Разработка урока. тема "Казахскому ханству 550 лет".
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Билялова Айгуль Серикбаевна

Разработка урока для 7 - 8 класса.

приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ksp_kazahskomu_hanstvu_550_let.docx23.83 КБ
Файл batyry.docx23.41 КБ
Файл bii.docx26.54 КБ
Файл hany.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочное планирование         ИРК                      учитель: Билялова А.С.

Класс        8

Дата

Предмет           история Казахстана

№ урока  

Тема занятия

Казахскому ханству - 550 лет.

Цель

- определят роль личности в истории Казахского ханства

- дадут характеристику личности

- сделают вывод по теме

- защитят результаты групповой работы.

- дадут оценку своей работе.

- активизируют мышление путем выполнения творческого задания

- определят ЗБР

Результаты обучения

- формирование казахстанского патриотизма.

- Смогут произвести взаимо и самооценку

- Научатся анализировать текст, ранжировать даты,  аргументировать свои ответы.

- активизируют мышление путем выполнения творческого задания

- определят ЗБР

Этапы

Время

Виды  заданий и действия участников

Процесс оценивания

1. Формирование групп

3 минуты

По именам исторических личностей

Ханы

Батыры

Бии

Наблюдение

+1 балл (за правильное и быстрое определение рабочего места)

Кому помогли учащиеся или учитель – 0 баллов

2. Кумулятивная беседа

5 минут

«Цели и задачи», как вы оказались в составе этой группы?

3.  ГР по алгоритму

10 минут

- чтение текста и  составление портрета исторической личности, определения вклада в историю государства:

- Алаш, Керей, Жанибек, Касым, Хакназар, Жангир, Тауке, Абылай, Кенесары

- Толе би, Казыбек Би, Айтеке би, Махамбет

- Богенбай, Кабанбай, Наурызбай, Исатай, Сырым

- наблюдение

- консультация в течение урока

- критериальное

4. Стихотворение  «Хокку», «Синквейн», а лучше свободный стиль «фристайл»

15 минут

Составление стихотворение

 «Оценка роли личности в становлении, развитии, защите Казахского ханства»

Наблюдение

критериальное

5. Оценка и взаимооценка.

3 минуты

наблюдение

- лист взаимооценивания

6. ДЗ.

2 минуты

Инструктаж по ДЗ

7.  Итоговые оценки

2 минуты

Заполненные листы взаимооценивания - итог

Суммативное

- итоговая оценка

Рефлексия

5 минут

10.«Олимп успеха» для каждой группы.

11. Обратная связь   «смайл»

Ресурсы и оснащение

Учебник, тетради, компьютер, интерактивная доска, слайды

критериальная матрица, лист взаимооценки, фломастеры

 «Олимп успеха» - 3 шт, Для формирования групп на листах распечатано : 1 шт – на стол, 5 штук – для учащихся.

ханы  - 1шт, (Керей, Жанибек, Касым, Хакназар, Жангир, Тауке, Абылай, Кенесары)- 5 шт.

бии – 1 шт, (Толе би, Казыбек Би, Айтеке би, Махамбет)-5 шт.

батыры – 1 шт,  (Богенбай, Кабанбай, Наурызбай, Исатай, Сырым)- 5 шт.

Последующие задания и чтение (Д.З.)

Составить стихотворение (собственное). По теме урока.

Анализ дня и прогнозирование изменений к следующим занятиям (саморефлексия учителя по итогам проделанной работы в формате данного урока)



Предварительный просмотр:

Батыры

Кочевники-казахи сами не нападали ради захвата чужих земель. В мирное время каждый занимался своим делом. Но как только наступали тяжелые времена войны и враг подходил к границам степи, тут же скотовод превращался во всадника на коне: вооруженный копьем, луком и саблей, кочевник защищал свою землю, свой народ от многочисленных нашествий.

Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно лишиться богатства, имущества, но никогда – ни пяди своей земли! Значит, защита Отечества пришла к нам от далеких предков, и охрана ее – святая святых всех живущих на этой земле. «В трудное время собраться для войны, выйти навстречу врагу или отправиться в далекий конный поход было для них первым делом, главным в жизни», – с восторгом писали о наших предках древние историки. Бывали случаи, когда после опустошительных войн и кровопролитных сражений в кочевых аулах оставались в живых одни старики и женщины, и тогда подростки, 12–13 летние мальчишки, становились во главе родов, брали в руки сабли и копья и защищали своих родных. Потому что уже с детства они знали, что такое – быть воином. Так как жизнь и благополучие в степи зависели от силы, выносливости, ловкости и смелости, от того, как растет и воспитывается молодое поколение, особое внимание уделялось привитию детям этих качеств с раннего детства. Молодежь и юных воинов обучали приемам выездки коней, умению обращаться с лошадью, изготовлению лошадиной упряжи, седел, уздечек, оружия для верхового воина. «Это было время поэтов и воинов. Это было время, когда конь был лучшим другом, а меч – кровным братом.

Смерть настигала в славных боях, и редко кто доживал до старости. Доблесть воинская обрастала легендами, и воспевали ее веками у долгих степных костров, и слава ушедших возносилась вместе с дымом к далекому небу. И горе тому, кто проявлял трусость в поступках или помыслах своих. Позор покрывал весь его род и всю его семью. Домом была степь, а судьбой дорога, по которой кочевал степняк из поколения в поколение, из года в год, из века в век. Истиной были заветы отцов, эта зыбкая жизнь, в которой поровну и счастья, и горя.

Много легенд сложено народом о Карасай батыре. Я хочу рассказать об одной битве, которая произошла в 1615 году, руководил ею сам хан Есим. Молодому батыру Карасаю было всего 17 лет.,когда он пленил двух вражеских воинов, пригнал их к хану и сказал: «Любой, кто  посягнёт на казахскую землю, кто выступит против казахов, будет стоять перед ханом, склонив голову до земли».

В 1726 г. дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей – Богенбая, Тайлака, Саурыка, Малайсары, Жанибеком и многих других.

Богенбай-батыр — прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем". Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи.  За проявленный героизм и полководческие заслуги Богенбай-батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в народной памяти в течение веков. В первой половине XVIII в. при защите казахских степей от множества завоевателей Богенбай-батыр проявил большой героизм. Вместе с Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими батырами он принимал участие во многих битвах за независимость казахского народа. Слава Богенбай-батыра особо возросла в сражениях с калмыками (джунгарами), а затем — с китайскими войсками.
В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — столицу казахов, вместе с Абылай-ханом Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау. В 1756-1758 гг. Богенбай-батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи. Один из последних крупных походов Богенбай-батыра имел место на территории Аягуза в 1750-х гг. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому войску под предводительством Богенбай-батыра, потерпели крупное поражение. После этого, заручившись клятвой о мире со стороны джунгар, Богенбай-батыр заключил с ними пакт о дружбе и ненападении. В знак дружбы калмыкские полководцы, забив своих скакунов, вручили их головы казахским полководцам.
Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным и мудрым человеком. Выполняя роль посла, Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Аблай-хана - Адиля, который посетил Китай с дипломатической миссией.
Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется "Шахта", раньше его называли "Богенбай соресы". Останки его погребены в мавзолее Ахмета Яссауи в городе Туркестане.
 
Кабанбай-батыр (конец XVII - середина XVIII вв.)
Кабанбай (годы рождения и смерти неизвестны) - казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского опол¬чения в XVIII в. В устном народном творчестве его называли Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман.
В 1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар. В середине XVIII в., в результате усиления борьбы за власть между казахскими ханствами, Барак султан убивает  хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай-батыр, обвинив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай-батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходивших в Младшем жузе.
Многие героические поступки Кабанбай-батыра связаны с походами Абылай-хана против джунгар. До нас дошел дастан "Кабанбай — герой", в котором описываются его ратные и героические приключения.

Райымбек-батыр (1705 г. - дата смерти неизвестна)
Райымбек — казахский батыр. Райымбек, в 17 лет, показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести — стал батыром.
Между хребтами Торайгыр и Согет существует равнина Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских гор есть источник Райымбек. 
Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкель-ди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и другие.
Имя Райымбек-батыра превратилось в символ и честь рода албан. Его мавзолей находится в г. Алматы.

