"Инновационные подходы в современном историческом образовании"
методическая разработка по теме

Косова Инна Андреевна

Методическая разработка с приложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО «Павлово-Посадский промышленно экономический техникум» МО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

КОСОВОЙ ИННЫ АНДРЕЕВНЫ

НА ТЕМУ

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

 В СОВРЕМЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ».

2012 г.

Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения методы, необходимы новшества. Таким образом, целью данной работы является анализ инновации в обучении истории. Целью педагогического опыта является всестороннее и гармоничное развитие личности, повышение самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности обучающихся.

Для достижения заданной цели ставятся следующие задачи:

  1. Провести анализ нововведений в обучении истории,
  2. Рассмотреть процесс внедрения инновационных технологий в практику техникума,
  3. Раскрыть формы технологий интерактивного обучения, применяемые в учебной практике.

В ходе развязки поставленных задач использовались эмпирический и теоретический методы исследования: педагогические наблюдения, изучение педагогического опыта учителей инновационной ориентации, беседа, изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методологической литературы; синтез, сравнение, систематизация, обобщение теоретических и исследовательских данных.

Основным инновационным подходом моего преподавания является интерактивная стратегия, при которой применяются следующие педагогические технологии:

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
  2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Методы:

  1. по форме работы обучающихся - групповые и индивидуальные
  2. по месту изучения тем - проблемные и обобщающие
  3. по форме деятельности - дискуссионные, аналитические
  4. по степени самостоятельности познавательной деятельности - проблемно-поисковые и исследовательские

 Приёмы:

  1. по содержанию - сравнение, занятие позиции, выявление альтернатив
  2. по интересу - провокационные, изменение поведения
  3. по оценке - тестирование, выбор ситуации
  4. по форме - мозговой штурм, социологический опрос, использование ИКТ, сеть Интернет

Формы технологии интерактивного обучения, применяемые в учебной практике:

  1. Проблемная лекция –

предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает обучающимся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучающихся.

(приложение № 1. Открытый урок по дисциплине «Обществознание» в группе БЭ-24 на тему «Глобальные проблемы человечества»).

  1. Семинар-диспут -

предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

(Приложение №2. Открытый урок: урок-диспут, викторина по теме: “Избирательная система в РФ”)

  1. Урок – суд истории -

Дидактической особенностью урока - суда, является то, что одновременно с процессом закрепления изученного материала, ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса. В центре такого урока - рассмотрение идеи посвященной историческому событию, которое не однозначно оценивается в исторической науке. При этом важно придерживаться процессуальных норм. Важно сберечь внешнюю форму судебного процесса, основное внимание необходимо уделить развязке.

(Приложение № 3. Открытый урок: урок-суд «Современная отечественная культура: достижения и проблемы»).

  1. Метод case study - "разбор конкретных ситуаций” -

Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков:

  1. Аналитические навыки.

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

  1. Практические навыки.

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

  1. Творческие навыки.

Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

  1. Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

  1. Социальные навыки.

В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя.

  1. Самоанализ.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

  1. Использование блок-таблиц и структурно-логических схем -

Готовясь к урокам, преподавателю необходимо видеть весь готовый курс истории, в общем, и четко описывать связи между темами.  Для этого необходимо "стиснуть", весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Это помогает видеть ученикам весь исторический процесс сверху, свободно ориентироваться в историческом просторе, тратить меньше времени на усвоение знаний, а учителю дает возможность творчески овладевать новыми методами изложения. Для лучшего усвоения материала большими блоками, можно использовать графические изображения. Графические изображения учебной информации имеют разные названия:

  1. опорные конспекты - оформление учебного материала в виде системы опорных сигналов,
  2. опорные портреты - схемы - наглядные символы исторических действий группируются около имени исторического деятеля, создавая целостный образ исторического периода;
  3. структурно-логические схемы - схемы, с своеродным отображением плана, они состоят из таких же блоков, что и большие разделы плана - из элементов, которые есть подпунктами.

Логические схемы помогают выработать у учеников стойкие навыки логического построения ответа, сокращенно аргументировать защиту своей мысли, содействовать развитию культуры речи. Методика является перспективной и полезной во время работы над большими темами-блоками. Она дает возможность видеть весь исторический процесс, как целостность, закладывает в учеников начальные знания, на которых, далее, будет базироваться познавательный процесс.

В качестве примера рассмотрим сдвоенный урок по такой традиционно трудной теме как "Революционно-демократическое движение 1860-х - 1870-х гг."

Объяснение учителем нового материала:

Изобразительная поддержка:

Действия

обучающихся:

1. В конце 1840-х - начале 1850-х гг. самыми видными представителями революционно-демократического движения в России были А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Первоначально они придерживались западнических взглядов. Однако, уехав в эмиграцию, Герцен и Огарев разочаровались в западной действительности. Герцен выдвинул идею, что Россия сможет благодаря крестьянской общине прийти к социализму, минуя капитализм.

А.И. Герцен и Н.П. Огарев (фотография).

В процессе рассказа преподаватель задает обучающимся вопросы о Герцене и Огареве (о которых они уже узнали на предыдущих занятиях), о западничестве и славянофильстве как течениях русской общественной мысли 1840-х гг. Теория Герцена о возможности России прийти к социализму через крестьянскую общину фиксируется в тетради.

2. В Лондоне Герцен и Огарев создали Вольную русскую типографию. Газета "Колокол" и другие нелегальные революционные издания тайно провозились в Россию.

Первый номер газеты "Колокол".

Информация фиксируется в тетрадях.

3. Россия потерпела поражение в Крымской войне.

Парижский конгресс 1856 г.

Обучающиеся вспоминают ранее изученный материал: годы Крымской войны, причины и последствия поражения России, основные либеральные реформы, условия освобождения крестьян от крепостной зависимости

4. После поражения в Крымской войне новый император Александр II приступил к реформам. Важнейшей из них стало освобождение крестьян. Ослаб цензурный гнет, оживилась общественная жизнь.

Освобождение крестьян (1861 г).

5. Революционно настроенные деятели считали царские реформы недостаточными и грабительскими. Выразителем их настроений стал журнал "Современник", возглавляемый Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым и Н.А. Некрасовым. Была также создана подпольная организация "Земля и воля", которая вела работу по подготовке народа к восстанию.

