районного (заочного) конкурса методических разработок "Урок года 2015" в номинации "Лучший урок в основной школе".http://festival.1september.ru/articles/657351/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tragicheskoe_nachalo_za_stranitsami_uchebnika_istorii.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Нафикова Лариса Николаевна
217-473-219
Тема урока: «Трагическое начало: за страницами учебника истории» (9 класс)
Место урока в учебном плане: 2 урок по теме: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны через героизм и мужество советского народа.
Задачи урока:
Обучающие:
• познакомить обучающихся с трагическими событиями на начальном этапе Великой Отечественной войны;
• расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;
• раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
Развивающие:
• развитие способностей обучающихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;
• развитие умений обучающихся самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них личностей;
• способствовать развитию речи: излагать грамотно свои мысли; развивать монологическую речь;
• прослеживать причинно - следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
• творчески подходить к выполнению заданий;
• работать самостоятельно;
• работать в нестандартной обстановке;
• развитие логического мышления и образного восприятия.
Воспитательные:
• воспитание у обучающихся интереса к истории нашей страны, чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества;
• развитие эмоциональной сферы обучающихся за счет использования средств наглядности, музыки, видеофрагментов на уроке.
Форма урока: (урок – мини-проект).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский, наглядный.
Задействованные педагогические технологии: традиционная, компьютерная технология, технология межпредметных связей, проектная и проблемные технологии.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация с иллюстративным материалом, карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», эл. пособия «От Кремля до рейхстага», «История России. XX век».
Метапредметные связи: история Отечества, литература, информатика, музыка.
Ход урока
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
А. Твардовский
Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
1. Организационный момент.
2. Мотивационно-целевой этап. Видеоролик «Ты помни».
Учитель: Ребята, как вы думаете, с каким величайшим событием истории нашей страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? – ответы детей.
• Скажите, какую знаменательную дату будет отмечать наша страна в 2015 году? - 70-летие со дня Победы над фашисткой Германией.
Учитель: В истории есть события, которые со временем стираются из памяти народа и становятся достоянием архивов. Но есть события, над которыми время не властно. В их ряду Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.
3. Введение в новый материал.
Учитель: Ребята, за 2 недели до нашего урока, вы получили задание. Для его выполнения вы сами определились с группами и распределили в них свои действия. Результатами вашей работы стали мини-проекты, которые вы сегодня и представите на уроке.
Ребята, у вас на столах находятся рабочие листы. Прошу вас по ходу урока вести их заполнение.
Давайте попробуем, исходя из предложенного вам задания, сформулировать тему и цель нашего урока. – Начало Великой Отечественной войны.
Предлагаю назвать наш урок «Трагическое начало: за страницами учебника истории» (Слайд 3).
Цель: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны через героизм и мужество советских людей.
Слайд 4. Внимание на экран! Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующий вопрос.
Проблемное задание: используя знания, полученные на предыдущем уроке, исследовав новый материал и выслушав сообщения своих одноклассников, определите, почему, несмотря на проявленный героизм и мужество, начало войны для нас было столь трагично?
В конце урока мы вернёмся к этому вопросу.
4. Работа по теме урока. Учитель: 5 декабря 1940 года Гитлер подписал план «Барбаросса».
Ребята, скажите, что это за план? - план нападения на СССР.
Советская разведка постоянно докладывала о планах Гитлера, но Сталин был уверен в том, что Германия не нападёт на СССР до тех пор, пока сопротивляется Англия. Он считал, что война с Германией может начаться не раньше лета 1942 года. Но…
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
Д. Попов.
Слайд 5. (сообщение Ю. Левитана о начале войны).
Учитель: В памяти человеческой день 22 июня 1941 года – останется не только как роковая дата, но и как рубеж начала отсчёта долгих 1418 дней и ночей.
Слайд 6. План «Барбаросса» предусматривал «блицкриг», т.е. ведение «молниеносной войны» в течение нескольких месяцев. Наступление немецкой армии шло по 3 направлениям: (работа с картой)
• группа армий «Север» - должна была взять Ленинград;
• группа армий «Центр» - через Минск, Смоленск, Вязьму и Можайск наступала на Москву;
• группа армий «Юг» - должна была оккупировать Украину.
В короткий срок предполагалось разгромить основные силы Красной Армии и выйти на линию Архангельск - Волга-Астрахань.
Слайд 7. Учитель: 22 июня была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных.
Ребята, как вы понимаете, что такое мобилизация? (вместе выстраивается определение).
Слайд 8. - Видеоролик «22 июня»
Учитель: Слайд 9. Весь народ встал на защиту Родины. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 1222 ямальца. Ямальцы верили в победу и помогали фронту, чем могли. Главной продукцией, которая шла из округа на фронт, была рыба. Ямальский район неоднократно выходил победителем по сдаче рыбы и мяса для отправки на фронт.
Ребята, почему война советского народа против Германии получила название Великой Отечественной?
Учитель: Слайд 10. 23 июня 1941 года была образована Ставка Главного командования. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО (Государственный Комитет Обороны), созданный 30 июня 1941 года.
Слайд 11. Внимание на экран! Перед вами таблица «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны»
Германия, её союзники | СССР | |
Численность | 5,5 млн. человек | 2,9 млн. человек |
Солдаты и офицеры | 190 дивизий | 170 дивизий |
Танки | 4300 | 9200 (1474 – Т-34) |
Самолеты | 5000 | 8500 (1900 новых типов) |
Орудия и минометы | 48000 | 47000 |
Ребята, какие можно сделать выводы на основании данных таблицы? (ответы учащихся).
