Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углублению знаний учащися по теме Показателные уравнения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_11_a_klasse_po_algebre_i_nachalam_analiza.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 11 а классе по алгебре и началам анализа.
( Физико-математическая группа)
Тема: Решение нестандартных показательных уравнений.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: а) Ознакомить учащихся с некоторыми типами показательных уравнений и нестандартны методами их решения;
б) углубить знания учащихся по теме: «Показательные уравнения»;
в) способствовать формированию умений применять приемы сравнения, обобщения
переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников
при решении заданий, содержащих параметры.
Воспитательная цель: Бережное отношение к нашему общему дому «Земля», экология окружающей среды – здоровье нации.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, листы самоконтроля, маршрутные листы.
Изречение на доске:
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение»
А.Дистервег.
Ход урока.
I .Организация урока. Вступление.
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, этого хрупкого мира планета «Земля», дома в котором мы живем, которого, если не задумываться, можно превратить не в рай, а в человеческие страдания. В конце урока мы с вами к этому вернемся, когда будем решать показательные уравнения, связанные с радиоактивным распадом.
И так, показательные уравнения, нестандартные показательные уравнения. Для чего нужны нам эти уравнения?
- Во первых, для успешной сдачи ЕГЭ, так как в части С много заданий нестандартных;
- и для поступления и успешного обучения в высших учебных заведениях.
Но не менее важно развивать в человеке смысл поставленной перед нам задачи, для чего мы это делаем, зачем нам нужны еще показательные уравнения, где они применяются, может мы просто их решаем для умственного развития и закончив школу, сдав успешно экзамен, мы о них и не вспомним. Я думаю, что частично на этот вопрос мы с вами постараемся ответить на этом уроке.
А сейчас приступим к нашему уроку «Нестандартные показательные уравнения», они называются еще трансцендентными уравнениями, и методы их решения .А пока мы с вами проверим домашнее задание.
II .Проверка домашнего задания:
Решить уравнения:
1) Ответ: -3.
2) = 32 Ответ: 5.
3) = 18 Ответ: 1.
4) Ответ: 7.
Найти наибольший корень уравнения:
5) =1 Ответ: 25.
( На доске примеры и ответы и идет взаимопроверка, учащиеся выставляют оценки на листах самоконтроля).
III. Повторение теоретического материала.
- Фронтальный опрос:
1) Какая функция называется показательной?
2) Какими свойствами обладает показательная функция?
3) Какова ее область определения?
4) Какова область изменения?
5) Какова показательная функция по монотонности?
6) Возрастает или убывает функция и почему?
а) У=, б) у = , в) у = .
6) Сформулируйте теорему о корне.
- Повторим методы решения простейших показательных уравнений на конкретных примерах. Как будете решать эти уравнения?
1 ) = 32 ( Способ уравнивания показателей), он основан на том , что ,
( а0) , то) = ;
2) = 16 ( вынесение общего множителя за скобки и снова уравнивание показателей);
3) + 6 = 0 (введение новой переменной и решение квадратного уравнения, причем = t , где t 0, и снова уравнивание показателей);
4) ( нет решений) ;
5) ( уравнивание коэффициентов и простейшее тригонометрическое уравнение) ;
6) = 1 – х ( функционально-графический метод);
7) = 0 ( однородное уравнение, делим на И замена переменной).
IV. Изучение нового материала. Решение нестандартных показательных уравнений.
Решить уравнение:
= 16 (Учитель на доске записывает уравнение и ставит вопрос: «Какому типу знакомых уже нам уравнений принадлежит это уравнение и как его решить?»).
Решение:
Подбором видно, что х=2 – корень уравнения. Сделаем проверку = 16.
А может, есть еще и другие корни уравнения. Докажем, что других корней нет.
+ 16. Разделим данное уравнение на Рассмотрим функцию
)= - возрастающая на R, а = - убывающая на R (почему?).
Если одна функция убывающая, а другая возрастающая , то у них только одна точка пересечения, а значит уравнение имеет только один корень.
Это уравнение не сложное, но требует доказательства , что других корней нет, знания свойств показательной функции. Уравнений, которые решаются подбором очень много на ЕГЭ.
Ответ:2
Устно: решить уравнение = 25 (объяснение решения). Х=2.
2) Решить уравнение
=.
Теорема: Пусть R – область определения функции и пусть эта функция непрерывна и строго монотонна на R , тогда равносильны уравнения и . Применяя эту теорему, имеем: х=-2 и х=1.
Ответ: -2; 1.
Самостоятельно:
Решить уравнение .
Решение:
= -однородное тригонометрическое уравнение.
tg(х) = 1 , х=+ πп , где п Z .