Сырым Датулы (1712-1802 гг.)
Сырым-батыр — казахский батыр, организатор и ру¬ководитель антиколониальной, народно-освободительной борьбы казахов в 1-й половине XIX в. Когда Сырым умер, на ас было зарезано 2500 баранов, 2000 лошадей, выпито 5000 ведер кумыса, установлено несколько сот юрт. Это показывает, с одной стороны, его богатство, с другой — его авторитет в народе. Сырым Датулы являлся патриотом своего народа, он заботился о нем и защищал от колонизаторов. Он выступил против казаков, осуществляющих колонизаторскую политику России. Причинами народно-освободительного восстания под руководством Сырыма Датулы послужили политика царя и беспредел жайыкских казаков по отношению к казахскому населению. Народное восстание вместе с Сырым-батыром возглавляли такие авторитетные люди, как Барак, Тиленши, Оразбай и султан Жан-торе. 

ИСАТАЙ Тайманов , казахский батыр, старшина Младшего жуза, руководитель народно-освободительного, крестьянского восстания казахов в Бокеевской Орде и западной части Младшего жуза в 1836—1838. Выходец из родового подразделения бериш рода байулы Младшего жуза. С юных лет прославился своими организаторскими способностями, и уже в возрасте 21 года правитель Бокеевской (Внутренней) Орды Бокей назначил его старшиной рода бериш.  В начале 30-х гг. 19 века в народе все более назревало недовольство политикой Жангира.  В 1833 Жангир назначил своего тестя Караулкожу Бабажанова, крупного землевладельца, управляющим родовыми подразделениями, кочевавшими в прикаспийских степях. Это решение хана негативно восприняли многие роды Младшего жуза, открыто выразившие свое недовольство назначением Бабажанова, жестокого угнетателя рядовых кочевников, крупного ростовщика-торговца, сторонника силовых методов в управлении, кроме того его происхождение (кожа) не давало ему прав управлять казахскими родами. В центре народного недовольства были представители рода бериш, кочевавшие на Юге, во главе с Исатаем. Попытки Исатая и других родоправителей решить инцидент путем переговоров не привели к успеху. Хан оставлял без внимания письма старшин Младшего жуза. К этому времени Исатай имел большой опыт управления родами, отличался смелостью и решительностью, полководческими талантами. Не получив ответа на свои требования, Исатай вместе с Махамбетом Отемисовым и другими влиятельными старшинами Младшего жуза возглавил народное восстание против политики Жангира (см. Исатая Тайманова восстание). В 1833—1838 Исатай являлся главным организатором и руководителем народного, крестьянского восстания, направленного не только против политики Жангира, но и все более усиливающегося колониального гнета со стороны Российской империи. 12 июля 1838 основная группа повстанцев численностью около 500 человек во главе с Исатаем в районее междуречья Акбулак и Киул вступила в бой с превосходящим по численности карательным отрядом подполковника А. Геке и потерпела поражение, а их руководитель Исатай погиб.



Предварительный просмотр:

Бии.

Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского, нашествия в конце XVII- начале XVMI веков связаны деятельность выдающихся биев Толе, Казыбека, Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов во главе с Толе би Апибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би и другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкой политики по объединению всех казахских родов против джунгар.

Вышеназванные бии в эпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы».

Толе би (1663-1756) Алибек улы - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор, главный судья Старшего жуза, один из создателей свода законов «Жеты Жаргы» при Аз-Тауке.

После смерти Аз-Тауке казахское ханство стало распадаться на отдельные регионы. К этому времени после десятилетий войн промышленность и торговля в городах Туркестана пришла в полный упадок. А на северо-востоке возник богатый рынок товаров Российской империи. Толе би был сторонником пророссийской партии правящей элиты казахского народа. Но в отличие от многих, он не спешил вступить в подданство к русскому царю, а вместе с Казыбек би и Айтеке би вырабатывает каноны внешней политики, которая была чрезвычайно благоприятна для существования казахского народа в дальнейшем. Толе би умер в 93-летнем возрасте и похоронен в Ташкенте.

Казыбек би Каздауысты (1666-1763) Келдибекулы - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, дипломат, главный судья Среднего жуза, вместе с Толе би и Айтеке би участвовал в работе «Жеты Жаргы».

Свою дипломатическую карьеру Казыбек Кельдибекулы начал в 18 лет, находясь в составе посольства Казахского ханства в Джунгарском ханстве Галдану. Во время этой миссии в нем впервые особенно ярко проявился талант дипломата. Именно благодаря ему переговоры с джунгарами прошли успешно и завершились перемирием.

Ему принадлежат слова, являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества.