Н.Г. Чернышевский,

Н.А. Добролюбов,

Н.А. Некрасов

(портреты).

Обучающиеся работают с разделом учебника, посвященным революционным демократам 1860-х гг., фиксируют основные положения их программы в тетрадях.

6. Надежды революционеров на крестьянскую революцию не оправдались. Движение пошло на спад, многие революционеры, в том числе и Чернышевский, были арестованы и сосланы. "Земля и воля" самораспустилась.

"Под конвоем" (историческая картина).

Обучающиеся размышляют над вопросом о том, почему не оправдались надежды революционных демократов на крестьянскую революцию (в качестве "затравки" для дискуссии можно привести известные слова Н.Г. Чернышевского "Русский народ - это нация рабов. Снизу доверху - все рабы").

7. В 1866 г. революционер Каракозов стрелял в императора Александра II, но промахнулся. Он был приговорен к смертной казни и повешен, правительство усилило репрессии.

Д.В. Каракозов

(портрет).

Фрагмент художест.фильма "Роман императора" про неудачное покушение на Александра II.

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях.

8. К началу 1870-х гг. главным направлением общественного движения стало народничество. Народники считали своей целью освобождение народа и построение справедливого социалистического общества. Либеральные народники рассчитывали достичь этой цели мирным путем. Революционные народники мечтали о ниспровержении существующего строя. Главную движущую силу революции они видели в крестьянах.

Русский крестьянин.

Обучающиеся фиксируют в тетрадях основные положения народнической программы, различия между революционными и либеральными народниками (в виде таблицы или схемы).

9. В 1870-е гг. преобладающее значение имело революционное народничество, тремя основными идеологами которого являлись М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, возглавлявшие соответственно анархическое, пропагандистское и заговорщическое течение в революционном народничестве.

Портреты М.А. Бакунина, П.П. Лаврова, П.Н. Ткачева.

Работа по группам (с помощью учебника, разбившись на группы, обучающиеся устанавливают особенности каждого течения).

10. В 1874 г. народники предприняли "хождение в народ" - масштабную акцию по распространению революционных идей среди крестьян. Однако народ оказался невосприимчив к революционной пропаганде. Полиция провела массовые аресты.

"Арест пропагандиста" (художник И. Репин).

Факт фиксируется в тетрадях. Обучающиеся комментируют картину, выявляют особенности действующих лиц, отвечают на вопросы, что постарался подчеркнуть художник, кому он сочувствует.

11. Для пропаганды революционных идей среди народа в 1876 г. была создана организация под старым названием "Земля и воля". Однако результативность этой пропаганды продолжала оставаться невысокой. В народнической среде обострились споры.

"Вечеринка" (художник В.Е. Маковский)

Работа с изображением: обучающиеся определяют социальное положение героев картины, предмет разговора.

12. В 1878 г. революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, желая отомстить за применение телесного наказания к политическому заключенному (студенту Боголюбову). Эта история произвела большое впечатление на народников. Многие увидели в терроре средство революционной пропаганды и дестабилизации власти.

Портрет В.И. Засулич.

Факт фиксируется в тетрадях.

13. В 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации - "Народная воля" и "Черный передел". Если чернопередельцы считали необходимым по-прежнему вести пропагандистскую работу, то народовольцы сделали ставку на террор.

Члены Исполнительного комитета "Народной Воли".

Обучающиеся с помощью изображения и учебника фиксируют основные положения программы "Народной воли", год ее образования, лидеров, главные политические акции.

14. Очень быстро народовольцы перешли от убийства отдельных чиновников к "охоте на царя". С.Н. Халтурин поступил на службу краснодеревщиком в Зимний дворец и устроил там большой взрыв. Царь уцелел благодаря случайности.

Портрет С.Н. Халтурина.

Факт фиксируется в тетрадях.

15.1 марта 1881 г. покушение на царя увенчалось успехом (следует более или менее подробный рассказ о событиях этого дня).

Картина "Покушение на Александра II. Взрыв первой бомбы".

Церковь Спаса-на-Крови, воздвигнутая на месте убийства Александра II.

Факт фиксируется в тетрадях. Работа с изображением: на что похож храм Спаса-на-крови, почему было выбрано именно такое архитектурное решение.

16. После убийства Александра II народного восстания, вопреки ожиданиям народовольцев, не произошло. Начались репрессии. Четверо видных деятелей "Народной воли" (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов) и непосредственный исполнитель теракта Н.И. Рысаков были повешены.

В зале суда.

Факт фиксируется в тетрадях.

17. Новый император Александр III отказался даже от ограниченных реформ своего отца. В общественном движении стали преобладать либералы и либеральные народники.

Портрет Александра III.

Обучающиеся размышляют над вопросом об исторической роли революционных народников.

Подводя итоги, можно сказать, следующее: проведение нестандартных уроков вызывают сильный интерес у обучающихся, заинтересовывают своей новизной, альтернативностью методических приемов. Эти дидактические находки позволяют расширить творческо-поисковые способности обучающихся, развивают альтернативность мышления и умение находить способы решения проблемных ситуаций. Также, они учат дискутировать, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение и способ мышления оппонента, давать объективную оценку ответам товарищей.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой. Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока, что требует профессионализма и опыта преподавателя: Необходимо обладать менеджерскими способностями, чтобы организовать интерактивные уроки грамотно, ненавязчиво управлять учебным процессом.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ 

«ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

КОСОВОЙ ИННЫ АНДРЕЕВНЫ.

(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», «ИСТОРИЯ» И «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»)

2012 г.

Дата проведения урока:  22.10.2012 г.

Группа: БЭ-24

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

Цель: Дать представление о глобальных проблемах человечества. Воспитать ответственное отношение к сегодняшнему образу жизни каждого человека для понимания будущего всего человечества.

Задачи урока:

  1. Сформулировать основные проблемы современности, познакомить классификациями.
  2. Продолжить работу по формированию умений вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
  3. Воспитывать у учащихся ответственности к своему образу жизни для понимания своего будущего.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: проблемная лекция.

Оборудование урока: политическая карта мира; мультимедийный проектор; глобус.

Ход урока:

Вступительное слово преподавателя:

(На экране слайды-сюжеты на тему “Последствия глобальных катаклизмов”)

Когда умрет последний человек,

Никто о нём жалеть не будет.