Ответ:+ πп , где п Z . ( взаимопроверка на листах самоконтроля )
3) Решить уравнение
=0 . Это уравнение решается с помощью свойства неотрицательности функции.
= 0 или = 0, то
= 0,
=0 ,
= 0.
Значит, = 0 , = 0 ,
= 0; х = 4 .
Подставив х = 4 в первое уравнение видно, что х = 4 – корень уравнения. ( Легче всего решать всегда нужно уравнение нам уже знакомое, х-4=0, а поскольку мы решаем систему уравнений, то корень простого уравнения подставляем в уравнение нестандартное). Такие уравнения очень часто тоже встречаются на ЕГЭ.
Ответ: 4.
Самостоятельно:
Решить уравнение ( = 0.
Ответ: 3.
4) Решить уравнение . Это уравнение решается с использованием числовых неравенств, а именно
а + 2 – сумма двух взаимообратных чисел , причем если а=1 то а + = 2 , остальных случаях неравенство больше 2.
+ 2, + 2, = 1 , х=0 ,
2;2;1 ;1.
Ответ: 0.
Самостоятельно:
= 2 –.
Ответ: 0.
5) При каких значениях параметра «в» уравнение имеет два различных корня
+ 5 - 4в =0.
Решение.
Ученик у доски решает уравнение с помощью учителя.
Обозначим = t , t0.
- 2*(3в-2) t + 5 - 4в = 0. Для того , чтобы показательное уравнение имело два корня , должны быть положительны . Так как оба корня положительны , то необходимо и достаточно, чтобы выполнялась следующая система неравенств:
Д, 2 - 4(5-4в)0, 4 - 8в + 40, 0 , в1,
0, 5 - 4в 0, в0, в0,8 ; в0,8.
0; 2(3в-2) 0; в0,8;
в;
Ответ: (0,8; 1) (1; ∞)
Мы решали в течение урока трансцендентные показательные уравнения, требующие нестандартного подхода к их решению. Но я вам обещала в начале урока показать их практическое применение. В новой версии ЕГЭ есть такая задача:
Масса радиоактивного вещества уменьшается по закону m(t)= . В лаборатории получили вещество, содержащее в начальный момент времени изотопа натрия-24 , период полураспада которого Т=15часов. Через сколько часов содержание натрия-24 будет 3мг?
Решение.
12* = 3 , = , = , = -2 , t = 30(часов).
Ответ: 30часов.
Вот вам и практическое применение показательных уравнений. А для чего применяется в жизни радиоактивный распад и радиоактивные вещества ?
Большую помощь приносят людям радиоактивные вещества в медицине при лечении одного из самых страшных заболеваний онкологии, при строительстве атомных электростанций и других промышленных отраслях. Но не надо забывать, что радиоактивные вещества приносят и огромный вред, если к ним прикасаются недобросовестные, безответственные и амбициозные люди. Вспомните, сколько горя людям принесла авария Чернобыльской атомной станции. Люди до сих пор ощущают последствие этой аварии и будут еще долго ее ощущать. А атомная бомба, сброшенная на Японские города Хиросима и Нагасаки. Самое страшное, что собрать то, что выброшено в атмосферу, никак нельзя. А то, что попало в землю распадается в течение многих сотен лет. Так распад урана составляет 7, 04* лет или 704.000.000 лет, это означает, что на протяжении сотни миллионов лет уран будет излучать радиацию, опасные для жизни, пока не превратится через миллионы лет в свинец, безопасный для жизни.
Решить уравнения:
Домашнее задание
1) ;
2) = 18 ;
3) При каких значениях параметра «а» уравнение имеет единственное решение?
- 3а = 0;
4) = 1 + ;
5)
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе
по теме
«Решение нестандартных показательных уравнений»
Учитель математики Дрожина В.И.
2010 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...
Методическая разработка урока алгебры и начал математического анализа в 11 классе по теме: «Степенная функция».
Методическая разработка урока алгебры и начал математического анализа в 11 классе по теме «Степенная функция» поможет изучению темы. В разработке представлены материалы для устног...
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе.
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе. "Понятие производной"...
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе "Исследование функций. Чтение графика"
Презентация к уроку на тему: Исследование функций. Чтение графика. Программа: государственная базовая "Алгебра и начала математического анализа - 11". Автор учебника Ш.А. Алимов и др., 2010г...
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Логарифмические уравнения"
Логарифмические уравнения...
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Логарифмические уравнения"
quot;Логарифмические уравнения"...
Методическая разработка к уроку алгебры и начала анализа 11 класс по теме " Геометрический смысл производной"
Данная работа направлена на проверку знаний учащихся. Работа может использоваться для подготовке к экзамену для повторения и выявления пробелов у учащихся....