Внезапность и мощь удара Германии, её численное превосходство были настолько велики, что уже через три недели были оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии. Враг продвинулся вглубь советской земли на 350-600 км. Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс. самолетов, 6 тыс. танков. В тоже время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением.
Учитель. Слайды 12-14 . Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага.
Брестская крепость… Немцы обрушили на крепость огонь более 600 орудий, миномётов и самолётов. О непоколебимом мужестве бойцов под командованием майора Гаврилова гласят их надписи на крепостных стенах.
28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все её защитники пали смертью храбрых. В память о подвиге героев крепости, ей присвоено почётное звание «Крепость-герой».
Учитель. Слайды 15-16. Исключительное значение Гитлер придавал захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. Уже 29 июня Гитлер заявил: «Через четыре недели мы будем в Москве и она будет перепахана».
Ребята, почему планы Гитлера не осуществились? – советский народ проявлял массовый героизм и мужество.
Учитель: Но не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на Земле. Каждый день войны – это кровь, и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев… Давайте назовем имена героев, совершивших беспримерные подвиги.
Слово предоставляется одной из групп. Пожалуйста, представьте, результаты своей работы. Во время выступления группы, прошу вас не забывать заполнять рабочие листы.
Выступление группы по теме «Битва за Москву» - представление своих страниц альбома. Ответы на вопросы учителя и одноклассников.
Учитель: Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала оборона Ленинграда. Слово предоставляется второй группе. Пожалуйста, теперь вы представьте, результаты своей работы.
Выступление группы по теме «Блокада Ленинграда» - представление своих страниц альбома. Ответы на вопросы учителя и одноклассников.
Учитель: Ребята, вы прекрасно справились с заданием, создав свои страницы учебника истории по важнейшим событиям начального этапа Великой Отечественной войны. Предлагаю назвать нашу работу «Великая Отечественная война: за страницами учебника». Мы с вами сегодня написали только первую главу «Трагическое начало». На следующих уроках мы продолжим работать над новыми главами. Наш долг - хранить память об этом подвиге и передать это следующим поколениям. Страницы нашего альбома в дальнейшем могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы-интерната.
А, теперь, Давайте вернемся к вопросу нашего урока - почему, несмотря на проявленный героизм и мужество, начало войны для нас было столь трагично? – молодцы!
Ребята, к нашему уроку, вами была проделана большая работа, поэтому вы все заслуживаете только отличные оценки. Наша работа подходит к концу, но я вновь предлагаю вам дома выполнить творческое задание.
Дом. задание: п.29, начать работу над сочинением «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
Предлагаю закрепить наши знания и выполнить задания в рабочих листах (тест и задание).
Подведение итогов. Рефлексия – вновь обратимся к рабочим листам. Прошу вас оценить наш урок.
Учитель: Уходят солдаты, своей кровью добывшие Великую Победу – живая история и летопись героического сражения. Но подвиг их бессмертен, он никогда не изгладится из памяти благодарных потомков.
Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться,
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.
Забыть их – значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей
И не чугун, не бронза, не гранит,
Которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит,
Вот почему посмертно они живы!
Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,
Чтоб небосвод был вечно голубой.
Нет, не забудем никогда героев,
Что ради жизни шли в бессмертный бой.
Спасибо, за работу.
Список литературы:
- Иванина А.Г. Город в стальном кольце // Читаем, учимся, играем. - 2012. - №10. - С. 42 - 47.
- История России. XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А. Данилов, Л. Косулина, М. Брандт. – М.: Просвещение, 2012.
- История России XX век. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. /составитель Н. Кочетов. - Волгоград, 2003.
- Кирасирова Л.Н. Голоса войны минувшей // Читаем, учимся, играем. - 2012. - №2. - С. 37 - 42.
- Непокорённый Ленинград. – Л.: Наука, 1985.
- Час мужества: Поэзия периода Отечественной войны. – М., Просвещение, 1990.
Интернет-ресурсы:
- http://blokada.otrok.ru
- http://wikipedia.org/wiki/ Блокада Ленинграда
- http://festival.1september.ru/ articles/623038/ - Бессмертный подвиг Ленинграда.
- Использован шаблон для презентации учителя истории МОУ «Александровская СОШ» Утиновой А.Б.
- Использован шаблон Ранько Елены Алексеевны, учителя начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново - http://pedsovet.su/.
- http://my.mail.ru/mail/kimandrey1955/video/4457/4481.html - видеоролик «Ты помни, никогда не забывай».
- http://www.youtube.com/watch?v=X8u2MaDRkrI – видеоролик А. Розенбаума «Дорога жизни».
- https://www.youtube.com/watch?v=0O26UJTvytQ - видеоролик «22 июня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...
Методическая разработка урока алгебры и начал математического анализа в 11 классе по теме: «Степенная функция».
Методическая разработка урока алгебры и начал математического анализа в 11 классе по теме «Степенная функция» поможет изучению темы. В разработке представлены материалы для устног...
Программа кружка "Математика за страницами учебника". 11 класс
Программа кружка "Математика за страницами учебника". 11 класс...
Свойства и графики тригонометрических функций. Разработка урока алгебры и начала анализа в 10 классе.
Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник. Мордкович.Цель урока: систематизировать знания по теме «Свойства и графики тригонометрических функций у=sin(x), у=cos(x)». Написать контрольную работу....
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе.
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе. "Понятие производной"...
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углубле...
Разработка урока английского языка "М.Ломоносов" к учебнику 8 класса УМК Кузовлев
Разработка урока английского языка к учебнику 8 класса УМК Кузовлев "М.Ломоносов" поможет учителю английского языка провести урок о великих и известных русских людях интересно и познавательн...