Исторический вечер "Наука побеждать" для учащихся 6 - 11 классов
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Коростелева Светлана Леонидовна

Исторический вечер "Наука побеждать"  для учащихся 6 - 11 классов,  посвященный исторической личности А.В. Суворова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

                                                   средняя общеобразовательная школа  п. Таёжный

                 

                                      Исторический вечер

               «Наука побеждать»

              для учащихся 5-11 классов

                                               

                                                                                                      Выполнила:

                                                                                                      учитель истории

                                                                                                      Коростелева Светлана Леонидовна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                       2015 г                                                                                               

                                Исторический вечер «Наука побеждать»

Цель: воспитание чувства гордости за свою Родину, знакомство с героическими страницами

            истории, личностью  генералиссимуса  А. В. Суворова

Задачи:

Показать нерасторжимую связь истории страны;

Пробудить познавательный интерес к истории государства в русской нации, её культуре;

Воспитание патриотизма, понимание и уважение к истории России.

Оборудование.

Участники мероприятия с Георгиевскими ленточками.

Сцена оформлена высказыванием об А.В. Суворове, портретом, геральдической символикой.

Мероприятие сопровождается мультимедийным оборудованием.

Видео      Вступление

Учитель:

Здравствуйте   ребята и уважаемые  взрослые! Мы приглашаем вас на  исторический вечер

 «Наука побеждать».

Сегодня мы открываем еще одну страницу героической истории России.

На долю нашего государства выпало много тяжелых и опасных войн. Не раз судьба ее зависела от мощи её вооруженных сил, от мужества её солдат, конечно, от умения и таланта её полководцев: Суворова, Нахимова, Кутузова, Жукова и других. Мы обязаны им не только знаменательными страницами нашей военной истории, но и тем престижем великой державы, который имеет Россия в наше время.

В русской истории имя Александра Васильевича Суворова занимает особое место.

На протяжении почти 50 лет непрерывной боевой деятельности А. В. Суворов не знал поражений.

Лучшие европейские армии были разгромлены русскими войсками под командованием великого полководца.  

Сегодня мы узнаем   настоящую историю этого великого человека.

 

Ученик :     

Российской истории тысяча лет

Немало в ней было блестящих побед.

Победы стране обеспечили славу,

За мужество, доблесть сынов и отвагу.

Ученик :     

В боях защищавших просторы страны

От всякой заморской, незваной «чумы».

Георгий Святой был надежной опорой

Российскому воинству в ратные годы.

Ученик :    

Россия Святого заслуги признала

С его образами награды вручала.

Героям в сраженьях врага одолевшим,

И бури военные перетерпевшим.

Ученик :    

Таких кавалеров народ уважал

Их славу в сказаньях своих прославлял.

Дни пролетели и годы прошли,

Века изменили устройство Руси.

Лишь слава героев осталась в сказаньях,

Как лучший учитель потомкам в познаньях.

Слайд     Портрет А.В. Суворова 

 Ученик   Детство и юность Александра Суворова          

Александр Васильевич Суворов   родился 13 ноября  1729 по другим документам -1730 года      

в Москве, в  дворянской семье потомственных военных.

Слайд   Портреты  отца    и  мамы    

Его отец, Василий Иванович Суворов (крестник Петра I) -генерал-аншеф и сенатор –

отличался высокой образованностью, был автором первого русского военного словаря.

Мать Суворова - Авдотья  Феодосьевна  Суворова, в девичестве  Манукова из небогатого дворянского рода. О ней сохранилось крайне мало сведений. По одной из версий, её отец, Феодосий Семёнович, принадлежал к старинному роду московского служилого дворянства,

с 1725 года был вице-президентом Вотчинной коллегии.  

По родословной легенде Суворовы происходят от древней шведской благородной фамилии. Предок их, Сувор  въехал в Россию в 1622 году при царе Михаиле Фёдоровиче и принял российское подданство.

Будущего  полководца назвали Александром в честь Александра Невского.

Детство провёл в отцовском имении в деревне.

Суворов рос слабым, часто болел. Отец готовил его на гражданскую службу.

Один из историков писал, что «…ребенок был мал, тощ, хил и дурно сложен».

С такими данными о военной карьере можно было не мечтать.

Но  Суворов  стал целенаправленно готовить себя к армейской жизни, пользуясь  отцовской библиотекой, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю.

С раннего детства и до последних дней жизни он соблюдал самый строгий режим.

 В любую погоду спал при открытом окне, занимался гимнастическими упражнениями на холоде, не носил теплой одежды, отличался умеренностью к пище и питью, по утрам обливался холодной водой, купался в пруду в марте-апреле. Благодаря жесткой системе закалки к 11 годам мальчик физически преобразился.    

Большое влияние на судьбу Суворова оказал генерал Ганнибал — друг семьи Суворовых.

Он посоветовал   выбрать  для  Александра  военную карьеру.

Шестнадцати лет А.В. Суворов поступил на службу в Семеновский полк, в котором девять лет прослужил солдатом.  

Ученик:    

 «Не ученик, не школяр – солдат! Изволь учиться, соблюдая строгую дисциплину. Солдату надлежит быть тверду, храбру, правдиву». Таким он и был с самого начала солдатской службы.

Слайд     Семилетняя война

Начало боевой деятельности Суворова относится к Семилетней войне  17561763 гг.

В первые годы войны он находился на тыловой службе в чине обер-провиантмейстера, затем майора и премьер-майора. В 1758 настоял на переводе в действующую армию.

Участвовал в битве при Кунерсдорфе (1759),  взятии Кольберга и  захвате Берлина (1760).

Армия  прусского короля  Фридриха II была уничтожена: осталось только 3 тысячи солдат.

Но в  декабре 1761 года  умерла императрица Елизавета Петровна   из-за неустановленного медициной тех времён хронического заболевания.

На престол взошёл Пётр III. Новый император вернул Фридриху II  все завоёванные земли и заключил с ним союз, сведя тем самым «на нет» все усилия России в Семилетней войне.

Слайд   Елизавета Петровна

Слайд    Фридрих II и Пётр III

Прусский король Фридрих II  позже вспоминал: «Я никогда не перестану оплакивать Петра III.

Он был моим другом и спасителем. Без него я должен был бы проиграть».  

Но Петру III судьба  не слишком  благоволила. Вскоре и он был смещён с престола его женой

Екатериной II.

Слайд  Орден Святой Анны и орден Святого Георгия   III степени 

А Суворов вернулся с Семилетней войны знаменитым, став  генерал-майором, награжденный орденом Святой Анны и орденом Святого Георгия   III степени.

Слайд      Екатерина  II               

Ученик :  

По прибытии в Москву Суворов был принят императрицей Екатериной II, подарившей ему свой портрет. Позже Суворов напишет на портрете: «Это первое свидание проложило мне путь к славе…».

 В 17631769 Суворов командовал Суздальским пехотным полком в Новой Ладоге, где составил «Полковое учреждение» -инструкцию, содержавшую основные положения и правила по воспитанию солдат, внутренней службе и боевой подготовке войск.

Слайд   Суворов с солдатами

  А.В. Суворов любил солдат и лично руководил учениями. Известны поговорки Суворова: “Тяжело в учении – легко в бою”, “Стреляй редко, да метко”.Работа А.В. Суворова не прошла даром: с Суздальским полком он одержал ряд побед в Польше, удивляя стремительными переходами и умением победить превосходящего силами противника.

Александр Васильевич   мог смело сказать: "Братцы! Вы богатыри! Неприятель от вас дрожит!  Вы- русские !"- и сердца солдат наполнялись гордостью от этих слов.

А девизы, ставшие непреложными истинами для российского воина "русские не

 Не сдаются" или "русские не отступают".  Суворов старался воздействовать на душу солдата, обращаясь к православным истинам.

Издавна повелось на Руси, что защита Отечества отождествлялась с защитой Православия. 

"Бог нас водит. Он наш генерал", "От Него победа".  

Видео  Отношение Суворова к солдатам  (04.09-06.07) фильм Суворов (1940)

Ученик:   

Семейная жизнь Суворова была неудачной. Женщины не играли никакой роли в жизни Суворова, он опасался, что они нарушат прямую линию его жизни,  целеустремленное служение армии.  Но наряду с этим он считал долгом каждого человека жениться и иметь детей:

"Меня родил отец, и я должен родить, чтобы отблагодарить отца за мое рожденье…»

Слайд  жена Варвара  Ивановна  Прозоровская  и А.В.Суворов,   дети

С такими религиозно-нравственными соображениями подходил он к своей женитьбе. Его отец Василий Иванович выбрал для него невесту-23-х летнюю Варвару Ивановну Прозоровскую.  

 Она была красавицей русского типа, полная, статная, румяная, но с умом ограниченным и старинным воспитанием , кроме умения читать и писать".   Суворов женился быстро.

18 декабря 1773 года состоялась помолвка, 22 декабря - обручение, а 16 января 1774 года - свадьба.  

