системный подход в историческом образовании
статья на тему
выступление на пленарном заседании Областной научно-педагогической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_podhod_statya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Системный подход
в подготовке учащихся к Единому Государственному экзамену».
Учитель 1 квалификационной категории
МОУ «СОШ №7» г. Дзержинска
Феоктистова Елена Николаевна.
Несомненно, что подготовка учащихся к ЕГЭ должна носить именно системный характер. На протяжении всего периода изучения истории в школе, на наш взгляд, педагогу следует определять методическую цель на каждый учебный период. Ежегодно, помимо «знаниевых» компонентов школьной программы, следует формировать конкретные умения и навыки.
Так, к примеру, в 5 классе можно поставить вполне реальную задачу - отработать навык составления логических цепочек и схем. Тем более, что программы начальной школы («Виноградовская система», Занковская система») изобилуют подобными заданиями в рабочих тетрадях. Этот навык способствует выработке логического мышления, выявлению причинно-следственных связей.
В 6 классе уместно, исходя опять же из возрастных особенностей детей и УМК
(практически во всех учебниках дается огромное количество подобных методических приемов), обратить внимание на такой навык как составление таблиц. Это позволит выработке умения выделять и четко формулировать главное в тексте.
В 7 классе учащиеся начинают знакомство с более серьезной информацией, требующей концентрации внимания, увеличивается объем содержания параграфов, усложняется поиск ответов на поставленные вопросы. Это, в свою очередь, нацеливает учителя на формы работы, связанные с критическим мышлением, работой с текстом. Задача на этот год – навык написания планов параграфа (тезисных, простых, сложных), работа с историческим документом (как со своеобразным типом текста).
В 8 классе уделяем пристальное внимание сравнительному анализу событий. На фоне 19 века поле деятельности более чем достаточное - как по отечественной, так и по зарубежной истории. Причем, в первом полугодии учитель выступает в роли консультанта по выявлению линий сравнения, а во втором полугодии свидетелем работы учащихся в этом виде деятельности.
В 9 классе, когда происходит знакомство с «ближайшими» событиями истории, интересен опыт отработки различных форм диспута, резюме, эссе, дискуссий и т.п. То есть речь идет об анализе исторических ситуаций, столкновении различных точек зрения и умении их обосновывать.
Исходя из вышеизложенного, к 10 классу мы получаем весь «набор инструментов» для серьезной тренинговой работы по подготовке к ЕГЭ.
Уроки-тренинги представляются нам наиболее эффективной формой систематизации знаний (для учащихся) и их контроля (для учителя).
Темы, примерные сроки таких уроков старшеклассникам сообщаются в начале полугодия или обозначаются на стенде в кабинете. Они распределены по темам согласно тематическому плану.
Перед тематическими тренинговыми занятиями учащимся выдается необходимый материал для подготовки и оценочные листы следующей формы:
Тема | Оценочные показатели | |||||||
Понятия | Хронология | Персоналии | Схемы | Знание карты | Работа с историческими источниками | Задания на сравнение | Общий балл за тему | |
В оценочные показатели можно добавить такие виды деятельности как эссе, ответ на вопрос, пересказ, работа с текстом и т.д.
Урок 1. Работа с хронологией. Учащимся выдается таблица, которую предлагается заполнить с помощью учебника в течение урока на оценку.
Событие | Дата |
Урок 2. Работа с персоналиями. Учащиеся получают домашнее задание в виде таблицы.
Исторический деятель | Сфера деятельности | Важные факты биографии (1921-1939) |
Урок 3. Работа со схемами.
На уроке составляются с помощью учителя учениками у доски всевозможные схемы и кластеры по изучаемой теме. Таким образом, в устной форме проговариваются, как правило, самые сложные и спорные вопросы изучаемого периода.
Урок 4. Работа с картой.
Учащиеся заранее получают домашнее задание поработать с исторической картой: найти ключевые районы, стройки первых пятилеток, направления военных ударов, места сражений и т.п. На уроке это может быть пятиминутный опрос по примеру географического диктанта, когда учитель показывает на карте, а ученики дают письменный краткий ответ.