Уже в качествё посла Казыбек Каздауысты несколько раз ездил в Джуигарское ханство. В 1742 г. он вместе с Малайсары и другими представителями во главе 90 биев отправился в Джунгарское ханство и освободил Абылая. Казыбек би добился заключения, мира между Казахским и Джунгарским государствами на долгое время. Казыбек би руководил внешнеполитическими сношениями Казахского Панства в 40-60 гг, Тогда остро стояли вопросы, связанные с отношениями с Китаем и Россией. И власти Китайской империи, и власти Российской империи вынуждены были вести переговоры с ханом Абылаем с участием Казыбек бия, который олицетворял политику активного нейтралитета хана Абылая.

Айтеке би Байбекулы (1689-1766) - долгие годы возглавлял Младший жуз. Айтеке би активно ратовал за объединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливое общество.

Бии, получив весть о победе сарбазов в урочище Карасиыр и выполняя волю народа, обратились к ханам: «Поставьте свои юрты рядом, чтобы на пути не было посредников, объедините свои силы, подтвердите свое братство перед лицом врага и поднимите свои знамена для окончательной победы над джунгарами, поддержите батыров, окажите почести победителям, созвав людей на великий курултай. Изберем вождя и сардара ополчения!»

 

Слова трех народных вожаков были законом для всех. И вот со всех концов необъятной казахской земли потянулись батыры и простые воины на юг, туда, где предстояло пройти Курылтаю.

 

«Вот наконец раскрылись двери. Один за другим на зеленое поле перед шатром степенно вышли три убеленных сединами старца, три великих бия, чьи имена были известны каждому степняку: три человека, которые, дожив до глубокой старости, не потеряли ясности ума, смелости и трезвости мысли; три человека, о мудрости и справедливости которых давно слагались легенды, сказки и песни в степи. Трое, те, кто не подчиняется ни ханам, ни султанам; трое, те, кто еще пятнадцать лет лет назад, еще при жизни Тауке-хана, были объявлены совестью народа. И перед ними, как перед судом совести, тогда кровно поклялись все ханы и султаны Казахии, поклялись действовать в согласии — покончить братоубийственную междоусобицу и быть едиными перед джунгарами и цинями, никогда не дававшими покоя казахской степи.

 Эти трое старцев, жизнью и делами своими доказали свое бескорыстие и справедливость. Они служили одному богу — Истине. Перед их судом всегда были равны все — богач и бедный, хан и пастух. Неподкупность давала им силу перед владыками степи и власть над умами людей, приносила им любовь народа».

«Три старца с посохами стояли во весь рост перед народом. Три хана сели в стороне на походные троны, вынесенные слугами из шатра.  

Толе-бий вышел вперед. Поднял свой посох, левой ладонью провел по длинной белой бороде.

 Притих народ, напрягая слух.

 

— Это я, Толе-бий, обращаюсь к вам! Вы слышите меня, дети Великого жуза?! — голос старца прозвучал неожиданно твердо и звонко.

 — Слышим!.. — прокатилось волной. — Говори, Толе-бий!

 — Здесь, рядом со мной, стоят два седых льва степи, два зорких орла, два мудрых оратора, не знающих себе равных в искусстве слова; два человека, познавших Истину жизни и способных умом и прозорливостью своей всегда защитить справедливость от железной паутины зла!

Вот они, достойные Казыбек-бий и Айтеке-бий, осененные доверием народов Среднего и Младшего жузов. Мы все перед вами. Мы сыны и рабы ваши, и потому сегодня на этой священной горе, которую отныне потомки назовут Ордабасы, наше слово будет единым! Готовы ли выслушать нас?

 — Говори! Говори, Толе-бий! — покатилось по степи. — Говори Толе-бий! Мы исполним вашу волю! Мы верим вам! Мы верим вам!

 — Дети мои, вглядитесь в небо… Сколько птиц летает над нами?! Орлы и стаи уток, коршуны и быстрокрылые соколы… Что их привело в эти края? Обилие воды, обилие пищи, щедрость нашей земли, — произнес старец. — Здесь их родина. Здесь их гнезда. Но пройдет лето, наступит зима. Птицы улетят в теплые края и долетят туда, где будут вместе, если будут в стае… Они вернутся назад, в родные гнезда свои, если будут вместе. Без стаи нет птицы, она погибнет в пути, станет добычей любого зверька!.. Не только птица, но и волк сильнее в своей стае! Ручеек бессилен, слаб, но когда из ручьев сливаются реки, то поток разрушает скалы! Народ мой! Как ручьи стекались сюда, на Ордабасы, наши караваны. Зачем они шли сюда?! — голос старца стал еще тверже и громче. — Ответьте люди, ваше слово!