Между супругами не было ничего общего. Он был некрасив, она красавица; но он был глубоко образованным человеком, с железной волей, грандиозными замыслами, она  видела  во всем лишь внешнюю, показную сторону вещей, не способной ни понять, ни оценить своего мужа.  Она не сочувствовала его бережливости, скромности, отказу от всякой пышности.
Отношения с женой были плохими. В 
1779 году Суворов начал бракоразводный процесс, однако вскоре приостановил его под давлением родственников жены и других влиятельных лиц. В 1784 году полностью разорвал отношения с женой. При этом его дочь Наталья была помещена на воспитание в Смольный институт, а сын Аркадий, родившийся 4 августа этого же года, остался с матерью. Александр  Васильевич  очень любил своих детей, даже находясь вдали от них.

Слайд  Портрет от дочери и сына.

 

Ученик :    

 В 1773 году, когда началась война с Турцией, Суворов со своим опытом понадобился в первую очередь. Он  был назначен в действующую против турок армию, которой командовал граф П.А. Румянцев. Именно там он одержал свою первую блестящую победу над турками, взяв с малочисленным отрядом крепость Туртукай в ночном бою.

В 1774 направлен на подавление Пугачевского движения,на долю Суворова выпало конвоировать пленного Пугачева в Симбирск и уничтожать остатки его отрядов в Поволжье.  

В военной карьере Суворова  была и блестящая победа у реки Рымник  в 1789 году.

В результате жестокого сражения турки бежали, потеряв 15 тысяч убитыми. За эту славную победу А.В. Суворов был награжден титулом графа Рымникского .

В конце 1790г. стало ясно, что война с турками может победно закончиться только в результате взятия крепости Измаил.   Крепость была   защищена инженерными сооружениями, её охраняли    35  тысяч  турецких солдат. Крепость считалась неприступной, но ее необходимо было взять.

В течение десяти дней Суворов готовил измученные осадой и наступившими холодами войска к штурму. В результате упорного кровопролитного сражения Измаил был взят. Штурм Измаила вошел в мировую историю войн как выдающееся событие. В 1794г. за успешные действия против войск повстанцев в Польше и, в частности, взятие Варшавы А.В. Суворов был произведен в фельдмаршалы.

Видео Взятие крепости Измаил 

Ученик :    

Он под военною трубой
Был вскормлен, вспоен и воспитан.
И добрый барабанный бой
Не раз в бою им был испытан.

На неприступный Измаил
Ведя полки под вражьи клики,
Он барабанный бой ценил
Превыше всяческой музыки.

Ученик:       

  В 1791-1792 Суворов возглавлял войска в Финляндии;   занимался строительством фортификаций на черноморском побережье. В 1794 руководил подавлением Польского восстания; за взятие Варшавы произведён в генерал-фельдмаршалы. В 1795-1796 командовал войсками на Украине, где внедрил и усовершенствовал свою систему армейской подготовки, изложенную им в трактате  «Наука побеждать»

«Наука побеждать» -памятник русской военной мысли, произведение, в котором он изложил свои взгляды на обучение солдат и тактику боя.  Книга состоит из двух частей:

1.Вахт-парад.

2.Разговор с солдатами их языком.

Основы суворовской тактики по «Науке побеждать» заключены в трех суворовских принципах: г л а з о м е р,    б ы с т р о т а,      н а т и с к.

Г л а з о м е р – «как в лагерь стать , где атаковать, гнать и бить».  

Быстрота движения была нужна Суворову как средство упреждения противника, как средство тактической внезапности ,которую считал    залогом успеха.

Натиск-сокрушающий удар, пехоты и конницы, совершаемый с полным напряжением всех сил и завершающийся преследованием до полного разгрома, решает исход боя.  

Суворовский солдат должен был быть убежден, что для него нет неодолимых препятствий.

«Ров не глубок, вал не высок!» Ни лес, ни болото не могут задержать наступления, даже через реку – тяжело, но  возможно.  

Слайд:  Павел I                    

Ученик:   

После смерти Екатерины II  Суворов   не принял военных нововведений ее преемника Павла I и был в феврале 1797 уволен из армии и сослан в свое имение Кончанское Новгородской губернии. но находил утешение в молитве, пении в церковном хоре и обучении крестьянских детей.

Он просил Императора разрешить ему уйти в монастырь, но ответа не получил.

Видео Поведение при дворе (семь ран)

Слайд   Отъезд из села Кончанское на войну в 1799

Зимой 1799г. Павел I под давлением австрийского Императора вынужден был вызвать

А.В. Суворова из деревни и назначить командующим русско-австрийской армией в войне против французов в Италии. Начался легендарный итальянский поход А.В. Суворова. Этот поход ознаменовался блестящими победами при р. Треббии, при Нови и, наконец, переходом через Альпы – чудом мужества и геройства русских войск. В сентябре 1799 совершил героический Швейцарский поход.

