Историческое образование в XXI в.
статья по истории на тему

Токарева Мария Алексеевна

ИСТОРИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историческое образование в XXI  веке

Токарева Мария Алексеевна, учитель истории,

обществознания

ОАУ С(К)О школа-интернат III-IV вида

Увеличение интереса к истории неудивительно, весь мир следит за событиями, происходящими на Украине, пытаясь ответить на вечный вопрос Чернышевского «Что делать?». Гибнут мирные граждане, разрушается инфраструктура, промышленность, объекты социального назначения. Почему, зачем, кто стоит за всем происходящим, кто поможет нам разобраться во всем этом потоке информации?

В прошлом человек находит ответы на многие жгучие вопросы современности. Даже из древней истории наш современник может почерпнуть много поучительного. Новейшая история – фундамент для современной политической и хозяйственной деятельности, она изучает генезис сложившейся ситуации для того, чтобы найти оптимальный вариант решения современных проблем.

Основную задачу своей педагогической деятельности вижу, прежде всего, в поддержании интереса к предмету история, общественным отношениям. Для актуализации знаний по истории, обществознанию, формирования интереса к каждой теме курса и предмету в целом, развитию общих умений и навыков применяю на своих уроках деятельностный подход. Основная его идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

История – школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы. Республиканская доблесть античности вдохновляла деятелей французской революции; Радищев и декабристы – служили примером для многих поколений русских революционеров. На героических традициях родной истории воспитывается наше молодое поколение.

История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. [6, с. 232]

Обращаясь к прошлому, мы не только изучаем событие в его взаимосвязях и следствиях, но производим определенный нравственный приговор, исходя из моральных критериев современности. «Исторический феномен никогда не может быть объяснен вне его времени. Об этом задолго до нас сказано в арабской пословице: «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов».[2, с.22-23]

 Но, с другой стороны, и это главное, - опыт истории помогает выработать нравственную оценку окружающей нас действительности и соответствующим образом определить наше поведение. Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг. Опыт истории – верный ориентир, которым зачастую пользуются даже бессознательно. Подчас, не отдавая себе отчета, человек корректирует свое поведение, руководствуясь примером пережитого, увиденного, услышанного.[4, с.25]

Преподавание истории, обществознания отличается от преподавания других учебных дисциплин спецификой учебного материала, поэтому в своей работе стараюсь отдавать предпочтение нестандартным типам уроков, таким как уроки-суды, игры (деловые и ролевые), драматизации, диспуты, дебаты, уроки-конференции, обсуждение видео - и печатных материалов, а также многим другим видам уроков, направленным на пробуждение и поддержание интереса учащихся к изучению истории и обществознания.

Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решений заданий и т.д.

 Дискуссия является одним из основных структурных компонентов урока-диспута, конференции, суда, заседания ученого совета и т.д.

Различают дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы, а также массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.

При подготовке урока-дискуссии учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В случае необходимости участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, предварительно отобранной и предложенной учителем.

Главный момент дискуссии – непосредственный спор ее участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Необходимо размышлять вместе с учениками, помогая при этом им формулировать свои мысли, и развивать сотрудничество между ними.

Укрепление материально-экономических основ жизнедеятельности каждого человека, широкие возможности социальной мобильности, насыщенность и разнообразие духовной атмосферы, связь и реальное воздействие на органы управления обществом, богатый выбор вариантов социальной идентификации – все это, несомненно, признаки развития человека, его индивидуальности, возросших степеней раскованности, свободы и творчества. И в то же время, создав этот комфортный общественный мир, мир, обслуживающий человека, он обнаруживает, что нередко общество, его институты «оборачиваются» против него, подавляют его.[3, с. 112-113] Массы становятся решающим фактором в происходящих событиях. По сравнению с нашим временем вся предыдущая история кажется относительно стабильной. Раньше основную массу населения составляло крестьянство, жизненные устои которого мало менялись даже при политических катастрофах. Оно было неисторической субстанцией населения. Постоянно возникающие в исторические периоды аграрные кризисы приносили, правда, потрясения, но принципиально ничего не меняли. Изменение социальных условий шло медленно и затрагивало отдельные слои и группы, сохраняя общее состояние, воспринимаемое как незыблемое. Сознание людей, даже если их ждала голодная смерть, оставалось сравнительно защищенным внутри неизменяющихся структур. Люди терпели, покорялись и жили во всеозаряющей религиозной вере.

В наше время все стало иным. Социальные условия находятся в неудержимом движении, и оно стало теперь осознаваться. Население земного шара вырывается из исконных традиционных устоев и форм сознания. Уверенность в своей защищенности становится слабее. Массы становятся более однородными. Отдельный человек, правда, теперь более беспомощен, чем когда-либо, но в качестве члена массы, составляющей «мы», он как будто обретает волю.[7, с. 141-142]

Можно отрицательно относиться к какому – либо событию, но знать его необходимо. Интерес к истории – это интерес к самому себе.

Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем [2, с.25]

К изучению прошлого человека влечет чувство исторического интереса. Люди обязаны знать свое прошлое, во всей его полноте, во всех деталях. «Изучая предков, узнаем самих себя, - говорил Ключевский, - без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться». [5, с. 332]

Сегодня на учителя истории возлагается колоссальная ответственность по воспитанию подрастающего поколения в духе любви к своей стране, гордости за Россию, гордости за прошлое и за настоящее, воспитание чувства ответственности за свои поступки, сострадания к человеку, его поступкам.

 

  1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник/ В.С. Барулин. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002г.
  2. Блок М. Апология истории или ремесло историка. – Изд. 2-е, доп. Перевод Е.М.Лысенко. Изд-во «Наука», М., 1986 г.
  3. Бубер М. Проблема человека// Я и Ты. М, 1993.
  4. Гулыга А.В. Эстетика истории. Изд-во «Наука», М., 1974 г.
  5. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968 г.
  6. Токарева М.А. Место и роль истории в процессе непрерывного образования. Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы международной научно-практической конференции (19-20 мая2008 г.; Липецк): В 3 ч. – Липецк: ЛГТУ, 2008. ч. III
  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. – М.: Республика, 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметное содержание исторического образования.

Понятия «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметное содержание образования» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь общеобразовательные стандарты второго поколе...

Краеведение в школьном историческом образовании

Выступление на ШМО гуманитарного цикла...

"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.

В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опы...

Региональный компонент как составляющая содержания обучения в историческом образовании студентов

Сегодня огромное внимание уделяется предметам общеобразовательного цикла, формирующих целостную систему универсальных знаний, а также гражданскую ответственность, духовность и культуру.В соответствии ...

системный подход в историческом образовании

выступление на пленарном заседании Областной научно-педагогической конференции...

Значимость проблемного обучения в современном историческом образовании.

Эта работа о методе проблемного обучения учащихся на уроках истории. Работа раскрывает преимущества проблемного обучения перед другими формами образовательного процесса....