Лишь только дождь, а может, вьюги

Ноги его укроет след.

Не будут выплаканы слёзы,

И некому поставить крест

И не раздастся звон окрест –

Лишь только воздух заморожен.

Никто не вспомнит добрым словом –

Лишь только крик прощальный птиц.

И не увидеть больше лиц.

А эхо вторит ветра зову.

И перезолотеет век;

И мир накроет Солнца тень.

Каким он будет, этот день?

Кто будет тот последний человек?

Преподаватель:

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. Какой русский ученый высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? (Вернадский В.И.). Это, по его мнению, позволяет ставить вопрос о перестройке биосферы, в результате которой она становится ноосферой – сферой деятельности разума.

В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) (Показывает по карте). Этот факт во многом подтверждают события, происходящие в России и мире в последние десятилетия.

И что же, выхода нет? Отнюдь. Сегодня, работая в группах мы с вами разберемся с теми проблемами, которые стоят перед человечеством, а также попробуем предложить пути их решения. Итак, тема сегодняшнего урока “Глобальные проблемы человечества”. Используя ваши знания по различным предметам, назовите их.

Ответы обучающихся:

– угроза экологического кризиса;

– проблема войны и мира в современных условиях;

– проблема бедности и богатства;

– демографическая проблема;

– проблема международного терроризма;

– проблема здоровья (СПИД);

– проблема глобализации экономики и мировых финансовых кризисов.

Преподаватель:

– Что такое проблема? (Какое-то несоответствие; теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.)

– Что даёт возможность называть их (проблемы) глобальными?

– Что означает слово “глобальные”? (В переводе с лат. “глобус” – Земля, земной шар).

Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера:

  1. глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;
  2. острота проявления;
  3. комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
  4. общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
  5. особенность предопределять в тех или иных аспектах для дальнейшей истории человечества;
  6. возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества всех стран и этносов.

Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Кто же решает эти проблемы сегодня? Назовите эти международные организации.

  1. ООН и её специализированные учреждения: Генеральная Ассамблея ООН;
  2. Совет Безопасности ООН;
  3. Международный суд ООН;
  4. ЭКОСОС;
  5. Управление верховного комиссара по вопросам беженцев;
  6. Детский фонд ООН; МОТ, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ

Существуют различные классификации глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы.

  1. Проблемы, связанные с социальными общностями человечества.        
  2. Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды.        
  3. Проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом.

– Давайте определим названные проблемы по этим группам

(Работа с группой).

  1. Предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами.        
  2. Экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства…        
  3. Использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности.

А вот по типологии Б.Н. Савченко выделяется пять основных ядер-фокусов:

1. Безопасность.

2. Развитие.

3. Сохранение естественных основ существования.

4. Справедливость.

5. Взаимопонимание между различными культурами.

Здесь задается набор элементов совокупности глобальных проблем: за каждым из них стоит своя совокупность глобальных изменений, свои конкретные носители альтернативных позиций по выбору, стратегий преодоления разрывов в деятельности, вызванных этими изменениями. В этой системе может быть проведён анализ любой из выделенных ныне глобальных проблем: разоружения, загрязнения окружающей среды, роста населения планеты и других.

Задания в группах:

1. Выбрать одну из глобальных проблем.

2. Проследить динамику развития выбранной проблемы.

3. Представить пути решения этой проблемы.

  1. Работа в группах
  2. Выступления от групп.
  3. Итоговая беседа.

– Итак, кто еще несет ответственность за решение проблем, которые стоят перед человечеством?

– У Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова: “Есть такое твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”.

– Какими качествами должен обладать каждый житель нашей планеты?

  1. Быть профессионалом в какой-то области.
  2. Иметь широкий кругозор, уметь применять знания из других областей.
  3. Обладать гибкостью мышления, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях.
  4. Быть нравственным человеком.

Домашнее задание: Составить мультимедийную презентацию по волнующей вас глобальной проблеме.

Материалы, используемые на уроке, содержит информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан с жизнью, что делает его актуальным в формировании личности старшеклассника.

Вопросы, которые заданы во время урока, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер. Задания выполняются в группах.

Актуальность поставленных проблем должна способствовать личному отношению к данной теме и задуматься над собственным образом жизни, поведением и возможностью решить эти проблемы.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУ СПО МО «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

Методическая разработка

на тему

«Избирательная система в Российской Федерации»

преподавателя

Косовой Инны Андреевны.

(интегрированный урок по предметам «обществознание» и «право»)

2010 г.

Дата урока: 06.09.2010 г.

Группы: ЭО-84, ОЭ-81

Цель: Обобщение и контроль знаний об основах избирательного права, полученных на уроках «правоведения» и «обществознания»

Задачи:

  1. Формирование представлений о действии механизма избирательной процедуры. Объяснение занимательных фактов и основных моментов избирательной системы Российской Федерации.
  2. Активизация познавательной деятельности по предметам «правоведение» и «обществознание». Повышение интереса к предметам «правоведение» и «обществознание», развитие творческого мышления.
  3. Политическое воспитание личности, способствование понимания учащихся необходимости активного участия в избирательном процессе в своем государстве.

Игровые цели: возможность ответить на вопросы и заработать максимальное количество баллов.

Подготовка учащихся: предварительно собираются команды из состава учащихся, придумываются актуальные названия, девиз и логотип. Ведущий – преподаватель. На столах учащихся находятся таблички с названиями команд. Для участия в конкурсе приглашаются учащиеся из трех общеобразовательных школ города.

Суть игры заключается в прохождении несколькими командами этапов. Их содержание определяется информацией, которую необходимо включить в брейн – ринг.

Очередность хода в игре определяется быстротой и правильностью ответов учащихся на вопросы учащихся. Скорость продвижения по этапам зависит от успешного выполнения заданий. В финал выходит та команда, которая наберет набольшее количество баллов в первом этапе, три остальные автоматически выходя во второй этап. Основным соперником той команды, которая прошла в финал после первого этапа, становится команда, которая наберет максимальное количество баллов во втором этапе. Финальная игра проходит в виде состязаний между двумя командами, набравшими наибольшее количество баллов. В итоге должна остаться одна победившая команда. Содержание и сложность вопросов определяется ведущим, исходя из уровня подготовки команд.