За победы в Италии А.В. Суворов был удостоин звания генералиссимуса, и ему были установлены такие же войсковые почести (преклонения перед ним знамен), как и Императору России.

Слайд   Суворов  

Ученик     

Из уст в уста передавались байки о суворовской находчивости, остроумии, смелости.

Сценка  «Байки о суворовской находчивости» (ученики садятся в круг, рассказывая о Суворове)

Ученик     

Туртукай                                                                                                                    

Слава Суворова началась с Туртукая.

Не терпелось, не хотелось Суворову сидеть на одном месте.

«Одним глядением крепостей не возьмешь», — возмущался он робостью графа Румянцева.

И не спросясь разрешения, Суворов завязал с неприятелем бой. Отбросил противника, почти ворвался в турецкую крепость Туртукай, как пришел приказ Румянцева повернуть назад.  Суворов подумал: победа рядом, командующий далеко, и ослушался.

Закричал: «Чудо-богатыри, за мной!» И взял Туртукай. Тут же Суворов написал фельдмаршалу донесение:    «Слава богу, слава вам! Туртукай взят, и я там».

Обиделся  Румянцев , что молодой генерал одержал победу над турками, а не он, фельдмаршал.  Да и рапорт в стихах разозлил Румянцева. Решил   отдать Суворова под суд за   невыполнение приказания.

Те, кто были поближе к Румянцеву, говорили:

« Прав фельдмаршал. Что же это за армия, если в ней нарушать приказы!»

Однако большинство офицеров и солдат защищали Суворова.

Слухи о расправе над молодым генералом дошли и до царицы Екатерины II. Защитила она Суворова.

 «Победителя не судят», — написала царица Румянцеву.

 

Ученик   

«Суп да каша»                

Нелегка солдатская служба. Совершив  переход армия  остановилась  ночевать в лесу у  реки.

Разложили солдаты походные костры, стали варить суп и кашу.

Сварили, принялись есть. А генералы толпятся около своих палаток, ждут Лушку. Лушка — генеральский повар. Отстал Лушка где-то в пути, вот и томятся генералы, сидят не кормлены.

«Что же делать? — говорит Суворов,  пошли к солдатским кострам, господа генералы. Не захотели. Суворов спорить не стал, пошёл к солдатам, поел с ними, да  спать до утра.

А генералам не спится.  От голода мучаются. Ждут Лушку,но тот и к утру не явился.

 Поднял Суворов войска, двинулась армия в дальнейший поход.  Промучились генералы  до нового привала. А когда войска остановились, так сразу же за Суворовым к солдатским кострам: не помирать же от голода.

Расселись, ждут не дождутся, когда же солдатская пища сварится.

Усмехнулся Суворов. Сам принялся раздавать генералам суп и кашу. Каждому дает, каждому выговаривает:

 « Ешь, ешь, получай. Да впредь не брезгуй солдатским.   Солдат- человек. Солдат мне себя дороже».

Ученик   

«Я сам принесу свою голову»          

Как-то в русском лагере солдаты поймали француза. Поначалу он  молчал. Говорил лишь

«пардон, пардон»  и больше ни слова.

Потом, когда солдаты на него поднажали, пленник разговорился. Сознался, что проник в русский лагерь затем, чтобы убить Суворова.

«Ишь ты, стервец, зашумели солдаты»..

Подоспел дежурный по лагерю и вовремя остановил самосуд.

Стали выяснять. Оказалось, что французы оценили голову Суворова в два миллиона ливров.

Вот и соблазнился французский солдат. Решил подкараулить, убить Суворова и доставить своим генералам голову русского фельдмаршала.

Доложили Суворову, а он удивляясь произнёс: Помилуй бог, два миллиона ливров!  Так дорого!

Узнав об этом не только солдаты, но   и генералы стали требовать казни лазутчика.

Но  фельдмаршал  пленника отпустил сказав ему: Ступай  доложи своим генералам  пусть ждут.

Я сам принесу к ним свою голову.

Суворов сдержал «обещание». Через несколько дней при городе Нови русские войска разбили французов. Бросив знамена, обозы и всю артиллерию, французская армия позорно бежала. Командующий французской армией генерал Жубер был убит.

«Надули меня французишки, «сокрушался» Суворов, зря ходил. Не захотели платить разбежались!  

