статья "Исторические игры-путь мотивации учащихся 5 классов"
статья по истории (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_igry-_put_motivatsiya_shkolnikov_5_klassa.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 244 Кировского района Санкт-Петербурга
«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Исторические игры- путь мотивация школьников 5 класса «Наследие древнего мира на берегах Невы» (игра - соревнование для школьников 5 классов) Автор-составитель: учитель истории ГБОУ Лицей 244 Орел Елена Анатольевна
Санкт-Петербург 2013 Пояснительная записка. Цели игры: Показать Петербург как уникальный город, впитавший в себя наследие различных культур и эпох. Создать условия для духовного воспитания школьников на примере историко-культурного наследия Петербурга, их нравственности, гражданственности и патриотизма. Задачи игры: 1.Сформировать знания о Петербурге как центре отечественной и мировой культуры. 2.Сформировать познавательный интерес к городу, исследовательские умения и навыки в процессе работы . 3.Стимулировать творческие способности учащихся. 4.Развивать эстетические чувства школьников, формировать чувство гордости за красоту города, его уникальность, бережное отношение к его ценностям. 5. Развивать рефлексивные умения учащихся: оценка результатов своей деятельности, оценка своих достижений. 6. Развивать толерантность, уважение к иным культурам. Учащийся имеет представление о : Петербурге как уникальном городе - музее под открытым небом, его неисчерпаемом культурном потенциале; людях, внесших вклад в культурное наследие города, страны, мира ; взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; необходимости бережного отношения к петербургскому наследию Он умеет: анализировать различные памятники культурного наследия, формулировать и доказывать свою точку зрения. В результате у учащихся формируются умения, навыки, нравственные качества, необходимые для дальнейшего самостоятельного изучения Петербурга. Особенности реализации воспитательного мероприятия 1.Задания игры должны быть посильны и интересны пятиклассникам, усложняться в зависимости от баллов. Музыкальные фрагменты усиливают эмоциональное воздействие. Предлагаю вставить и видеофрагменты. 2. Игру можно проводить как между учениками одного класса (по командам), так и командное соревнование между классами. Ведущими и судейской коллегией приглашаются старшеклассники. Необходимо очень серьезно и внимательно их подготовить к игре, чтобы они могли добавить по ходу игры интересные факты, комментировать ответы пятиклассников. В ходе игры жюри ведет подсчет набранных баллов, периодически сообщая результаты командам. 3.На слайде 2 находится игровое поле, на котором помещены вопросы по четырем темам курса программы: "Наследие Древнего Египта в Петербурге", "Тема Древнего Востока", "Китайские мотивы", "Герои античных мифов на улицах города". Участники игры выбираю вопросы по своему желанию, указывают тему и степень сложности задания. После того как ученик ответил на вопрос, на экране показывается правильный ответ и гиперсылка вновь возвращает нас к игровому полю. Праздник проводится в классном помещении ГБОУ Лицея 244 (продолжительность 30 мин.) 5. Подготовка мероприятия. Беседы о культурном наследии Петербурга, пешеходные образовательные маршруты по городскому пространству, экскурсии в музеи города , выбор представителей команды, оформлении помещения, подготовка судей-старшеклассников. 6. Необходимое оборудование компьютер, проектор, экран, колонки Ход игры «Санкт-Петербург-наследник древних цивилизаций» На слайде 2 находится игровое поле, на котором помещены вопросы по четырем темам : "Наследие Древнего Египта в Петербурге", "Тема Древнего Востока", "Китайские мотивы", "Герои античных мифов на улицах города". Участники игры выбирают по своему желанию тему и степень сложности задания. После того как участник команды ответил на вопрос, на экране показывается правильный ответ и гиперсылка вновь возвращает нас к игровому полю. Жюри дает комментарии к ответам, дополняет их яркими фактами. Блок «Египетская тема в Петербурге» Слайд 3
