Краеведение в школьном историческом образовании
материал по истории по теме
Выступление на ШМО гуманитарного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_v_shkolnom_istoricheskom_obrazovanii.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение в школьном историческом образовании
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей
Школьное историческое краеведение: новые реалии
История края рассматривается как часть истории России. Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально – политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
За минувшее десятилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей – земляков и членов семьи, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями.
Уровни краеведческой работы
Условно можно о трех уровнях.
Во – первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
Во – вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся.Источниками таких знаний могут быть научно – популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных государственных музеев.
Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых – исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.
Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах.
Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах и в средней школе возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня.
В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.
Потенциал исторического краеведения
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда
краелюбие.
Благодаря краеведение ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между
народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально – экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально – педагогических задач нашего времени.
Содержание краеведческих знаний по истории
Можно условно говорить о концентрах этих знаний.
1.Мой дом. Родословная семьи.
2.Родная школа. Ее история и традиции.
3.Село: прошлое, настоящее, перспективы развития.
4.История района.
5.История автономного округа.
6.История области (края).
Возможны и другие темы – концентры: история нашей улицы, квартала и т. д.
Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и , главное, понимали необходимость их единства, интеграции и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому.
Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, страны и , наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника ( или челнока ).
Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей.
Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории ( деревня, город, район и т.д. )
Изучение родного края включает познание этнонациональных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других
этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда.
Предметом историко – краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.
Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.
Ученики знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает преодолеть все еще встречающуюся «безликость», «безымянность», «безлюдность» истории в школе. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего.
История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее.Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно – следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
Формы краеведческой работы в школе
1.Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения.
2.Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях. Значительное место занимают локальные материалы в начальной школе в целях исторической пропедевтики.
3.Факультативные курсы. Проводятся они обычно за счет часов школьного компонента.
4.Внеклассные мероприятия: работа кружков, научных ученических обществ, клубов.
Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки – экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий.
Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций.
Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания ( поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения).Это и участие в различных делах, проектах: охране восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно – просветительской работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда.
Организация и деятельность школьных музеев в значительной мере связаны с краеведением. Не случайно музеи считают одной из форм работ по краеведению. Краеведческие материалы составляют обычно основу школьных музейных экспозиций.
Необходимое условие эффективного функционирования системы краеведения в школьной истории – высокая профессиональная подготовка учителя. Она предполагает хорошее знание локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры. Сегодня, когда национально – региональный компонент стал обязательной составляющей истории, каждый учитель истории должен быть краеведом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный исторический музей "Память"
В данном разделе Вы найдете фотографии школьного музея, сведения о музее, научная концепция развития школьного исторического музея "Память", конкурсная работа «Давно окончилась война»- Поле...
Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования
Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...
Краеведение в школьном историческом образовании (методическое пособие для учителя)
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт...
Статья из опыта работы по теме " Школьное историческое краеведение в модели современной школы"
На современном этапе государство уделяет особое внимание, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, считая формирование гражданского сознания благоприятным условием д...
Четыре подхода к школьному историческому образованию.
Четыре подхода к школьному историческому образованию.(Методические рекомендации школьным методобъединениям)“За социальные ценностиможно бороться и постепенно, эволюционно, не подрывая рыноч...
Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта
Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидат...
«Никто не забыт и ничто не забыто» (из опыта работы педагога-организатора сектора исторического краеведения и школьного музееведения ГБНОУ "СПБ ГДТЮ")
Материал может быть полезен для интересующихся историей Великой отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945гг. и при подготовке и проведении турниров знат...