В конце брейн – ринга подводятся итоги. Команда – победитель, набравшее наибольшее количество баллов, награждается почетными грамотами.

Ход брейн – ринга.

Викторина начинается со вступительного слова ведущего. Он характеризует роль выборов в различного рода обществах, в том числе и демократическом. Целесообразно сделать небольшой экскурс в историю этого вопроса. Ведущему необходимо учитывать степень осведомленности учащихся в данных разделах истории.

Перечень вопросов 1 тура:

  1. Что означает активное избирательное право граждан?
  2. Как реализуется право равного избирательного права?
  3. Что понимается под принципом тайного голосования?
  4. Что необходимо сделать избирателю, не имеющему возможность проголосовать в день голосования на том избирательном участке, где он включен в список избирателей?
  5. В каком порядке принимается решение избирательной комиссии в случае равного число голосов «за» и «против»?
  6. Что признается предвыборной агитацией?
  7. По достижению какого возраста можно привлекать лиц к предвыборной агитации?
  8. Когда начинается агитационный период?
  9. Когда прекращается агитационный период?
  10. Где запрещается размещение агитационных печатных материалов?
  11. Принимают ли участие в выборах органов местного самоуправления военнослужащие срочной службы?
  12. Участвуют ли в выборах вынужденные переселенцы?
  13. Может ли депутат Государственной Думы вмешиваться в работу избирательной комиссии?
  14. Может ли кандидат в депутаты совета депутатов муниципального образования быть наблюдателем?
  15. Назовите основание для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке?
  16. В какой период должны быть проведены выборы депутатов в случае досрочного прекращения полномочий Совета депутатов муниципального образования?
  17. Что означает прямое избирательное право?
  18. Какие избирательные комиссии входят в систему избирательных комиссий РФ?
  19. Какой орган формирует территориальные избирательные комиссии в Московской области?
  20. Кто может быть наблюдателем?

Перечень вопросов 2 тура:

  1. В чем заключается принцип всеобщего избирательного права?
  2. Кто вправе проводить фото и видеосъемку в помещении для голосования в день голосования?
  3. Вправе ли редакция газеты не опубликовавшая сведения о размере и других условиях  оплаты печатной площади и не представившая в комиссию уведомление о готовности предоставить печатную площадь размещать агитационные материалы кандидатов?
  4. Сколько наблюдателей может назначить кандидат в участковую избирательную комиссию?
  5. Вправе ли гражданин сообщить в участковую комиссию о неточности в списке избирателей в отношении сведений о другом лице?
  6. Как реализуется принцип равного избирательного права?
  7. Что необходимо сделать гражданину РФ, если он обнаружил неточность или ошибку в сведениях о нем в списке избирателей?
  8. Где может проводиться агитация?
  9. Возможно ли использование в агитационных материалах изображение физического лица?
  10. Избиратель требует проверить сведения о себе, имеющиеся в ГАС «Выборы». Имеет ли право комиссия отказать ему в этом?
  11. Могут ли проводиться в день выборов социологические опросы?
  12. Вправе ли избиратель принять участие в голосовании, в случае если не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня?
  13. Вправе ли быть членом комиссии с правом решающего голоса на выборах брат кандидата?
  14. Какие СМИ обязаны предоставить кандидатам на бесплатной основе эфирное время, печатную площадь при проведении выборов в органы государственной власти?
  15. Что означает прямое избирательное право?

Перечень вопросов финала:

  1. Назовите основные стадии избирательного процесса?
  2. Что представляет собой пропорциональная избирательная система?
  3. Что представляет собой мажоритарная избирательная система?
  4. Кому запрещается проводить предвыборную агитацию?
  5. Член избирательной комиссии муниципального образования слагает с себя полномочия. Кто выносит решение о досрочном прекращении его полномочий?
  6. На какой день могут быть назначены выборы в органы местного самоуправления?
  7. В какой из Конституций РСФСР впервые было закреплено всеобщее избирательное право?
  8. На основании каких документов комиссия вправе зарегистрировать кандидата?
  9. Каким требованиям должна отвечать в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» политическая партия РФ?
  10. В каком случае назначаются повторные выборы?

Брейн – ринг призван подчеркнуть учащимся, что грамотный, квалифицированный специалист должен разбираться не только в своей узкой области знаний, важно быть разносторонне - развитой личностью, обладающей широким кругозором. Следовательно, без изучения общеобразовательных предметов не обойтись. Учащиеся должны сами понять необходимость изучения всех наук для их личностного и профессионального становления.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области.

ГОУ   НПО   ПЛ   № 111

Московская обл.  г. Павловский Посад

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»

НА ТЕМУ «СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА:

ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ»

(УРОК – СУД)

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

КОСОВОЙ ИННЫ АНДРЕЕВНЫ.

2010 г.

Дата урока: 15.03.2010 г.

Группа: КП – 92 (специальность «Коммерсант в промышленности»).

Цель: повторение пройденного материала; восполнение пробелов в знаниях; применение знаний на практике.

Задачи:

Образовательная: повторить, систематизировать и обобщить, знания по отечественной культуре и науки.

Развивающая: развитие познавательных способностей, навыков творческого мышления и речи у учащихся; научиться давать собственную оценку явлений и деятелей, научиться размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства.

Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма, повысить интерес к отечественной культуре и науке, способствовать улучшению микроклимата в учебном коллективе, проявить внимательное отношение к мнению одногруппников.

Тип урока: урок-суд

Опережающее задание: Изучить необходимую литературу по современной отечественной культуре, подготовить сообщения для выступления по достоинствам и недостаткам современной отечественной культуры. Подготовить необходимый инструментарий для реализации судебного процесса.

План урока:

1. Организационный момент : рассказать о целях проведения урока, объяснить правила и ход урока.

2. Ролевая игра-обсуждение (судебное разбирательство)

3. Подведение итогов, оценивание  

Действующие лица:

  1. Судья,
  2. секретарь (судебный пристав),
  3. прокурор,
  4. адвокат,
  5. обвиняемый (современный человек),
  6. свидетели со стороны обвинения,
  7. свидетели со стороны защиты,
  8. присяжные заседатели,
  9. зрители.        