О ком написал эти строки Всеволод Рождественский? Слайд 4 Ответ : В 1832 году в Петербург были доставлены подлинные египетские сфинксы. Они украсили набережную у Академии Художеств. Сфинксам более 3,5 тысяч лет. Слайд 5 Где можно увидеть самого маленького сфинкса Петербурга? Слайд 6 Ответ: он украшает шлем Афины ,сидящей на аттике Российской национальной библиотеки Слайд 7 Эти сфинксы пугали путников в начале 19 века. Где их можно увидеть сейчас? Слайд 8 Ответ: Созданные в 1809 г. на дороге в Царское Село (недалеко от Пулковских высот ) , сфинксы пугали своим непривычным видом путников, за что фонтан назвали «фонтаном ведьм». Слайд 9 До начала 20 века этот мост выглядел очень нарядным, ажурным, легким. Он был цепным. Но в 1905 году он рухнул и его перестроили. Какие детали отделки моста сохранились до нашего времени? Слайд 10 Ответ: это Египетский мост через Фонтанку. Сохранили четырех сфинксов с золотыми головными уборами. Автор-скульптор Соколов. Слайд 11 Древние египтяне украшали храмы прекрасными рельефами. Где можно увидеть богиню Маат-богиню Правды в нашем городе? Слайд 12 При въезде в Царское Село в 1830 году были построены Египетские ворота , украшенные барельефами с египетскими мотивами. Слайд 13 Где в Петербурге можно увидеть эти египетские мотивы? Слайд 14 Ответ: На Захарьевской улице есть доходный дом, украшенный египетскими мотивами. Поэтому его часто называют «Египетский дом». Блок «Наследие Древнего Востока» Слайд 15 Где в пригороде Петербурга появились первые львы-стражи? Слайд 16 Ответ: бронзовые фигуры львов появились у Львиного каскада в Нижнем парке Петергофа в начале 19 века. Слайд 17 Лев, по представлению жителей Персии и Ассирии,-символ власти великого правителя и мощи государства. Какие львы Петербурга рассказывают о величии российских императоров? Слайд 18 В 1832 г. пара могучих львов украсила Дворцовую пристань. Решение украсить пристань фигурами львов принимал сам император Николай I. Слайд 19 Два бронзовых грифона – стража смотрят на Неву. Какую набережную они охраняют? Слайд 20 Сказочная и загадочная набережная у Академии Художеств защищается этими крылатыми львами-грифонами. Слайд 21 «Грифоны вновь займут свои места, В зубах сжимая кованые цепи, И станут ждать влюбленных у моста, Чтоб их поднять туда, где звезды светят» . О каких грифонах написал эти строки поэт? Слайд 22 Ответ: Эти фантастические грифоны держат в пастях цепи Банковского моста через канал Грибоедова. Они охраняли богатства банка, стоящего рядом. Слайд 23 Этот сказочный лев будто слеплен из снега! Какой дворец он стережет? Слайд 24 Ответ: на Елагином острове, у парадной лестнице Елагина дворца живут эти сторожевые львы. Слайд 25 Катастрофическое наводнение пришло в Петербург в 1824 году. Его описал А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник». Какие каменные львы города стали героями поэмы? Слайд 26 Ответ: это мраморные львы на Адмиралтейском проспекте. На них сидел герой поэмы Евгений , спасаясь от волн Невы. Блок «Китайские мотивы» Слайд 27 Где в нашем городе живут разноцветные дракончики? Слайд 28 Ответ: в 2003 году на Литейном проспекте был создан Сад Дружбы-подарок Китая Петербургу к 300-летию. Стена 9 драконов украшает сад. Слайд 29 Драконы могут быть и повелителями воды. Где живут эти нарядные дракончики? Слайд 30 Ответ: в Петергофском Нижнем парке на Шахматном каскаде деревянные драконы появились еще в 18 веке. В 1875 году их отлили из металла. После Отечественной войны фигуры были восстановлены. Слайд 31 Увлечение китайской культурой в 18 веке привело к созданию фантастических построек в китайском стиле в загородном императорском парке. Назовите постройку-подражание этой пагоде. Слайд 32 Ответ: Большой каприз в Царском Селе похож на китайскую пагоду 16 века Слайд 33 Чтобы полюбоваться на китайские домики с загнутыми вверх крышами не надо ехать в далекий Китай. Они стоят совсем недалеко, в одном из пригородов. Вспомни , где можно увидеть это чудо. Слайд34 Ответ: Конечно это Китайская деревня в Царском Селе. Построена она была в царствование Екатерины II , когда все «восточное» было модным. Слайд35 «Из города Гирина в Манчжурии…»Эту надпись мы прочтем на пьедестале памятников , привезенных из Китая. Кого изображают фигуры? Слайд36 Ответ: Это фантастические герои китайских мифов- Ши-цза . В 1907 году на Петровской набережной они были установлены , а привезли их из города Гирина в Китае. Слайд37 Драконы, роспись по шелку, лакированная мебель- китайские мотивы украсили один из императорских дворцов. Слайд38 Китайский дворец был построен как летняя резиденция для императрицы Екатерины II. Название "Китайский" дворец получил по отделки в духе китайского