Ученик  

Настоящий солдат        

Подошел как-то Суворов к солдату и сразу в упор:

- Сколько от Земли до Месяца?

- Два суворовских перехода! — гаркнул солдат.

Фельдмаршал аж крякнул от неожиданности. Вот так ответ! Вот так солдат!

 Любил Суворов, когда солдаты отвечали находчиво, без запинки.  

Ученик   

 По-суворовски        

В поле недалеко от казарм капрал Казанского пехотного полка вел занятия с  солдатами

 по-суворовски.

-Чем важны учения? Обратился   капрал к солдатам.

-Ученье свет, а неученье тьма! — хором отвечали солдаты.

-А чем ценен солдат ученый?

-За ученого трех неученых дают.

-А что важнейшее в войске?

- Солдат российский.

Доволен ответом капрал. И перешел к занятиям по рукопашному бою.

Сам показал. Потом повторяли солдаты.

 

Ученик   

Школа        

Бывало так, когда   Россия жила без войны  войска Суворова стояли на одном месте.

Обзавелись за это время солдаты семьями. Понародились дети. Вот и решил Суворов организовать для солдатских детей школу. Организовал и сам стал вести в ней занятия.

Собралось вначале в школу двенадцать ребят и подростков. А через несколько дней пришла девочка- Нюта. Ребята над ней смеялись, дразнили.  

Только зря смеялись ребята. Нюта оказалась не глупее других.

-Сколько дважды два? — спросил Суворов.

Ребята молчат, а Нюта кричит  «четыре». Похвалил её Суворов, потом вызывает ребят к доске, заставляет писать разные слова. Выбирает трудные:

-А ну-ка,   напишите  мне слово «еще». Что  написали :«ищо», «исчо»,«есчо»

Выйдет Нюта и крупными буквами выведет: «Еще»

-Не смейтесь над девчонками, а грамоте учитесь,- говорил Суворов.

 

Ученик   

Штык            

Как-то Суворов гостил у своего приятеля в Новгородской губернии.  Отправился  побродить по лесу  и встретил мальчика Саньку Выдрина, ох и шустрый парнишка. И давай он распрашивать Суворова.

-Ты, дяденька, солдат? А  откуда идешь, с войны? Расскажи про Суворова.

Решил сказать, что не знает про такого. Тут Ванька как затараторил:

 «Не знаешь? Ну, про того, что с турками воевал, что Измаил брал. Про фельдмаршала. Какой же ты солдат, раз не знаешь Суворова». Успокоился немного и попросил штык подарить, чтоб в войну играть.

Больше всего на свете Санька берег суворовский штык. Спать без штыка не ложился, чехол ему сшил, чистил, носил за собой, как драгоценную ношу. А когда Санька вырос и стал солдатом, он вместе со штыком ушел на войну и по-суворовски бил неприятеля.

 

Ученик    

 «Пудра - не порох…»    

После смерти Екатерины  II  русским царем стал ее сын, Павел Первый.

Император Павел принялся вводить новые порядки в армии. Не нравилось ему все русское, любил он все иностранное, больше всего немецкое. Вот и решил Павел на прусский, то есть немецкий манер перестроить российскую армию. Солдат заставили носить длинные косы, на виски наклеивать войлочные букли, пудрить мукой волосы. Взглянешь на такого солдата — чучело, а не солдат.

Принялись солдат обучать не стрельбе из ружей и штыковому бою, а умению ходить на парадах, четко отбивать шаг, ловко поворачиваться на каблуках.

Суворов возненавидел новые порядки и часто дурно о них отзывался.

Однажды Павел I  пригласил Суворова на парад,  глянул Суворов и не узнал своих «чудо-богатырей» ,нет ни удали,  ни геройства. Идут солдаты, как заводные. Только стук-стук каблуками о мостовую. Император доволен, говорит Суворову:

 Гляди, гляди, еще немного — и совсем не хуже немецких будут.

 Скривился Суворов от этих слов, да ответил:

-Радость, ваше величество, невелика, русские прусских всегда бивали. Чему  радоваться?

 Император с гневом продолжал:

-Да ты смотри,   косы какие, а букли!

Тут-то Суворов и сказал  свою знаменитую фразу:

-Пудра- не порох, букли- не пушки, коса- не тесак, а я не немец, ваше величество, а природный русак! И уехал с парада.

Павел разгневался и отправил упрямого старика в ссылку в село Кончанское.

 

 Ученик : 

Суворов был не только блистательным военным, но и талантливым администратором.