Урок 5.Работа с понятиями и аббревиатурой.
Учащимся заранее дается список понятийного минимума по теме, который необходимо выучить к уроку.
Опрос, на наш взгляд, желательно проводить в форме беседы.
Урок 6. Работа с источниками.
Форма проведения этого урока – работа в группах. На столах – фрагменты исторических документов. Учащимся требуется определить время написания, установить авторство, ответить на поставленные вопросы. Если есть сложности технические (в распечатке столь обширных файлов), можно использовать учебники разных лет и для разных возрастов, хрестоматии и т. д. Результаты работы групп обязательно озвучиваются.
Урок 7. Тестирование.
Возможно, в нем не будет строго установленного (как в ЕГЭ) количества заданий, но обязательно включение в работу тестов части А, части В, части С.
Так, в течение нескольких уроков учитель совместно с учениками «проходит» тот же объем материала, но в форме различных способов организации их деятельности.
Здесь открываются и иные формы работы в зависимости от недельного количества часов в данном классе.
Интересен опыт работы с текстом, когда учащимся предлагается дать краткие ответы на тестовые вопросы части А и В за установленный педагогом срок ( в зависимости от содержания вопросов и количества параграфов) с помощью учебника. Это помогает легче ориентироваться в информационном поле и запоминать формулировки будущих ответов на ЕГЭ.
Лучшему запоминанию материала и его систематизации способствует форма зачетной работы «Мы пишем страницу истории», следуя определенным требованиям:
Содержание | Оформление | |||||||||||||
Полнота | Логика | Соответствие | Интеграция | Хронология | Персоналии | Терминология | Мнения | Причинно-следственные связи | Использование хрестоматийного материала | Шрифт, цвет, форма | Иллюстрации | Схемы, диаграммы, таблицы | Правописание | Творчество |
Увлекательный процесс создания тематических ученических презентаций и их защита становится в нашей школе действенным способом реализации критического осмысления огромных пластов собранной и переработанной информации, умением выделять главное от второстепенного и демонстрировать это одноклассникам. Тем более, что работа будет оцениваться строго по сложившимся в школе критериям:
Критерии оценивания | Баллы |
1.Содержание:
2. Оформление:
3. Соответствие доклада презентационному материалу 4. Качество доклада, ответы на вопросы Общее количество баллов. | 5 10 5 5 5 2 2 2 5 5 46 |
Практически такие же требования предъявляются и к оцениванию докладов и сообщений учащихся:
- Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы.
- Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулировка выводов.
- Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.
- Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.
Если работа педагога будет системной, то и у учащихся выработается навык работы с любыми вопросами: будь то задания на сравнение или анализ исторического факта, написание эссе или задание на соответствие рядов исторической информации, работа с текстом или выбор и обоснование точки зрения.
Такими образом, постепенное знакомство учащихся с НОТ перед началом определенного вида деятельности и отработка конкретных навыков на каждой ступени обучения, не поставит их в тупиковую ситуацию на ЕГЭ, а напротив, создаст условия, когда ученик четко представляет алгоритм своих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Системный подход к образованию в биологии"
Данная курсовая работа посвящена преподаванию школьного курса биологии как единой взаимосвязанной системе. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное ...
"С.Т.Шацкий и системный подход в образовании
Системный подход С.Т. Шацкого начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детс...
«Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования
В статье дается краткая информация о видах поурочного контроля, особенностях его применения на уроках географии...
«Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования
В статье дается краткая информация о видах поурочного контроля, особенностях его применения на уроках географии...
«Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования
В статье дается краткая информация о видах поурочного контроля, особенностях его применения на уроках географии...
«Системный подход к мониторингу результативности об-разовательного процесса в детском хоровом коллективе учреждения дополнительного образования детей»
Методический материал представляет опыт проведения мониторинга образовательного процесса в хоровом коллективе учреждения дополнительного образования....
"Внедрение технологий системно - деятельного подхода в иноязычное образование и достижение новых образовательных результатов"
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением...