Рабочая программа (10 класс профиль)
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа для профильного класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 807 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии для обучающихся 10 класса разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- программы авторского коллектива: Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И.: учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. — М.: Дрофа, 2017. — 35 с.
- учебника: Биология. Общая биология. Базовый и углубленный уровни 10 кл.:учебник/И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов-М.:Дрофа,2015-207с.
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Рабочая программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю (резервное время - 4 часа). Из них выделено дополнительно по часу на изучение следующих тем:
- Обобщение и повторение по теме: «Возникновение жизни на Земле»
- Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов
- Обобщение и повторение за курс 10 класса
- Итоговая контрольная работа
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей; оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии; устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук; обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебноисследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов.
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма; решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности; делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцеп ленное (в том числе с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний; сравнивать разные способы размножения организмов; характеризовать основные этапы онтогенеза организмов; выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, при меняя синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде; обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Ученик получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и пре образовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Содержание учебного предмета
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социо-гуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.
Организм
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.
Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения.
Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительноанатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярногенетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди — Вайнберга. Молекулярногенетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы
эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.
Развитие жизни на Земле
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.
Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.
Календарно-тематической планирование
(углубленный уровень, 3ч в неделю, всего 105 ч )
№ п.п | Количество часов | Тема | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Введение (1ч) | |||||
1. | 1 | Биология как наука. Роль биологии в формировании научных представлений о мире | 6.09.17 | 6.09.17 | |
Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи (5ч) | |||||
2. | 1 | Уровни организации живой материи и принципы их выделения | |||
3. | 1 | Организация биологических систем. Клеточное строение организмов | |||
4. | 1 | Обмен веществ и энергии в живых системах. Энергозависимость живых систем | |||
5. | 1 | Процессы, происходящие в живых системах | |||
6. | 1 | Обобщение и повторение по теме: «Многообразие живого мира» | |||
Возникновение жизни на Земле (8 ч) | |||||
7. | 1 | История представлений о возникновении жизни. Мифологические представления. Представления античных ученых | |||
8. | 1 | Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни | |||
9. | 1 | Предпосылки возникновения жизни на Земле. Эволюция материи | |||
10. | 1 | Современные представления о возникновении жизни | |||
11. | 1 | Первичная атмосфера Земли. Условия среды на древней Земле | |||
12. | 1 | Теория происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов | |||
13. | 1 | Начальные этапы биологической эволюции. Прокариотические клетки | |||
14. | 1 | Обобщение и повторение по теме: «Возникновение жизни на Земле» | |||
Химическая организация клетки (13 ч ) | |||||
15. | 1 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Элементный состав живого вещества | |||
16. | 1 | Вода, ее химические свойства и биологическая роль | |||
17. | 1 | Биологические полимеры-белки. Их свойства и функции | |||
18. | 1 | Углеводы. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Роль углеводов в живых организмах | |||
19. | 1 | Липиды. Функции липидов | |||
20. | 1 | Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК | |||
21. | 1 | ДНК-носитель наследственной информации | |||
22. | 1 | Редупликация ДНК | |||
23. | 1 | Виды РНК | |||
24. | 1 | Генетический код. Ген. Свойства генетического кода | |||
25. | 1 | Решение задач по молекулярной биологии | |||
26. | 1 | Обобщение и повторение по теме: «Химическая организация клетки» | |||
27. | 1 | Контрольная работа по теме: «Химическая организация клетки» | |||
Реализация наследственной информации. Метаболизм (8 ч) | |||||
28. | 1 | Метаболизм - обмен веществ и энергии в живых организмах | |||
29. | 1 | Анаболизм. Ассимиляция | |||
30. | 1 | Биосинтез белка. | |||
31. | 1 | Реализация наследственной информации | |||
32. | 1 | Энергетический обмен. Структура и функции АТФ | |||
33. | 1 | Автотрофный и гетеротрофный типы обмена веществ | |||