 — Единство! Единство! Единство! — покатилось волной над людским морем.

 Старец поднял посох. Подождал, пока утихнут голоса..

 — Нас сюда привело одно желание: подтвердить свое братство! Сила народа всегда была в согласии и единстве. Но разве мы не клялись в своем единстве двенадцать лет назад на горе Улы-тау?! Разве мы не скрепляли тогда кровью свою клятву?! Разве тоща не братались наши султаны, ханы и батыры, тёре и кара?! Так такого же единства вы хотите, люди?! Клятву дважды не повторяют!»

 Что можно было ответить на эти беспощадно правдивые слова?!

 «… Мертвая тишина охватила Ордабасы с вершин до низовий. Молчал народ, молчали воины. Побледнели лица надменных ханов, переглянулись султаны, потупил свой взгляд Богенбай. Задумчиво глядели великие бии: «Куда клонит Толе?»

 — Сегодня не клятва нужна, а битва, если мы хотим остаться народом! Нужен вожак для стонущей стаи, если мы хотим быть единым в бою. Сегодня мы должны избрать сардара и довериться ему, если хотим победы. Готовы ли вы принять такое решение?

 — Готовы, готовы, готовы! — батыры киргизов и каракалпаков, узбеков и туркменов, — все воины ответили великому бию.

 — Я все сказал! Слово за тобой, Казыбек-бий! — Толе умолк.

 Под одобрительный гул народа на шаг вперед вышел прославленный бий Среднего жуза Казыбек.

 — Дети мои, вы слышали древние слова о том, что весь свет наш принадлежит лютому бурану или сильному врагу! И еще предки говорили, что если пятеро едины, то достанут то, что недоступно десятерым, живущим врозь. Если нет единства среди шестерых, то и один сильный человек может отнять у них все — и скот и землю. Всегда был прав тот, кто силен. И сегодня, когда мы собрались сюда, на Ордабасы, как перекати-поле, согнанное страшным ветром со всей степи, когда мы, уповая на аллаха, ищем согласия между собой и своего спасения в этом согласии, когда мы, потеряв свой скот, свои аулы, свою землю, стали подобны загнанным зверям, — в этот день, здесь, рядом, в нашем Туркестане, в нашем древнем Сайраме, в Шаше и Чимкала господствует враг. Он сидит в наших домах. Его рабынями стали наши жены и дочери. Злорадству джунгаров нет предела! Но есть ли предел нашему бесчестью?!

 — Отомстим! Отомстим! — сверкнули сабли, заколыхались пики.

 — Достойны ли мы быть народом? — не по-старчески чистый, звонкий и сильный голос Казыбека звучал над степью. — Народ славит ханов, когда они справедливы и сильны, и проклинает их, когда коварны и трусливы. Народ славит своих батыров, когда они бескорыстны, смелы! Он проклинает батыров, ведущих своих джигитов на бой меж родными племенами. Никто не вечен в этом мире, и ничто не вечно в этом мире. Слава для одного, бесславие для другого. Для гибели бая или султана достойно одного джута. От стужи, от свиста метели погибнет его скот, и он — нищ, как другие. Для гибели батыра достаточно одной стрелы, как и для смерти джейрана...

 — Есть ли у нас сила, чтобы кровью джунгаров смыть свой позор и униженье?! Я к вам обращаюсь, сарбазы казахов! — Казыбек умолк.

 —Мы готовы к бою! — взметнулись к небу пики и сабли.

 — Несчастна птица, отставшая от стаи, говорил мудрый Тауке-хан, — продолжал Казыбек. — Несчастен и вечно в тревоге народ, когда он одинок, говорит Тауке-хан. Вы помните об этом.

 

— Готовы ли батыры всех трех жузов, преодолев свою гордыню, стать под начало одного-единственного сардара в битве с джунгарами?!»

 И вот он настал — решающий миг!

 «— А кто он, этот сардар? — донесся одинокий голос откуда-то из глубины конницы ополченцев. Казыбек молчал.

 — Благословенный и мудрый Казыбек, я согласен стать под знамя любого сардара, который объединит всех сарбазов, — Богенбай вышел вперед и преклонил колени. Тайлак, Саны-рак, Есет преклонили колени вместе с ним.