Вводная часть:

Во вступительном слове преподаватель отмечает, что на уроке учащиеся обращаются к хорошо известной им эпохе современной отечественной культуры, вспоминают яркие события этого периода. Перед ними ставится задача высказать собственное отношение, а также оценить проблемы и достижения современной отечественной культуры.

Ход урока:

Проводить суд - урок следует на спаренном уроке. Игра строится в форме судебного разбирательства над современным человеком, который творит отечественную культуру. Процесс начинается с вступительного слова преподавателя. В своем слове судья может охарактеризовать, в общем, историческую ситуацию, подчеркнуть основные вопросы, которые будут обговариваться во время заседания, ознакомить участников с регламентом и порядком ведения процесса.

Вторым этапом будут выступления прокурора и адвоката. В своем выступлении прокурор должен внести положения, объявления, которые он может донести в ходе слушания; адвокат говорит про свои намерения опровергнуть обвинения прокурора.

Третий этап - слушание свидетелей, или проведение перекрестного допроса обвиняемого.

Выслушать присяжных - это четвертый этап. Они могут иметь эмоциональный характер, с изложением собственного взгляда. Важно, чтобы свои взгляды присяжные аргументировали. Также, они смогут сделать полные рецензии на выступления прокурора и свидетелей.

Следующий этап - это вынесение судебного вердикта. Это независимое суждение, которое не только осветило личностную позицию судьи, но и представляло бы собой аргументированный взгляд на проблему, и те оценки вопроса, которые существуют в современной истории.

Преподаватель:

В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха – распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик. Культура по – своему реагировала на ставшую реальностью творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и возросшую материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

В 1991 году произошел разрыв единого культурного пространства российской цивилизации, миллионы наших соотечественников оказались разделенными «по живому», в одночасье очутившись в разных государствах.

Процессы культурного развития нашей страны сегодня полны противоречий. Последствия перемен, затронувших культуру в последние 10 – 15 лет, неоднозначны.  Часть из них – плод открытости общества лучшим достижениям мировой культуры. Другие являются продуктом некритического заимствования, попытками вырастить на нашей почве чужие экзотические плоды. Есть новации, с которыми хотелось бы поскорей расстаться – безработица, проституция, резкий рост наркомании, особенно среди молодежи. В быту появилось новое поколение техники, компьютеры, море разносторонней информации, навязчивая реклама, массовая культура примитивного характера, падение нравственности. Как все это оценить?

На сегодняшнем уроке мы попытаемся выяснить чего же в нашей современной отечественной культуре больше – положительного или отрицательного. И чтобы это было увлекательно, давайте перенесемся в зал суда, где будет происходить судебный процесс над неким абстрактным современным человеком, которого обвинитель вместе со своими свидетелями будет обвинять в упадке нашей культуры, а защитник и его свидетели искать положительные стороны и достижения в современной культуре. А выносить приговор будет судья, но не без нашего участия.

Судья:

Встать! Суд идет! Слушается дело современного российского человека по обвинению в упадке отечественной культуры. В судебном заседании участвуют обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели со стороны обвинения и защиты, а также присяжные заседатели, в идее зрителей на слушании дела.

Уважаемые присяжные заседатели! Сегодня наша с вами задача разрешить спор о виновности и невиновности современного человека в упадке отечественной культуры и науки. Обвинение и защита будут отстаивать свою точку зрения по этому вопросу. В подтверждение своих слов они будут вызывать свидетелей,  представлять различные вещественные доказательства, а вы должны будете внимательно выслушивать их и вынести свое решение. Судебное заседание объявляется открытым (стучит молотком). Для начала мы дадим обеим сторонам высказаться. Пожалуйста, обвинение, начинайте.

Прокурор:

Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести свое решение по делу виновности современного человека в проблемах отечественной культуры. Обвинение намерено доказать, что, будучи неблагодарным потребителем запасов культуры, современный человек ничего не делает для пополнения ее ресурсов. И в конечном итоге добьется ее полного разорения и исчезновения! А мы, живущие в стране Пушкина, Рахманинова, Левитана и Циолковского, благодушно смотрим на ее отмирание и не предпринимаем никаких действий для ее спасения! И неизвестно выживет ли отечественная наука в условиях рынка.

В начале 21 века отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического строя и резкая смена ценностных ориентаций, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры,  ориентаций учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли.

Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры. Падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей-все это признаки кризиса отечественной культуры. Во всем этом виновен современный человек и за все это он должен понести соответствующее наказание. Вот что обвинение намерено доказать, и мы это докажем!

Судья:

Ваша точка зрения мне понятна. Теперь мы выслушаем другую сторону.

Адвокат:

Уважаемый суд! Господа присяжные! Мы намерены доказать, что проступки современного человека, которые имели место быть, конечно, принесли немалый урон отечественной культуре, но существуют и достижения в культурной сфере.  Как вы знаете, в последнее десятилетие в нашем обществе протекали сложные процессы, как стимулирующие, так и сдерживающие развитие в отдельных областях общественной жизни. Охватили они и сферу духовной культуры.

Были сняты жесткие идеологические ограничения советского времени, провозглашены  и конституционно закреплены свобода мысли и слова. В статье 29 Конституции РФ это право конкретизировано: никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается. 

В стране появились независимые от государства средства массовой информации. Признание за каждым права свободно действовать в соответствии со своими убеждениями означает, и право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой - иными словами, свободу вероисповедания. Она закреплена в статье 28 Конституции Российской Федерации. С начавшимися возрождением религиозной жизни в стране многие связывают укрепление нравственных начал в нашем обществе.  Всего этого добился современный человек, и вот что защита намерена доказать!  

Судья:

Мы выслушали обе стороны.  Начнем прения сторон. Есть ли свидетели у соперничающих сторон?

Прокурор и адвокат:

Да. У нас имеются свидетели: Достоинства и Недостатки современной науки, искусства и  образования.