В   Европу пришла эпидемия чумы; благодаря строгим карантинным мерам, введенным генералом, Гезлёв (Евпатория) избежал страшной эпидемии. Русские солдаты очистили в городе все туалеты и конюшни, отремонтировали все городские колодцы, фонтаны и бани, купание в бане стало бесплатным; на рынках был наведен военный порядок, для въезжающих в город и ввозимых товаров был организован обязательный карантин; жителей принудили выбелить дома и дворы внутри и снаружи.

От местных жителей начали поступать жалобы на Суворова,  он ввёл обязательное пятикратное омовение для горожан и солдат гарнизона, независимо от вероисповедания, под руководством мулл, за что в доносе христиан писалось, что Суворов «обасурманился и знает язык не только крымских татар, но и турок». Мусульмане жаловались на громкий колокольный звон и частое пение Суворова в церковном хоре. Жалобы остались без рассмотрения: вечно опальный генерал в тот момент был нужен империи.

 Слайд  А. В. Суворов             

 Ученик :  

Описывая отношение современников к победам Суворова в Итальянском походе, Петрушевский А. приводит следующие факты. "Не только Россия и Италия чествовали русского полководца.В Англии он тоже сделался   знаменитостью эпохи, любимым героем. Газетные статьи, касающиеся Суворова и его военных подвигов, появлялись чуть не ежедневно; издавались и особые брошюры с его жизнеописаниями. Имя Суворова сделалось даже предметом моды и коммерческой спекуляции; явились Суворовские прически, Суворовские шляпы, Суворовские пироги  Суворовские портреты пошли теперь сильно в ход.

Слайд Возвращение в Россию      

Ученик  

Походы 1799 года надломили силы 70-ти летнего полководца. Больным вернулся он в Петербург в апреле 1800 года. Торжественная встреча была отменена.  

Павел I отказался принять полководца. По одной версии, на смертном одре Суворов сказал любимцу императора графу Кутайсову,  приехавшему потребовать отчёта в его действиях:

«Я готовлюсь отдать отчёт Богу, а о государе я теперь и думать не хочу…».

Песня  «За тихой рекою»  в исполнении вокального ансамбля учителей  

Ученик  

Также согласно одной из версий, к умирающему Суворову приехал граф Хвостов, бывший бездарным поэтом. Суворов сказал ему, прощаясь: «Митя, ведь ты хороший человек, не пиши стихов. А уж коли не можешь не писать, то, ради Бога, не печатай».

6  мая 1800 года во втором часу дня Александр Васильевич Суворов скончался, по адресу Крюков канал, дом 23, город Санкт-Петербург.

Вынос тела Суворова состоялся 12 мая в 9 часов утра. Гроб не мог пройти в узкие двери и поэтому его пришлось спустить с балкона на руки суворовским гренадерам-ветеранам .По одной   версии   император Павел I, встречавший в Александро-Невской лавре гроб, не дождавшись уехал, по другой,   Павел случайно встретил процессию. По третьей   утверждалось, что император на похоронах не присутствовал.

Полководец был погребен в Нижней Благовещенской церкви Александро-Невской лавры 

при огромном скоплении народа.

Слайд  Памятник Суворову

Ученик  : 

В Петербурге есть памятник Суворову. Он поставлен уже очень давно. Об этом памятнике написано очень сильное стихотворение Всеволода Рождественского  1941 года, когда пример Суворова вдохновлял русский народ на победу в Великой Отечественной войне.  

Ученик  : 

Среди балтийских солнечных просторов,

Над широко распахнутой Невой,

Как бог войны, встал бронзовый Суворов

Виденьем русской славы боевой.

Ученик :   

В его руке стремительная шпага,

Военный плащ клубится за плечом,

Пернатый шлем откинут, и отвага

Зажгла зрачки немеркнущим огнем.

Ученик  : 

Держа в рядах уставное равненье,

Походный отчеканивая шаг,

С утра на фронт проходит пополненье

Пред гением стремительных атак.

Ученик:   

И он — генералиссимус победы,

Приветствуя неведомую рать,

Как будто говорит: «Недаром деды

Учили нас науке побеждать».

Ученик : 

Несокрушима воинская сила

Того, кто предан родине своей.

Она брала твердыни Измаила,

Рубила в клочья прусских усачей…

Ученик : 

Нам ведом враг, и наглый и лукавый,

Не в первый раз встречаемся мы с ним.

Под знаменем великой русской славы

Родной народ в боях непобедим.

Ученик:  

Он прям и смел в грозе военных споров,

И равного ему на свете нет.

«Богатыри!» — так говорит Суворов,

Наш прадед в деле славы и побед.