 — Мы согласны! — прозвучали голоса всех батыров, тысячников и сотников.

 — У нас нет крепостей, все крепости разрушены. В пыль превращены наши глиняные города. Враг топтал их не раз. Но всегда мы вставали из руин, собирались из глубин ущелий и песков, гор и степей и вновь освобождали нашу землю. Нас не раз били, но жестокий враг никогда не мог до конца победить нас. Так же, как мы его. Но если мы не победим джунгаров в нынешней битве, то нам никогда больше не быть народом! Джунгары и цини растопчут нас, как это делал Чингисхан! — старец был беспощаден. Его голос звенел над притихшим людом. Он говорил правду.

 — Нам нужен сардар, чтобы войско было единым и сильным! Я все сказал. Теперь слово за тобой, Айтеке. Объяви нашу волю народу. — Казыбек устало отошел в сторону.

 Айтеке-бий провел ладонью по бороде, выпрямился, будто сбрасывая с плеч груз годов, шагнул вперед и без всяких вступлений объявил:

 — Волею старейшин и вождей племен казахских и с согласия старейшины ханов — хана Великого жуза Болата главой над сарбазами в великой битве с джунгарами станет самый молодой из ханов храбрый Абулхаир!»

 И битва была выиграна! 

 Да, слова «дружба», «мир», «союз» испокон веков были самыми почетными на казахской земле.

 Слова о необходимости единства, дружбы, мира и союза бии Толе, Казыбек и Айтеке произносили устно; этой же идеей дышит и каждая страница «Гонца» Ануара Алимжанова, других романов этого великолепного писателя. А нам, их духовным потомкам, очень важно с честью принимать этих гонцов мира и дружбы.



Предварительный просмотр:

Ханы

Образование казахского ханства связано с именами Джанибека и Керея, которые вели династийную борьбу с другими чингизидами. Джанибек и Кереей в 1459-1460 годах откочевали из ханства Абулхайра во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462 г.).
Таким образом ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Могулистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхайр потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхайра сплотить общество, как и неспособность монгольского правителя защитить свое население от ойратов заставляли основную массу населения этих государств искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-территориальную организацию. Поэтому Джанибек и Керей стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества.
Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, откочевали в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой-ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Джанибека и Керея Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммада Хайдара Дулати время образования казахского ханства - 1465-1466 годы.
Султаны Керей и Жаныбек являлись потомками Чингисхана, поэтому оба имели право занять ханский трон в создаваемом ими ханстве. По установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и старшинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них - Керей. Его советником стал Жаныбек. Жаныбек был сыном хана Барака, а Керей - сыном его старшего брата Болата. Основание Кереем и Жаныбеком ставки Казахского ханства в Козыбасы, на реке Чу, осуществило многовековую мечту кочевых казахов о создании своего независимого государства. На севере простиралась удобная для кочевья степь Сарыарка, на юге - камышовые равнины и богатые сочными травами жайляу, защищенные от холодных ветров предгорные зимовки.  К концу XV века Казахское ханство относительно сильно укрепилось экономически, более быстрыми темпами стало развивать¬ся его хозяйство, что привлекло к нему другие разрозненные казахские племена. Ханы Керей и Жаныбек ясно понимали неизбежность открытых столкновений с соседними государствами, проводящими враждебную политику по отношению к Казахскому ханству. Это было время решения исторической судьбы казахского народа.
Осуществление этой задачи выпало на плечи казахских ханов Керея и Жаныбека.

Тауке хан. Последний хан единого, независимого Казахского ханства. Последний хан единого, независимого Казахского ханства. Сын Салкам Жангира, внук Есим хана. Автор свода законов «Жеты Жаргы» вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Проводит реформу укрепления власти: ослабляет власть султанов, в политике управления государством опирается на биев. Создаёт ханский совет и совет биев. Ведёт борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздробленности государства. Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев-судебном прецеденте.  В « Жеты Жаргы» закреплены основные принцепы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от « Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. «Законы Тауке хана» юредически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны.  Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII века было тяжелым.  С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком-башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства.  Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкнавения сменялись перемириями, в том числе и подчинениями калмыков власти казахских ханов.  Но при хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых драматических событий.  Тауке хан не смог остановить джунгаров, и в 1681 году войска Галдана перешли реку Чу. Джунгары вторглись в Ферганскую долину. В годы Тауке хана калмыкско-казахские войны следовали одна за другой; наиболее значительные из них имели место в 1711-1712,1714,1717 гг. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан.  Несмотря на отдельные удачи хана Тауке в мелких сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертысу, Тарбагатаю и в Жетысу, все дальше отступая на восток.  Однако можно сделать вывод, что Тауке хан был сильным государем и последним из казахских ханов, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза. Вскоре после смерти Тауке хана (1718г.) во всех трех жузах появились свои ханы, родословная которых очень запутана. С тех пор жузы превратились в самостоятельные ханства, которые,однако, не имели особых названий, и хан каждого жуза соответственно именовался ханом Ұлы жуза, ханом Орта жуза, ханом Кіші жуза. 