искусства четырех комнат. Блок «Герои греческих мифов на улицах города» Слайд39 По представлению древних греков титан Атлант держит небо. А где в Петербурге можно увидеть атлантов? Слайд 40 Ответ: самые известные атланты украшают вход в Новый Эрмитаж. Слайд 41 Бог морей Посейдон ( римский Нептун) встречается и на улицах нашего города. Какие здания украшает его фигура? Слайд 42 Ответ: здание Биржи и Адмиралтейство Слайд 43 Одно из самых заметных зданий на Невском проспекте- фирменный магазин купцов Елисеевых. Фигура какого греческого бога украшает его? Какие символы имело божество? слайд 44 Ответ: бог торговли, покровитель путешественников и вестник богов Гермес в крылатой шапочке и сандалиях , с жезлом –кадуцием в руке. слайд 45 Любимая греками Афина – частая гостья на улицах Петербурга. Один из ее символов- загадочный сфинкс. Какое здание на пл. Искусств украшает ее фигура? слайд 46 Ответ: это здание Российского Этнографического музея. На шлеме богини можно увидеть сфинкса-символ мудрости богини. слайд 47 В Кировском районе находится уникальный исторический объект. Он украшен колесницей. Какая богиня правит конями? Слайд48 Ответ: Нарвские ворота возведены в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Богиня Нике- богиня победы украшает их. Слайд49 Эта маска Медузы Горгоны нам не страшна. Ее можно увидеть в убранстве нашего города. Вопросы: Почему ее боялись герои мифов? Какие решетки украшены ее изображением? Слайд 50 Взгляд ее превращал в камень любого. Щиты с ее маской украшают решетки Летнего сада и Михайловского замка. Слайд 51 В нашем городе есть современный памятник этому любимому греками герою, не побоявшемуся спорить с Зевсом. Назовите его. Слайд52 Ответ : Памятник Прометею, давшему людям огонь, расположен у кинотеатра на пр. Просвещения. Затем слово предоставляется членам жюри для подведения итогов и вручения призов. Использованные ресурсы Все музеи. Каталог –справочник Санкт - Петербурга. СПб., 2005. «Малые» музеи Санкт –Петербурга. СПб., 2005. Школа и музей: новое образовательное пространство. Программа. СПб., 2001. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Аст-пресс книга, 2004. Искусство. Энциклопедия для детей. Т.7, ч.1-2.М.: Аванта +, 2005. Демиденко Ю.Б.Музеи Санкт –Петербурга. СПб., 1994. Ермолаева Л.К., Георгиева Н.Г. От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы. СПб., 1997. Петербург в русской поэзии. Сост.М.В.Отрадин., Л., 1988. Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. Канн П.Я. Прогулки по Санкт - Петербургу. СПб.,1994. Курбатов В. Петербург. Художественно –исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. СПб., 1993. Раков Ю. Античные стражи Петербурга. СПб., 1996. http://www.spb-guide.ru/page_13107.htm http://www.etoretro.ru/pic13048.htm http://tarbutcellcom.zahav.ru/cellcom/literature/photo.php?view=1801 http://www.peterburg.biz/palaces.html http://www.hellopiter.ru/Interactive_map.html http://www.ilovepetersburg.ru/gallery http://www.mirpeterburga.ru/online/history/ http://walkspb.ru/ Авторские фотографии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 5-9 классов СКОШ №614
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Н. ЛускановойДля скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся средних и старших классов коррекционной школы 8 вида в может быть использована...
Методический доклад на тему: Проблемы мотивации учащихся ДМШ по классу гитары.
Проблемы мотивации учащихся ДМШ по классу гитары....
Учебно-методическое пособие для учащихся 5 – 11 классов ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Ролевая игра на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
Данный материал предназначен для учащихся 5-11 классов....
Педагогический проект " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"
В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования как формы преподавания: -сочетающей в себе такие важные виды работы ...
Презентация педагогического проекта " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"(отрывки)
В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования как формы преподавания: -сочетающей в себе такие важные виды работы ...
Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.
Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение челове...
Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»
Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...