 

Видео  О первых  суворовских училищах   ( 32.45-34.04)

Ученик  : 

Решение об учреждении Ордена Суворова трёх степеней было принято в дни тяжёлых боёв, на юге СССР, когда советские войска отходили к Дону и Волге, а осаждённый Севастополь был уже обречён.

Ученик :  

Указ Президиума Верхнего Совета СССР от 29 июля 1942 года «Орденом Суворова награждаются Командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и настойчивость в их проведении, в результате чего была достигнута победа в боях за родину в Отечественной войне».

Ученик : 

Первое награждение орденом Суворова 2-ой степени состоялось 26 декабря 1942 года. Награждён генерал – майор Баданов, генерал- лейтенант Ротмистров и многие другие, всего 23 человека.

Орденом Суворова I степени в январе 1943 года было награждено 23 человека. Маршал   генерал армии Васильевский, маршал бронетанковых войск Рыбалко, Гречко, Говоров и многие другие.

3 февраля 1943 года орденом Суворова III степени награжден майор Гаранин.

Состоялось свыше семи тысяч награждений этим орденом. Десятки партизанских отрядов, бригад и соединений, действовавших на оккупированной территории, носили имя Суворова.

Ученик : 

Эстафету славных подвигов Александра Васильевича Суворова приняли молодые. Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в Великой Отечественной войне, когда в августе 1943 года в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь разгрома фашистских войск на курской дуге.

Слайд  :Первые суворовские училища

Ученик  : 

1 декабря 1943 года в девяти суворовских военных училищах начались занятия в торжественной обстановке были вручены боевые красные знамена.

Слайд    космонавты Ю.Глазков и Джанибеков, Борис Громов, академики Витушкин и Палов

Ученик : 

Гордостью суворовцев являются космонавты Ю.Глазков и Джанибеков, генерал – полковник Борис Громов, академики Витушкин и Палов, народный артист Герард Васильев, спортсмены Юрий Власов, Виталий Попенченков и многие другие.

Слайд   Суворовцы

Песня «Учил Суворов» (группа мальчиков 7 класса)

Слайд Петр Константинович Багаев

Ученик  : 

Традиции суворовских  училищ продолжены в кадетских классах Советского района.

Инициатором зарождения кадетства в районе стал атаман Верхнекондинского казачьего войска Юрий Семёнович Любушкин. Его идею активно поддержал бывший в то время начальником управления образования Петр Константинович Багаев. Именно он предложил школам Советского района открыть кадетские классы.

На основании Распоряжения Главы администрации МО Советский район Митрофанова Павла Петровича  от 4 октября 1999 г. на базе МОУ СОШ № 4 г. Советский был открыт первый кадетский класс, собравший 25 мальчишкек – пятиклассников. На сегодняшний день в школе открыты четыре кадетских класса, в которых  обучаются 76 человек.  

 Ученик  : 

В нашей школе тоже учились ребята, выбрав себе профессию военного.

КАЮМОВ   ФЕЛИКС
МУХАМАТЬЯНОВ  РАДИК
ДЕМЕНТЬЕВ  ВАЛЕРИЙ
САФИН   АЗАМАТ
САФИН  ДАМИР
ГРЕБНЕВ  ВАСИЛИЙ
ГРЕБНЕВ  АНДРЕЙ
ГРЕБНЕВ  ИВАН
ФРИКЕР  ДМИТРИЙ
ВЕРХОТУРОВ  СТАС
ВАСЕНКО  НИКОЛАЙ

Ученик  : 

Сегодня мы решили испытать Вас, как поняли три основные составляющие суворовский НАУКИ ПОБЕЖДАТЬ.

Представьте, что здесь в зале несколько рот солдат. Кто же  первым добьётся успеха. Итак, проверяем быстроту и смекалку. Ведущий говорит  начало пословицы, вы постарайтесь ответить так, как говорил  когда-то Суворов, каждая группа хором.

БЫСТРОТА                             

Удивить – победить!

Дисциплина — мать победы.

Стояньем крепости не возьмешь».

Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте».

Испуган – наполовину побежден»

Голод – лучшее лекарство

Ученье свет, а не ученье — тьма.

Тяжело в учении — легко в походе.

Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет.

Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.

Солдату надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому.

Стреляй редко — да метко 

Где пройдет олень, там пройдет и солдат.

Дело мастера боится

Сам погибай, а товарища выручай

Мы русские и мы  победим.

За ученого трех неученых дают.

Горжусь тем, что я Россиянин!

ГЛАЗОМЕР    

Определите быстро на глаз, сколько солдат в вашей роте?