Абылай хан (Абилмансур) Выдающийся государственный деятель, храбрый полководец и дальновидный политик. Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа. АБЫЛАЙ, Абилмансур (1711 (в русских источниках — 1713) — 23.05.1781) — крупный государственный деятель, полководец, дипломат. Потомок Жангир-хана в пятом поколении. Рос храбрым, сметливым и умным, с юных лет познал тяготы жизни. В годы «Ақтабан шубырынды» («Годы Великого бедствия»), оставшись сиротой, нашел приют у Толе би, который поручил ему пасти своих верблюдов. По сведениям Бухар жырау, Умбетей жырау и других представителей устного творчества, Абылай уже в молодости стал известным воином. В сражениях 1730 — 1740 годов против джунгар Абылай обрел славу батыра, неся сокрушительные удары джунгарским захватчикам. В одном из сражений Абылай убил Шарыша сына джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрэна. После победного боя стал султаном Среднего жуза. Все называли его Абылаем в честь деда. Новый этап укрепления власти Абылая (1744) совпал с переездом Абилмамбет-хана в Туркестан. В 1752 году руководимое Абылаем войско (примерно 15–20 тысяч человек) отбило нападение ойратов. В декабре 1753 года успешно сражаясь с джунгарами, Абылай освободил значительную часть казахских земель, взяв в плен 3000 калмыков. В 1754 — 1755 годы кыргызы напали па некоторые аулы в Жетысу, разгромили отряды батыров Жаугаш, Кокжал Барака и Шынкожы на беpегax pек Аксу, Коксу и Чу. В ответ Абылай собрал значительное войско и дал отпор кыргызам, очистив междуречье Иле и Чy от захватчиков. В 1756 году под руководством Абылая казахи дважды воевали против объединенных сил китайцев и калмыков, в одном из сражений потерпели поражение (сам Абылай получил ранение), в другом одержали победу. В 1757 воины Абылая численностью 6 тысяч человек успешно боролись против китайских войск, в состав которых входило 40 тысяч человек. В результате китайцы попросили у Абылая мира. Абылай вел длительную борьбу с калмыками. В 1771 году Абылая официально признали ханом всего казахского народа, китайский император, джунгарский хунтайджи, среднеазиатские правители, российская императрица Екатерина II боясь возросшего авторитета Абылая, считались с ним только как с ханом Среднего жуза. В 1772 году Абылай повторно присягнул на верность России, что позволило, с одной стороны, обезопасить юго-восточные рубежи от возможной китайской агрессии, а с другой — вести отношения с Россией в рамках, существовавших в то время правовых установлений. Все свои силы отдавал укреплению Казахского ханства. Абылай сумел объединить силы Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство. Вел свою политику в соответствии с геополитическим положением Казахского ханства, находящегося между империями — Россией и Китаем. Не прерывал дипломатических отношений с Цинской империей, умело используя разногласия между Россией и Китайской империей в интересах Казахского ханства. Для расширения дипломатических связей Казахского ханства активно развивал переговорный диалог с правителем Афганистана Ахмат-шахом Дуррани, готовил посольства в Турцию. Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа. Он сочинил кюи: «Ақ толқын», «Булан жігіт», «Дуние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Қоржың қакпай», «Майда жел», «Садақ қаққан», «Сары бура», «Шаңды жорық" и других. Абылай провел жизнь в походах, скончался на берегу реки Арыс в Южно-Казахстанской области. Похоронен в мавзолее-мечети Ходжа Ахмета Яссауи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Разработка урока по истории Казахстана 8 класс тема "Ханство Абылая"

Разработка-конспект урока по истории Казахстана для 8 класса.Тема "Ханство Абылая".приложения....