Секретарь:

В зал суда приглашается свидетель со стороны защиты. Свидетель, пройдите за трибуну. Вы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель защиты («Достижения в современной науке»):

В последние годы государственное финансирование науки возросло. Однако (и это отмечают сами ученые) рассчитывать только на поддержку государства в нынешних условиях было бы неправильно. В экономически развитых странах государство финансирует преимущественно фундаментальную науку и оборонные разработки; быть непосредственно использованы в производстве, медицине, информационных технологиях и других областях, ведутся на средства частных фирм: внедрение новейших научных достижений обеспечивает им победу в конкурентной борьбе и сулит немалые прибыли. Подъем отечественного производства, большая открытость нашей экономики сделают научные разработки более востребованными практикой. Важно сосредотачивать средства на перспективных направлениях науки. В 2000 году Нобелевскую премию получил физик Жорес Иванович Алферов. (показываешь на стенд с портретами)

В данное время существует большое количество научных обществ, которые занимаются разработками в разных научных отраслях. Например, Российское микробиологическое общество при РАН Оно создано в 1993 на основе Всесоюзного микробиологического общества). Республиканский совет — в Москве. В 1993 около 3 тыс. членов. Российское научно-техническое общество радиотехники, электроники и связиим. А. С. Попова, является правопреемником Всесоюзного научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А. С. Попова, созданного в 1945. Входит в Союз научных и инженерных организаций Российской Федерации. Центральный совет в Москве. В 1993 около 250 тыс. членов, 53 республиканские, краевые, областные и городские организации и так далее. Но, главное, чтобы в науку пришла талантливая молодежь, которая видит в ней прежде всего благородное поприще деятельности, прокладывающей дорогу в будущее, открывающей новые захватывающие перспективы для всего человечества.

Свидетель обвинения («Проблемы в современной отечественной науке»):

Российская наука всегда занимала передовые позиции во многих областях исследовательской деятельности. Только 20 век дал миру таких выдающихся ученых, как И.П. Павлов (развитие учения о физиологии высшей нервной деятельности), В.И. Вернадский (разработка учения о биосфере), К.Э. Циолковский (теоретическое обоснование возможности полета в космос), последними лауреатами Нобелевской премии из отечественных ученых стали Н.Г. Басов и А.М. Прохоров в 1964 году-создатели первого квантового генератора.

Однако в современной науке выдающиеся достижения-как правило, результат успешной работы больших исследовательских коллективов, оснащенных новейшим оборудованием. Резкое сокращение в первой половине 90-х годов 20 века государственных средств, выделяемых на науку привело к уходу из нее молодых перспективных исследователей. Финансирование фундаментальной науки, в сравнении с 1990 г., уменьшилось в 4 раза. В целом же в 1991-1997 гг. численность занятых в науке сократилась более чем на 40%. Кроме того, существенно ухудшилась исследовательская база. Выделенные науке скудные средства почти целиком уходили на зарплату сотрудникам и оплату коммунальных платежей. Например, в 1992 году на финансирование  исследовательского процесса Академии наук РФ удалось направить только 3% отпущенных денег. И этои показатели дают картину в каком кризисе находится современная наука.

Судья:

Ваши позиции ясны. Есть ли у защиты и обвинения вопросы к свидетелям? Нет. Хорошо тогда просим следующих свидетелей.

Секретарь:

В зал суда приглашается свидетель со стороны защиты – Достижения в современном отечественном образовании. Свидетель, пройдите за трибуну. Вы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель защиты («Достижения в современном отечественном образования»):

Происходившие в 90-е гг. изменения в системе образования были нацелены на то, чтобы привести ее в соответствие с новыми социальными условиями. При этом важно было, как сохранить достижения советской школы, так и преодолеть ее недостатки. В принятом в начале 90-х годов Законе «Об образовании» провозглашались следующие принципы: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине; единство федерального образовательного пространства при защите региональных культурных традиций; общедоступность образования; учет уровня и особенностей развития учащихся; светский характер образования в государственных школах; свобода и плюрализм в образовании; демократический характер образования; автономность образовательных учреждений. В современном обществе образование становится необходимым практически всем и во всех сферах общественной жизни. Его качество и доступность стали одним из основных критериев благополучия общества. Образование оставалось бесплатным на всех уровнях. Даже сегодня, после длительного периода сокращения бюджетных расходов на образование российское образование продолжает остаться одним из лучших в мире.

Прокурор:

У меня по этому вопросу есть свой свидетель, показания которого кардинально расходятся  с предыдущим мнением.

Секретарь:

В зал суда приглашается свидетель со стороны обвинения – Проблемы и недостатки в современном отечественном образовании. Свидетель, пройдите за трибуну. Вы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель обвинения («Недостатки современного отечественного образования»):

Сегодня наблюдается резкое сокращение бюджетных расходов на образование: с 1990-х годов они стали в 10 и более раз ниже, чем в развитых странах.

Неоспоримо, что одним из достижений нынешнего этапа является переход к многообразию типов школ, обучение на основе различных программ и учебников. Однако если это многообразие становится безграничным появляются существенные трудности и для тех, кто учит, и для тех кто учится. Представьте такую ситуацию: ваша семья переезжает в другой город; вы приходите в новую школу, в которой предметы изучаются совсем по иным программам, чем в вашей прежней школе; в результате на уроках вы подчас не понимаете, о чем идет речь. Не менее драматичная ситуация складывается при поступлении в институт. На приемных экзаменах от вас требуют то, что совсем не входило в программу школьного обучения. В том и другом случае ваше право на получение образования нарушается вследствие того, что на территории страны отсутствуют единые требования к так называемому базовому уровню образования, которое обеспечивает любое учебное заведение, в каком бы регионе оно не находилось.

Адвокат:

Но возможно и преодолеть такой разнобой, обеспечить единство образовательного пространства призвано введение государственного стандарта образования и на его базе единого государственного экзамена. Эксперимент по введению такого экзамена, являющегося одновременно выпускным школьным и вступительным вузовским, сейчас проводится в ряде регионов России.

Прокурор:

В нашем обществе появилось большое количество частных школ, где обучение, как правило, платное. Само их существование нарушает принцип социальной справедливости: дети ставятся в неравные условия уже на своих стартовых жизненных позициях. Таким образом, школа, вместо того чтобы смягчить социальные различия в обществе, способствует их углублению.

Адвокат:

Но такое образование в целом дает более высокий уровень подготовки. А также оно обеспечивает необходимый в условиях демократии выбор.