34. | 1 | Фотосинтез | |||
35. | 1 | Хемосинтез | |||
Строение и функции клеток (16 ч) | |||||
36. | 1 | Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клеток | |||
37. | 1 | Прокариотическая клетка. Строение | |||
38. | 1 | Формы бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий | |||
39 | 1 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Цитоплазматическая мембрана | |||
40. | 1 | Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. ЭПС, рибосомы | |||
41. | 1 | Органоиды общего и специального назначения в клетке | |||
42. | 1 | Клеточное ядро. Строение ядра | |||
43. | 1 | Обобщение и повторение по теме: «Органоиды клетки» | |||
44. | 1 | Жизненный цикл клетки. Интерфаза | |||
45. | 1 | Митоз. Стадии митоза. | |||
46. | 1 | Митоз. Стадии митоза. Биологическое значение митоза | |||
47. | 1 | Контрольная работа по теме: «Клетка» | |||
48. | 1 | Особенности строения растительной клетки | |||
49. | 1 | Клеточная теория | |||
50. | 1 | Вирусология. Вирусы - неклеточная форма жизни | |||
51. | 1 | Вирусные заболевания человека, животных, растений | |||
Размножение организмов (7 ч) | |||||
52. | 1 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | |||
53. | 1 | Формы бесполого размножения | |||
54. | 1 | Особенности полового размножения | |||
55. | 1 | Гаметогенез | |||
56. | 1 | Мейоз. Первое мейотическое деление | |||
57. | 1 | Мейоз. Второе мейотическое деление. Биологическое значение мейоза | |||
58. | 1 | Партеногнез. Осеменение и оплодотворение | |||
Индивидуальное развитие организмов (19 ч) | |||||
59. | 1 | Краткие исторические сведения об изучении развития организмов | |||
60. | 1 | Онтогенез. Оплодотворение | |||
61. | 1 | Типы яйцеклеток. Дробление | |||
62. | 1 | Бластула | |||
63. | 1 | Гаструла | |||
64. | 1 | Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Гисто и органогенез | |||
65. | 1 | Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция | |||
66. | 1 | Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов | |||
67. | 1 | Причины нарушения эмбрионального развития | |||
68. | 1 | Эмбриональное развитие человека | |||
69. | 1 | Обобщение и повторение по теме: «Эмбриональный период развития» | |||
70. | 1 | Закономерности постэмбрионального периода развития | |||
71. | 1 | Прямое и непрямое развитие | |||
72. | 1 | Общие закономерности онтогенеза. Непрямое развитие | |||
73. | 1 | Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма | |||
74. | 1 | Критические периоды развития | |||
75. | 1 | Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсических веществ | |||
76. | 1 | Контрольная работа по теме: «Размножение и развитие организмов» | |||
77. | 1 | Понятие о регенерации. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных | |||
Закономерности изменчивости (6 ч) | |||||
78. | 1 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость | |||
79. | 1 | Мутации. Генные, хромосомные и геномные | |||
80. | 1 | Свойства мутаций. Причины и частота мутаций. Мутагенные факторы | |||
81. | 1 | Комбинативная изменчивость | |||
82. | 1 | Уровни возникновения различных комбинаций генов и их эволюционное значение | |||
83. | 1 | Фенотипическая изменчивость норма реакции | |||
Основные понятия генетики (2 ч) | |||||
84. | 1 | История развития генетики | |||
85. | 1 | Основные понятия генетики | |||
Закономерности наследования признаков (13 ч) | |||||
86. | 1 | Методы изучения наследственности и изменчивости | |||
87. | 1 | Моногибридное скрещивание. Первый закон Г.Менделя- закон доминирования Полное и неполное доминирование; множественный аллелизм | |||
88. | 1 | Второй закон Г.Менделя- закон расщеплению Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование .Анализирующее скрещивание | |||
89. | 1 | Третий закон Г.Менделя – закон независимого комбинирования | |||
90. | 1 | Решение генетических задач по законам Г. Менделя | |||
91. | 1 | Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов | |||
92. | 1 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Решение задач | |||
93. | 1 | Генетическое определение пола. Характер наследования признаков у человека | |||
94. | 1 | Генотип как целостная система | |||
95. | 1 | Взаимодействие аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) | |||
96. | 1 | Взаимодействие неаллельных генов (комплементарность, эпистаз и полимерия | |||
97. | 1 | Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов | |||
98. | 1 | Обобщение и повторение по теме: « Закономерности наследственности» | |||
Основы селекции (5 ч) | |||||
99. | 1 | Создание пород животных и сортов растений | |||
100 | 1 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости | |||
101 | 1 | Методы селекции растений и животных | |||
102 | 1 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия | |||
103 | 1 | Достижения современной селекции в растениеводстве и животноводстве | |||
104 | 1 | Обобщение и повторение за курс 10 класса | |||
105 | 1 | Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории профиль 11 класс
Календарно- тематическое планирование 11 класс история...

Рабочая программа 10 класс (профиль)
Рабочая программа составлена по учебнику И.Г. Семакина. Профильный уровень. 4 ч в неделю....
рабочая программа 10 класс гуманитарный профиль алгебра
алгебра 10 класс гуманитрный профиль...

Рабочая программа 10 класс обществознание профиль
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профиль)...
Рабочая программа 11 класс профиль
Программа...