Ученик      

Наш век пройдёт. Откроются архивы,

И всё, что было скрыто до сих пор,

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,

И обнажится всякая беда,

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда.

Н. Тихонов

Ученик:  

Каким запомнили сегодня Вы А.В.Суворова?

Ученик:  

1.Какую знаменитую фразу, ставшую крылатой, произнесла императрица Екатерина II по поводу самовольного штурма крепости Туртукай А.В. Суворовым, который был под командованием П.А. Румянцева?

Победителей не судят» )

Ученик:     

2. Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году?

(Павел I.)

Ученик:    

3.Сколько императоров и императриц сменилось  на русском престоле, когда жил Суворов?

Ученик:     

4.Суворов писал Павлу I, что, наводя рухнувший Чёртов мост, брёвна скрепляли... Чем же?

(Офицерскими шарфами.)

Ученик:      

5. После победы при Чесме в 1770 г., когда был уничтожен турецкий флот, в России выпустили медаль, на одной из сторон которой был изображён тонущий корабль и надпись, состоящая из одного трёхбуквенного глагола прошедшего времени. Какого?

(«Был»)

Ученик:     

6.В какой войне Суворов получил свой первый боевой опыт?

(В Семилетней.)

Ученик:      

 7. Сколько битв  выиграл со своими солдатами  Суворов ?

 (60 битв)

Ученик:      

8.  Как Суворов называл  солдат?

 (чудо-богатыри)

Ученик:      

9.Чем нужно побеждать противника?

 (  не числом, а умением).

Ученик:    

11. Главное в  «Науке побеждать?» (быстрота ,глазомер, натиск)

Ученик:    

12.  Девиз Суворова : «Победи себя и будешь ……(непобедим)»

Учитель:

Суворов вошёл в мировую историю как выдающийся полководец и военный мыслитель. Последователь Петра I и ученик П. А. Румянцева, Суворов воспитал плеяду замечательных русских полководцев и военачальников, среди которых   были М. И. Кутузов и П. И. Багратион. На идеях Суворова были воспитаны Д. А. Милютин, М. И. Драгомиров, А. А. Брусилов и другие.

А. В. Суворов был уникальным полководцем:  он выиграл более 60 сражений, он был солдат, любил солдата и делал все, чтобы его солдат стал победителем; он  всей душой любил свою Родину и прославил ее во всей Европе своими победами; он любил русский народ и сам был русским, думал, говорил, учил и действовал по-русски; он был глубоко верующим человеком и свою веру умел вдохнуть в солдат и вдохновить их на чудеса храбрости и стойкости.

Видео   Суворовцы

Ученик:

Не только тем велик и дорог он,

Что бранной славой жизнь его богата.

И что нигде он не был побежден –

Нет: верой в Родину была объята

Его душа. Той верою силен

Он полюбить умел меньшого брата,

И светлый образ русского солдата.

Наш чудо - богатырь в нем воплощен.

Молитвою готовился он к бою.

И глазомер, венчая быстротою

И натиском, врага шел побеждать.

Сразив, его щадил он милосердно:

Вот от чего Россия чтит усердно

Создателя «Науки побеждать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания в исторической и обществоведческой подготовке учащихся

Введение Единого Государственного Экзамена в образовательный процесс школы побудило многих учителей к использованию новых форм контроля. Значительная часть заданий ЕГЭ содержит вопросы тестового харак...

Историческая игра "Счастливый случай", 5 класс

Данная разработка позволяет систематизировать и проверит знания учащихся 5 класса по теме "Древний Восток и Древняя Греция". Урок построен в форме игры, что вызывает интерес у учащихся. данный материа...

Историческая игра "Властелин ума", 6 класс

Данная разработка позволяет систематизировать и проверить знания учащихся по истории, на тему "история Средних веков." Данный материал можно использовать во внеурочной работе по предмету....

презентация "Исторические ступени развития общества"(8 класс)

Отображает схематически основные черты традиционного, индустриального и информационного общества....

Анализ исторической личности (алгоритм для учащихся)

методическая разпработка алгоритма в помощь ученикам по истории....

статья "Исторические игры-путь мотивации учащихся 5 классов"

Игра-соревнование для школьников 5 класса для закрепления и обобщения материала по наследи. древнего мира в Петербурге. На игровом поле ученики могут выбрать вопросы по 4 темам: Египетские мотивы, Кит...

Историческое лото (интеригра для учащихся 5-6 класса)/ автор Житенева О.А.

Игра обобщает знания по разделу Древняя Русь. Цель • обобщение знаний, полученных на уроках истории • демонстрация межпредметной связи истории, информатики Задачи Образовательные • повторение ...