Судья:

Теперь я предоставляю слово свидетелям искусства. Начнем  со свидетеля обвинения («Проблемы в современном отечественном искусстве»)

Секретарь:

В зал суда приглашается свидетель со стороны обвинения – Проблемы и недостатки в современном отечественном искусстве. Свидетель, пройдите за трибуну. Вы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетеля обвинения («Недостатки и проблемы в современном отечественном искусстве»)

Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса. Литература 90–х гг. отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порожденные распадом единого государства (повесть Фазиля Абдуловича Искандера «Пшада»). В ней нашлось место новым «героям» стремительно изменявшегося общества – «новым русским», безработным, беженцам, бездомным (повесть Зои Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету новых русских»).

Что касается российского кинематографа конца ХХ в. не принес значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики, которая раскрывалась в традициях социалистического реализма. Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент.

Противоречия общественного развития оказали влияние на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства

Секретарь:

В зал суда приглашается свидетель со стороны защиты – успехи и достижения в современном отечественном искусстве. Свидетель, пройдите за трибуну. Вы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетеля защиты («Достижения в современном отечественном искусстве»)

Иные представления, жанры, художественные приемы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90 – е гг. внимание читателей привлекли имена ранее неизвестных или малоизвестных  Анатолия Дмитриева, Вячеслава Пьецуха, Юрия Буйды.

Одним из наиболее популярных молодых писателей стал Виктор Пелевин, создатель романов «Чапаев и пустота», «Поколение П», отмеченных фантастичностью сюжетов и ироничным отношением ко всему советскому.  В духе постмодернизма работает поэт Дмитрий Пригов («50 капелек крови»). Премии имени Аполлона Григорьева в 2000 г была удостоена книга стихов поэта – авангардиста Виктора Сосноры («Куда пошел? И где окно?). Лидером метафорической поэзии 90-х гг. стал Александр Еременко («Громадный том листали наугад»), Иван Жданов («Пророк»).

Что касается российского кинематографа в 90-х гг., то были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес, - «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова (показывает на фотографию), «Страна глухих» Валерия Тодоровского (показывает на фотографию), «Остров» Павла Лунгина. В конце 90-х гг. возродился Международный московский кинофистеваль. Ежегодно проводится Всероссийский кинофистеваль «Кинотавр» в Сочи.

В музыкальной среде тоже произошли сдвиги в положительную сторону. Российский дирижер, народный артист России Валерий Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в книгу рекордов Гиннеса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки. Признание и известность получили оперные певцы Дмитрий Хворостовский и Ольга Бородина, артисты балета Анастасия Волочкова  и Николай Цискаридзе (показываешь на фотографию). 90 – е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной культуры. Первые музыкальные коммерческие радиостанции («Европа-Плюс, 1990, Радио «Максимум», 1991) ликвидировали дефицит музыкальной информации.

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Возрождена утраченная в годы революции практика заказной живописи. Портретное искусство было представлено творчеством как известных мастеров, таких как Александр Шилов (показываешь на выставку с его картинами), так и молодых талантливых художников, как Никас Сафронов.

Получило развитие монументальное искусство. Наиболее яркий его представитель – президент Российской академии художеств Зураб Церетели (автор памятника Петру I , Мемориальный комплекс на Поклонной Горе в Москве (показываешь на его портрет). Второе рождение переживает русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90- ее гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны. Восстанавливаются разрушенные прежде памятники, храмы (например, воссоздание Храма Христа Спасителя, строительство началось 29 сентября 1994 – показать фотографию), возвращаются исторические названия городам и улицам (в 1991 году Ленинград опять получил название Санкт-Петербург, а Куйбышев вновь стал Самарой).  Это позволяет смотреть на будущее с оптимизмом, верить в культурное возрождение нашей страны.

Судья:

У обвинения и защиты есть еще свидетели?

Адвокат и прокурор:

Нет, ваша честь.

Судья:

Хорошо. Тогда я представляю последнее выступление вам, защита и обвинение. Начнем с обвинения.

Прокурор:

Экономический кризис привел к понижению уровня жизни, а значит, и к снижению бытовой культуры основной массы населения. Нищие старики на улицах, бездомные, не посещающие школу дети – все это признаки падения культуры общества. Все еще недостаточно средств выделяется на здравоохранение, сохранение памятников культуры, досуг молодежи, науку и образование, хотя система образования является одним из основных механизмов воспроизводства культуры в обществе.  У меня все, ваша честь!

Судья:

Защита, вам есть, что ответить?

Адвокат:

Да, ваша честь. В защиту своего клиента хочу добавить, что всякое здоровое общество стремится не разрушать, а созидать культуру, сохраняя ее лучшие традиции. Есть положительные тенденции в современной культурной жизни. Например, духовная и политическая свобода в обществе ныне позволяют людям самостоятельно решать свою судьбу, без давления со стороны государства выбирать себе идеалы для личностного развития и общественного служения. При этом каждый человек может пользоваться всем культурным достоянием не только для России, но и других стран мира.

Судья:

В заключение судебного процесса я хочу дать последнее слово обвиняемому. Вам есть, что сказать?

Обвиняемый (современный  российский человек)

Да, ваша честь. Я хочу добавить, что в сфере духовной культуры сегодня есть явления и процессы, которые не могут не вызвать огорчения и тревоги. Немало одаренных молодых людей уезжают учиться и работать за рубеж, выпускники вузов, независимо от получаемой специальности, не стремятся к научной или преподавательской деятельности. Сегодня нередки ситуации, когда музейный работник трудится расклейщиком объявлений, библиотекарь – курьером, а бывший инженер «держит» торговую точку на рынке. Низкая оплата труда, падение социального престижа этих профессий заставляют людей, махнув рукой на полученное образование, профессию, а подчас и призвание, искать иные сферы приложения своим силам. Все это оборачивается большими потерями для общества: выбрасываются «на ветер» немалые средства, затрачиваемые государством на подготовку специалистов, но главное – без притока грамотных, энергичных, увлеченных людей приходят в упадок научные, образовательные, культурные учреждения, призванные создавать, распространять, сохранять культурные ценности и достижения народа.

Но в последние годы для исправления ситуации государство предпринимает значительные усилия. Так, в 2002 году на нужды образования из бюджета было выделено 62 млрд руб., что почти на 10 млрд больше, чем предусмотренные расходы на оборону. Увеличение бюджетных ассигнований позволило поднять зарплату преподавателям, научным сотрудникам, работникам других областей культуры.

Но дело не только в слабой материальной поддержке сферы культуры. В духовной жизни общества протекают сложные, неоднозначные процессы, связанные со сменой господствующих долгое время идей и представлений. Еще сравнительно недавно осуждались накопительство и стремление к личному обогащению, сегодня богатые люди – это наиболее влиятельная и авторитетная часть общества. Еще вчера работа на общее благо расценивалась как норма жизни; сегодня же только 4% россиян считают, что именно в этом духе следует воспитывать подрастающее поколение. Такая резкая смена приоритетов вызывает у людей чувство растерянности, порождает желание найти более твердую нравственную опору. Останется ли в этих условиях духовная культура главным богатством народа? И так уж ли виновен современный человек, то есть я?

Судья:

Уважаемые присяжные заседатели, кто хочет высказаться по данному делу?

Присяжный заседатель № 1

В защиту обвиняемого хочу добавить, что радикальные перемены произошли в 90-е гг. в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль за их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные вкусы читателей, стали одной из самых заметных примет нового времени. В доказательство своих слов хочу предоставить вещественные доказательства и обратить внимание на стенд (показываешь на стенд с журналами)

Присяжный заседатель № 2

Я тоже хочу выступить в защиту обвиняемого и тоже обратить внимание на средства массовой информации, а именно на радио и телевидение. Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ – диапазоне, вышли на международные FМ – диапазоны. Россияне получили возможность быть в курсе последних мировых музыкальных новостей, отечественное радио вышло на мировые радиопросторы. Появились первые коммерческие радиостанции.

Были открыты первые частные телеканалы (REN – ТV, НТВ). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Большое значение имеет деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры. Нельзя забывать и о пользе массовых средств коммуникаций, таких как Интернет. В конце 90-х гг. им пользовались 4 млн. человек, сейчас эта цифра еще больше выросла. И нельзя забывать о его пользе.

Судья:

Еще желающие выступить есть?  Нет?

Суду все ясно! Суд удаляется для принятия решения! (выходит на минуту за дверь и возвращается с приговором)

Секретарь:

Встать! Суд идет!

Судья:

 Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры для возрождения Отечества возможны в том случае, если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуре.

По мнению наших уважаемых присяжных заседателей  и мнению суда современный российский человек НЕВИНОВЕН. Человек освобождается в зале суда, но с условием  исправить данную ситуацию в течение ближайшего времени.

Данное постановление может быть обжаловано в высших судебных инстанциях в оговоренные законом сроки.

В заключении позвольте небольшую цитату: «Кто не хочет заботиться о своей культуре, будет заботиться о чужой!»  (Наполеон Бонапарт) Благодарю всех! Судебное заседание окончено! (стучит молоточком, встает,  встают все.)

Преподаватель:

Наш вердикт также предусматривает оглашение домашнего задания (написать репортажи "из зала заседания", или составить интервью с участниками процесса

Данный урок предполагает изучение и разбор проблем и достижений современной отечественной культуре. В конечном итоге у учащихся появляется целостное, всестороннее представление о культуре данного периода. Деловая игра-обсуждение напрямую связана с различными видами культуры: наукой, техникой и искусством. Проведение такого урока предусматривает обязательность подготовительного этапа, который организовывается заранее.  Тема урока-суда должна быть поставлена как проблема для обсуждения. Выступления прокурора и адвоката должны содержать полную процессуальную терминологию и исполнять образовательное задание: раскрыть основные положения урока и сформировать позиции объяснения и аргументы защиты. В основе должны лежать только достоверные и проверенные факты. 

В ходе подготовке обучающиеся должны обрабатывать дополнительную литературу, отбирать необходимые материалы, свидетели на такой урок должны подготовить дополнительный информационный материал, который должен дополнить выступления прокурора или адвоката. Присяжные готовятся к обобщению, которое показывает их личное отношение к проблеме, которая будет обговариваться.

К организации урока - суда целесообразно привлечь весь класс и распределить роли не индивидуально, а по рабочим группам. Каждый член группы должен выполнить определенные задания или на подготовительном этапе или в ходе выполнения домашнего задания.

На подготовительном этапе важная роль принадлежит преподавателю, который должен выступить организатором урока - игры, ее режиссером, критиком, актером - дублером. Поэтому преподаватель должен контролировать ситуацию в рабочих группах, проверять ступень подготовки, пояснять и консультировать, корректировать познавательные задания. Необходимо, чтоб на этом этапе ученикам были созданы условия для творчества. Важно чтоб подготовка не превратилась на простое зазубривание ролей, которые были подготовлены самим учителем.

На завершающем этапе преподаватель должен подытожить результаты проведения урока, оценить достижения учеников, указать на недостатки. Важно, чтоб в обсуждении взяли участие и сами ученики, высказывая свои впечатления, от организации и проведения такого урока. Оценки должны иметь стимулирующий характер и соответствовать высокому уровню оценивания достижений обучающегося.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие артистизма у школьников как новый подход в современном музыкальном образовании»

В статье раскрывается понятие "артистизм" и условия развития артистизма у младших школьников....

Значимость проблемного обучения в современном историческом образовании.

Эта работа о методе проблемного обучения учащихся на уроках истории. Работа раскрывает преимущества проблемного обучения перед другими формами образовательного процесса....

Реализация инновационных технологий в обучении английскому языку как средство осуществления компетентностного подхода в современном образовании

методическая разработка  «Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования»                          ...

Выступление на VII региональной научно - методической конференции "Актуализация компетентностно-ориентированного подхода в современных условиях образования"

Выступление с докладом по теме: "ИКТ компетентности учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида как главное условие формирования мотивации обучения младшего школьника с ОВЗ"...

Четыре подхода к школьному историческому образованию.

Четыре подхода к школьному историческому образованию.(Методические рекомендации школьным методобъединениям)“За социальные ценностиможно бороться и постепенно, эволюционно, не подрывая рыноч...

Статья "Инновационные подходы к современному уроку русского языка в школе"

Современное образование в школе не стоит на месте. Новое время диктует новые подходы и методы в преподавании учебных предметов.В рамках ФГОС учителю просто необходимо владеть современной техникой, исп...

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...